Гендерная

Т. В. Бендас

ГЕНДЕРНАЯ

психология

Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва • Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж

Ростов-на-Дону • Екатеринбург ■ Самара Новосибирск

Киев • Харьков • Минск

2006



ББК 88 373я7 УДК 159 922.1(075) Б46

Рецензенты:

В. А. Аверин, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;

Л. Н. Ожигова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3. И. Рябикина, профессор, доктор психологических наук).

Бендас Т. В.

Б46 Гендерная психология: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. — 431 с: ил. — (Серия «Учебное пособие»).

ISBN5-94723-369-Х

В учебном пособии представлена новая отрасль психологической науки — гендерная психология. По разным проявлениям психики и поведения сравниваются девочки и мальчики, женщины и мужчины. Используются материалы многочисленных отечественных и зарубежных исследований (в том числе — не переведенных на русский язык). Учебные задания разнообразны: подготовка доклада и реферата, проведение пилотажных исследований, тренинговые упражнения, темы групповых дискуссий, творческие задания. В Приложении помещены методики, используемые для сравнения мужчин и женщин по различным позициям. Некоторые из них представлены как учебные задания. Их применение позволит студентам и аспирантам приобрести навыки работы с данными методиками. Учебное пособие предназначено для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Психология». Оно может быть также полезно преподавателям, которые читают курс гендерной психологии, и специалистам, чьи профессиональные интересы связаны с проблемами дифференциации мужчин и женщин.

ББК 88.373я7 УДК 159.922.1(075)

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-94723-369-Х © ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

Оглавление

Предисловие 6

Глава 1. Введение в гендерную психологию 9

Краткая история формирования гендерной психологии 9

Стратификация полов в разных культурах 33

Предмет, задачи и методы гендерной психологии . 38

Теории и концепции 42

Выводы 55

Вопросы для самопроверки 58

Учебные задания 58

Глава 2. Индивидные характеристики 60

Рост 60

Вес 65

Обмен веществ и ориентация на сбережение-трату энергии 66

Питание и отношение к еде 69

Телосложение 71

Некоторые физиологические показатели 80

Выводы ' 82

Вопросы для самопроверки 83

Учебные задания 84

Глава 3. Гендерная демография 85

Здоровье и болезни 85

Пропорция полов в обществе 89

Продолжительность жизни и смертность 97

Выводы 102

Вопросы для самопроверки 102

Учебные задания 103

Глава 4. Психомоторика 104

Моторика в детском возрасте 104

Моторика у взрослых: тремор, сила, дпфференцированность мышечного

напряжения, волевое усилие 107

Скорость, точность и тренировка психомоторики 114

Сложные движения и моторика в нестандартных ситуациях 17

Лифтинг и причины половых различий в моторике 122

Выводы 124

Вопросы для самопроверки 125

Учебные задания 126

Глава 5. Ощущения и восприятие 127

Зрительная модальность 127

Зрительно-пространственные способности 139

4 Оглавление

Слуховая модальность 152

Тактильная модальность 156

Другие модальности 159

Социальная перцепция 165

Выводы 169

Вопросы для самопроверки 172

Учебные задания 173

Глава 6. Интеллектуальные, речевые и эмоциональные характеристики 174

Внимание и память 174

Общий интеллект, речь и математические способности 182

Эмоциональные состояния 192

Выводы . 197

Вопросы для самопроверки 198

Учебные задания 199

Глава 7. Личностные характеристики 200

Мотивация достижения и аффилиации 213

Мотивация власти и доминантность 221

Другие характеристики личности 229

Выводы . . . 238

Вопросы для самопроверки , 240

Учебные задания 241

Глава 8. Социальное поведение 243

Стиль поведения 243

Успешность деятельности 252

Взаимодействие с партнерами своего и противоположного пола 263

Выводы 272

Вопросы для самопроверки 274

Учебные задания 274

Глава 9. Гендерные отношения . 276

Гендерная сегрегация в детских группах 279

Мужчины и женщины в деловом мире 293

Дружеские и сексуальные гендерные отношения 299

Супружеские отношения 309

Взаимоотношения родителей и детей в семье 318

Девиантные отношения 325

Выводы 333

Вопросы для самопроверки 335

Учебные задания 336

Глоссарий 337

Литература 346

Приложение к главе 1 371

Экспериментальные задачи по изучению интеллекта мужчин и женщин 371 Исследования гендерных стереотипов в анкетах Г. Гейманса (1911) .... 372

