Философия Историческое развитие философии Основные направления и школы

§ 3. Древнекитайская философия

3.1. Мифологические предпосылки Древнекитайской философии

Китайская мифология в своих существенных чертах сходна с любой мифологией других стран. Вся природа одушевлена. Каждая вещь и любое явление имеет своих демонов. Собрание древнейших китайских мифов содержит «Книга гор и морей», написанная в VII - V вв. до н. э.

Но, одной из специфических черт китайской мифологии, отличающий ее, например, от индийской мифологии, является почитание душ умерших предков. Этот культ предков содействовал возникновению консерватизма мышления в Др. Китае. В ритуальной практике главное место занимало гадание в отличие от индийского жертвоприношения. Гадательная практика использовала магические формулы общения с духами. Для этих целей с помощью пиктографического письма наносились вопросы на кости крупнорогатого скота или черепашьи панцири. Позже эти формулы были собраны в «Книге перемен». Эта книга входит в список «Классических книг китайской образованности» и содержит первоначальные воззрения на мир, которые, затем, получили развитие во всей китайской философии.

Помимо «Книги перемен» «Классические книги китайской образованности» состоят из: «Книги песен» (сборник древнейшей народной поэзии - образец для всей китайской поэзии), «Книги истории» (собрание официальных документов, описание исторических событий - образец позднейшей официальной письменности), «Книга порядка» (описание политических и религиозных церемоний, норм социальной и политической деятельности), книга «Весны и осени» (хроника государства Лу (VII - V вв. до н. э.) - образец для решения этических и формально-литературных вопросов).

Тексты «Книги перемен» создавались в разное время. Так называемый исходный (или основной) текст возник между XII - VIII вв. до н. э., а тексты комментариев в VIII - VI вв. до н. э. Исходный текст помимо своего происхождения от процедуры гадания является еще и отголоском мифов об элементах «инь» и «ян», которые приобретают здесь понятийную форму (происхождение вселенной в китайской мифологии описывается как рождение из бесформенного мрака двух духов упорядочивших мир: мужской дух ян стал управлять небом, а женский инь - землей).

Основой исходных текстов являются 64 гексаграммы, т. е. символы, образованные комбинациями шести линий (черт). Изменение положений линий и дало название этой книге. Согласно комментарию: «Вещие линии соответствуют движению мира. Так появляются счастье и несчастье, жалость и позор становятся очевидными. Для комментаторов гексаграммы постепенно начинают выполнять функции 64 категорий в их движении к универсальному единству.

В «Книге перемен» принципы ян и инь приобретают обезличенную понятийно-категориальную форму. Ян определяется как активное, всепроникающее,светлое начало; инь определено как пассивное, ожидающее и темное начало. В тоже время, инь и ян не могут существовать раздельно. Движение инь и ян - это изменение в едином. «Чередование инь и ян называется путем (дао)», и этот «путь проживают все вещи».

Таким образом, «Книга перемен» задает основные категории, которые затем так или иначе трактовались различными китайскими философскими школами.

Историки философии выделяют шесть основных школ раннекитайской философии:

1) школа инь и ян;

2) школа конфуцианцев;

3) школа моистов;

4) школа имен;

5) школа юристов, легистов;

6) школа пути или школа даосов.

Конфуциансто и даосизм совместно с буддизмом образовали в Китае три главных религиозно-философских течения (сань цзяо - три религии). Об общих принципах буддизма говорилось выше, поэтому обратим внимание на конфуцианство и даосизм.

3.2.Конфуцианство (жу цзя - литераторы, школа ученых книжников)

В период Чуньцю (722 - 481 годы до н.э.) в Китае, особенно в царстве Лу (современная провинция Шаньдун), было много странствующих учителей, преподававших древние книги. Это были в основном потерявшие место государственные чиновники. Именно из этой среды выдвинулся основатель конфуцианства - Конфуций (551 - 479 до н. э.). Его собственное имя - Кун Фу цзы (Учитель Кун).

В центре учения конфуцианства – человек, но личность в этике конфуцианства полностью подчинена служению обществу. Основная категория этики - порядок (ли). Порядок выступает как некоторый набор норм общественных отношений, включая также правила внешнего поведения, т. е. этикет.

Порядок наполняется добродетелью (дэ), под которой понимается вежливость, точность на службе и т.д. Добродетель приводит к появлению человечности (жэнь), гуманности, а человечность - основное требование предъявляемое к человеку. «Научится владеть собой и восстановить правила «ли» - вот в чем заключается гуманность», - говорил Конфуций.

Люди, с точки зрения Конфуция, различаются в зависимости от семейного, а затем социального положения. Конфуций идеализирует семейные патриархальные отношения и выводит принцип сыновней и братской добродетели (сяо ти). Отношения подданного и правителя, подчиненного и начальника аналогичны отношениям отца и сына.

