Монография представляет собой попытку комплексного социально-философского осмысления русского консерватизма в широком социокультурном контексте.

Попов Эдуард Анатольевич

РУССКИЙ КОНСЕРВАТИЗМ: ИДЕОЛОГИЯ И

СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Ростов-на-Дону

Издательство Ростовского университета

2005

Печатается по решению кафедры социологии, политологии и права

ИППК РГУ

Рецензенты:

доктор философских наук, профессор А.К.Дегтярев,

доктор философских наук, профессор А.Н.Ерыгин

доктор политических наук А.Н.Савельев

Ответственный редактор

доктор философских наук, профессор Ю.Г. Волков

Попов Э.А.

Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика. – Ростов н/Д: Изд-во Рост. ун-та, 2005. - с.

Монография представляет собой попытку комплексного социально-философского осмысления русского консерватизма в широком социокультурном контексте. Автор, используя многочисленные отечественные и зарубежные исследования, исследует идеологию и социально-политическую практику русского консерватизма на всех этапах развития данного явления, в том числе, в условиях современной России.

Предназначена для студентов гуманитарных специальностей, аспирантов и преподавателей.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Современное российское общество, находящееся на переломе своего развития, объективно испытывает острую потребность не только в действенной социально-экономической модели, но и в не меньшей, если не в большей мере в объединяющей идее, способной консолидировать российское общество на осуществление «стратегического прорыва в XXI веке». Между тем, самое понятие «государственная идеология» в 1990-е годы целенаправленно дискредитировалось и увязывалось с тоталитаризизмом.

В последние годы происходит постепенная «реабилитация» государственной идеологии. Ни одна политическая сила и политик не могут рассчитывать на серьезную поддержку населения страны в том случае, если возникают сомнения в их патриотизме и, тем более, уверенность в непатриотизме. Это явственно продемонстрировал «феномен Путина» и, - обратный пример, - полный провал либеральных партий (СПС и «ЯБЛоко») на думских выборах 2003 г.

Тем самым, несмотря на существование в посткоммунистической России идеологического плюрализма, электоральное поведение российских граждан свидетельствует об активном неприятии западнических идеологий. Различные версии вестернизации не отвечают реальным потребностям страны. Существует реальная потребность задействования созидательной «почвенной» идеологии, основанной на бережном отношении к исторической и социокультурной традиции России. Данный вывод актуализирует комплексное исследование консерватизма, идеологии патриотизма и развития на основе традиционных культурно-исторических ценностей.

Предметом исследования в настоящей работе выступает русский консерватизм как идеология и социально-политическая практика, явление, имеющее двухвековую историю. Русский консерватизм являет собой развитую интеллектуальную традицию, которая не просто сохранилась, но и продолжает развиваться и в наши дни.

С учетом изложенного, изучение русского консерватизма имеет не только научно-методологическое, но и большое практическое значение для понимания ситуации, складывающейся в современной России и для поиска путей выхода из цивилизационного кризиса.

Глава I.Консерватизм: теоретико-методологические проблемы исследования.

1.1. История понятия консерватизма: основные подходы.

Термин «консерватизм» в его современном значении был введен французским роялистом и классиком европейской литературы Франсуа Рене де Шатобрианом, который в конце 1810-х гг. издавал во Франции периода Реставрации еженедельник «Conservateur». В широкий политический оборот данный термин вводится уже в середине 30-х годов XIX века для обозначения политической позиции британских консерваторов – тори. Первые попытки определения сущностных границ явления были предприняты фактически в то же время. Так, у истоков научного изучения консерватизма в нашей стране стояли идеологи данного направления. В частности, в работах «старших славянофилов» были поставлены методологические вопросы, связанные с определением сущностных границ консерватизма. Планомерное научное изучение консерватизма началось несколько позднее, в начале XX века и, особенно, в межвоенный период, что связано с выходом в свет классического труда немецкого социолога Карла Манхейма «Консервативная мысль» (1927). Очередная активизация научного изучения явления приходится на конец 70-х – начало 80-х гг., что связано, как отмечалось в научной литературе, с возникновением «консервативного феномена» или «консервативной волны» - приходом к власти в Западной Европе и США политиков неоконсервативной направленности. В нашей стране повышенный исследовательский интерес к консерватизму возник в конце 80-х – начале 90-х гг. прошлого века и не ослабевает по настоящее время.

