Учебно-методический комплекс для студентов 1-4 курсов основной группы отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки Тюмень-2010

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

2-го курса

Теоретический раздел

Тема 1. Спорт. Индивидуальный выбор видов спорта или систем физических упражнений (2 часа)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Массовый спорт и спорт высших достижений, их цели и задачи. Спортивная классификация. Студенческий спорт. Особенности организации и планирования спортивной подготовки в вузе. Спортивные соревнования как средство и метод общей физической, профессионально-прикладной, спортивной подготовки студентов. Система студенческих спортивных соревнований. Общественные студенческие спортивные ор-ганизации. Олимпийские игры и Универсиады. Современные популярные системы физических упражнений. Мотивация и обоснование индивидуального выбора студентом вида спорта или системы физических упражнений для регулярных занятий. Краткая психофизиологическая характеристика основных групп видов спорта и систем физических упражнений (2 часа).

Тема 2. Особенности занятий избранным видом спорта или системой физических упражнений* (2 часа)

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Краткая историческая справка. Характеристика особенностей воздействия данного вида спорта (системы физических упражнений) на физическое развитие и подготовленность, психические качества и свойства личности. Модельные характеристики спортсмена высокого класса. Определение цели и задач спортивной подготовки (или занятий системой физических упражнений) в условиях вуза. Возможные формы организации тренировки в вузе.

Перспективное, текущее и оперативное планирование подготовки. Основные пути достижения необходимой структуры подготовленности занимающихся. Контроль за эффективностью тренировочных занятий. Специальные зачетные требования и нормативы по годам (семестрам) обучения по избранному виду спорта или системе физических упражнений. Календарь студенческих соревнований. Спортивная классификация и правила спортивных соревнований в избранном виде спорта (2 часа).

*Примечание. Тема излагается с учетом профессиональной деятельности выпускников каждого факультета

Тема 3. Самоконтроль занимающихся физическими упражнениями и спортом

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ. Диагностика и самодиагностика состояния организма при регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Врачебный контроль, его содержание. Педагогический контроль, его содержание. Самоконтроль, его основные методы, показатели и дневник самоконтроля. Использование методов стандартов, антропометрических индексов, номограмм функциональных проб, упражнений-тестов для оценки физического развития, телосложения, функционального состояния организма, физической подготовленности. Коррекция содержания и методики занятий физическими упражнениями и спортом по результатам показателей контроля(2 часа).

Методико-практический раздел

Тема 1. Методы оценки и коррекции осанки и телосложения (2 часа)

Краткое содержание. Осанка. Форма спины. Методы оценки осанки. Способы выявления сколиоза. Тип телосложения. Конституция человека. Определение степени ожирения. Определение идеальной массы тела. Весо-ростовой индекс. Пропорциональность - индексы и коэффициенты. Физические упражнения для профилактики и коррекции нарушения осанки. Дневник самоконтроля. Физические упражнения для профилактики и коррекции массы тела.

Тема 2. Методы самоконтроля состояния здоровья и физического развития (стандарты, индексы, программы, формулы и др.) (2 часа)

Краткое содержание. Оценка физического развития. Оценка уровня соматического здоровья по Г.П. Апанасенко (определение весоростового индекса, жизненного и силового индексов, индекса Эриксона, проведение пробы Летунова).

Ортостатическая проба, проба Генчи (задержка дыхания на выдохе), проба Руфье.

Тема 3. Методы самоконтроля за функциональным состоянием организма (функциональные пробы) (2 часа)

Краткое содержание. Артериальное давление. Процедура измерения артериального давления. Определение функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы с помощью степ-теста. Методы измерения частоты сердечных сокращений. Контроль за состоянием сердечно-сосудистой системы. Ортостатическая проба. Проба Штанге. Проба Руфье. Проба с приседаниями (проба Мартине). Оценка функций внешнего дыхания (частота дыхания, жизненная емкость легких).

