Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов заочного отделения факультета сервиса

Ж.В. Глотова

НЕМЕЦКИЙ ЯЗЫК

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

К ИЗУЧЕНИЮ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ ФАКУЛЬТЕТА СЕРВИСА

Издательство

Российского государственного университета им. И. Канта

2009

Рецензент: Л.В.Линевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Калининградского государственного технического университета

Глотова Ж.В. Немецкий язык: учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка для студентов заочного отделения факультета сервиса – Калининград: Изд-во РГУ им. И.Канта, 2009. –185 с.

Учебно-методическое пособие к изучению немецкого языка отражает учебную программу по изучению иностранного языка как обязательной дисциплины. Целью данного учебно-методического пособия является интенсификация процесса обучения иностранному языку на базовом и продвинутом уровнях освоения иноязычной компетентности.

Учебно-методическое пособие предназначено для работы со студентами заочного отделения факультета сервиса, специальностей «Сервис», «Организация перевозок и управление на транспорте», «Организация безопасности движения». Приложения могут быть использованы студентами для организации своей самостоятельной работы.

Печатается по решению Редакционно-издательского совета Российского государственного университета им. И.Канта

© Глотова Ж.В. 2009

© Издательство РГУ им. И. Канта, 2009

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….4

Цели изучения дисциплины………………………………………………………..6

Требования по видам коммуникативной деятельности……………………….…8

Объем дисциплины и виды учебной работы………………………………….…10

Тематическое обоснование курса…………………………………………………11

Сопроводительный материал к учебным комплексам………………………….16

Комплекс 1…………………………………………………………………………16

Комплекс 2…………………………………………………………………………53

Комплекс 3…………………………………………………………………………96

Комплекс 4………………………………………………………………………...144

Комплекс 5………………………………………………………………………...148

Приложение 1……………………………………………………………………..152

Приложение 2……………………………………………………………………..154

Приложение 3……………………………………………………………………..156

Приложение 4……………………………………………………………………..159

Приложение 5……………………………………………………………………..161

Приложение 6……………………………………………………………………..164

Приложение 7……………………………………………………………………..166

Приложение 8……………………………………………………………………..168

Приложение 9……………………………………………………………………..172

Приложение 10…………………………………………………………...............176

Приложение 11……………………………………………………………………179

Методические указания студентам по изучению иностранного

языка……………………………………………………………………………….181

Учебно-методическое обеспечение курса………………………………………183

ВВЕДЕНИЕ

Представленное автором учебно-методическое пособие к изучению курса иностранного языка (немецкого) предназначено для студентов заочного отделения факультета сервиса.

Содержание учебно-методического пособия соответствует тематическому наполнению учебной программы по курсу иностранного языка как обязательной дисциплины. Автор расширяет тематическое обоснование каждого комплекса, рассчитанного на один семестр (всего предлагается 5 комплексов) с тем, чтобы обучающиеся были ориентированы на более детальную подготовку в области иностранного языка и могли успешно завершить сдачу квалификационного экзамена по деловому языку.

Весь материал отражает аудиторную и самостоятельную работу студентов в логичной последовательности, соблюдая принцип от простого к сложному. Следует отметить, что представленный материал подается «дозированно» и усложняется поэтапно: от общеязыковых знаний до профессионального употребления иностранного языка. Такой подход оправдывает себя, поскольку позволяет обучающимся осознанно переходить к новому комплексу, усвоив предыдущий на основе предложенных тестов и контрольных работ, базирующихся на уже освоенном лексико-грамматическом материале.

Представленный тематический материал должен быть усвоен студентами в рамках аудиторной и самостоятельной работы. Автор более подробно остановилась на разработке самостоятельных заданий (тестов и контрольных работ) с целью развития у обучающихся самообразовательной компетенции в области иностранного языка.

Самостоятельная работа – это вид учебной деятельности обучающегося по построению своей активности, направленной на осознанное самоизменение, саморазвитие, приобретение новых качеств и знаний. Следует подчеркнуть, что самостоятельная работа не является синонимом индивидуальной работе. Самостоятельная работа в авторском понимании должна стать сотворчеством всех субъектов учебного процесса – студента, преподавателя и студентов между собой.

