Учебно-методичесое пособие липецк 2008 ббк

Календарный план учебного курса включает ориентировочное время прохождения каждого модуля, даты прохождения промежуточных тестов, ориентировочные даты выполнения практических заданий, дату итогового тестирования, информацию о других видах взаимодействия преподавателей и слушателей и слушателей между собой (участие в дискуссионном клубе «Форум», консультации преподавателя и др.).

Рис.1 Схема изучения учебного курса

При успешном прохождении итогового тестирования слушателю выдается документ государственного образца – удостоверение о прохождении краткосрочных курсов.

Для этого данный документ высылается в управление государственной службы и кадровой работы администрации субъекта РФ.

1.4. Повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг

В рамках ФЦП «Электронная Россия (2002–2010гг.)» проводится работа по внедрению информационно-коммуникативных технологий в деятельность государственных и муниципальных органов власти, которая направлена на повышение доступности и качества предоставляемых услуг, оптимизацию деятельности органов власти, внедрение механизмов противодействия коррупции и повышение информационной открытости властных структур.

В частности, создан Портал государственных услуг, с помощью которого жители области смогут более мобильно и удобно получать регламентированные услуги, увеличивается объем доступной населению информации о деятельности ОМСУ в средствах массовой информации.

Одним из приоритетных направлений административной реформы является создание многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг. Первый такой центр в «пилотном режиме» открыт в Елецком муниципальном районе. В рамках МФЦ предусмотрено реализовать мечту каждого жителя области о «стандарте комфортности» - когда услуги будут предоставляться по принципу «одного окна», в современном, оборудованном по последнему слову техники, помещении.

Елецкий МФЦ создан, в первую очередь, в целях социальной поддержки и социальной защиты граждан пожилого возраста, инвалидов и иных граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, в форме обеспечения быстрого, удобного и экономически эффективного процесса оказания государственных и муниципальных услуг физическим и юридическим лицам.

В Центре предусмотрено оказание более 130 государственных и муниципальных услуг, в его работе будут участвовать на основе заключенных соглашений структуры исполнительной власти федерального и регионального уровней, муниципальные учреждения и службы, о чем более подробно будет освещено в данном сборнике далее.

Немаловажно и то, что в Центре будут также предоставляться услуги, сопутствующие выдаче документов (адвоката, нотариуса, почтовой связи, отделений банков, пенсионного фонда, РКЦ и т.д.). Создание подобных центров в других муниципальных образованиях области будет способствовать противодействию коррупции, ликвидации рынка посредничества при предоставлении государственных и муниципальных услуг, повышению информированности граждан и юридических лиц о порядке, способах и условиях получения услуг, а что самое главное - это позволит населению значительно сэкономить время, снизить моральные издержки и материальные затраты. На сегодняшний день работа в формате МФЦ представляется более приемлемой для муниципальных образований области формой оказания услуг населению, т.к. она менее затратна.

Имеются и другие варианты и формы решения этой проблемы. К примеру, в Нижнем Новгороде, некоторых других регионах, создаются Интернет – порталы госуслуг. Минэкономразвития прорабатывает вопрос предоставления услуг в режиме One-line. Это связано с тем, что предоставление электронных государственных услуг является логическим завершением процессов регламентации и стандартизации государственных услуг в условиях всеохватывающего внедрения в деятельность органов власти IT-технологий.

Определенный интерес для руководителей органов местного самоуправления представляет механизм оказания услуг по принципу «одного окна» в Зеленоградском административном округе г. Москвы, механизм которого раскрывается следующими слайдами, распространенными администрацией префектуры Зеленоградского АО г. Москвы.

1.5. Противодействие коррупции

Одна из целей административной реформы, заслуживающая особого внимания населения, является противодействие коррупции. В 2007 году принята областная целевая программа «О противодействии коррупции в Липецкой области на 2007-2009 годы». Мероприятия программы включают в себя обязательную антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов области, создание в обществе нетерпимого отношения к взяточничеству и коррупционерам, организацию контроля за соблюдением государственными и муниципальными служащими ограничений, связанных с государственной и муниципальной службой, организацию работы «телефонов доверия» для обращения граждан по фактам злоупотреблений должностных лиц. Большая надежда в этой работе возлагается на активную гражданскую позицию жителей области, их участие в проведении публичных слушаний по различным вопросам.

Снижению условий для коррупциогенных проявлений будет способствовать дальнейшее создание МФЦ по предоставлению государственных и муниципальных услуг, поскольку при предоставлении услуг в данном формате существенно снизится количество контактов физических и юридических лиц с должностными лицами органов власти, обеспечена максимальная информированность населения о порядке, способах и условиях получения услуг.

