«О лоббировании»

Сводная аналитическая информация

о реализации второго этапа (2009-2010 годы) Государственной программы

борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы

В целях реализации второго этапа Государственной программы борьбы с коррупцией на 2006-2010 годы государственными органами и акиматами принят комплекс организационных и практических мер по снижению коррупции, результаты которых указаны ниже.

Пункт 1. Разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам минимизации отсылочных бланкетных норм, исключения противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных нормативных правовых актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений» (МЮ)

Министерством юстиции вышеуказанный законопроект разработан в целях реализации пункта 26 Плана законопроектных работ Правительства на 2010 год, а также пункта 102 Плана мероприятий по реализации Концепции правовой политики Республики Казахстан, утвержденного постановлением Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2002 года № 274.

Данный законопроект направлен на устранение противоречий, пробелов, коллизий между нормами права различных законодательных актов и норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений в сфере обороны, безопасности и правопорядка, предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и использования природных ресурсов.

Закон принят 10 января 2011 года.

Пункт 2. Разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О лоббировании» (МЮ)

Концептуальные подходы к разработке законопроекта «О лоббировании» были одобрены на заседании Совета по правовой политике при Президенте Республики Казахстан 28 сентября 2009 года.

Так, законопроект направлен на установление принципов, форм, порядка осуществления лоббистской деятельности, прав и обязанностей субъектов такой деятельности.

В законопроекте закрепляется, что лоббистской деятельностью вправе будут заниматься только негосударственные объединения юридических лиц (союзы, ассоциации), объединяющие не менее десяти юридических лиц. При этом эти объединения в обязательном порядке должны будут пройти процедуру регистрации в органах юстиции, а также ежегодно предоставлять отчет о лоббистской деятельности.

Согласно законопроекту осуществление лоббистской деятельности возможно будет только в Парламенте страны, посредством использования таких методов как участие представителей субъектов лоббистской деятельности в работе рабочих групп Парламента и представление экспертных заключений на законопроекты.

30 декабря 2009 года постановлением Правительства № 2246 законопроект внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента РК.

В настоящее время законопроект рассматривается в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента РК.

Пункт 3. Разработать и внести на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан, предусматривающий правовую регламентацию порядка и условий проведения доследственной проверки, а также сужение вариативности ответственности за совершение конкретных преступлений (ГП (по согласованию))

Генеральной прокуратурой разработан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования уголовного и уголовно-процессуального законодательства».

Законопроект направлен на правовую регламентацию порядка и условий проведения доследственной проверки, а также сужение вариативности ответственности за совершение конкретных преступлений предусматривающий правовую регламентацию порядка и условий проведения доследственной проверки.

В настоящее время законопроект рассматривается в рамках рабочей группы Мажилиса Парламента РК.

Пункт 4. Внести на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан предложение по разработке законопроекта, предусматривающего наделение органов правовой статистики полномочиями по ведению учета лиц, уволенных по отрицательным мотивам (ГП (по согласованию)

Комитетом по правовой статистике и специальным учетамГенеральной прокуратуры в Министерство юстиции направлена для рассмотрения на Межведомственной комиссии по вопросам законопроектной деятельности при Правительстве Республики Казахстан концепция проекта Закона Республики Казахстан «О наделении органов правовой статистики и специальных учетов полномочиями по ведению учета лиц, уволенных по отрицательным мотивам из государственной службы».

Пункт 6. Продолжить работу по сокращению лицензируемых видов деятельности и разрешительных функций государственных органов, а также упрощению порядка получения лицензий и разрешений.(МЭБП (созыв), заинтересованные государственные органы)

Министерством экономического развития и торговли по итогам совместной деятельности Экспертной группы и рабочих групп выявлено 1015 видов разрешительных процедур, по которым в 2008 году было выдано свыше 29 млн. разрешительных документов. Экспертной группой рекомендована отмена 331 процедур из 1015. В результате, можно ожидать, что лицензионно-разрешительный документооборот уменьшится примерно на 881 тысячу единиц в год.

Министерство в реализацию данных рекомендаций разработан и внесен 22 апреля 2010 года на рассмотрение Правительства Республики Казахстан проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам совершенствования разрешительной системы» (далее – проект Закона), который постановлением Правительства РК от 23 июня 2010 года № 635 внесен на рассмотрение в Мажилис Парламента РК.

