В. Г. Марача Образование на рубеже веков: методологические соображения 95 петров александр Евгеньевич Критическое мышление, постмодернизм и информатика 104

Хрестоматия по курсу
«Проектирование образовательной деятельности в ИКТ-насыщенной среде»

Оглавление.

Хрестоматия по курсу
«Проектирование образовательной деятельности в ИКТ-насыщенной среде» 1

Вместо эпиграфа 3

К. Митрофанов, В. Шаповал. Эссе как жанр письменной работы 7

Умберто Эко. Вавилонская беседа 15

Эко, Умберто (Eco, Umberto) — Трагически неактуальны (Rebelion, Испания) 17

ЛЕВИТ М.В. Образовательная программа: контекст, теоретическая модель, типология и классификация. 19

Требования к учебной литературе в рамках компетентностного подхода 36

Сравнение традиционного и современного учебника. 39

Учебная программа
(Методические рекомендации по разработке) 47

Уваров А.Ю. Педагогический дизайн. Основные процедуры разработки учебного материала 60

Ричард Паттон Узнайте, Как Написать Сценарий, Который Фактически Сделан! 78

Михаил Эпштейн ОТ МОДЕРНИЗМА К ПОСТМОДЕРНИЗМУ: ДИАЛЕКТИКА «ГИПЕР» В КУЛЬТУРЕ XX ВЕКА 80

В.Г. Марача Образование на рубеже веков: методологические соображения 91

ПЕТРОВ Александр Евгеньевич Критическое мышление, постмодернизм и информатика 100

Умберто Эко От Интернета к Гутенбергу: текст и гипертекст 107

ЭЛВИН ТОФФЛЕР ТРЕТЬЯ ВОЛНА Скрытая учебная программа 115

Сеймур Пейперт "Переворот в сознании" 118

Миф машины Мэмфорд Л. (Mumford) 126

Генисаретский О.И. ИСКУССТВО МЕТОДИКИ 143

Н.В. Громыко Интернет и постмодернизм – их значение для современного образования 152

Кларин М.В. Конкретизация образовательных целей как основа учебном процесса 160

Давыдов, В. В. Учебная деятельность и развивающее обучение 204

Давыдов, Василий Васильевич НОВЫЙ ПОДХОД К ПОНИМАНИЮ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 219

Вячеслав Марача. Образовательное пространство-время, освоение интеллектуальных функций и образовательные институты в контексте индивидуализации образования 231

Б.И.Хасан Индивидуальный прогресс как результат образовательных отношений 247

Щедровицкий П.Г. ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ СИСТЕМО-МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ? 253

Марача В.Г. О ПОДХОДЕ К ОБЩЕСТВЕННЫМ ЯВЛЕНИЯМ, НА КОТОРОМ МОЖЕТ СТРОИТЬСЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ ПОЛИТИКО-ПРАВОВЫХ ДИСЦИПЛИН. 258

Митрофанов К., Шаповал В. Размышления о пространстве гуманитарного познания и гуманитарного исследования: история и филология на междисциплинарном перепутье 276

Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления. 305

Мышление 2 314

Мышление 1 315

Рефлексия 315

Предзаданная зависимость 315

Освобождение от предзаданной зависимости 315

Зинченко А. Мир ученичества (Обращение к ученику) 342

Генисарецкий О.И. Пространства рефлексивных состояний 359

Генисаретский О.И.. Интервью журналу "Кентавр" (февраль 1992) 375

А.Азимов Чувство силы 386

Электронные технологии в системе образования (Государственный план внедрения образовательных технологий (Министерство образования США) 394

Фрагменты разработок слушателей по курсу. 430

Вместо эпиграфа

– Господи, – Артур не замолкал, – он говорит об интересе к жизни, а между прочим, его-то планету не снесли сегодня с самого утра. Я проснулся и думал, что славно отдохну, почитаю немного, выкупаю собаку…. И вот на часах четыре, а меня выбрасывают из инопланетного корабля за шесть световых лет от дымящихся руин моей родной планеты…

Дуглас Адамс. Автостопом по Галактике.1

На самом деле все гораздо серьезнее. Однажды утром все человечество очнулось на другой планете, в другом мире. Этот мир имеет много названий, и еще больше реальностей.