В большинстве новейших исследований, посвященных русской консервативной мысли, проблема уточнения понятийного аппарата обходится стороной. Это характерно даже для такого академического исследования, как подготовленная коллективом сотрудников Института Российской истории Российской Академии Наук (ИРИ РАН) монография "Русский консерватизм XIX столетия. Идеология и практика"1. Русский консерватизм типологизируется на основе линейного (марксистско-ленинского) подхода. Авторы выявили два направления изучаемого явления: «реакционный консерватизм» и «либеральный консерватизм» (вариант: «консервативный либерализм»). К представителям «плохого» «реакционного консерватизма» авторы монографии отнесли наиболее значимых теоретиков русского консерватизма: К.Н. Леонтьева и Л.А. Тихомирова. Применение подобного оценочного подхода существенно сказалось на научной значимости исследования. Остались без внимания целые аспекты идейного наследия ведущих теоретиков «реакционного консерватизма», «прогрессивные» по своему характеру. Остается неясным, каким образом «реакционная партия» вербует своих сторонников, ведь даже авторы монографии признают, что эта партия состоит не только из реакционных помещиков, преследующих эгоистичные классовые интересы, но и из мыслителей первой величины2.

Решение данной проблемы наталкивается на наличие инвариантных подходов к определению сущности консерватизма. Можно выделить два основных подхода3 (не считая целого ряда промежуточных или компромиссных) к определению сущности данного явления: идейный (содержательный) и ситуативный.

В основе идейного (содержательного) подхода лежит представление о консерватизме как одном из основных идейно-политических течений Нового времени, наряду с либерализмом и социализмом. Консерватизм – равноправная им идеологическая система. Вместе с тем, в отличие от либерализма и социализма он вдохновляется не проектами построения будущего (в этом смысле и либерализм, и социализм являются проектами прогрессистскими), а сохранением и сбережением универсальных, вечных ценностей. Как отмечает современный исследователь консерватизма Г.И. Мусихин, «политические аспекты консерватизма сложно отделить от мировоззренческих»1.

В свою очередь, в рамках идейного (содержательного) подхода наличествует ряд оттенков, весьма различных и зачастую противоположных друг другу. Социологический акцент в определении консерватизма сделан одним из родоначальников научного изучения консерватизма, немецким социологом К. Манхейм в его классической книге «Консервативная мысль». Он определяет консерватизм в качестве особого, исторически и социологически укорененного типа мировоззрения «стиля мышления». По мнению социолога, консерватизм является идеологией, возникшей как реакция на Французскую революцию 1789 года. Однако причины возникновения этого явления кроются глубже. События 1789г. лишь катализировали процесс образования консервативной «партии». Консерватизм стал духовным и интеллектуальным ответом на идеологию буржуазного общества: либерализма, рационализма, индивидуализма и просветительской философии2.

Следует отметить, что не все исследователи придерживаются приведенных выше подходов к определению консерватизма в качестве антитезы либерализма. Ряд исследователей отмечают наличие точек соприкосновения между либерализмом и консерватизмом. Так, данной проблеме в значительной мере была посвящена Всероссийская научно-практическая конференция «Либеральный консерватизм: история и современность»3. Снять остроту антилиберальной направленности консерватизма пытается философ В.И. Приленский, по мнению которого «Если искать истинную противоположность консервативному типу мышления, то ее легко найти в любых формах экстремизма, радикализма, революционаризма, анархизма, нигилизма и т.д.»1. Близка изложенному здесь подходу и точка зрения Г. Моро: «Консервативная система идей, базирующаяся на вечных социальных и нравственных ценностях — уважении к собственной традиции, опоре на мудрость предков, приоритете интересов общества, социальном разнообразии, деятельном благоразумии и т. п. — имеет неплохие шансы и перспективы получит свое звучание в политике российского государства, вектором которой в таком случае становится привлекательный во все времена и во всех странах лозунг — “Постепенность, последовательность, органичность”»2. Тем самым, оба исследователя квинтэссенцией консерватизма считают не содержание национальной Традиции, а типично буржуазные добродетели «умеренности и аккуратности». Та «формула» консерватизма, которую «вывел» Г. Моро, с равным основанием может быть принята любым политическим режимом, заинтересованным в лояльности своих подданных.

