Программа подготовки специалиста специальности 020800 «Историко-архивоведение» Для студентов очной формы обучения

Каковы истоки и сущность «оттепели»?

  • В чем заключалась роль Н.С.Хрущева в преобразованиях.1953-1964 гг.?

  • Назовите основные достижения советской культуры в 50-б0-е годы и в
    чем заключались причины «космического взлета» советской науки и тех­ники в этот период?

  • Каковы были цели советской внешней политики в 50-60-е годы?

  • Что представляла собой попытка экономической реформы 1965 г. и каковы были ее результаты?

  • Почему социализм 70-80-х годов называют «номенклатурным»? В чем
    проявилась борьба ортодоксов и прагматиков в правящей элите?

  • По каким проблемам происходила дифференциаций в духовной жизни
    общества 70-80-х годов?

  • В чем состоят дискуссии о сущности политического строя в СССР годы «застоя»?

  • Назовите факты проявления сопротивления авторитаризму в следующих сферах: неформальная культура, диссидентство, движение правозащитников.

  • В чем причины и проявления бесперспективности развитая советской
    модели общественно-политического устройства в 80-е годы ХХ века?

  • В чем состояла идея перестройки в понимании власти и в понимании
    общества? В чем состоял эффёкт гласности?

  • Назовите проявления политико-социального кризиса 90-х годов.

  • Каковы содержание и структура современных идей о «пути России»?
    Оцените роль истории как хранителя преемственности.

  • Дайте оценку фактору политической публицистики в формировании
    гражданского общества.

  • Назовите альтернативные варианты модернизации экономики на ры­ночных началах в 90-е годы.

  • Составьте сравнительный политический портрет Ельцина и Горбачева.

  • Какие изменения произошли в историческом массовом сознании в 90-е годы?

  • Как реализовалась идея «нового мышления» во внешней политике?

  • Определите взаимозависимость политических и идеологических про­блем в кризисе 1991 г.

  • Какова роль средств массовой информации в политических технологиях
    во время избирательных кампаний 1993-2000 гг.?

  • Проанализируйте содержание Конституции 1993 г. в сопоставлении со
    структурой центральной власти после 1993 г.

  • Как трансформировалась социальная идентичность в условиях глобальных перемен?

  • Назовите особенности массовой культуры в современной России.

  • Сопоставьте современные тенденции «единого мира» и место России в
    мировой системе цивилизации.

  • Назовите современные приоритеты внешней политики в дальнем и
    ближнем зарубежье.

  • В чем заключались объективные и субъективные предпосылки измене­ния политического курса в середине 80-х годов?

  • Что представляла собой перестройка?

  • Охарактеризуйте роль М.С.Горбачева в проведении и результатах реформ.

  • Как реализовывалась на практике концепция «нового политического мышлёния»?

  • В чем проявился и почему возник кризис перестроечной модели разви­тия советского общества?

  • Назовите причины распада Советского Союза в 1991 г.

  • Как и почему изменялось политическое устройство Российской Федерации в 1991-1993 гr.?

  • Каковы были замысел и реальные результаты реформ российского об­щества в1992-1998 гг.?

  • Дайте характеристику основным тенденциям в развитии культуры российского общества в 1991-1998 гг.

    .

    7.2. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ

    1. Социально-политическое и экономическое развитие России в марте - октябре 1917 г.

    2. Политические партии России в марте – октябре 1917 г.: программы, социальная база, лидеры.

    3. Феномен двоевластия. Советы и их роль в политическом развитии страны.

    4. Причины проявления общественного кризиса осенью l917 г. Альтернативы исторического развития российского общества, их основы и содержание.

    5. Осенний кризис власти 1917 г. в России и октябрьский вооруженный переворот в Петрограде.

    6. II съезд советов и создание нового правительства. Первые реформы советского правительства, их содержание и следствия.

    7. Становление нового типа государственной власти в 1918-1922 гг.

    8. Конституирование советской империи. Образование СССР и идея мировой революции.

    9. Предпосылки, причины, этапы и итоги Гражданской войны в России в 1917-1922 гг.

    10. Политика советского правительства в 1917-1920 гг. «Военный комму­низм».

    11. Белое движение: программа, лидеры, причины поражения.

    12. Нэп: причины введения, сущность, причины кризиса 1928—1929 гг.

    13. Внутрипартийная борьба в ВКП(б) в 20-е годы: причины, ход, итоги,
      влияние на развитие общества.

    14. Индустриализация советского общества в 20-30-е годы, ее альтернативы и итоги.

    15. Коллективизация сельского хозяйства в 30-е годы и модернизация общества. Итоги коллективизации.

