Программа подготовки специалиста специальности 020800 «Историко-архивоведение» Для студентов очной формы обучения

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

Введение

Курс «Новейшая история России» - его предмет и место в общем курсе истории России. Цель и задачи курса, методология, структура и формы изучения.

Характеристика основных источников по новейшей истории России.

Историография проблемы.

РАЗДЕЛ I. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫИ СЛОМ И ПОЯВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ РОССИИ. 1917-1922 гг.

Тема 1. Революция 1917 года. Гражданская война

Октябрьские события в Петрограде. Стихия массового движения. Мифологизация общественного сознания и роль прессы. Факторы успеха большевиков. II съезд Советов, его решения. Новые органы власти. Партийный и персональный облик ВЦИК и СНК. Соперничество и сотрудничество социалистических партий в организации новой власти в стране. Идея «однородного социалистического правительства». Позиция Л.Б. Каменева и В.П. Ногина. В.И. Ленин как тип государственного руководителя и политического вождя. Захват большевиками власти в Москве и провинции: мирный и вооруженный пути.

Учредительное собрание: итоги выборов, ход работы и разгон. Большевистские представления о превосходстве советовластия над парламентской демократией западного типа. Создание ВЧК и добровольческой Красной армии. Ф.Э. Дзержинский как тип революционера у власти. Первые ограничения политических свобод.

География и этапы Гражданской войны в России. Психология Гражданкой войны. Гражданская война как война против народа силами народа.

Первые очаги антибольшевистского сопротивления. Генералы М.В. Алексеев, Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, П.Н. Краснов, А.М. Каледин во главе Белого дела. Образование Добровольческой армии.

Расширение социальной и военно-политической базы антибольшевистского лагеря (Всевеликое войско Донское, Комитет членов Учредительного собрания, Уфимская директория).

Переход большевиков к формированию Красной армии на мобилизационной основе. Создание центрального и фронтового аппаратов управления. Л. Д. Троцкий — председатель Реввоенсовета. Комиссары и военспецы. Пропаганда и террор в Красной армии. Военные действия на Восточном и Южном фронтах в 1918-1919 гг. Распад демократических правительств и становление белых военных диктатур на востоке и юге России. Адмирал А.В. Колчак и генерал А.И. Деникин как политические деятели

Демографические, экономические, социальные, политические и идейно-нравственные итоги Гражданской войны. Вооруженный экспорт большевистской власти в Закавказье и Среднюю Азию, факторы его успеха и особенности по сравнению с «походом за Вислу».

Тема 2. Национальная политика и национально-государственное строительство в 1917-1922 годы

Проблема национально-государственного переустройства на просторах империи. Борьба в коммунистической партии по национальному вопросу. План Сталина по «автономизации» республик, его критика Лениным. Ленинская концепция федерализма. Соотношение централистских и сепаратистских устремлений в партии и обществе. Образование СССР. Характер новой государственности по сравнению с Российской империей. Смена национальной символики: традиционность и новации.

РАЗДЕЛ II. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1920-1930 ГОДЫ

Тема 3. Страна в годы НЭПА

Хозяйственная разруха и социальный кризис после Гражданской войны. Вооруженные выступления против продразверстки и диктатуры большевиков. Крестьянские восстания в Сибири, Среднем Поволжье, на Дону и Кубани. А.С. Антонов и «антоновщина». Кронштадтский мятеж.

Решения X съезда РКП(б) как способ лик­видации политического, хозяйственного и партийного кризисов.

Содержание и механизм реализации новой экономической политики советского государства. Ленинская теория нэпа как единственного пути многоукладной России к социализму: реализм и иллюзии. Регулятивная роль государства в проведении экономических реформ.

Восстановление экономики и рост частнокапиталистического уклада. Противоречия между городом и деревней. «Ножницы» цен, «кризис сбыта» и «товарный голод»: их причины, рыночные и административные способы устранения и последствия. Кризисы хлебозаготовок.

Общественная реакция на смену экономического курса. Появление специфических социальных групп («нэпманы», мошенники, спекулянты, мелкие частные предприниматели) в качестве наследников дореволюционных социокультурных типов. Рабочий класс и безработица. Изменение структуры крестьянства. Городской и деревенский быт 20-х годов. Массовое сознание и политические настроения различных социальных групп.

Оценки смысла и результатов новой экономической политики в работах современных историков.

Формирование феномена советской культуры, роль А.М. Горького. Метод социалистического реализма и его роль в создании художественно-публицистического образа страны победившего социализма. Роль новой творческой интеллигенции: А.Н. Толстой, В.В. Вересаев, В.В. Маяковский, Н.А. Островский, М.А. Шолохов.

Тема 4. Форсированная индустриализация и коллективизация с/х

Общецивилизационные и специфически российские задачи индустриализации. Взаимозависимость развития промышленности и сельского хозяйства.

Факторы свертывания нэпа. Изменение политики по отношению к крестьянству. Социальная, экономическая и «человеческая» цена «сплошной коллективизации» и ликвидации зажиточного крестьянства.