Самостоятельная работа предполагает разнообразные виды заданий: контрольные работы, тесты, учебные проекты, профессионально-коммуникативные задачи, бизнес-планы и прочие задания. К каждому тематическому комплексу автор предлагает определенный вид самостоятельной работы. Обучающиеся всегда имеют альтернативное решение учебных и учебно-профессиональных задач. Такой подход не противоречит концепции индивидуальности каждого конкретного обучающегося.

При составлении учебно-методического пособия к изучению курса по иностранному языку были учтены основные принципы ведущих научных подходов, сложившихся в современном образовании: личностно-ориентированного, блочно-модульного, компетентностного, ситуативного, задачного и др.

По мнению автора, учет этого позволит оптимизировать учебный процесс и привести к успешным результатам в изучении иностранного языка на должном уровне.

Особенность изучения иностранного языка на неязыковом факультете заключается в том, что студенты находятся на начальном этапе обучения языку, в центре внимания оказывается становление фонетической, лексико-грамматической базы иностранного языка и повторение и закрепление уже имеющихся знаний и навыков, их расширение и обучение дальнейшей самостоятельной работе, а также становление первичной профессиональной компетентности на основе специально ориентированных текстов.

Пособие ориентировано на заочную форму обучения, но может быть также использовано для студентов дневного отделения. Следует учесть тот фактор, что обучение иностранному языку на факультете сервиса ориентировано на пять семестров. Таким образом, при данном условии преподавателю следует в сжатые сроки обучить вводно-фонетическому, базовому, продвинутому и профессиональному курсам иностранного языка. Поэтому подача учебного материала должна быть выстроена в оптимальном, системном режиме, и удельный вес всего материала следует распределять на самостоятельную работу.

На первом этапе обучения важно создать у студентов устойчивую произносительную, лексико-грамматическую языковую базу и на их основе сформировать коммуникативную компетенцию, навыки, необходимые для практического использования языка. В рамках данного курса представляется необходимым ознакомление студентов с социокультурным компонентом немецкоговорящих стран, что предполагает знание и умение принимать во внимание коммуникативные, страноведческие реалии, национальные традиции, обычаи и принятые модели общения.

На продвинутом этапе обучения помимо базовых знаний по языку студент должен обладать знаниями по смежным дисциплинам специальности с тем, чтобы в рамках специально маркированных текстов максимально проявить все накопленные знания, умения, навыки. Большое значение на данном этапе играет формирование профессиональной иноязычной компетентности у будущих специалистов. При этом наблюдается развитие ключевых компетенций сразу в двух областях: в профильных дисциплинах и в области иностранного языка.

Постоянный контроль результатов учебного процесса (промежуточных и конечных) имеет немаловажное значение для выявления пробелов в обучении. С этой целью преподавателем проводятся первичное, промежуточное и зачетное тестирование. В рамках самостоятельной работы студентам предлагается выполнить комплекс контрольных работ и тестов, соответствующих уровню иноязычных знаний на каждом конкретном этапе изучения иностранного языка.

1 семестр заканчивается предоставлением контрольной работы, 2 - 4 семестры – зачётом и письменной контрольной работой, 5 семестр обучения немецкому языку заканчивается экзаменом (образцы экзаменационных билетов приведены в тематическом обосновании курса).

Цели изучения дисциплины

Основная цель курса – использование иностранного языка как средства общения, то есть обучение основным практическим навыкам устной разговорной речи и на последнем этапе обучения - языку специальности. Самым важным условием повышения качества преподавания иностранного языка на неязыковом факультете признается непрерывный цикл обучения. Он включает в себя: вводно-фонетический, базовый, продвинутый.

2.1. Краткий вводно-фонетический курс включает в себя упражнения, направленные на предварительное формирование артикуляционной базы иностранного языка, постановку произношения, работу над интонацией, формирование фонологического слуха, устранение помех, возникающих в результате явления интерференции. В работе используются имитационно-аналитическая и аудитивно-моторная методика (упражнения, направленные на тренировку отдельных звуков, на тренировку слуху, фонетические диктанты и т.д.).

Основная цель краткого вводно-фонетического курса – формирование мотивации и заинтересованности у студентов неязыковых факультетов, то есть осознания необходимости нормативно правильной речи как необходимого условия коммуникации и понимания иностранного языка.

После завершения данного курса студенты должны знать знаки транскрипции, уметь правильно артикулировать все гласные и согласные фонемы немецкого языка в изолированных словах и группах слов, иметь представление об ударении в простых и сложных словах, иметь представление об основных интонационных типах в немецком языке.

