Учебно-методичесое пособие липецк 2008 ббк

3. Некоторые аспекты перевода административной реформы на уровень муниципальных образований

В рамках областной программы «Административная реформа в Липецкой области (2006-2008гг.)» намечено:

  • внедрить в исполнительных органах государственной власти области административные регламенты по большинству выполняемых функций, механизм управления по результатам, новые эффективные механизмы досудебного обжалования решений и действий органов исполнительной власти области и их должностных лиц;

  • внедрить систему аутсорсинга административно-управленческих процессов (алгоритма передачи части административно-управленческих процессов на выполнение частным компаниям);

  • усовершенствовать систему государственных закупок для нужд области и муниципальных закупок;

  • ввести в действие систему обеспечения реализации административной реформы во всех муниципальных образованиях области.

В этой связи от администраций городских округов, муниципальных районов и поселений требуется установление оперативного контроля за выполнением мероприятий муниципальных программ по реализации реформы.

Реализация административной реформы в муниципальных образованиях, также как и деятельность по реализации Федерального закона № 131, требует особого внимания органов местного самоуправления к проблеме повышения эффективности муниципального управления. В связи с этим возникает необходимость в разработке необходимых документов по ее практическому проведению.

В помощь руководителям органов местного самоуправления администрацией области при содействии ассоциации «Совет муниципальных образований Липецкой области» и научных сотрудников ЛГТУ подготовлено консультационно-методическое пособие по регламентации муниципальных функций и услуг «Административная реформа: проблемы, подходы и способы реализации в муниципальных образованиях Липецкой области. В нем довольно подробно изложены материалы по этому направлению деятельности ОМСУ. Поэтому в настоящем пособии акцент сделан лишь на практических мерах по переводу административной реформы на муниципальный уровень.

«Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 годах» предусматривает применительно к муниципальным образованиям необходимость расширения рамок открытости информации о деятельности органов местного самоуправления. Для оценки этой открытости требуется введение рейтингов ОМСУ по данному критерию. В этих целях планируется создание на специально выделенном сервере электронной базы данных обо всех принятых органами местного самоуправления решениях, затрагивающих права и интересы населения.

«Концепция…» предусматривает также необходимость передачи отдельных функций органов местного самоуправления по контролю и надзору, создаваемым саморегулируемым организациям в целях повышения эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и структур гражданского общества.

В «Концепции…» имеется юридическое обоснование ряда других мероприятий по административному реформированию на местном уровне. Их реализация также требует каждодневного внимания к себе со стороны органов местного самоуправления. Поэтому при администрации каждого муниципального образования должен действовать эффективный координирующий и контролирующий эту работу орган. Однако созданные муниципальные комиссии по проведению административной реформы пока не продвинулись в своей работе дальше формирования планов мероприятий по реализации реформы, не определились с формами и методами мониторинга и контроля за их выполнением.

В связи с этим руководителям органов местного самоуправления предлагается:

  • взыскательно проанализировать механизм исполнения структурными подразделениями органов местного самоуправления нормотворческих, контрольных, распорядительных и исполнительных функций;

  • выявить проблемы, возникающие либо могущие возникнуть в сфере муниципального управления при осуществлении указанных функций и реализации переданных отдельных государственных полномочий;

  • разработать конкретные мероприятия по решению обозначенных проблемных вопросов, определить ответственных исполнителей и сроки их реализации;

  • установить персональный контроль за ходом проведения административной реформы в каждом муниципальном образовании, с регулярным заслушиванием отчетов руководителей структурных подразделений администрации города, района, поселения о проделанной работе на заседаниях комиссии по проведению административной реформы.

  • особое внимание обратить на осуществление профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров муниципальных служащих, в первую очередь, - за счет собственных источников местных бюджетов. При этом обеспечить:

- их включение в систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации муниципальных служащих области, ориентированную на повышение результативности и эффективности в решении вопросов местного значения;

- профессиональную подготовку муниципальных служащих, замещающих должности по конкурсу;

- формирование необходимого кадрового резерва муниципальной службы;

- внедрение в практику обучения новых образовательных технологий (в т.ч. дистанционных) с целью снижения затрат на подготовку, профессиональную переподготовку и повышение квалификации муниципальных служащих и выборных должностных лиц ОМСУ.