Следует отметить, что тенденция сближать если не генетические истоки, то, по крайней мере, конкретные проявления политической философии и политической практики консерватизма и либерализма весьма заметна в современной научной литературе, исследующей консервативный феномен3. Консерватизм трактуется исследователями в качестве идеологии и политической практики «золотой середины», равно удаленной от правого и левого радикализма. Политическая философия умеренного русского либерализма, государственно и национально ориентированного, обладала рядом консервативных характеристик. Поэтому целесообразно типологизировать данное направление как консервативный либерализм.

Исключительное значение для нашей работы имеют две работы русского философа Н.А. Бердяева, созданные в эмигрантский период его творчества, – «Новое средневековье» и «Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии». Предмет обоих произведений – критический анализ мировоззренческих причин краха либерализма и демократии (и, шире, – прогрессизма как такового), поиск приемлемых альтернатив в социальной философии. Н.А. Бердяев обратил внимание на вневременную онтологическую природу консерватизма: «Консерватизм поддерживает связь времен, не допускает окончательного разрыва в этой связи, соединяет будущее с прошлым. (…) Консерватизм… имеет духовную глубину, он обращен к древним истокам жизни, он связывает себя с корнями»1.

Проблема соотношения консервативной и либеральной идеологий по-иному решалась в рамках консервативной парадигмы. Представители этого направления подчеркивали генетическое родство либерализма и социализма, а по ряду принципиальных вопросов выступали с более резкой критикой эволюционного либерализма, чем революционного социализма.

В рамках изучения русского консерватизма должна быть также поставлена проблема «консерватизм-социализм». Социальная философия русского консерватизма имеет ряд точек соприкосновения с социализмом. Недооценка данного аспекта обедняет социально-философский анализ консервативного феномена в России, поскольку сводит консерватизм к дихотомии «консерватизм-либерализм», фактически превращая его в разновидность либерализма. Между тем, данная проблема – соотношение консерватизма и социализма - не получила должного освещения в научной литературе и требует своего раскрытия.

Второй подход к определению консерватизма получил название ситуативного, как стремление к сохранению статус-кво. По мнению сторонников ситуативного подхода, «в отличие от либерализма и социализма консерватизм не имеет устойчивого идейного ядра и принимает разные формы в различные исторические периоды»1. Консерватизм следует воспринимать как ситуативное явление, которое невозможно рассматривать в отрыве от цивилизационного контекста и конкретно-исторической эпохи.

Тем самым, в исследовательской парадигме ситуативного подхода консерватизму отказано в праве именоваться полноправной политической идеологией. В этом принципиальное отличие консерватизма от либерализма и социализма, имеющим устойчивое идейное ядро. Консерватизм, фактически, сводится к функции. «Консервативным является все то, что выполняет охранительно-сдерживающую функцию в обществе по отношению к революционно-деструктивным изменениям»2.

В одной из наших работ было дано следующее определение консерватизма с ситуативистских позиций: «Консерватизм – политическая идеология, которая нацелена на обоснование, охранение, укрепление и развитие существующего в настоящий момент порядка вещей («строя»). Подобная трактовка консерватизма отнюдь не исключает возможности реформирования (подчас достаточно радикального) системы политических, правовых, социальных и др. отношений, а сам консерватизм отнюдь не является синонимом неподвижности. Главное отличие его от любой другой идеологии – то, что он является идеологией у власти; тогда как другие находятся в нападении, он – защищает, зачастую используя средства, позаимствованные из арсенала противника»3.

У ситуативного подхода имеется ряд сторонников как в зарубежной (включая таких классиков западной общественно-политической мысли, как С. Хантингтон1), так и отечественной научной литературе2.

