Учебно-методичесое пособие липецк 2008 ббк

Следует отметить, что социально-экономическое развитие территорий области в 2006-2008гг. характеризуется ростом основных показателей экономического и социального развития в большинстве муниципальных районов и городских округов. Вместе с тем, сохраняется существенная дифференциация по уровню экономического развития муниципальных образований в связи с созданием ОЭЗ регионального уровня и активной инвестиционной политикой, проводимой руководством ряда муниципалитетов.

В целях уменьшения ее уровня органами местного самоуправления реализуются мероприятия по дополнительному поступлению налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты и во внебюджетные фонды. С учетом того, что с 1 января 2009 года фонд заработной платы сотрудников администраций сельских поселений будет формироваться преимущественно из собранных на их территории налогов, эти направления деятельности становятся актуальными для многих муниципальных образований. Политика администрации области по устранению диспропорций в социально-экономическом развитии территорий по-прежнему направлена на стимулирование мероприятий по повышению доходной части местных бюджетов, развитию промышленности, АПК, малого предпринимательства, повышению качества жизни населения.

Совместные усилия органов власти различных уровней дают определенные положительные результаты. План собственных доходов бюджетов за 2007 год выполнили 15 муниципальных районов, городской округ г. Елец и 228 поселений. Не выполнены бюджеты Елецкого, Липецкого, Становлянского районов и г. Липецка. Бюджеты поселений исполнены на 99,5%. Недополучено 16 млн. руб. земельного налога из-за того, что 83 поселения не справились с годовыми назначениями по нему.

Недоимка по уплате налогов снизилась на 104 млн. руб., удалось добиться позитивных результатов по сокращению недоимок в бюджет физических лиц, прежде всего по транспортному налогу и налогу на имущество.

В структуре собственных доходов местных бюджетов 57% занимает налог на доходы физических лиц. Налоги на имущество формируют 14% доходов, в т.ч. земельный налог – 8%. Налог на имущество физических лиц, являющийся местным налогом, составляет в структуре собственных доходов 0,5%.

В соответствии с оценкой 2008 года, расходы местных бюджетов обеспечены собственными доходами на 47%, за счет безвозмездных поступлений из областного бюджета покрывается 47% расходов, дефицит средств составляет 5%.

Расходы местных бюджетов имеют социально направленный характер. Наиболее значительна доля расходов на образование – 35%. На финансирование мероприятий социальной политики направляется 17% всех расходов бюджета, на здравоохранение и спорт - 15%.

Средства муниципальных бюджетов расходуются в соответствии с бюджетной росписью, в основном на создание комфортной среды для проживания людей. В формировании внебюджетного фонда на благоустройство территорий поселений в 2007 году приняли участие 237 муниципальных образований, при этом в 180-ти из них сумма привлеченных средств превысила 600 руб. на одного жителя.

Совершенствуется система управления муниципальными предприятиями в целях повышения эффективности использования муниципального имущества. Проводится работа по вовлечению в хозяйственный оборот выявленных бесхозяйных объектов, изготовлению технических паспортов на объекты недвижимости, пересмотру договоров аренды в сторону увеличения арендной платы, выявлению неиспользуемых помещений. Сумма средств, полученных от сдачи в аренду муниципального имущества за 2007 год, увеличилась в 1,3 раза. Объекты нежилого фонда предоставляются в пользование арендаторам путем проведения торгов.

Несмотря на сложное финансово-экономическое положение предприятий жилищно-коммунального комплекса, весь объем жилищных и коммунальных услуг предоставляется населению практически без сбоев. В то же время, остается напряженным положение с состоянием жилищного фонда, износ которого составляет 46%. Из-за незначительных объемов капитального ремонта наметилась тенденция роста объемов ветхого и аварийного жилья.

В 2007 году на обслуживании муниципалитетов находилось около 124 тыс.кв.м. ветхого и аварийного жилищного фонда. В 2008 году этот показатель составит (по оценке) около 114,6 тыс.кв.м. в результате реализуемых в области комплексных мероприятий по переселению граждан из непригодного для проживания жилья (за счет средств областного и местных бюджетов приобретается жилье на вторичном рынке, реконструируется ветхое жилье и принимается долевое участие в строительстве жилфонда). По итогам 2007 года около 500 жителей области улучшили свои жилищные условия.