    16. Генезис тоталитарного режима в СССР, его сущность и особенности. Тоталитаризм и форсированная модернизация общества,

    17. Основные тенденции в развитии культуры в 20-30-е годы. Культура и
      власть.

    18. Основные направления и задачи советской внешней политики в 20-30-е годы.

    19. Пакт Молотова-Риббентропа 1939 г. и его влияние на ситуацию в Европе.

    20. СССР и начало Второй мировой войны. Советско-финская война 1939-1940 гг., ее причины и следствия.

    21. Подготовка Советского Союза к войне и проблемы боеготовности Крас­ной армии. Начало Великой Отечественной войны.

    22. Причины Поражений Красной армии в 1941-1942 гг.: военный и полити­ческий аспект.

    23. Коренной перелом в 1942-1943 гг. в ходе войны: предпосылки и содержание.

    24. Окончание Второй мировой войны и ее основные итоги.

    25. Советское общество в послевоенный период.

    26. Смена политического руководства в 1953 г. и альтернативы общественного развития.

    27. Н.С. Хрущев и «оттепель» 1953-1964 гг.

    28. Результаты и противоречия преобразований периода «оттепели» в соци­ально-экономической и политической сферах.

    29. Культура советского общества в 50-60-е годы.

    30. Внешняя политика СССР в 50-60-е годы – основные тенденции и противоречия.

    31. Смена политического руководства СССР в 1964 г.: причины и политические следствия.

    32. Основные тенденции развития советского общества в 60-70-е годы.

    33. Социально-экономическое развитие СССР в 60-70-е гг.

    34. Политическое и духовное развитие общества в 70-80-е годы. Сущность и причины «застоя».

    35. Идея перестройки в понимании власти, общества. Эффект гласности.

    36. Предпосылки, причины и содержание перестройки советского общест­ва в 1985-1991 гг.

    37. Внешняя политика СССР в 1985-1991 гг.

    38. Распад Советского Союза в 1991 г.: причины и последствия. Итоги перестройки.

    39. Содержание и итоги реформ российского общества 1992-1998 гг.

    40. Тенденции и новые явления в духовной жизни постсоветского общества на рубеже XX-XXI вв.

      1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И КУРСОВЫХ РАБОТ

    7.3.1. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

    НЕ ПРЕДУСМОТРЕНЫ

    7.3.2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

    1. Реформы НЭПа: политический и социальный аспект.

    2. Пакт Молотова-Риббентропа. 1939 г.: тайное и явное.

    3. СССР в «зимней войне» 1939-1940 гг.

    4. Советское общество в 1939-1941 гг.: проблемы подготовки к войне.

    5. Трагедия 1941 г. с точки зрения сегодняшнего дня: историографические дискуссии.

    6. Партийные постановления 1948-1949 гг. о культуре.

    7. «Целинная эпопея» хрущевского времени.

    8. Полемика журналов «Новый мир» и «Октябрь» в период «Оттепели».

    9. Начало «холодной войны» в советской политике 1940-х гг.

    10. И.В. Сталин на международных конференциях: облик вождя с точки зрения иностранных лидеров.

    11. «Стреляющий Урал» в годы ВОВ.

    12. «Косыгинская реформа»: виртуальная политика.

    13. «Черно-белая» оттепель: от выставки в Манеже до «бульдозерной выставки».

    14. Судьба советского крестьянства в 1950-е годы.

    15. Идея «нового мышления» в области внешней политики в государственной политике М.С. Горбачева.

    16. Советско-югославские отношения в послевоенные годы.

    17. Г.Маленков: человек, политик, лидер страны.

    18. В.М. Молотов: человек, политик, дипломат.

    19. Роль Н.С.Хрущева в дипломатии.

    20. Период «застоя» в воспоминаниях руководителей государства.

    21. Дело С.М. Кирова.

    22. Депортация населения в 20-50-е годы.

    23. История инакомыслия в СССР.

    8. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

    8.1. Особенности организации изучения дисциплины

    Организация изучения дисциплины определяются её функциями в системе педагогического образования и целями подготовки ОБРАЗОВАНИЯ В СПЕЦИАЛИТЕТЕ.

    Отбор содержания курса и организация учебного материала определяются целью и задачами дисциплины, идее достижения образованности в области исторического образования и становления готовности обучающегося к компетентному решению стоящих перед ним профессиональных задач.

    Организационная структура курса проектируется как сочетание лекционных и практических (семинарских) занятий, самостоятельной работы по выполнению индивидуальных и групповых практических заданий.

    8.2. Место дисциплины в циклах дисциплин

    Новейшая История России периода 1917 г. – начала XXIвека является составной частью дисциплины «История России», относящейся к федеральному компоненту дисциплин профильной подготовки ОПД.Ф.02. В курсе сочетаются проблемный и системный подход, а также синхронное изложение истории России в 20 –начале 21 вв.