Дао в концепции Конфуция представлен как моральный закон, который заключается в «преодолении личного и возвращение к правилам «ли»». Человек наделен «небом» определенными этическими качествами и должен их совершенствовать при помощи обучения. «Люди близки друг другу по своей природе, но отличаются друг от друга по своим привычкам». Цель обучения и совершенствования - достижение уровня «благородного мужа». «Не меняются только самые мудрые и самые глупые», - говорил Конфуций.

Учение Конфуция «есть именно учение об управлении людьми, теория для будущих губернаторов». Тот, кто «знает, как осуществлять самосовершенствование, знает, как управлять другими людьми», а тот, кто «знает, как управлять другими людьми, знает, как управлять Поднебесной и государством», - так можно охарактеризовать сущность конфуцианства собственными словами Конфуция.

«Управлять - значит упорядочивать», - считает Конфуций. Как пишет Н. В. Абаев, - «само стремление к упорядочению явлений микро- и макромира, внутренней и внешней реальности отражало ведущую тенденцию человеческой культуры к уменьшению меры энтропии в окружающем мире, общую для всех культурных традиций, но проявившуюся в раннем конфуцианстве вообще и в его культуре психической деятельности в частности в наиболее рельефной, явно выраженной и осознанной, идеологически обоснованной форме».

3.3. Даосизм

Основатель даосизма - Лао-цзы (старый учитель). Основные категории даосизма дао (путь) и дэ (сила).

Под дао понимается некий неизменяемый закон мира, лежащий в его основании. «Существует нечто - бестелесное, бесформенное, а, однако, готовое и завершенное. Как оно беззвучно! Лишено формы! Стоит само и не изменяется. Проникает всюду, и ничто не угрожает ему. Можно полагать его матерью всего сущего. Его имя не знаю. Обозначается как «дао». Вынужден дать ему имя, называю его совершенным. Совершенное - то есть ускользающее. Ускользающее, то есть удаляющееся. Удаляющееся, то есть возвращающееся», - говорит о дао Лао-цзы.

Все в мире находится в пути, в движении и изменении, все непостоянно и конечно. Это возможно благодаря принципам инь и ян, под их влиянием происходит изменение и развитие всех вещей. Дао внутренне присуща собственная творческая сила дэ, через которую дао проявляется в вещах при воздействии инь и ян. Дэ понимается как индивидуальная конкретизация вещей, для которых человек ищет имена.

Человек в даосизме рассматривается как часть природы и должен удерживать единство с природой. Поэтому в даосизме постулируется принцип неделания, не применения усилий к природе: «если кто-либо хочет овладеть миром и манипулирует им, того постигнет неудача. Ибо мир - это священный сосуд, которым нельзя манипулировать. Если же кто хочет манипулировать им, уничтожит его. Если кто хочет присвоить его, потеряет его».

Недеяние или, скорее деятельность на основе меры (у вэй) является не призывом к пассивности, но объяснением единства человека и мира на основе дао.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные характеристики мифологического сознания.

2. Какие причины обусловили возникновение философии?

3. Назовите основные принципы-понятия ведийской религии.

4. Что из себя представляет основная характеристика мира в буддизме?

5. Перескажите буддийское учение о дхармах.

6. Как представлено устройство мира в онтологии джайнизма?

7. Объясните значение категорий «инь» и «ян» в китайской философии.

8. Что понималось под категорией «дао» в конфуцианстве, и какое значение этой категории приписывал даосизм?

Дополнительная литература

  1. Абаев Н. В. Человек и природа в даосизме и буддизме // Общественные науки за рубежом. Сер. 9. Востоковедение и африканистика. М., 1981. № 2. С. 213 - 217.

  2. Бонгард-Левин Г.М., Ильин Г.Ф. Индия в древности. М., 1985.

  3. Дао и даосизм в Китае. М., 1982.

  4. Древнекитайская философия. Эпоха хань. М., 1990.

  5. Древнекитайская философия: Собрание текстов в двух томах. М., 1972-1973.

  6. Жоль К. К. Сравнительный анализ индийского логико-философского наследия. Киев, 1981.

  7. История восточной философии: Учебное пособие. М., 1998.

  8. Источниковедение и историография буддизма. Страны Центральной Азии. Новосибирск, 1986.

  9. Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М., 1983.

  10. Лысенко В. Г. «Философия природы» в Индии: атомизм школы вайшешика. М., 1986.

  11. Малявин В. В. Чжуанцы. М., 1985.

  12. Семенцов В. С.Бхагавадгита в традициях и современной научной критике. М., 1985.

  13. Щербатской Ф. И. Избранные труды по буддизму. М., 1988.

Тема 3. Античная философия

Введение

Греческая античная философия, сформировавшаяся в конце VII-VI вв. до н. э., является уникальным порождением эллинского гения. Греки впервые в мировой истории стремились рационально осмыслить окружающий мир, что сделало возможным рождение науки. Греческие философы разработали систему философских категорий, законов и принципов, которые явились основой западной философии и науки, внесли исключительный вклад в развитие мировой культуры.