Методы и последствия социалистических преобразований в аграрном и промышленном секторах экономики в годы первых пятилеток. Структура и потенциал новой экономики, ее милитаризация. Директивный тип экономической политики: плюсы и минусы. Ударничество и стахановское движение, истоки трудового энтузиазма. Использование принудительного труда. Официальные и реальные итоги «сталинских» пятилеток.

Слом оппозиционности крестьянства и интеллигенции. Установка на низкий материальный уровень всех слоев населения.

Методы проведения коллективизации: изменения в законодательстве, налоговой политике, репрессии. Раскулачивание. Статья Сталина «Головокружение от успехов». Голод в деревне и его причины.

Итоги «большого скачка» в экономике, его цена и последствия.

Тема 5. Советская страна накануне войны. Политический режим и международное положение

Ликвидация последних проявлений оппозиционности («Союз марксистов-ленинцев» М.Н. Рютина) и укрепление личной власти И.В. Сталина после XVII съезда ВКП (б). Вождизм во внутрипартийных и государственных отношениях.

Культ личности И.В. Сталина: ментальные истоки, формы проявления и функции. Пропагандистское обеспечение «наступления социализма по всему фронту» и борьбы с врагами народа. Использование пропагандой тезиса об обострении классовой борьбы, образа «осажденной крепости» и мифа белогвардейской угрозы. Влияние репрессий на социопсихологическое состояние общества

Дипломатическая борьба за международное признание СССР в 30-е годы. Разрушение Версальской системы безопаснос­ти в Европе. Нарком иностранных дел М.М. Литвинов и поворот в советской внешней политике. Вступление СССР в Лигу Наций.

СССР и Мюнхенское соглашение 1938 г. Внешнеполитическая стратегия и тактика СССР, Антикоминтерновского блока и западных демократий: общее и особенное.

Актуализация национальных интересов в предвоенные годы. Советско-японские военные конфликты на Дальнем Востоке. Англо-франко-советские военные переговоры в Москве.

Обман и самообман в отношениях с гитлеровской Германией. Историческая цена договора 1939 г.

РАЗДЕЛ III. СССР В ГОДЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

Тема 6. ВОВ: основные этапы и события

Военное столкновение Германии и СССР. Причины и масштабы поражении Красной армии в летне-осенней кампании 1941 г. И.В. Сталин и его окружение в начале войны. Итоги военной катастрофы 1941 г. Факторы и признаки превращения советско-германской войны в Великую Отечественную.

Самомобилизация тоталитарного режима в условиях военного времени. Создание Государственного комитета обороны, Совета по эвакуации, объединение карательных органов в Наркомате внутренних дел. Восстановление института военных комиссаров.

Битва за Москву осенью-зимой 1941 г., оборона Ленинграда и срыв германской стратегии блицкрига. Ухудшение военно-политической ситуации летом 1942 г. и чрезвычайные меры по укреплению фронта (приказ № 227).

Мобилизация советской экономики в 1941-1942 гг. и создание новых центров оборонной промышленности на востоке страны. Сходство и различия военных экономик СССР, Германии и западных демократий. Советская наука и «война умов» на советско-германском фронте. Правительственная политика интенсификации труда и трудовой подвиг советского народа.

Коренной перелом на советско-германском фронте: сражения под Сталинградом и на Курской дуге, битва за Днепр. Военачальники новой формации: ГК. Жуков, К.К. Рокоссовский, А.М. Василевский, И.Д. Черняховский, И.С. Конев и другие.

Военно-политическая ситуация на фронтах Второй мировой войны и соотношение сил сторон в 1944—1945 гг. Открытие «второго фронта» в Европе и решающие операции 1944—1945 гг. Противоречия освободительной миссии Советской армии в Европе. Проблема цены победы.

Тема 7. Россия и мир в годы войны

Изменения на международной арене после окончания Второй мировой войны: биполяризация мира, начато «холодной войны», создание НАТО. Участие и роль СССР в решении основных международных вопросов. Насаждение сталинской модели социализма в странах народной демократии. План Маршалла: экономический и политический аспекты. Политика, идеология и психология «железного занавеса». Противостояние США и СССР как доминанта «холодной войны».

Поиски путей ускорения социально-экономического развития и улучшения-жизни населения в послевоенное десятилетие. Ужесточение политического режима в 1948-1952 гг. Взгляды И.В. Сталина на перспективы социализма. XIX съезд ВКП(б).

Апогей культа личности И.В. Сталина как проявление цивилизационного тупика. Политические и идеологические кампании: «борьба с космополитизмом», «Ленинградское дело», «Дело врачей». «Мингрельское дело». «Ждановщина» в государственной культурной политике, идеологические и административные репрессии против деятелей науки, литературы и искусства. Феномен «лысенковщины» в науке.

РАЗДЕЛ IV.СОВЕТСКИЙ СОЮЗ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (1946-1985 ГГ.)