В целях дальнейшего укрепления кадрового потенциала необходимо обеспечить широкое использование возможностей очередных и досрочных выборов должностных лиц органов местного самоуправления. Так, в 2007-2008гг. проведены выборы глав 14-ти муниципальных районов, г. Ельца, 37 сельсоветов и 1 городского поселения, в т.ч. - досрочные выборы глав Воловского, Тербунского, Усманского и Измалковского муниципальных районов, городского поселения г. Лебедянь.

Практика показала, что избранные из резерва кадров новые главы администраций муниципальных образований уже заявляют о себе более современными подходами к управленческой деятельности. Такую практику необходимо распространить на городские и сельские поселения.

В дальнейшей работе с кадрами следует учесть изменения, произошедшие в структуре администраций, количественном и качественном составе муниципальных служащих в процессе реализации Федерального закона №131 (численность муниципальных служащих увеличилась по сравнению с 2006 годом на 609 чел. и составила на 01.01.2008г. 4217 человек. Средний возраст муниципальных служащих приблизился к 42 годам. Если на 1 января 2006г. высшее образование имели 66% муниципальных служащих, в настоящее время этот показатель достиг 70%, а 10 муниципальных служащих имеют ученую степень).

В т.г. закончили ВУЗы 67 служащих (в 2007 году получили высшее образование 106 человек). Поступили в 2007 году на заочное отделение филиала ОРАГС 91 муниципальный служащий, что составляет 16% от общего количества студентов-заочников. Среди слушателей очного отделения филиала академии насчитывается 277 муниципальных служащих, направленных администрациями городов и районов на обучение за счет средств областного бюджета, что составляет почти половину всех слушателей академии. В Липецком филиале ОРАГС проходят обучение 368 муниципальных служащих, в высших учебных заведениях – 301 чел. На курсах по различной тематике за I полугодие текущего года повысили свою квалификацию 467 муниципальных служащих (11,1% от общей численности).

В целях дальнейшего увеличения количества муниципальных служащих с высшим образованием необходимо принять более энергичные меры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, в первую очередь – в Данковском, Становлянском, Измалковском районах, где количество муниципальных служащих с высшим образованием не достигает и 60%.

Требует должного внимания к себе подготовка депутатского корпуса городских, районных и сельских Советов депутатов (для реализации переданных ОМСУ полномочий в ходе последних выборов избраны 3292 депутата представительных органов муниципальных образований, что составляет 99,4% от общего количества имеющихся мандатов).

В целях повышения их компетентности в решении вопросов местного значения, на ежемесячных семинарах, проводимых администрацией области и областным Советом депутатов, осуществляется подготовка председателей районных и городских Советов депутатов. Главам же городских округов и муниципальных районов необходимо оказать им содействие в организации информирования депутатов городских и сельских Советов депутатов о проблемах административной реформы и новых подходах в организации деятельности ОМСУ (на еженедельных оперативных совещаниях, семинарах, встречах в трудовых коллективах, «круглых столах» и т.д.).

4. Разработка и внедрение регламентов

внутренней организации ОМСУ,

исполнения функций по предоставлению государственных и муниципальных услуг

Этот вопрос также является одним из наиболее значимых в процессе реформирования местного самоуправления, поскольку только высокоорганизованная система муниципального управления способна при необходимом уровне «комфортности» обеспечить население территории необходимыми услугами с минимальными затратами времени и средств.

Как показывает анализ, в настоящее время регламенты деятельности администраций муниципальных районов и городских округов повсеместно разработаны и утверждены соответствующими документами органов местного самоуправления.

Что же касается предоставления услуг населению в соответствии с утвержденными регламентами, то эта работа требует к себе более пристального внимания руководителей ОМСУ, также как и создание МФЦ по оказанию этих услуг.

В Липецкой области безусловным лидером в этой работе является администрация Елецкого района, где в текущем году приступил к работе первый в регионе и в ЦФО МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг.

