Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая социология» по направлению «050400 Социально-экономическое образование» профиль «Социология» по циклу опд. Р. 02 Обще профессиональные дисциплины

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Уральский государственный педагогический университет»

Факультет социологии

Кафедра теоретической и прикладной социологии

УТВЕРЖДАЮ:

Проректор по учебной работе УрГПУ

_____________________Т.Н. Шамало

«____» ____________________ г.


РАБОЧАЯ учебная ПРОГРАММА

по дисциплине «Экономическая социология»

по направлению «050400 – Социально-экономическое образование»

профиль «Социология»

по циклу ОПД.Р.02 – Обще профессиональные дисциплины

(национально-региональный компонент)

Очная форма обучения

Курс – 4

Семестр –7

Объём в часах всего –100

в т. ч.: лекции – 30

практические занятия –20

самостоятельная работа –50

Экзамен -7 семестр

Заочная форма обучения

Курс – 3,4

Семестр – 6,7

Объём в часах всего –100

в т. ч.: лекции –10

практические занятия – 4

самостоятельная работа –86

Экзамен - 7 семестр

Контрольная работа - 7 семестр


Екатеринбург 2008
Рабочая учебная программа по дисциплине «Экономическая социология»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический
университет». Екатеринбург, 2008. – 41с.

Составитель:

Деникаева Ольга Валериановна,

доцент, кандидат социологических наук.

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

теоретической и прикладной социологии УрГПУ

Протокол от 23.01.08. № 7. Зав. кафедрой __________ Л.Е. Петрова

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса

УрГПУ выдан сертификат № ______ от ___________ г.

Начальник отдела _________ Р.Ю.Шебалов

1. Пояснительная записка

Специфика содержания программы определена попыткой составителя на основе опыта работы с данным курсом компилировать подходы к структурированию учебного материала, представленные в материалах курсов В.В. Радаева «Экономическая социология» и «Экономическая социология – 2».

Цели курса

Целями преподавания спецкурса «Экономическая социология» являются: освоение студентами основных понятий дисциплины, теоретического и практического материала, касающегося закономерностей экономической жизни, конкретных экономических и социальных проблем, вопросов развития экономики как социального процесса, инициируемого активностью социальных субъектов, интересами, типами мотиваций, поведением, деятельностью и взаимодействием социальных групп и слоев.

Задачи курса

Основные задачи курса включают в себя:

  1. ознакомление студентов со спецификой конкретной социологической науки, исследующей экономическую сферу общественной жизни; ее объектом, предметом; историей развития, методологическими подходами к осмыслению и исследованию экономики с помощью системы категорий, разработанных данной наукой, и ее социальных механизмов;

  2. изучение объективных и субъективных условий функционирования социальных механизмов в сфере экономики и их закономерностей;

  3. исследование взаимосвязи и взаимозависимости, а также особенностей становления и развития экономического сознания и экономического мышления, мотивационного потенциала развития экономической подсистемы в целом и ее элементов, в частности;

  4. изучение особенностей современного этапа экономической и общественной жизни России;

  5. формирование у студентов навыков по проведению исследований в сфере экономических отношений людей, возникающих как в масштабе страны, так и в каждой ее ячейке – в регионах, на предприятиях, в организациях и учреждениях.

Необходимость организации и ресурсного обеспечения самостоятельной работы студентов в значительном объеме привела к идее структурирования лекционного материала как вводного, а затем систематизирующего информацию, получаемую студентами в процессе подготовки к семинарам. Семинарские занятия соотнесены с ключевыми направлениями исследований в современной экономической социологии, основными исследовательскими подходами. Именно потому темы семинарских занятий не совпадают с лекционными, а дополняют, расширяют тематическое поле лекций. Это позволяет студентам знакомиться с работами экономсоциологов самостоятельно, формировать собственное мнение об их назначении и месте в системе современной экономической социологии, не оглядываясь и не дублируя мнение преподавателя. Данный подход способствует созданию атмосферы совместного поиска и осмысления изучаемой проблематики в процессе семинарских занятий.

Формы и методы реализации практического компонента дисциплины.

Семинар состоит из трех частей:

1) групповой опрос по обязательной литературе;

2) доклад и его обсуждение;

3) групповое обсуждение подготовленных дома ответов на общий вопрос.

Первая часть предполагает, что преподаватель задает вопросы аудитории по обязательной литературе с целью убедиться, что ее прочитали все присутствующие студенты (проверка домашнего чтения). Примерная продолжительность – до 15 мин. Вторая часть – выступление докладчика. Обязательный элемент доклада – презентация и обоснование схемы, представляющей собой логическую структуру обсуждаемого текста, т.е. выявляющую связь основных понятий. Примерная продолжительность – до 20 мин. После доклада следует выступление оппонента. Примерная продолжительность – до 10 мин. Далее идут вопросы аудитории к докладчику и оппоненту – до 10 мин. Третья часть включает обсуждение заранее подготовленных вариантов ответа на общий вопрос. Примерная продолжительность – до 25 мин.