Тема 4. Методика проведения учебно-тренировочного занятия (2 часа)

Краткое содержание. Организация и построение занятий. Цели и задачи занятия. Вводная, основная и заключительная части занятия. Физиологическая кривая и параметры нагрузки. Контроль за воздействием на организм нагрузок разной интенсивности. Средства и методы решения задач разной направленности: оздоровительных, обучающих, развивающих, воспитательных.

Тема 5. Методы самооценки специальной физической и спортивной подготовленности по избранному виду спорта (тесты, контрольные задания) (2 часа)

Краткое содержание. Контрольные упражнения и тесты для определения специальной физической подготовленности в баскетболе: челночный бег 3х10; бег сходу 30 м; прыжок по Абалакову и др.

Контрольные упражнения и тесты для определения технической подготовленности в баскетболе: передачи в круг на стене за 30 секунд; броски со штрафной; ведение мяча змейкой и др.

Тема 6. Методика индивидуального подхода и применение средств для направленного развития отдельных физических качеств (2 часа)

Краткое содержание. Физические качества и сенситивные периоды их развития. Гетерохронность развития физических качеств. Индивидуально-типологические особенности людей и развитие физических качеств. Методики развития различных физических качеств. Интенсивность и продолжительность выполняемых упражнений; длительность интервалов отдыха и количество повторений.

Тема 7. Основы методики организации судейства по избранному виду спорта (2 часа)

Краткое содержание. Основные правила соревнований. Положение о соревнованиях. Подготовка мест проведения соревнований. Организация и проведение соревнований. Определение победителей соревнований. Судьи, их обязанности и права. Состав судейской бригады. Порядок судейства. Жесты судей.

В результате проведённого занятия студент должен освоить методику судейства соревнований по избранному виду спорта.

Учебно-тренировочный раздел

Тема 1. Методы развития скоростной выносливости (4 часа)

Краткое содержание. Упражнения:

  1. Скоростное ведение 1-2 мячей в парах (челноком):

  • от лицевой линии до штрафной и обратно;

  • до центра и обратно;

  • до противоположной штрафной и обратно;

  • до противоположной лицевой и обратно.

2. Рывок на 10-20 м с вращением мяча вокруг корпуса, шеи.

4. Передача мяча в парах во время скоростного бега. Один игрок бежит лицом вперед, другой - спиной вперед.

5. Ведение на максимальной скорости с поворотами.

Тема 2. Методы развития скоростно-силовых способностей (4 часа)

Краткое содержание. Упражнения:

1. Серийные прыжки через барьеры с ведением мяча.

2. Игра в «чехарду» с ведением мяча каждым игроком. Во время прыжка игрок берет мяч в руки.

3. Прыжки через скакалку с ведением мяча. Вращающие скакалку также ведут мяч.

4. Прыжки через длинную скакалку в парах с передачами мяча. Игроки, вращающие скакалку, передают мяч.

Тема 3. Обучение технике и тактике игры (70 часов)

3.1. Обучение технике игры

3.1.1. Техника нападения

Техника передвижений

Стойки баскетболиста в нападении: на месте; в сочетании с передвижениями и остановками; после старта из различных и.п.

Бег с изменением направления движения, лицом и спиной вперёд. Остановка двумя шагами и прыжком. Повороты передний и задний. Прыжки толчком одной, и двух ног. Приземление. Ходьба.

Техника владения мячом

Обучение технике ловли и передачи мяча.

Ловля мяча одной рукой. Ловля мяча в движении бегом. Ловля высоко и низко летящего мяча. Передача в движении после ловли. Передача в движении после ведения. Передачи в движении во встречных колоннах. Передачи в движении при параллельном передвижении игроков к противоположному щиту. Передачи в движении по кругу.

Обучение технике ведение мяча: на месте, медленным бегом, на максимальной скорости. Ведение по прямой – остановка заданным способом – передача. Ведение с изменением высоты отскока. Ведение с изменением скорости. Ведение с изменением направления в условиях сопротивления.

Обучение технике бросков мяча.