В условиях периодического роста цен и тарифов активизирована работа по социальной поддержке малообеспеченных граждан при оплате жилищных и коммунальных услуг. В 2007 году на жилищно-коммунальные субсидии было направлено более 493 млн. руб. бюджетных средств, что на 17% превышает уровень 2006 года.

На цели социальной поддержки льготных категорий граждан при оплате жилищно-коммунальных услуг в 2007 году были предоставлены бюджетные ассигнования в сумме свыше 767 млн. руб. или на 18% выше уровня 2006 года. В 2008 году данная сумма составит 1,6 млрд. руб.

Принимаются меры по активизации участия в осуществлении местного самоуправления населения и общественности. В практику работы муниципальных образований прочно вошло проведение публичных слушаний по утверждению бюджетов и отчетов об их исполнении, внесению изменений в уставы городов, районов и поселений. В течение 2007 года проведено 857 слушаний. Обеспечивается регулярное проведение заседаний координационных советов и межведомственных комиссий в целях комплексного анализа деятельности предприятий и организаций по привлечению в местные бюджеты и во внебюджетные фонды налогов, сборов и других обязательных платежей.

В результате работы по улучшению инвестиционного климата, привлечения к ней предприятий среднего и малого бизнеса, количество муниципальных районов и городских округов, налоговый потенциал которых обеспечил выполнение закрепленных расходных полномочий, увеличилось в 2007 году до 10, что на 3 больше, чем в 2006 году. По объему инвестиций в основной капитал на душу населения (177 тыс. руб.) лидирует Лев-Толстовский район, высокие показатели достигнуты в г. Липецке (77 тыс. руб.), Лебедянском (76 тыс. руб.) и Грязинском (41 тыс. руб.) районах. К числу аутсайдеров относятся Елецкий, Воловский и Усманский районы, где объем инвестиций составил от 4 до 7 тыс. руб. на человека. Ширится участие ОМСУ в реализации проектов по созданию и развитию особых экономических зон промышленно-производственного типа как федерального, так и регионального уровня. В ОЭЗ «Липецк» привлечено 9 инвесторов с объемом инвестиций около 15 млрд. руб., в зоны промышленно-производственного типа регионального уровня – 6 инвесторов, объем инвестиций составляет около 17 млрд. руб.

Принимаемые меры по улучшению финансовой ситуации позволили за 2007 год в 3,5 раза сократить просроченную задолженность по выплате заработной платы, которая составила 3,7 млн. руб. и не погашена только в 4-х муниципальных районах. Заработная плата в сельскохозяйственном производстве составила 8,1 тыс. руб. или 139% к уровню 2006 года.

В истекшем году введено 705 тыс.м² жилья, (рост – 114%), на душу населения – 0,6м², что в 1,5 раза превышает среднероссийский показатель. Наилучшие результаты достигнуты в Липецком районе (1,13 кв. м.), а в г. Липецке (0,68 кв. м.) и в Елецком районе (0,74 кв. м.), они превышают среднеобластной уровень.

За время реализации приоритетного национального проекта (ПНП) «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» около 7 тыс. семей получили субсидии и льготные целевые займы на строительство (приобретение) жилья. Улучшены жилищные условия 632 семьям молодых специалистов на селе, для них введено и приобретено более 51 тыс.кв.м. жилья.

В рамках реализации ПНП «Здоровье» создаются необходимые условия для повышения объемов, качества и доступности медицинской помощи населению. В 11 районах области функционируют 14 офисов врачей общей практики, укомплектованных современной диагностической аппаратурой, санитарным автотранспортом, жильем для семейных врачей. В зоне их обслуживания проживают более 40 тыс. человек.

В рамках ПНП «Образование» все школы области подключены к широкополосному доступу к сети Интернет, приобретено 65 автобусов для организации подвоза детей в общеобразовательные школы, расположенные в сельской местности.

В то же время, характеризуя качество жизни населения, необходимо отметить следующие недостатки. Остается неблагополучной обстановка с качеством питьевой воды в Лев-Толстовском, Тербунском, Долгоруковском, Измалковском, Данковском, Становлянском и Усманском районах.

Более 10% населенных пунктов области не обеспечены автобусным сообщением, 44% автобусных остановок не обустроены автопавильонами. Низок уровень обеспеченности автобусами общего пользования в Измалковском, Добровском, Задонском, Хлевенском, Становлянском районах и г. Ельце. Только 64% населенных пунктов области обеспечены дорогами с твердым покрытием, остро стоит этот вопрос в Чаплыгинском, Воловском, Становлянском, Краснинском, Данковском, Елецком районах.