Тема 8. Политика «Оттепели» и реформы 1960-х гг.

Хрущевская попытка ответить на вызов времени изменением типа внешней политики. Обоснование доктрины мирного сосуществования стран с различным социально-политическим устройством. Директивный характер отношений с коммунистическим движением, с национальными движениями. Берлинский, венгерский, чехословацкий кризисы в социалистическом лагере.

Попытка партийной пе­рестройки и общественное движение «оттепели». Новая волна просвещения, школьная реформа, культ точных наук. «Эффект Гагарина» в национальном самосознании 60-х годов. Истоки мобилизации сил нации. Феномен «шестидесятников». Появление андеграундной культуры.

Тема 9. Социально-экономическое развитие CССР в сер. 1960-сер. 1980-х гг.

Попытка научно-технической модернизации советской экономики в 60-е годы. Общественный и политический эффект успеха космических проектов. Прорыв в развитии ядерных программ, фундаментальных исследованиях. Наука и гонка вооружений.

Реформа управления и создание совнархозов. Тенденция децентрализации управления и поиск методов экономического стимулирования. Аграрные нововведения. Целинная эпопея и ее результаты.

Социальные преобразования в городе и на селе. Изменения в образовательной системе и политике.

Тема 10. Кризис советской модели общественно-политической системы

Бюрократизация управления, рост номенклатурного слоя, попытки бюрократического реформаторства. Конституция 1977 г. и закрепление руководящей роли КПСС в обществе. Бюрократизация комсомола, профсоюзов и других общественных организаций. «Золотой век» номенклатуры. Исчерпание потенциала перемен в советском руководстве.

Усиление негативных тенденций в экономике и сужение возможностей развития советского общества в 70-80-е годы. Неудача попытки «косыгинских» реформ. Нарастание научно-технического отставания страны. Возрастание роли советского ВПК в экономике. Гигантомания в индустрии. Нарастание кризиса сельского хозяйства в 70-80-е годы.

Изменение социальной структуры в 60-е годы - превращение СССР в «городское» общество. Начало вырождения деревни. Советская урбанизация и ее следствия. Маргинализация городского населения. Формирование социальной базы застоя. Трудовая и общественная пассивность как признак социального тупика.

Дистанцирование ценностных ориентации населения от установок официальной идеологии. Феномен В.С. Высоцкого. Ритуальность быта и политики общества. Рост общественного равнодушия и оппозиционных настроений. «Дело» А. Синявского и Ю. Даниэля. Диссидентство как индивидуальный опыт свободы. Возникновение «самиздата». Правозащитное движение (А.Д. Сахаров).

Советская внешняя политика 70-80-х годов: цели и средства. Попытки сохранить лидерство СССР в соцлагере. Отношения с капиталистическими странами: от «холодной войны» к разрядке. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1977 г. и подписание Заключительного акта в Хельсинки. Противостояние супердержав и борьба за влияние в «третьем мире».

РАЗДЕЛ V.«ПЕРЕСТРОЙКА» В СССР: ОТ ПОПЫТОК «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ» СИСТЕМЫ К СМЕНЕ МОДЕЛИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. РОССИЯ В 1990 ГГ. – НАЧАЛЕ XXI В.

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине опд. Ф. 02 Новейшая история России

    Учебно-методический комплекс
    …. Россия в Новое время, глобальные проблемы общественно-исторического развития и способы их решения. Советское государство, противоречия общественного и духовного развития; характер взаимодействия власти и общества, причины кризиса тоталитаризма.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине (58)

    Учебно-методический комплекс
    - широкая профессиональная деятельность, требующая общих социально-экономических знаний и аналитических подходов к преподаванию истории в образовательных учреждениях;
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине (105)

    Учебно-методический комплекс
    Общее количество часов на самостоятельную дисциплину «История древнего мира» - 8 ,8.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине (110)

    Учебно-методический комплекс
    Общее количество часов на самостоятельную дисциплину «История древнего мира» - 8 ,8.
  5. 1. общая характеристика специальности 020800 «Историко-архивоведение»

    Документ
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы под­готовки историка-архивиста по специальности 020800 «Историко-архивове­дение» при очной форме обучения 5 лет.
  6. Программа специальной дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург (4)

    Программа
    Программа дисциплины «Управление и экономика архивов» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
  7. Программа специальной дисциплины Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» Екатеринбург (5)

    Программа
    Алексеев Станислав Дмитриевич, старший преподаватель кафедры архивоведения и истории государственного управления Уральского государственного университета им.
  8. Программа специального курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» (1)

    Программа
    Программа дисциплины «Высшая бюрократия России XVIII- начала XXI века. Тенденции развития и особенности социального облика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки:
  9. Программа специального курса Стандарт 020800 «Историко-архивоведение» (2)

    Программа
    дипломированного специалиста по специальности 020800 историк-архивист по циклу «Дисциплины специализации» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Другие похожие документы..