Броски мяча в корзину с близкого расстояния сначала под углом 45 градусов к щиту (с отскоком), затем прямо перед корзиной.

Броски мяча с линии штрафного, соблюдая все правила его выполнения.

Бросок в движении, после ловли мяча. Бросок в движении, после ведения мяча.

Бросок в прыжке около стенки или в парах. Бросок в прыжке с расстояния 1,5-2 м. Бросок в прыжке после ловли мяча. Бросок в прыжке после ведения мяча.

3.1.2. Техника защиты

Обучение технике передвижений

Перемещение в защитной стойке приставными шагами в стороны под счет. Перемещение в защитной стойке вперед, назад, под счет. Варианты перемещений в защитной стойке по слуховому, по зрительному сигналам. Перемещение в защитной стойке с повторением действий партнера. Подвижные игры: «Пятнашки в парах»; «Коршун и наседка».

Обучение технике накрывания мяча

Бросок с места, защитник старается накрыть мяч без нарушения правил. Бросок в движении, защитник бежит рядом, выбирает момент, чтобы оттолкнуться от пола на долю секунды и постараться накрыть мяч.

Упражнения для обучения технике овладения мячом не попавшим в корзину

Ловля мяча отскочившего от щита. Ловля мяча отскочившего от щита, брошенного в щит другим игроком. То же, но с пассивным сопротивлением защитника. То же, но с активным сопротивлением защитника. Построение в 2 колонны, преподаватель с линии штрафного броска бросает мяч в щит, игроки борются за мяч.

3.2. Обучение тактике игры

3.2.1 Тактика нападения

Групповые действия

Взаимодействия 2-х игроков «передай мяч и выходи», заслон, наведение:

  • выполнений взаимодействий в условиях пассивной и активной защиты;

  • игровое упражнение. Игра на одно кольцо 2х2. Мяч, забитый в кольцо после изучаемых взаимодействий, приносит команде 3 (4) очка;

Взаимодействия 3-х игроков «треугольник», «тройка», «малая восьмёрка», «скрестный выход»:

  • выполнение изучаемых взаимодействий с пассивной и активной защитой;

  • игровое упражнение. Игра на одно кольцо 3х3;

Командные действия

Позиционное нападение.

Расстановка игроков на площадке и определение игровых функций: центровых, нападающих, разыгрывающих.

Построение в треугольниках, квадратах. Передачи стоя на месте различными способами по заданию. студент выполняет передачу и перемещается в конец той колонны, в которую передал мяч.

Построение в треугольниках, квадратах. Студент выполняет передачу после финта, затем перемещается в колонну за передачей.

Игра 5х5 на одно кольцо, но за каждый мяч, заброшенный в корзину после «заслона» засчитывают не два, а 3-4 очка.

Игра 5х5 на одно кольцо, но после любого овладения мячом защитниками команды меняются ролями.

Быстрый прорыв.

Передачи в парах от лицевой линии с броском на противоположном щите на максимальной скорости без ведения мяча.

То же, но в тройках.

Трое нападающих против 2-х защитников. Ведение от средней линии начинает только игрок находящийся в середине и передачу может передать на правый или левый фланги, в зависимости от того какой игрок останется без защитника.

Занимающиеся разбиваются на тройки и выстраиваются лицом к щиту на расстоянии 1,5-2 м. У игроков в середине по мячу. Игрок ударяет мяч о щит, ловит его и передает одному из партнеров, который выполняет рывок к противоположному щиту в момент ловли мяча. Поймав мяч, игрок с ведением устремляется к противоположному щиту, передав мяч третьему игроку, который и завершает атаку броском по кольцу из-под щита. То же выполняет следующая тройка и т.д.

«Быстрый прорыв». Игра ведется 2х2 или 3х3 на один щит. По сигналу ведущего команда, владеющая мячом, совершает быстрый прорыв к противоположному щиту, после чего игра продолжается уже у этого щита, вплоть до нового сигнала.