Такое положение дел складывается из-за недостаточно активной деятельности некоторых органов местного самоуправления, которые не в полной мере используют возможности по дополнительному привлечению финансовых средств в бюджеты муниципальных образований.

Не изжита убыточность муниципальных организаций и предприятий, имеют место факты сокрытия физическими лицами доходов от налогообложения, выплаты «теневой» заработной платы и неуплаты налога на доходы физических лиц. Недоимка по платежам в бюджет области на 01.01.2008г. составила 277 млн. руб., задолженность по арендной плате за землю - 80 млн. руб. Обеими городскими округами и 13-ю муниципальными районами не выполнено задание по дополнительному привлечению средств в бюджеты территорий.

В целях выравнивания финансовых возможностей территорий администрацией области осуществляется поддержка отраслей хозяйственного комплекса в виде налогового стимулирования, субсидирования процентов по банковским кредитам, прямого финансирования из областного бюджета, стимулирования развития депрессивных муниципальных образований с низким промышленным потенциалом через механизм создания ОЭЗ регионального уровня.

Местным бюджетам предоставляются субсидии из областного фонда софинансирования расходов и направляются бюджетные инвестиции на осуществление капитального ремонта объектов муниципальной собственности.

Почти половину расходов областного бюджета (9,6 млрд. руб.) составили в 2007 году межбюджетные трансферты муниципальным образованиям. На выравнивание финансовых возможностей муниципальных образований направлено 7,2 млрд. руб. На благоустройство территорий 278 поселений получили субсидии из фонда софинансирования социальных расходов в сумме 587 млн. руб. Городским округам и муниципальным районам перечислено из фонда муниципального развития 472 млн. руб.

На финансирование расходных обязательств органов местного самоуправления направлено 11,7 млрд. руб. или на 30% больше уровня 2006г. Объем расходов местных бюджетов увеличился на 2,7 млрд. руб., из них бюджетов поселений - на 951 млн. руб. (рост 162%). Получателями финансовой помощи явились все муниципальные образования области. Их бюджеты проинвентаризированы, расходные обязательства приведены в соответствие с полномочиями, установленными 131-ФЗ.

Для выравнивания финансовых возможностей муниципальных образований по осуществлению ими полномочий по решению ВМЗ, установленных 131-ФЗ, в областном бюджете ежегодно предусматриваются средства в областных фондах финансовой поддержки муниципальных образований области, таких как:

- фонд финансовой поддержки муниципальных районов (городских округов) – 2006 год – 592,9 млн. руб., 2007 год – 432,3 млн. руб., 2008 год – 326,8 млн. руб.;

- фонд финансовой поддержки поселений - 2006 год – 682,5 млн. руб., 2007 год – 628,1 млн. руб., 2008 год – 669,2 млн. руб.;

- фонд на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов - 2006 год – 93,5 млн. руб., 2007 год – 720,5 млн. руб., 2008 год – 232,5 млн. руб. Указанные средства в полном объеме перечисляются в местные бюджеты.

В 2008 году продолжена работа по поддержке органов местного самоуправления в решении таких вопросов, как благоустройство территорий, водоснабжение, газификация, ремонт жилого фонда, строительство и капитальный ремонт объектов соцкультсферы путем выделения на условиях софинансирования субсидий из областного фонда софинансирования расходов. В первом полугодии т.г. объем фонда составил 1 379,9 млн. руб., в местные бюджеты направлено 920,4 млн. руб.

В то же время, имеющиеся проблемы и недостатки в работе по решению вопросов местного значения говорят о необходимости принятия органами местного самоуправления более активных мер по реализации административной реформы на муниципальном уровне, переходу на более современные методы управления.

  1. С. О. Макеева кандидат педагогических наук, доцент Уральской государтвенной юридической академии

    Документ
    Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания (№ 87 от 25.
  2. Развитие публичной библиотеки в г. Н. Тагиле в постсоветский период в 1990 – 2000 – е гг

    Реферат
    Публичные библиотеки в современном варианте появились в XIX в. в Англии. В середине ΧIΧ в. открытие библиотек в России считалось делом престижным, модным, но что самое главное, важным и нужным.

Другие похожие документы..