Проектом Закона предусмотрено внесение изменений и дополнений в 6 кодексов и 41 закон, где предусматривается сокращение:

1) лицензирования - 20 видов, 39 подвидов и 39 подподвидов (из 71 видов, 178 подвидов и 258 подподвидов) деятельности;

2) сертификации - 5 видов (из 20 видов) деятельности;

3) аккредитации - 2 вида (из 8 видов) деятельности;

4) выдачи разрешений - 44 видов (из 131 вида) деятельности;

5) согласований - 134 видов (из 184 видов) деятельности;

6) других документов (пропуска, акты, протокола, аттестаты и пр.) - 48 видов (из 165 видов) деятельности.

Реализация мер, предусмотренных Законопроектом, должна обеспечить упрощение разрешительной системы, снижение административных барьеров, что в конечном итоге будет способствовать общему развитию предпринимательства в Республике и увеличению активности бизнеса.

В Министерстве охраны окружающей среды в 2010 году завершена разработка проекта Закона Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по экологическим вопросам», который разработан в целях стимулирования дальнейшего развития экологически чистых производств, снижения объемов эмиссий, а также эффективного противодействия экологическим правонарушениям, усиления ответственности за совершение экологических правонарушений и преступлений. Законопроектом предлагается внесение более 100 изменений и дополнений в Кодексы и законы Республики Казахстан.

В августе 2010 года в Министерство юстиции направлены предложения по устранению выявленных коррупциогенных факторов в Правилах проведения государственной экологической экспертизы в части конкретизации норм права, установления срока проведения повторной экспертизы, поскольку в действующем законодательстве данное понятие отсутствует, что может создать условия для совершения коррупционных правонарушений.

Агентство по регулированию естественных монополий наряду с работой в рамках Экспертной группы разработан проект постановления, предусматривающий упрощение порядка лицензирования, а именно:

1) снимает ограничение прав собственника имущества, в том числе, государства, в связи с чем, производственно-технические, ремонтно-механические базы, производственные здания, инженерные сооружения и другое имущество, на эксплуатацию которого выдается лицензия, могут находиться у заявителя не только на исчерпывающем перечне правовых оснований, а на иных законных основаниях;

2) упрощает требования к составу квалифицированных технических руководителей и специалистов при эксплуатации котельных и при передаче и распределении тепловой энергии от котельных, которые расположены в малых населенных пунктах (поселках, аулах), где сложно найти специалистов в сфере электроэнергетики с опытом практической работы не менее трех лет;

3) исключает необходимость наличия дублирующей информации, содержащейся в приказах и перечне о создании служб;

4) исключает необходимость наличия программы, которая дублирует план проведения ремонтных работ и указывает о строительстве новых объектов, что в свою, очередь потребует необходимость получения дополнительного приложения к лицензии.

Данный проект принят Правительством Республики Казахстан 30 ноября 2010 года № 1295.

Министерством индустрии и новых технологий разрабатывается проект постановления Правительства Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения Правительства Республики Казахстан», предусматривающий устранение устаревших, противоречащих друг другу норм права в подзаконных нормативных правовых актах в сфере лицензирования.

В целях исключения условий для совершения коррупционных правонарушений принимаются также организационные меры. Так, Комитетом технического регулирования и метрологии кабинет для консультаций заявителей и выдачей разрешительных документов оснащен системой видеонаблюдения. Прорабатывается вопрос об оборудовании специальных кабинетов в Комитетах атомной энергии и промышленности.

Министерством юстиции на рассмотрение Экспертной группы были предоставлены 29 разрешительных документов, выдаваемых Министерством, которые оставлены без изменений, однако, с учетом замечаний Экспертной группы по оптимизации выдачи разрешительных документов Министерством внесены изменения в соответствующие постановления, предусматривающие сокращение количества предоставляемых документов для получения лицензии по оценке имущества в два раза и сроков их рассмотрения с 30 рабочих дней до 10.

Кроме того, подготовлен и внесен на рассмотрение Мажилиса Парламента проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан «О нотариате». Целью законопроекта является обеспечение прямого регулирования законом отношений, регулируемых производными нормативными актами. Кроме того, предусматривается отмена конкурсного отбора на вакансию частного нотариуса.

Министерством внутренних дел осуществляется передача из органов внутренних дел функций проведения технического осмотра в конкурентную среду. Полномочия по контролю за проведением технического осмотра передаются в Министерство транспорта и коммуникаций, с сохранением за МВД функций контроля за своевременностью прохождения государственного технического осмотра.