В то же время, несмотря на принимаемые меры по реформированию механизма власти, многие принципы построения государственного и муниципального аппарата, методы управленческой деятельности в определенной степени продолжают оставаться прежними, что негативно сказывается на работе органов власти и нередко способствует проявлению коррупции, в т.ч. на муниципальном уровне. Поэтому антикоррупционная деятельность остается важнейшей составной частью административной реформы.

В этих целях для изменения стереотипов поведения чиновников и остальных граждан, должна быть реализована задача:

  • введения в действие комплекса дополнительных мер по противодействию коррупции;

  • осуществления изменений в методах государственного регулирования экономики и социальной сферы;

  • принятия мер организационного характера в ведомствах с целью предупреждения и пресечения коррупционного поведения должностных лиц и служащих;

  • мобилизации усилий институтов гражданского общества на противодействие коррупции.

Оставляет желать лучшего открытость и прозрачность в работе аппарата органов исполнительной власти и местного самоуправления. Для решения этой проблемы необходимо отработать четкий перечень информации, которую государственные и муниципальные органы обязаны делать доступной для населения и общества в целом. Эта мера необходима также и для формирования цивилизованной предпринимательской среды.

2. Первые результаты реформирования

местного самоуправления в Липецкой области

Муниципальные образования области с 1 января 2006 года реализуют свои полномочия по решению вопросов местного значения в рамках Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Для проведения этой работы в области создана и приведена в соответствие с требованиями указанного Закона необходимая нормативная правовая база.

Оптимизирована структура администраций городов, районов, поселений, введены должности муниципальных служащих, ведающих вопросами бюджетных, имущественных и земельных отношений. В целях самостоятельного исполнения полномочий поселениями заключены необходимые соглашения с предприятиями и организациями сферы ЖКХ, договоры с поставщиками газа, электрической и тепловой энергии, проведена работа по инвентаризации и перераспределению объектов муниципальной собственности, урегулированию земельных отношений, уточнению налогооблагаемой базы. Все муниципальные образования области имеют собственные бюджеты, повсеместно проводятся публичные слушания по проектам бюджетов на очередной финансовый год.

Структурами администрации области и исполнительными органами государственной власти области проводится регулярный мониторинг исполнения программ и мероприятий по социально-экономическому развитию муниципальных образований, комплексный анализ социально-экономического развития проблемных территорий, разрабатываются предложения и мероприятия по устранению негативных тенденций в развитии муниципальных образований.

На их основе принимаются меры по оптимизации деятельности ОМСУ и укреплению экономических основ местного самоуправления. В соответствии с изменениями и дополнениями в федеральном законодательстве по вопросам местного самоуправления, в оперативном режиме вносятся изменения и дополнения в нормативные правовые акты субъекта РФ и муниципальных органов власти. Оказывается содействие ОМСУ в работе по завершению инвентаризации объектов муниципальной собственности, уточнению налогооблагаемой базы по имущественному и земельному налогу, корректировке ставок и порядка уплаты указанных налогов.

Механизмы осуществления местного самоуправления в области регулируются 80 нормативными правовыми актами, в т.ч. 30 законами Липецкой области. В их числе - нормативные правовые акты, определяющие межбюджетные взаимоотношения исполнительных органов государственной власти области с органами местного самоуправления. Для реализации бюджетного процесса местными органами власти издано более 2000 нормативных правовых актов, своевременно приняты документы о введении местных налогов, установлении ставок земельного налога и налога на имущество физических лиц, определении порядка и сроков их уплаты, а также дополнительных налоговых льгот.

В соответствии со ст. 36 Закона Липецкой области от 09.10.07г. № 94-ОЗ «О бюджетном процессе Липецкой области», в целях софинансирования расходных обязательств органов местного самоуправления, в областном бюджете предусматриваются субсидии местным бюджетам из фонда софинансирования расходов. По каждому виду субсидии принят нормативный правовой акт администрации области, устанавливающий условия предоставления и расходования субсидий, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями области. Только в 2008 году принято 11 таких документов. В реестр муниципальных правовых актов в текущем году внесено 435 правовых актов, а всего в нем насчитывается 13182 документа.