Здесь разработаны и утверждены 24 регламента оказания услуг:

1) Заключение договоров аренды земельных участков, соглашение о внесении в них изменений или расторжении договоров;

2) Консультирование о местах хранения архивных документов по личному составу, по основной деятельности, хранящихся в государственных, муниципальных и ведомственных архивах Липецкой области, РФ, Ближнего Зарубежья;

3) Назначение и выплата ежемесячного пособия на ребенка, малоимущим семьям, имеющим детей;

4) Присвоение звания «Ветеран труда»;

5) Назначение и выплата субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;

6) Выдача разрешения на строительство и ввод в эксплуатацию объектов промышленного, гражданского и жилищного строительства;

7) Подготовка и выдача предпроектной документации;

8) Подготовка и выдача документации, на признание права собственности;

9) Предоставление прав на земельные участки, на которых расположены здания, строения и сооружения;

10) Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов;

11) Предоставление муниципального имущества в аренду;

12) Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством;

13) Субсидирование процентной ставки по банковским кредитам, полученным в кредитных организациях на территории Липецкой области на приобретение товаров, работ и услуг в целях удовлетворения личных бытовых нужд граждан;

14) Назначение ежемесячной денежной выплаты ветеранам труда, труженикам тыла и жертвам политических репрессий;

15) Назначение и выплата государственной социальной помощи;

16) Назначение и выплата ежемесячного пособия малообеспеченным молодым семьям, имеющим ребенка (детей) от 1,5 до 3 лет;

17) Прием документов для осуществления ежегодной денежной выплаты гражданам, награжденным знаком «Почетный донор России», «Почетный донор СССР»;

18) Выдача справок для назначения государственной социальной стипендии;

19) Прием документов для выплаты пособия на погребение, если умерший не работал и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 196 дней беременности;

20) Прием документов для осуществления 50% компенсации страховых премий по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцам транспортных средств;

21) Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;

22) Назначение ежемесячной денежной выплаты на проезд в автомобильном транспорте межмуниципального сообщения учащимся муниципальных общеобразовательных учреждений, учреждений начального профессионального образования и студентам очной формы обучения учреждений среднего и высшего профессионального образования из малообеспеченных семей;

23) Прием документов для назначения и выплаты ежемесячной доплаты за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Липецкой областью гражданам РФ, проживающим на территории Елецкого района, устанавливаемой к государственной пенсии;

24) Выдача отдельным категориям граждан справок, удостоверяющих право на предоставление льготного проезда на железнодорожном транспорте пригородного сообщения.

Разработаны и находятся на экспертизе еще 20 регламентов:

1) Выдача единых социальных проездных билетов пенсионерам, не относящимся к льготным категориям граждан и получающим пенсию в размере ниже величины прожиточного минимума, установленного для пенсионеров;

2) Предоставление государственной услуги «Социальное такси» для инвалидов и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации;

3) Прием заявлений на оказание услуг, связанных с медико-социальной реабилитацией, в том числе предоставление в прокат технических средств реабилитации и передвижения, обучения пользования ими, а также предоставление в прокат физиотерапевтических аппаратов и других предметов медицинского назначения;

4) Консультирование в вопросах жизнеустройства граждан без определенного места жительства и занятий и освобожденных из мест лишения свободы;

5) Прием документов и формирование личных дел на детей, имеющих право на получение бесплатных социальных путевок в оздоровительные учреждения в соответствии с федеральным законодательством и законодательством области;

6) Прием обращений, заявлений для оказания социальных услуг малоимущим семьям с детьми, несовершеннолетним;

7) Прием документов для предоставления социальной поддержки и социального обслуживания гражданам пожилого возраста, инвалидам и гражданам, находящихся в трудной жизненной ситуации: оказание разовых социальных услуг;

  1. С. О. Макеева кандидат педагогических наук, доцент Уральской государтвенной юридической академии

    Документ
    Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания (№ 87 от 25.
  2. Развитие публичной библиотеки в г. Н. Тагиле в постсоветский период в 1990 – 2000 – е гг

    Реферат
    Публичные библиотеки в современном варианте появились в XIX в. в Англии. В середине ΧIΧ в. открытие библиотек в России считалось делом престижным, модным, но что самое главное, важным и нужным.

Другие похожие документы..