Программа повышения квалификации учителей по использованию эор в процессе обучения в основной школе. Биология

Учебно-тематический план

п/п

Наименование разделов, дисциплин, тем

Всего ак. часов

В том числе (ак.час)

Формы контроля

Теория

Практические занятия

Самост. работа

Конт-роль

1.

Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы

36

12

12

11

1

Итоговое тестирование

1.1

Информационная образовательная среда как условие реализации основной образовательной программы основного общего образования

3

2

1

Тест на знание нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность учителя в ИОС.

1.2

Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения

10

3

4

3

Тест на знание компонентов информационно-образовательной среды в соответствии с требованиями ФГОС

1.3

Условия осуществления профессиональной деятельности учителя в информационной образовательной среде

7

2

3

2

Тест на знание требований к ИКТ- компетенциям современного учителя (в соответствии с Квалификационными характеристиками должностей работников образования)

1.4

Электронное обучение в информационной образовательной среде

6

2

2

2

Тест на знание веб-платформ, облачных сервисов для онлайн-разработки электронных образовательных ресурсов

1.5

Взаимодействие педагогов в условиях современной открытой информационной образовательной среды

6

2

2

2

Тест на знание сетевого этикета, сетевых методических объединений, профессиональных социальных сетей

1.6

Мониторинг учебной деятельности в информационной образовательной среде

4

1

1

1

1

Тест на знание условий и возможностей использования электронного дневника/журнала

2.

ЭОР в образовательной деятельности по биологии в основной школе

60

16

22

18

4

Контрольные работы

2.1.

Типология ЭОР по биологии, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения по биологии

12

4

4

3

2

Контрольная работа в форме подготовки набора карточек ЭОР по выбранной теме

2.2.

Подготовка и проведение уроков различного типа по биологии в основной школе на основе ЭОР

26

6

10

9

1

Контрольная работа в форме представления технологической карты двух уроков с использованием ЭОР

2.3.

Организация самостоятельной деятельности учащихся по биологии в основной школе на основе ЭОР

21

6

8

6

1

Контрольная работа в форме представления технологической карты организации самостоятельной деятельности учащихся

3.

Подготовка к зачету

12

11

1

Зачет (защита технологической карты изучения темы на основе ЭОР)

Всего часов

108

28

34

40

6

Учебная программа

Модуль 1 (инвариантный). Информационно-образовательная среда (ИОС) основной школы

Тема 1.1. Информационная образовательная среда как условие реализации основной образовательной программы основного общего образования

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования: информационная образовательная среда. Материально-техническое обеспечение, учебно-методическое и информационное обеспечение реализации основной образовательной программы основного общего образования.

Санитарные правила и нормы (СанПиН).

Тема 1.2. Единая информационная образовательная среда и информационная образовательная среда образовательного учреждения

Возможные компоненты информационной образовательной среды образовательного учреждения. Информационная инфраструктура школы: оснащение рабочих мест участников образовательного процесса; мультимедийное оборудование и медиатека.

Информационное пространство района и города. Глобальное информационное образовательное пространство и информационная образовательная среда образовательного учреждения. Электронные образовательные ресурсы, федеральные каталоги и принципы формирования коллекций ресурсов. Федеральный центр информационных образовательных ресурсов и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. Региональные коллекции электронных образовательных ресурсов.

Тема 1.3. Условия осуществления профессиональной деятельности учителя в информационной образовательной среде

Разнообразие программных платформ. Свободное программное обеспечение. Веб-платформа.

ИКТ-компетентность и ИКТ-компетенции современного учителя. Квалификационные характеристики должностей работников образования (Раздел III. Должности педагогических работников. Учитель.). Порядок аттестации педагогических кадров в контексте использования средств ИКТ.

Тема 1.4. Электронное обучение в информационной образовательной среде

Возможности применения инструментов E-Learning (электронного обучения) и дистанционных образовательных технологий в обучении.