Weneedtofindcourage, overcome

Inaction is a weapon of mass destruction

(Faithless. Mass destruction)

Необходимость что-то менять не рождается просто так, из ничего. Задумываясь над проектированием новой методики в общем и учебных курсов в частности, мы испытывали четкое ощущение, что мир снова изменился и внешняя по отношению к образованию среда выдвигает новые вызовы.

Оставить эти вызовы без ответа, не позволяют не только морально-этические установки, но и вопрос существования, выживания системы образования в целом.

С каждым годом, система образования будет испытывать все большую конкуренцию со стороны субъектов, ранее с ней не конкурирующих: классических СМИ, интернета, различных консалтинговых практик.

С ростом конкурентоспособности названых субъектов, необходимость в системе образования, в нынешнем ее виде, будет падать.

Государство не будет финансировать то, что дорого и малоэффективно. А культурный потребитель откажется пользоваться услугами, конкурентные преимущества которых находятся под большим вопросом.

Поэтому, наберемся смелости и признаемся – изменяйся, либо умри.

«It's not your father’s world!»

(Том Питерс, оргконсультант)

Чтобы делать образование, нам нужно забыть об образовании. Давайте оглядимся по сторонам, посмотрим новости, почитаем газеты, просмотрим блоги, поговорим с людьми. Позволим себе роскошь освободиться от профессиональных шор и обратим внимание на очередной новый мир, формирующийся вокруг нас.

Видите ли, то, что вы называете сейчас новейшей технологией, через десять лет будет в руках потребителя.

(Акио Морито, основатель корпорации SONY)

Медленно открываем глаза…. От скорости сменяющихся образов кружится голова, такое впечатление что скорость вращения нашей планеты возросла в десятки раз.

«Шевелитесь. В 1995 г. 1000 новых безалкогольных напитков было выброшено на японский рынок. Спустя год на рынке оставался всего 1%.

Шевелитесь быстрее. Если у вас автомобиль модели 1990 г., знайте, что на его разработку было затрачено приблизительно 6 лет. Сегодня большинство компаний способно разработать новую модель всего за два года.

Шевелитесь еще быстрее. Hewlett-Packard получает большую долю прибыли на товарах, которые год назад даже не существовали.

Начинайте шевелиться прямо сейчас. В Токио вы можете заказать себе автомобиль Toyota с необходимой спецификацией в понедельник и сесть за руль уже в пятницу»2.

Жизни обрела темп вереницы показов дизайнеров в Париже-Милане-Москве. Франк Линн изучив 20 главных нововведений (замороженные продукты питания, антибиотики, интегрирующие схемы, искусственная кожа и пр.), обнаружил, что с начала нашего столетия3 более чем на 60% сократилось среднее время, необходимое для того, чтобы крупное научное открытие было переведено в полезную тех­нологическую форму4.

Другой исследователь, Янг обнаружил, что для группы приборов, внедренных в Соединенных Штатах до 1920 г. — в том числе пылесос, электроплита и холодильник, — средний промежуток времени между предложением и максимальным производством был 34 года. Но для группы, которая появилась в 1939-1959 гг. — в том числе электрическая сковорода, телевизор и комбинация стиральной и сушильной машины, — промежуток времени был уже восемь лет. Отставание сократилось более чем на 76%5.

Не всем удается выдержать бешеную скорость изменений. Период полураспада организаций сокращается. Компания Netscape была создана в 1994 году, акционирована в 1995, а к 1999 году перестала существовать, став подразделением скупившей ее America Online. История Netscape не единична. Исследование, проведенное Университетом Техаса, показало, что с 1970 по 1992 год период “полураспада” техасских компаний сократился на 50%. Анализ Нью-йоркских компаний, проведенный Федеральной резервной системой, показал, что компании обеспечивающие большую часть рабочих мест имели, зачастую, самую короткую продолжительность жизни.6

Научное сообщество не отстает от акул бизнеса, а иногда даже переигрывает их в скорости. По оценкам исследователей7, за последние 10 лет изобретений и открытий появилось больше чем за предыдущие две тысячи лет. Число же открытий и изобретений в ближайшие 10 лет удвоится.