К каждому семинару студентам надлежит читать всю основную (обязательную) литературу по теме семинара.

На каждый семинар назначаются докладчик и его/ее оппонент. Докладчик и оппонент определяются заранее, на основе добровольных заявок. Задача докладчика – разобрать рекомендованный к докладу текст. Задача оппонента – разобрать представленный доклад. К каждому предстоящему семинару все студенты получают один общий вопрос по теме семинара и самостоятельно готовят на него индивидуальный ответ. В ходе подготовки ответа на вопрос студентам следует опираться на материалы лекции по теме, обязательную литературу. Тем не менее, примеры они должны придумывать самостоятельно, т.е. не брать их из лекции и рекомендованных к прочтению текстов.

Формы контроля служат средством организации самостоятельной работы наряду с семинарами. Оценивание достижений студента по освоению данного курса осуществляется по кумулятивной системе. Для накопления соответствующей его притязаниям суммы баллов студент выбирает виды работ для самостоятельной подготовки и предъявления: доклад (до 20 баллов), оппонирование на семинаре (до 15 баллов), выполнение и защита реферата (до 20 баллов), подготовка и чтение лекции по одной из тем (до 30 баллов). Суммарно учитывается также текущая работа на семинарах до 5 баллов. Для получения удовлетворительной оценки студент должен набрать не менее 40 баллов и успешно справиться с контрольной работой (тестовыми заданиями), для получения хорошей оценки - более 50, отличной – более 60 баллов.

2.Учебно-тематический планирование

2.1. Учебно-тематическое план очной формы обучения

п/п

Наименование темы,

раздела

Всего трудоёмкость

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

Всего

Лекции

Практические

Лабораторные

Предмет экономической социологии.

4

2

2

2

Хозяйственная мотивация и типы рациональности

4

2

2

2

Старая и новая экономическая социология

10

6

4

2

4

Хозяйственная власть и экономическая культура

6

2

2

4

Социология хозяйственных организаций

8

4

2

2

4

Рынок как форма хозяйства

8

4

2

2

4

Трудовые отношения и трудовой контроль

6

2

2

4

Социология занятости

8

4

2

2

4

Социология домашнего хозяйства

8

4

2

2

4

Социология потребления

8

4

2

2

4

Социология денег

8

4

2

2

4

Мир хозяйства: модели исторического развития

8

4

2

2

4

Формирование и смена хозяйственных идеологий

8

4

2

2

4

  1. 3

Экономическая социология в России

6

4

2

2

2

ИТОГО:

100

50

30

20

50

2.2.Учебно-тематический план заочной формы обучения
  1. Отчет по результатам самообследования факультета социологии по направлению: 050400 Социально-экономическое образование Профиль: 050405 Социология

    Содержательный отчет
    1.2. Нормативно-правовое обеспечение реализации образовательной программы профессиональной подготовки по направлению «050400 – Социально-экономическое образование», профиль: «050405 – социология».
  2. Отчет по результатам самообследования факультета социологии по направлению: 050400 Социально-экономическое образование. Магистерская программа: 050402м социологическое образование

    Содержательный отчет
    1.2. Нормативно-правовое обеспечение реализации образовательной программы профессиональной подготовки по направлению «050400 – Социально-экономическое образование»,
  3. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (1)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  4. Учебный план специальности индекс Название дисциплин Семестр Составитель умк гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины (2)

    Документ
    теория и практика управления образованием" ТОБОЛЬСК, 008 УЧЕБНЫЙ ПЛАН СПЕЦИАЛЬНОСТИ индекс Название дисциплин Семестр Составитель УМК ГСЭ Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины ГСЭ.
  5. Отчет о результатах самообследования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «волгоградский государственный социально-педагогический университет»

    Содержательный отчет
    Самообследование федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» проведено в соответствии с подготовкой
  6. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (2)

    Документ
    Акмеологический словарь [Текст] / [К. А. Абульханова и др.] ; под общ. ред. А. А. Деркача ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос. Федерации. - 2-е изд.
  7. Программы высшего профессионального образования (2)

    Реферат
    Программы дополнительного профессионального образования (программы, завершающиеся присвоением дополнительной квалификации, программы повышения квалификации,
  8. Отчёт по внутреннему аудиту условий, содержания и качества подготовки выпускников

    Реферат
    Форма 10. Сводная таблица обобщенных результатов итоговой аттестации выпускников и контроля знаний студентов по циклам дисциплин направления (специальности)
  9. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (5)

    Документ
    Аверин А.Н. Подготовка кадров в системе профессионального образования [Текст] : учеб. пособие / А.Н.Аверин; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос.

Другие похожие документы..