Использование веб-платформ в образовательных целях (блоги, социальные сервисы и социальные сети). Использование облачных сервисов для онлайн-разработки электронных образовательных ресурсов.

Тема 1.5. Взаимодействие педагогов в условиях современной открытой ИОС

Сетевое взаимодействие педагогов в информационном образовательном пространстве. Педагогические семинары и конференции в интернете. Сетевые методические объединения и профессиональные социальные сети: сетевой этикет. Электронный документооборот в ИОС: обмен рабочими материалами, публикация документов на сайте школы, в папке с разделенным доступом. Взаимодействие сотрудников с помощью локальной сети, программных средств веб-платформы и ИОС школы.

Тема 1.6. Мониторинг учебной деятельности в информационной образовательной среде

Примеры программных средств управления информационной образовательной средой ОУ, представленные в коллекциях электронных образовательных ресурсов. Разработки 1С, ИнисСофт, КМ и др. Программные средства управления информационной образовательной средой ОУ, бесплатные для образовательных учреждений. Вопросы безопасности личных данных. Электронный журнал. Средства мониторинга результатов учебной деятельности.

Формы промежуточного контроля и итоговой аттестации по модулю

  • Аттестация по модулю

Итоговая аттестация слушателей включает выполнение тестов по отдельным темам и итогового теста.

  • Примеры тестовых заданий (для итоговой контрольной работы)

Что из нижеперечисленного не является функциональным компонентом ИОС школы?

А) медиатека

Б) копировальная техника

В) локальная сеть

Г) сайт школы

Отметьте операционные системы, для которых существуют версии ОМС-плеера

  • Windows

  • Mac OS X

  • Alt Linux

  • FreeBSD

  • Android

Какой из Интернет-сервисов позволяет пользователям одновременно работать с одним и тем же документом или презентацией, отслеживая изменения в версиях?

А)

Б)

В)

Г)

Какие из систем управления обучением бесплатно распространяется как свободное программное обеспечение?

А) Moodle

Б) Blackboard

В) Competentum.МАГИСТР

Г) Hypermethod eLearing 3000

Д) 1С Образование 4. Школа 2.0

Модуль 2. ЭОР в образовательной деятельности по биологии в основной школе

2.1. Типология ЭОР по биологии, их функциональные возможности и общие направления использования в процессе обучения биологии в основной школе

Принципиальные особенности электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов . Основные характеристики модулей ФЦИОР по биологии. Основные типы модулей по биологии: информационные (текст с гиперссылками, иллюстрациями, анимационными вставками, интерактивными моделями); практические (тренажер, практикумы разного типа, исследовательская задача, лабораторная работа); контрольные. Специфика ресурсов единой коллекции цифровых образовательных ресурсов. Подробный анализ инновационных учебных материалов, размещенных на сайте : динамические мультфильмы и интерактивные; дидактические интерактивные игры. Краткое описание общих направлений использования электронных образовательных ресурсов, размещенных на сайтах федерального центра информационных образовательных ресурсов и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов , в процессе обучения биологии: в традиционной модели обучения; при реализации инновационных педагогических технологий; при переходе к новым моделям обучения.

2.2. Подготовка и проведение уроков различного типа по биологии в основной школе на основе ЭОР

Функции ЭОР на разных этапах обучения биологическому содержанию. Общие направления использования ЭОР на разных этапах обучения биологическому содержанию. Подготовка и проведение уроков разного типа на основе использования ЭОР при обучении биологическому содержанию: урок – изучение нового материала: урок-лекция, урок-беседа, урок – лабораторная работа; урок-закрепление знаний и формирование умений: урок-практикум; урок применения изученного материала на разном уровне продуктивности: урок - решение задач, урок - исследовательская работа.