В ряду исследователей, внесших существенный вклад в изучение данного явления, следует назвать американского исследователя Самюэля Хантингтона, автора знаменитого эссе «Консерватизм как идеология»3. По мнению одного из пионеров научного изучения консерватизма в нашей стране П.Ю. Рахшмира, в своем эссе «Хантингтон предложил "ситуационную" интерпретацию консерватизма, отвязанную от какого-то раз и навсегда данного социального базиса и жесткого набора идей. Эту трактовку можно еще назвать функциональной. Миссия консерватизма - защита бытия, традиций, обычаев от засилья рациональности и порядка от угрозы хаоса»4. Тем самым, С. Хантигнтон стоял на иных позициях, нежели К. Манхейм, согласно которому консерватизм обладает четкой «социальной пропиской» и устойчивым идейным ядром. В классических трудах этих исследователей получили свое развитие два основных подхода к определению сущности консерватизма – идейный и ситуативный.

Наряду с идейным (содержательным) и ситуативным подходом существует ряд промежуточных или компромиссных подходов к определению сущности консерватизма. М.Ю. Чернавский в исследовании, специально посвященном данной проблеме, отмечает системообразующий принцип, объединяющий весь блок этих подходов: «Ряд исследователей, признавая наличие определенных постулатов и идейных основ консерватизма, считают, что в конкретной исторической ситуации идеология консерватизма наполняется различным социально-политическим содержанием»1. По мнению автора, «промежуточная позиция» изложена в работах таких известных исследователей консервативного феномена, как С. Хантингтон (которого, как было показано выше, другие исследователи считают представитеем «ситуативного» направления), Г.-К. Кальтенбруннер, А.Н. Медушевский и др. Так, согласно точке зрения С. Хантигнтона, консерватизм являет собой «систему идей для оправдания любого социального порядка, однако, наряду со страстной приверженностью ценности существующего, психология консерватора и его убеждения свидетельствуют об определенном типе мировоззрения, в основе которого лежит соответствующая система ценностей»2. Тем самым, консерватизм предстает психологической установкой, независимой от конкретных политических и социокультурных обстоятельств.

  1. Русский консерватизм: идеология и социально-политическая практика 09. 00. 11 социальная философия

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « 3 » марта 2006 г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д. 212.208.01. по философским и социологическим наукам в Ростовском государственном университете (344006, г.
  2. Книга представляет собой сборник статей, в которых рассматриваются многочисленные теории дискурса, разработанные представителями зарубежной и отечественной науки.

    Книга
    Книга представляет собой сборник статей, в которых рассматриваются многочисленные теории дискурса, разработанные представителями зарубежной и отечественной науки.
  3. Либерализм и консерватизм : социально-философский анализ

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 2009 года в часов на заседании диссертационного совета Д 212.154.06 при Московском педагогическом государственном университете по адресу : 119571, г.
  4. Религиозная самоидентификация русской интеллигенции (социально философский анализ)

    Диссертация
    Религиозная самоидентификация русской интеллигенции [Электронный ресурс]: Социально—философский анализ : Дис. канд. филос. наук : 09.00.11 .-М.: РГБ,
  5. Повседневность в социально-философском контексте: теоретико-методологический анализ

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 10 ноября 2011 года в 13 часов на заседании диссертационного совета Д 212.141.12 по философским наукам в Московском государственном техническом университете им.
  6. Проблема справедливости в истории и современности: социально-философский аспект

    Диссертация
    Защита состоится «28» сентября 2009 г. в 15.00 на заседании Диссертационного совета Д 501.001.16 по философским наукам при Московском государственном университете имени М.
  7. Монография (часть 1) (1)

    Монография
    В монографии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, кинематографа, видео, прессы, Интернета и т.
  8. Монография (часть 1) (2)

    Монография
    This monograph analyzed the history, theory and methods of media education in Russia and abroad. Author describes the creative works of the leaders of Russian media education, the practical ways of the film & video clubs for students.
  9. Монография таганрог (1)

    Монография
    В монографии рассматриваются вопросы истории, теории и методики медиаобразования (то есть образования на материале средств массовой коммуникации – телевидения, прессы, радио, кинематографа, видео, Интернета и т.

Другие похожие документы..