Мы наблюдаем быстрое обновление научных знаний и их быстрый моральный износ. Так, в математике, физике, и химии период полстарения информации равняется соответственно 10,5; 4,6 и 8,1 годам. В целом обновление знаний происходит каждые 5 лет на 50%8.

По прогнозам члена-корреспондента РАН Е.В. Аметистова каждый год 15% данных устаревает в связи с прогрессом в различных отраслях науки9.

Трудно сказать, кто задал столь бешеный темп жизни, крупные корпорации нуждающиеся в постоянном потреблении новых продуктов или рвущаяся наружу активность человека. В любом случае, добро пожаловать в чрезвычайно быстрый мир.

Компании «Guta-Development» сообщает о том, что скоро в Москве на продажу будут выставлены первые лофты10

Эпоха индустриального, фабричного производства покидает развитые страны. От промышленной революции и индустриализации напоминанием остаются пустые фабричные корпуса, превращающиеся постепенно в лофты, недешевые апартаменты рабочих третьей волны.

Глобальное разделение труда приводит к переносу индустриальных производств за пределы развитых стран11 и формированию в этих странах запроса на новый тип работника, «работника знания».

«В 50-е годы рабочие, занятые физическим трудом, составляли большинство во всех развитых странах. К 1990 году их доля сократилась до 20% от общего числа занятых. К 2010 году она будет составлять не более одной десятой»12.

«Все больше и больше сотрудников, приходя на работу, погружаются в мир идей и информации. По расчетам Стивена Барли, к концу века доля американцев, чей труд связан главным образом с материальными предметами (сельскохозяйственные рабочие, механики, чернорабочие, ремесленники) и оказанием непрофессиональных услуг (работники гостиниц и ресторанов, рабочие, занятые в сфере распределения, розничные торговцы, домашняя прислуга, парикмахеры, косметологи, работники оздоровительных учреждений и т. п.), сократится более чем в два раза, с 83% в 1900 году до примерно 41%. Доля же тех, кто работает прежде всего с информацией (в торговле, на управленческих и административных должностях, в свободных профессиях, в промышленности, в учреждениях) увеличится с 17% в 1900 году до 59% в начале следующего века»13.

Запрос на работников нового типа связан с принципиальными изменениями в экономике, с тем, что «повешение производительности труда рабочих, занятых физическим трудом в добывающей, обрабатывающей промышленности, в сельском хозяйстве и на транспорте, уже не может создавать [дополнительные] материальные ценности само по себе»14.

Для достижения максимальной эффективности компании необходимо производство иных, нежели материальных продуктов. «Чтобы сохранить свои преимущества в новом тысячелетии, производителям автомобилей нужно обладать ноу-хау в области логистики, уметь быстро разрабатывать и запускать в производство новые превосходные модели, знать, как обеспечить послепродажное обслуживание и эффективный обмен информацией как внутри компании, так и с многочисленными поставщиками и покупателями. Ценность представляет уже не металлический корпус или двигатель. Совсем наоборот, ценными оказываются как раз неосязаемые вещи.

Приблизительно 70% стоимости нового автомобиля приходится на его нематериальную, интеллектуальную часть. В результате - наилучший, по традиционным меркам, производитель обанкротится самым первым…»15.

Исследования подтверждают, что доля материальных активов в рыночной стоимости компаний снижается. Маргарет Блэр из Института Брукингса рассчитала соотношение между материальными активами (имущество, основные производственные средства и оборудование) и общей рыночной стоимостью всех обрабатывающих и горнодобывающих компаний США, занесенных в базу данных Компьюстат. Согласно ее исследованиям в 1982 году, доля таких активов составляла 62,3% рыночной стоимости компаний; десять лет спустя эта доля снизилась до 37,9%16.

Добро пожаловать в мир, в котором правит знание17.

  1. Предисловие составителя (3)

    Документ
    Страна Методология – становящаяся страна. Из гессевской страны Касталии мог уйти магистр, и Касталия оставалась. Потому что оставался институт. У методологии института нет – и замысел состоял в том, чтобы его и не было.

Другие похожие документы..