2.3. Организация самостоятельной деятельности учащихся по биологии в основной школе на основе ЭОР

Особенности организации самостоятельной деятельности учащихся при обучении биологии. Функции ЭОР при организации самостоятельной деятельности учащихся разного уровня продуктивности. Модели организации самостоятельной деятельности учащихся на основе использования ЭОР. Обсуждение результатов самостоятельной деятельности учащихся на основе ЭОР: урок-дискуссия; урок-диспут; урок-обобщение; урок-представление результатов исследований; урок-конференция; урок-семинар.

3. Самостоятельная работа по подготовке к зачету

Предусматривает разработку технологической карты изучения содержания темы по биологии 6-9 классов: определение этапов обучения и элементов биологического содержания, при изучении которых целесообразно использование ЭОР; отбор ЭОР; выбор форм взаимодействия учащихся с содержанием ЭОР. Результат разработки технологической карты оценивается методистом.

Формы промежуточного контроля и итоговой аттестации

Промежуточный контроль осуществляется методистом.

Итоговая аттестация проводится в форме зачета по результатам выполнения итогового задания – разработки технологической карты изучения выбранной темы на основе ЭОР.

Дополнительные материалы и информация (список литературы, учебно-методическое обеспечение)

Модуль 1

  • Основная литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.:Просвещение, 2011. – 48с. URL: http://mon.gov.ru/pro/fgos/oob/pr_oob.pdf (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

2. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк, Мультимедиа в образовании. – М.: Дрофа, 2007

  • Дополнительная литература

1. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. – М.: ООО «Ритм», 2005. URL: /lib/index.php?id_res=6209 (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

2. Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования: Каталог / Гл. ред. Тихонов А.Н. - Москва, 2006. - 72 с. URL: / (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

3. Авдеева С.М., Уваров А.Ю. Российская школа на пути к иноформационному обществу: проект «Информатизация системы образования».- URL: /data/2011/01/12/1214866663/03avd0.pdf (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

4. 60. Патаракин Е.Д. Социальные сервисы Веб 2.0 в помощь учителю. - М: Интуит.ру, 2007. - 64 с. URL: /met/ (дата последнего просмотра: 28.08.2011г.)

5. Современные требования к электронным изданиям образовательного характера: Коллективная монография /Л.Г. Гордон, Т.З. Логинова, С.А. Христочевский, Т.Ю. Шпакова– М. : ИПИ РАН, 2008. – 73 с.

6. Рубашкин Д.Д., Дмитриева Н.В. Способы использования ИИСС в учебном процессе. - URL: /ft/005808/iso_project-9.pdf (дата последнего просмотра 03.09.2011 г.)

  • Ресурсы Интернет

  1. Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс]. Режим доступа: </attachment.aspx?id=360>

  2. Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.rcoa.stavsu. ru/doc/metod.doc>

  3. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: </articles/513446/>

  4. Типология мультимедийных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: </forum/topic294.html>

  5. ЭОР: вопросы по внедрению и эксплуатации. Материалы дискуссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: </sites/default/files/synopsis/attachments/EOR_0.pdf >

  • Интернет порталы

  1. – Федеральный цент информационных образовательных ресурсов

  2. – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. /zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками

  4. / - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

  5. /profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

  6. / - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

Модуль 2.

Основная литература:

  1. Агеев В.Н., Древс Ю.Г. Электронные издания учебного назначения: концепции, создание, использование. М., 2003.

  2. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. –СПб.: СВЕТ, 1997. – 400 с. - URL:: /book/597607

  3. Бент Б. Андерсен, Катя ван ден Бринк. Мультимедиа в образовании: специализированный учебный курс. М.: Дрофа, 2007.

  4. Бордовский Г.А., Готская И.Б., Ильина С.П., Снегурова В.И. Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2007. – 31 с.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-2-2

  5. Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна /Под ред. к. пед. наук М.В. Моисеевой. — М.: Издательский дом «Камерон», 2004. — 216 с.

  6. Информационные технологии дистанционного обучения: учебное пособие / В.А.Чистяков, Е.Е.Пущенко, И.И.Задиран, В.А.Дорохов. – Йошкар-Ола: Марийский государственный технический университет, 2009. – 238 с.