Пункт 7. Осуществлять проверки подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых государственными органами, на коррупциогенность, с принятием соответствующих мер реагирования (ГП (созыв), МЮ)

В рамках данной работы, Генеральной прокуратурой в 2009 году проведена работа по проверке на коррупциогенность подзаконных нормативных правовых актов, принимаемых государственными органами.

В ходе данной проверки нормы, создающие условия для коррупции, установлены в 3 нормативных правовых актах, утвержденных Президентом Республики Казахстан, 10 постановлениях Правительства, 17 приказах министерств и агентств, 6 актах местного представительного органа.

Проверка нормативных правовых актов на содержание в них коррупциогенных норм проводится также Министерством юстиции, которая осуществляется в рамках Межведомственной комиссии по вопросам совершенствования действующего законодательства в части противодействия коррупции.

Так, по результатам проведенного указанным МВК анализа 50 законов, 39 нашли своё отражение в проекте Закона по вопросам минимизации отсылочных бланкетных норм, исключения норм, способствующих совершению коррупционных правонарушений.

Наряду с этим Министерством юстиции проводится анализ заключений научных антикоррупционных экспертиз по проектам нормативных правовых актов, государственным органам-разработчикам даются рекомендации по устранению выявленных недостатков.

Также, постановлением Правительства от 25 августа 2006 года №817 утверждены Правила ведения мониторинга подзаконных нормативных правовых актов, которыми на государственные органы, имеющие право их принятия, возложена обязанность по выявлению противоречащих законодательству республики и устаревших норм права, оценке эффективности их реализации и своевременному принятию мер по внесению изменений и дополнений или признанию их утратившими силу. Координация этой работы возложена на Министерстве юстиции.

Таким образом, проведение работы в данном направлении позволило придать работе по проверке нормативных правых актов на коррупционгенность системный характер, на законодательном уровне выработаны механизмы выявления и устранения норм, создающих условия для коррупции.

Пункт 8. Обеспечить борьбу с «корпоративной коррупцией» в бизнесе, а также любого рода махинациями, лжебанкротством, незаконным вывозом капитала за рубеж (АФП (созыв) (по согласованию), ГП (по согласованию), МВД, МЮ, МФ)

  1. Вопросы для изучения: Сущность, место и роль лоббирования в политической

    Документ
    Лоббизм зародился в XVI веке в монастырях. Именно этим словом – lobby (кулуары, коридор) называли там площадки для прогулок. Позже оно перекочевало в парламент, конкретно - в палату общин Англии, и тоже означало место для прогулок.
  2. Корпоративны е связи с органами государственной власти и лоббирование в России на современном этапе

    Реферат
    Целью настоящей работы является анализ состояния дел в области корпоративных связей с органами государственной власти и лоббирования накануне вступления в должность нового Президента и премьер-министра России, а также масштабных изменений
  3. Доклад по дисциплине «Управление общественными отношениями» на тему: «Лоббирование в зарубежных странах»

    Доклад
    Теневые процессы - это такие перемены в жизни общества, которые не оставляют никаких официальных следов. Независимо от того, где происходит теневой процесс - в экономике, в политике или в школе - он сохраняет свои природные черты,
  4. «О лоббировании» (1)

    Доклад
    Доклад рассмотрен на заседании подкомиссии по проблемам противодействия коррупции Общественной палаты Российской Федерации 21 декабря 2006 года и рекомендован для направления в органы государственной власти
  5. «О лоббировании» (2)

    Доклад
     1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу
  6. «О лоббировании» (4)

    Доклад
    1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу
  7. «О лоббировании» (5)

    Доклад
    1.1. Коррупция как одно из самых пагубных явлений для любого государства стала для России в начале третьего тысячелетия основным препятствием для политического, экономического и духовного возрождения, превратилась в реальную угрозу
  8. Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева. М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001. 858 с Оглавление Предисловие Глава Введение в политическую психологию

    Учебное пособие
    Политическая психология: Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А.А. Деркача, В.И. Жукова, Л.Г. Лаптева. - М.: Академический проект, Екатеринбург: Деловая книга, 2001.
  9. Учебное пособие для вузов / Под общей ред. А. А. Деркача, В. И. Жукова, Л. Г. Лаптева

    Учебное пособие
    Современные задачи, решаемые российским об-ществом, обусловливают ак-туальность овладения его членами знаниями о природе, механизмах и функци-ях политики, условиях и возможностях активно вли-ять на ее характер.

Другие похожие документы..