2.2. Базовый курс предполагает усвоение студентами первичной языковой базы на материале личностно-ориентированных тем из ситуаций повседневного общения. Формирование навыков устной речи осуществляется параллельно с повторением и коррекцией грамматики.

После завершения данного курса студенты должны хорошо ориентироваться в следующих грамматических темах немецкого языка: образование и употребление всех типов глаголов в активном залоге во всех временах; склонение имен существительных и прилагательных, указательных, притяжательных и личных местоимений, использования отрицаний kein/nicht, безличных местоимений es и man; порядок слов в простом повествовательном и вопросительном предложениях; образование повелительного наклонения; сложносочиненные и сложноподчиненные предложения; количественные и порядковые числительные; степени сравнения имен прилагательных; инфинитив с частицей zu, инфинитивные группы um…zu, statt…zu, ohne…zu.

Студенты должны научиться бегло и фонетически корректно читать, переводить и пересказывать простые учебные и адаптированные специальные тексты, вести беседу на одну из приведенных тем, обеспечивающих «пороговый» уровень владения иностранным языком.

2.3. Продвинутый курс осуществляется на профессионально ориентированном материале. На его основе студенты обучаются информативному общению. Данный курс дает общие представления о языке специальности, что значительно расширяет лексико-грамматическую базу.

После завершения курса студенты при переводе текстов информативного плана должны хорошо ориентироваться в таких грамматических темах немецкого языка, как: употребление глаголов в пассивном залоге во всех временах, сложноподчиненные предложения с временным и уступительным значением, конструкции sein / haben + Infinitiv, причастия 1 и 2, распространенные определения, парные союзы, разделительный генитив.

На базе продвинутого курса студенты должны научиться информативно точно рассказывать о ситуации, сложившейся сегодня на рынке труда, и отвечать на вопросы, связанные с конкретными сторонами своей профессиональной деятельности, используя в своей речи специальную лексику. Уметь изъясняться в следующих ситуациях общения: развитие отдельных отраслей экономики (транспорт, жилищно-коммунальный сектор, нефтегазовая промышленность и пр.), а также о своем месте в будущей профессиональной деятельности.

В рамках данного курса отводится определенное количество часов на работу с текстами по специальности, как под руководством преподавателя, так и режиме самостоятельной деятельности. Работа над грамматическими явлениями на данном этапе носит фрагментарный характер.

  1. Дистанционный курс «Немецкий язык для студентов заочной формы обучения» Тип ЭВМ

    Документ
    Дистанционный курс немецкого языка для студентов 1 курса Сибирского государственного аэрокосмического университета (СибГАУ) экономических специальностей заочной формы обучения содержит теоретический материал, задания для самопроверки и тестовые задания.
  2. Учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418

    Учебно-методическое пособие
    Б59 Библиографическая деятельность библиотек : учебно-методическое пособие по библиографическим дисциплинам для студентов заочного отделения специальности 050418 «Библиотековедение и библиография» / сост.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Менеджмент для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность ме­неджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. 01 Иностранный язык (немецкий) (код и название дисциплины по учебному плану специальности) (4)

    Учебно-методический комплекс
    Данная программа предназначена для специальности «Автоматизированные системы обработки информации и управления» (230102) Новокузнецкого филиала-института Кемеровского государственного университета.
  5. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (7)

    Методические рекомендации
    : Т.И. Никитина. – Тверь: Филиал СПбГИЭУ в г. Твери, 010.
  6. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения.

    Методические рекомендации
    График сдачи отчетности 5 II. Материалы для выполнения контрольных работ Общие положения Порядок выполнения работы 8 Образец оформления титульного листа контрольной работы 10 Задания для контрольных работ Политология 11 Психология и педагогика
  7. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (1)

    Методические рекомендации
    М – 54 Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (для студентов III курса заочной формы обучения) / Сост.
  8. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (2)

    Методические рекомендации
    Пособие содержит методические рекомендации и задания по выполнению контрольных и курсовых работ для студентов III курса заочного отделения. Включены также вопросы к экзаменам и зачетам, списки рекомендованной литературы к их подготовке.
  9. Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения (4)

    Методические рекомендации
    График сдачи отчетности 5 II. Материалы для выполнения контрольных работ Общие положения Порядок выполнения работы 8 Образец оформления титульного листа контрольной работы 10 Задания для контрольных работ Политология 11 Психология и педагогика

Другие похожие документы..