Рабочая программа образовательного курса «биология. 10 Класс» (Раздел «общая биология»)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КУРСА «БИОЛОГИЯ. 10 КЛАСС» (Раздел «ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ»)

(68 часов в год, 2 часа в неделю)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлен на формирование у учащихся знаний о живой природе, ее отличительных признаках - уровневой организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания на базовом уровне составляет культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественнонаучной картины мира, ценностных ориентации, реализующему гуманизацию биологического образования. Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе на базовом уровне составляют ведущие идеи - отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии курса: Биология как наука. Методы научного познания; Клетка; Организм; Вид; Экосистемы.

В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени (10 часов) для более широкого использования, наряду с уроком, разнообразных форм организации учебного процесса (экскурсий, лабораторных и практических работ, семинаров) и внедрения современных педагогических технологий.

Цели программы:

Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о биологических системах (клетка, организм, вид, экосистема); истории
    развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической
    науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины
    мира; методах научного познания;

  • овладение умениями обосновьюать место и роль биологических знаний в практической
    деятельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами
    с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и
    анализировать информацию о живых объектах;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе
    изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных
    и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций,
    различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными
    источниками информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного
    отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при
    обсуждении биологических проблем;

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки
    последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и
    собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил
    поведения в природе.

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне являются: сравнение объектов, анализ, оценка, поиск информации в различных источниках.

Раздел 1. ВВДЕНИЕ. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (4 ч)

Объект изучения биологии - живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.

Демонстрации

Биологические системы

Уровни организации живой природы Методы познания живой природы

Раздел 2. КЛЕТКА (27 ч)

Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, КБэр, М,Шлейден и Т.Шванн), Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.

Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.

Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа. Строение и функции хромосом. ДНК ~ носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.

Демонстрации

Строение молекулы белка

Строение молекулы ДНК

Строение молекулы РНК

Строение клетки

Строение клеток прокариот и эукариот

Строение вируса

Хромосомы

Характеристика гена

Удвоение молекулы ДНК

Лабораторные и практические работы

Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание

Сравнение строения клеток растений и животных Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений

Раздел 3. ОРГАНИЗМ (10 час)

Организм - единое целое. Многообразие организмов.

Обмен веществ и превращения энергии - свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.

Размножение - свойство организмов. Деление клетки - основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.

Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.

Наследственность и изменчивость - свойства организмов. Генетика наука о закономерностях наследственности и изменчивости. Г.Мендель - основоположник генетики. Генетическая терминология и _символика._ Закономерности наследования установленные Г.Менделем. Хромосомная теория

наследственности. Современные представления о гене и геноме.

Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.

Генетика - теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.

Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).

Демонстрации

Многообразие организмов

Обмен веществ и превращения энергии в клетке

Фотосинтез

Деление клетки (митоз, мейоз)

Способы бесполого размножения

Половые клетки

Оплодотворение у растений и животных

Индивидуальное развитие организма

Моногибридное скрещивание

Дигибридное скрещивание

Перекрест хромосом

Неполное доминирование

Сцепленное наследование

Наследование, сцепленное с полом

Наследственные болезни человека

Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность

Мутации

Модификационная изменчивость

Центры многообразия и происхождения культурных растений

Искусственный отбор

Гибридизация

Исследования в области биотехнологии Лабораторные и практические работы

Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства

Составление простейших схем скрещивания Решение элементарных генетических задач

Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм

Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии

Раздел 4. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ (25 час)

История эволюционных идей. Значение работ К.Линнея, учения Ж.Б.Ламарка, эволюционной теории Ч.Дарвина Роль эволюционной теории в формировании современной естественнонаучной картины мира. Вид, его критерии. Популяция - структурная единица вида, единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Синтетическая теория эволюции. Результаты эволюции. Сохранение многообразия видов как основа устойчивого развития биосферы. Причины вымирания видов. Биологический прогресс и биологический регресс.

Гипотезы происхождения жизни. Отличительные признаки живого. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции. Гипотезы происхождения человека. Доказательства родства человека с млекопитающими животными. Эволюция человека. Происхоэюдение человеческих рас.

Демонстрации

Критерии вида

Популяция - структурная единица вида, единица эволюции

Движущие силы эволюции

Возникновение и многообразие приспособлений у организмов

Образование новых видов в природе

Эволюция растительного мира

Эволюция животного мира

Редкие и исчезающие виды

Формы сохранности ископаемых растений и животных

Движущие силы антропогенеза

Происхождение человека

Происхождение человеческих рас

Лабораторные и практические работы

Описание особей вида по морфологическому критерию Выявление изменчивости у особей одного вида Выявление приспособлений у организмов к среде обитания Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека

Резервное время - 2 часа

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина);

учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя,, закономерностей

изменчивости;

строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);

сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;

вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику;

  1. Рабочая программа по экономике для 10 класса (среднего (полного) общего образования ) (1)

    Рабочая программа
    Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по экономике представляет комплекс знаний по экономике, минимально необходимый современному гражданину России.
  2. Рабочая программа по экономике для 10 класса (среднего (полного) общего образования ) (2)

    Рабочая программа
    Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят навыки, умения и ключевые компетентности, необходимые для социализации в экономической сфере.
  3. Рабочая программа образовательного курса «Биология»

    Рабочая программа
    Рабочая программа создана на основе авторской программы В.В. Пасечника, В.В. Латюшина, В.М. Пакуловой 6-11 класс, и примерной программы по биологии основного общего образования.
  4. Рабочая программа по предмету «Химии» (8 класс) учителя химии и биологии

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа по предмету «Химия» для учащихся 8 класса разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного (полного) общего образования.
  5. Рабочая программа педагога кондрашова Алексея Николаевича, 2 квалификационная категория По биологии, 7 класс Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    «О региональном (национально-региональном компоненте дошкольного, начального общего, основного общего среднего (полного) общего образования Свердловской области».
  6. Рабочая учебная программа по биологии человека (название) по основной образовательной программе

    Рабочая учебная программа
    Курс «Биология человека» относится к курсу общепрофессиональных дисциплин (базовая часть) федерального компонента и органично связан со многими дисциплинами естественнонаучного цикла (химией, физикой и др.
  7. Рабочая учебная программа по Современным концепциям естествознания (название) по основной образовательной программе

    Рабочая учебная программа
    Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 020400 Биология, утвержденного Приказом МОиН РФ 04 февраля 2010 №_101
  8. Рабочая программа педагога Изюмовой Светланы Васильевны (II квалификационная категория) по учебному курсу «Общая биология» 10 класс (базовый уровень (1)

    Рабочая программа
    Приказа Минобразования Российской Федерации от 09.03.2004 года №1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации,
  9. Рабочая программа педагога кондрашова Алексея Николаевича, 2 квалификационная категория По биологии, 9 класс Рассмотрено на заседании

    Рабочая программа
    И.Н. Пономаревой (сборник программ по биологии для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев – М., изд. "Дрофа", 2001 г., рассчитанной на 68 часов (2 урока в неделю)

Другие похожие документы..