  7. Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения: в вопросах и ответах. – М.: Агентство «Социальный проект», 2007. – 32 c.- URL: http://profil.3dn.ru/load/9-1-0-38; /default.asp?trID=279

  8. Осин А.В. Открытые образовательные модульные мультимедиа системы. – М.: Агентство ”Издательский сервис”, 2010. – 328 с. .- URL: /default.asp?trID=279

  9. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М.: Академия, 2007.

Ресурсы Интернет

  1. Информационно-образовательная среда-важнейший компонент новой системы образования. Новая цель образования. ФГОС. Новое содержание образования.- Электронный ресурс]. Режим доступа: </attachment.aspx?id=360>

  2. Методика апробации цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]. Режим доступа: <http://www.rcoa.stavsu. ru/doc/metod.doc>

  3. Семенцова О.В. Создание информационно-образовательной среды школы.- [Электронный ресурс]. Режим доступа: </articles/513446/>

  4. Типология мультимедийных образовательных ресурсов. [Электронный ресурс]. Режим доступа: </forum/topic294.html>

  5. ЭОР: вопросы по внедрению и эксплуатации. Материалы дискуссии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: </sites/default/files/synopsis/attachments/EOR_0.pdf >

Интернет порталы

  1. – Федеральный цент информационных образовательных ресурсов

  2. – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

  3. /zaoch/ - Российский общеобразовательный портал. Заочная работа со школьниками

  4. / - Сайт сетевых семинаров и конференций РГПУ им. А.И.Герцена

  5. /profil/default.asp - Российский общеобразовательный портал. Дистанционная поддержка профильного обучения

  6. / - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс

  1. Программа повышения квалификации учителей школ преподавателей общеобразовательных дисциплин, учреждений начального и среднего профессионального Москва 2010 г

    Программа
    В соответствии с Федеральным законом № 17 – ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и в Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в части проведения единого государственного
  2. Приказ директора школы от 05. 06. 2012 г. №126 Публичный доклад муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

    Доклад
    Цель доклада - информировать родителей (законных представителей), общественность об основных результатах и проблемах функционирования и развития школы в 2011-2012 учебном году, способствовать развитию партнерских отношений между школой
  3. Общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования I. Общие сведения об образовательном учреждении (2)

    Документ
    1.1. Наименование государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа № 7 с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр» города Новокуйбышевска городского
  4. Публичный доклад по итогам 2011-2012 уч г

    Доклад
    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение-средняя общеобразовательная школа №17 с углубленным изучением французского языка имени 6-ой Орловско-Хинганской стрелковой дивизии г.
  5. Повышения квалификации и переподготовки

    Документ
  6. Программа расчета температурных полей и окисления металла в радиоэлектронных приборах tfta V 0 Тип ЭВМ

    Программа
    Программа TFTA v.1.0 (Temperature Field and Tarnishing Analysis version 1.0) предназначена для моделирования процессов окисления и тепломассопереноса, протекающих в радиотехнических материалах и на их поверхности при работе радиоэлектронного
  7. Основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа Москва «Просвещение»

    Основная образовательная программа
    Примерная основная образовательная программа основного общего образования одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных
  8. Основные задачи программы развития Обеспечение качества и доступности образовательных услуг по следующим приоритетным проектам : «Одарённый ребёнок в массовой школе»

    Документ
    Создание условий для формирования и развития личности каждого ребёнка как субъекта образовательного процесса, продолжателя духовно-нравственных традиций российской (русской) культуры
  9. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения лицей №1 «Классический» г. Ростова-на-Дону

    Программа
    Модуль 4. Сохранение и укрепление здоровья лицеистов МОУ лицей №1»Классический» г. Ростова-на-Дону (социально-значимый проект лицея «Сотвори свое здоровье»»).

Другие похожие документы..