Оглавление 5

Приложение к главе 2'.393

Методика Люшера 393

Приложение к главе 3394

Методика самооценки С. Я. Рубинштейн 394

Методика Э. Лахельмы и коллег (модификация Т. В. Бендас) 394

Приложение к главе 4 395

Методика миокинетической диагностики Миры-и-Лопеца 395

Методика изучения точности движения рук в условиях меняющегося

положения тела К. X. Кекчеева и Г. П. Поздновой 396

Методика измерения точности броска мяча по воротам К. А. Кеберлин-

ского 396

Приложение к главе 5397

Методики изучения зрительно-пространственных способностей 397

Методики изучения социальной перцепции 398

Методика изучения свидетельских показаний А. Ф. Кони 400

Методика «Свидетельские показания» Т. Линдхольма (Lindholm, 1999) 400

Приложение к главе 7403

Вопросник Сандры Бэм по изучению маскулипности-феминности . . . 403 Изучение гендерных установок у детей (полустандартизированное

интервью В. Е. Кагана) 405

Сравнение своих успехов с другими (методика Е. Хесерингтона

и коллег, модификация Т. В. Бендас) 405

Методика ТАТ (вариант X. Хекхаузена) — математическая обработка

в модификации Т. В. Бендас 406

Проективная методика изучения мотивации достижений Люннеборга

и Розенвуда, модификация Т. В. Бендас 410

Проективная методика избегания успеха М. Хорнер (Horner, 1987),

модификация Т. В. Бендас 410

Шкала макиавеллизма Р. Кристи и Ф. Гейза (1970): Мак-V 411

Приложение к главе 8417

Методика изучения ориентации руководителя А. А. Ершова 417

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза—К. Шнейера,

модификация Т. В. Бендас 424

Методика изучения лидерского и гендерного стилей поведения

менеджера А. Кэнн и Д. Зигфрида, модификация Т. В. Бендас 425

Тренинговое упражнение «Деловые переговоры мужчин и женщин»

(разработано К. Джонсон (Johnson, 1994), модификация

Т. В. Бендас) 427

Предметный указатель 429

  1. Гендерные проблемы развития Вологодской области

    Документ
    Рассмотрены тенденции социального-экономического развития Вологодской области и их разновекторное влияние на гендерную проблематику. В связи с улучшением состояния рынка труда происходит гендерное выравнивание занятости, однако в молодых
  2. Гендерный сценарий как детерминанта профессионального выбора

    Сценарий
    В каждом обществе существует некий культурный сценарий, определяющий основные желательные жизненные события для каждого человека. Ситуация необходимости выбора профессии после окончания старшей школы является одним из пунктов данного сценария.
  3. Гендерный подход в изучении истории российской дворянской повседневности

    Документ
    История повседневности (в германской историографии Alltagsgeschichte1) выдели­лась в самостоятельную субдисциплину из так называемой социальной исто­рии2.
  4. Гендерный подход как одно из условий модернизации современного дошкольного образования, определяемой Федеральными государственными требованиями Консультация: Никулина Е. В

    Документ
    Проблема учета гендерных (социально-биологических и половых) различий в образовательном процессе периодически возникает как в психологии, так и в педагогике.
  5. Гендерные аспекты сексуального насилия

    Документ
  6. Гендерная (2)

    Документ
    Л. Н. Ожигова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3.
  7. Гендерная (3)

    Документ
  8. Гендерная асимметрия политики: неинституциональные и институциональные аспекты

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «24» октября 2008 года в 12.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.04 по политическим наукам при Саратовском государственном университете им.
  9. Гендерна мапа центрально-східної європи матеріали Міжнародної науково-практичної конференції (Суми, 21-22 квітня 2011 року) Суми 2011

    Документ
    Головний редактор - канд. філос. наук, доцент, проректор з науково-педагогічної роботи Світайло Н.Д., відповідальний редактор - старший викладач Павленко В.

Другие похожие документы..