3.2.2. Тактика защиты

Индивидуальные действия

Занимающиеся выстраиваются в колонну по одному против каждого кольца. Перед направляющим колонны располагается защитник. Направляющий выполняет движение шагом по кругу в области штрафного броска; защитник, передвигаясь в защитной стойке приставными шагами, выбирает наиболее рациональную позицию в зависимости от места нахождения нападающего. Закончив движение, нападающий становится на место защитника, а защитник уходит в конец колонны и т.д.

В парах: один игрок - нападающий, другой – защитник. Нападающий движется от лицевой до лицевой линии в трехметровом коридоре, выполняя рывки, повороты, резкие остановки, финты. Задача защитника - перемещаясь спиной вперед, всё время находиться между нападающим и своей корзиной. Затем партнеры меняются ролями и по другой стороне площадки перемещаются в обратную сторону.

Групповые действия

Объяснение и показ изучаемого взаимодействия на демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке. Многократное противодействие боковому заслону, наведению, пересечению переключением и проскальзыванием в ситуации 2х2 с продвижением вдоль площадки.

Подстраховка и организация группового отбора в ситуации 2х1 при продвижении вдоль площадки.

Командные действия

Обучение личной защите. Обучение зонной защите. Обучение смешанной защите.

Тема 4. Соревновательная и судейская практика (20 часов)

Краткое содержание. Разработка положения о соревнованиях.Организация и проведение соревнований по баскетболу. Участие в соревнованиях по баскетболу между группами, курсами, факультетами и институтами. Правила игры и методика судейства соревнований. Эволюция правил игры по баскетболу. Действующие правила игры. Терминология и жестикуляция. Обязанности членов судейской бригады. Ведение документации соревнований.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки

    Учебно-методический комплекс
    А.К. Ковалевский Физическая культура: учебно-методический комплекс для студентов специальной медицинской группы 1-4 курсов отделения дневного обучения всех специальностей и направлений подготовки
  2. Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс для студентов IV-V курсов дневного отделения специальности «История» по «Исторической тюркологии» рекомендован к изданию кафедрой истории Сибайского института (филиала) Башкирского государственного университета.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов Сибайского института, обучающихся по специальности 030401 «История» Рекомендовано советом юридического факультета (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Историческая тюркология» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для студентов специальности 030401 «История» и предназначен для формирования целостного
  4. Учебно-методический комплекс Составитель: В. В. Корякова, доцент история и практика художественно-спортивных представлений Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений

    Учебно-методический комплекс
    История и практика художественно-спортивных представлений: учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности 070209.
  5. Учебно-методический комплекс для студентов очного и заочного отделений, обучающихся по специальности (2)

    Учебно-методический комплекс
    « Учебно - практические занятия по освоению специфических особенностей режиссуры театрализованных представлений и праздников»: учебно-методический комплекс для студ.
  6. Учебно-методический комплекс для студентов отделения заочного обучения специальности

    Учебно-методический комплекс
    008 СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫЙ ПЛАН 3 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК 5 ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ 18 РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ 3 ФИЛОСОФИЯ 5 Д) Сократ 31 КУЛЬТУРОЛОГИЯ 33 ЭКОНОМИКА 35 МАТЕМАТИКА 3 ИНФОРМАТИКА 39 ФИЗИКА 41 ХИМИЯ 44 БИОЛОГИЯ
  7. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 050601. 65 «Музыкальное образование» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В государственном образовательном стандарте подготовки специалистов по специальности «Музыкальное образование» указаны следующие положения, обязательные для изучения в рамках дисциплины «Теория музыкального образования»: «Сущность
  8. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения по специальности 030501(65) «Юриспруденция» томск-2011

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
  9. Учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделений, обучающихся по специальности

    Учебно-методический комплекс
    Основы сценического движения: учебно-методический комплекс для студентов дневного и заочного отделения, обучающихся по специальности 070209. 65 «Режиссура театрализованных представлений и праздников» / сост.

Другие похожие документы..