Анализ состояния дел по решению ВМЗ в рамках Федерального закона № 131-ФЗ ежегодно осуществляется на съездах муниципальных образований области. В апреле т.г., в ходе III съезда муниципальных образований Липецкой области, проведен очередной тщательный анализ реализации ОМСУ своих полномочий, рассмотрены вопросы кадровой и бюджетной политики, благоустройства территорий и др., обобщён передовой опыт ОМСУ, награждены победители соревнования сельсоветов. В целях дальнейшего развития местного самоуправления, III Съезд принял резолюцию, в которой органам местного самоуправления рекомендовано:

  • продолжить работу с убыточными предприятиями и организациями, представляющими нулевые балансы;

  • активизировать деятельность по выявлению задолженности по налогам на доходы физических лиц, принятию в установленном порядке мер к ее взысканию;

  • усилить разъяснительную работу с населением о необходимости оформления прав собственности на используемые земельные участки и объекты недвижимости, привести действующие нормативные правовые акты по взиманию арендной платы за землю и объекты имущества в соответствие с федеральным и областным законодательством;

  • продолжить работу по уточнению налогооблагаемой базы и сокращению задолженности по налогу на имущество физических лиц, выявлению необоснованно не облагаемых налогом имущественных объектов;

  • организовать принятие местных бюджетов на трехлетний период и т.д.

Итоги съездов, конференций, результаты мониторинга 131-ФЗ говорят о том, что работа в условиях, определенных указанным законом, побуждает многих руководителей органов местного самоуправления к взыскательной оценке своих способностей и роли в решении насущных проблем населения и создании более комфортных условий для его проживания.

Нынешнее состояние местного самоуправления в области говорит о том, что общество созрело для перехода от «самоуправления власти» к «самоуправлению граждан», их активного включения в управленческие процессы. К числу задач реформы местного самоуправления, решенных за время реализации Федерального закона № 131, можно отнести:

  • разграничение полномочий между муниципальными районами, городскими и сельскими поселениями, исполнительными и представительными органами местного самоуправления;

  • упорядочение межбюджетных и имущественных отношений;

  • усиление ответственности ОМСУ, их выборных должностных лиц и муниципальных служащих за состояние дел в муниципальном образовании.

Более устойчивыми темпами развиваются малый бизнес, системы образования и здравоохранения, повышается качество культурного, торгового и бытового обслуживания населения, начинают ощущать свою значимость общественные формирования, создаются необходимые условия для отдыха населения. В поселениях ведется работа по закладке парков, клумб и газонов, формируются добровольные народные и пожарные дружины, проводятся конкурсы на лучшие: дом, усадьбу, улицу, формируются внебюджетные фонды на благоустройство территорий.

В администрациях поселений усиливается понимание того, что их основная задача состоит в создании благоприятного инвестиционного климата, а не в «латании бюджетных дыр» за счет субсидий из областного бюджета. В Воловском, Тербунском, Усманском и Данковском районах проведены референдумы по участию населения в решении местных проблем. Во всех районах ведется работа с населением и предприятиями по обеспечению своевременной уплаты земельного и имущественного налогов, развитию производства на подведомственных территориях, привлечению инвесторов, поиску дополнительных источников доходов бюджета.

В целях повышения эффективности муниципального управления и рационального использования средств, входит в практику укрупнение сельсоветов. В частности, в Тербунском районе проведены референдумы, на которых приняты решения об организации двух новых сельсоветов взамен ранее действовавших пяти. Эти решения узаконены Липецким областным Советом депутатов.

По мере увеличения доходности бюджетов поселений наметилась устойчивая тенденция к сокращению количества полномочий, передаваемых ими на исполнение муниципальным районам. К примеру, поселениями Добринского, Добровского и Хлевенского районов переданы на уровень муниципального района полномочия по решению одного ВМЗ, Данковского, Усманского и Чаплыгинского – 2, Грязинского, Долгоруковского, Задонского, Краснинского, Тербунского, – 3, Елецкого – 4 и лишь в Измалковском районе количество переданных полномочий составляет 9. В ряде территорий муниципальные районы и поселения совместно реализуют полномочия по решению от 1 до 4 ВМЗ. В целом по области 298 поселений делегировали муниципальным районам полномочия по решению 1-4 ВМЗ, 13 поселений – по решению 9 ВМЗ. Остальные полномочия реализуются органами местного самоуправления самостоятельно.

  1. С. О. Макеева кандидат педагогических наук, доцент Уральской государтвенной юридической академии

    Документ
    Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве научного издания (№ 87 от 25.
  2. Развитие публичной библиотеки в г. Н. Тагиле в постсоветский период в 1990 – 2000 – е гг

    Реферат
    Публичные библиотеки в современном варианте появились в XIX в. в Англии. В середине ΧIΧ в. открытие библиотек в России считалось делом престижным, модным, но что самое главное, важным и нужным.

Другие похожие документы..