    8.3. Связь с другими дисциплинами

    Согласно учебному плану изучение проблем истории России идет параллельно с изучением Всеобщей истории этого же времени, что позволяет студентам понять единство исторического процесса и его вариативное многообразие.

    8.4. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов (СРС)

    Назначением СРС является зак­репление сведений, полученных студентами в ходе аудиторных занятий. Реальная самостоятельная работа является исключительно важным элементом в деле эффективного усвоения мате­риала. В процессе самостоятельной работы у студента наиболее четко возникает необходимость целостного, системного восприятия содер­жания дисциплины, потребность привлечения дополнительных сведений из рекомендованной учебной и методической литературы, просмотра и изучения записей, сделанных во время аудиторных занятий.

    В ходе СРС студент занимается самостоятельным поиском материалов по вопросам семинаров и выбранной теме доклада, опираясь на список источников, основной и дополнительной литературы настоящей программы, а так же используя результаты инициативного поиска в библиотеках и сети Интернет. На основании собранных материалов готовятся устные выступления.

    Согласно учебному плану, СРС по дисциплине предусмотрена в объеме 96 часов. Распределение СРС запланировано в следующих формах:

    подготовка к семинарским занятиям – 60 часов,

    подготовка доклада на семинаре – 10 часов, конспектирование монографий- 10 часов, другие формы- 16 часов.

    При подготовке к лекциям студенту необходимо ознакомиться с содержанием курса (п. 4.2.) для получения представления о проблеме, которую будет раскрывать преподаватель.

    При подготовке к семинарскому занятию студент на основании изучения литературы, рекомендованной ко всему курсу (п. 5.1.), источников и литературы к данному занятию (п. 4.2.2.) готовит ответы на вопросы семинарского занятия.

    Доклады на семинарах носят дополнительный к основным вопросам характер. Задача доклада – проиллюстрировать рассматриваемую на семинаре тему дополнительным фактическим или историографическим материалом. До начала семинарских занятий студенты выбирают по одной из тем докладов, предусмотренных планом семинарских занятий. Преподаватель следит за равномерным распределением докладов (не более 2-3 на семинар). При подготовке к докладу студенты используют источники и литературу, рекомендованные к данному занятию (п. 4.2.2.), а также проводят самостоятельный поиск материалов в библиотеках и ресурсах Интернет. Доклад ограничивается временем до 10 мин., в течение которых студент должен раскрыть основное содержание проблемы. Необходимо предусмотреть время (до 5 мин.) для ответов на возникшие в ходе доклада вопросы.

    Отвечая на контрольные вопросы и выполняя задания для самостоятельной работы, студент углубляет свои знания по предмету. Данные вопросы и задания могут быть использованы преподавателем при проведении контрольных срезов, в качестве дополнительных вопросов на экзамене.

    Темы курсовых работ из приведенного списка (п. 7.3.2.) студенты выбирают на втором курсе в начале учебного года (до 1 октября). Предполагается, что курсовая работа на третьем курсе является углублением одного из аспектов предыдущей курсовой работы и формулируется преподавателем индивидуально каждому студенту с учетом примерной темы выпускной квалификационной работы.

    1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Новейшая история России

      Учебно-методический комплекс
      …. Россия в Новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития; характер взаимодействия власти и общества, причины кризиса тоталитаризма.
    2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (58)

      Учебно-методический комплекс
      - широкая профессиональная деятельность, требующая общих социально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в образовательных учреждениях;
    3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (105)

      Учебно-методический комплекс
      Общее количество часов на самостоятельную дисциплину «История древнего мира» - 8 ,8.
    4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (110)

      Учебно-методический комплекс
      Общее количество часов на самостоятельную дисциплину «История древнего мира» - 8 ,8.
    5. 1. общая характеристика специальности 020800 «Историко-архивоведение»

      Документ
      Нормативный срок освоения основной образовательной программы под­готовки историка-архивиста по специальности 020800 «Историко-архивове­дение» при очной форме обучения 5 лет.
    6. Программа специальной дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург (4)

      Программа
      Программа дисциплины «Управление и экономика архивов» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
    7. Программа специальной дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург (5)

      Программа
      Алексеев Станислав Дмитриевич, старший преподаватель кафедры архивоведения и истории государственного управления Уральского государственного университета им.
    8. Программа специального курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» (1)

      Программа
      Программа дисциплины «Высшая бюрократия России XVIII- начала XXI века. Тенденции развития и особенности социального облика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
    9. Программа специального курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» (2)

      Программа
      дипломированного специалиста по специальности 020800 историк-архивист по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

    Другие похожие документы..