В развитии античной философии можно выделить основные этапы.

Первый этап: VI - первая половина вв. до н. э. – определяется как досократовский, или философия «физиса», натурфилософия. Это период от Фалеса до софистов.

Второй этап: вторая половина V в. до н. э. – конец IV в. до н. э.

Он определяется софистами и заканчивается со смертью Аристотеля в 322 г. до н. э. Этот этап называют классическим, или гуманистическим.

Третий этап – эллинистический: конец IV в. до н. э. – II в. н. э., когда начинается формирование христианской культуры и философии.

В особый – IV этап – выделяют античную римскую философию: I в. до н. э. – V в. н. э., когда главной силой античного мира становился Рим.

§ 1. Причины генезиса и истоки античной философии

Возникновение греческой философии обусловлено целым рядом причин, связанных с духовным, экономическим, социальным и политическим развитием Древней Греции в VIII-VI вв. до н. э.

В это время в Греции наблюдается интенсивное развитие ремесла, торговли, земледелия, что сопровождается социально-экономической трансформацией общества. Интенсивно осуществляется греческая колонизация. Города Греции превращаются в центры ремесленной деятельности, коммерции и интеллектуальной жизни. Формируется новый социальный слой, получивший название интеллигенции. Среди городов особое место занимают Милет и Эфес, которые и становятся центрами развития философии. Сначала в отдалении от центра процветающие колонии создавали свободные институты, достигшие небывалого роста в Афинах.

С образованием греческого полиса, города-государства, сформировалась и греческая рабовладельческая демократия, которая открыла грекам горизонты политического свободомыслия. Государственные цели осуществлялись как собственные цели, благо государства как собственное благо, свобода государства как собственная свобода.

Чтобы понять духовные истоки греческой философии, надо проанализировать формы греческой жизни и прежде всего искусство и религию. Высокое греческое искусство, и собственно миф, пытается достичь в мистической и фантастической форме, т. е. через интуицию и поэтическую фантазию, тех же целей, что и философия.

До возникновения философии мировоззренческая проблематика формировалась в поэмах Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VIII в. до н. э.), в поэмах Гесиода и гномических, нравоучительных поэтов VII-VI вв. до н. э.

В поэмах Гомера ставится проблема отношения мира и человека. У него присутствует стремление понять мотивы и причины действия людей, ответить на вопросы, что является первоосновами мира, какова роль и место человека в универсуме. Гомеровский эпос стремится представить реальность в ее полноте и единстве, хотя и в форме мифа. Боги и люди, небо и земля, война и мир, добро и зло, радость и страдание являются универсальными ценностями и составляют человеческую жизнь.

Гомер говорит о трех первопричинах, которые можно в определенном смысле полагать первоосновами мира и называет их Никс, Океанос и Тетис – это праисходное состояние, стадия, которая предшествует чему-либо иному. Океанос представляет праморе, а Тетис – определенную жизнесообщающую силу, которая соединена с морем – водой. При этом все эти первопричины, т. е. сущностные силы, связаны с Землёй.

Гесиод в поэме «Теогония» прокладывает дорогу для понимания синтеза всех предшествующих философских интуиций. Так как Боги соотносятся с частями универсума и явлениями космоса, теогония выступает и как космогония, как становление космоса из первоначального хаоса.

Согласно Гесиоду, основой всего является хаос, который понимается как неограниченная, бесформенная масса, содержащая в себе все возможные потенции. Из него возникают праисходные формы бытия. С одной стороны, это Гея (Земля) и Эрос (определенная жизненная сила); с другой – это Эребос (тьма) и Никс (ночь) как определяющая сила. Из них потом возникает Уран (Звездное небо), Этер (Эфир), свет и постепенно остальные божества. Эта поэма проложила дорогу поздней философской космологии, которая будет искать «первый принцип», от которого все произошло.

В поэме «Творения и дни» сформулированы этические нормы, которые затем оказали огромное влияние на формирование философской этики и оформление философской мысли в целом.

У Гесиода и гномических поэтов в форме высшей ценности выступает справедливость. «Приникни ухом к Справедливости и начисто забудешь о злоупотреблениях», - говорит Гесиод. «В Справедливости заключены все прочие добродетели», - утверждает Фокилид. Поэты зафиксировали понятие истинной меры, которое более специфично конституирует греческий дух. «Не усердствуй чрезмерно: лучше быть посредине, оставаясь посредине, придешь к добродетели», - говорит Феогнид. «Мера – лучшая из вещей», - вот принцип, который провозглашают поэты.

Важнейшим источником, без ссылки на который нельзя понять генезис греческой философии, являлись общественная религия и орфические мистерии.

Верования общественной религии оформлены у Гомера, Гесиода и гномических поэтов: можно сказать, что все, что ни есть - божественно, поскольку все получает объяснение посредством вмешательства Богов. Природные явления ниспосланы божествами: громы и молнии от Зевса с вершины Олимпа, волнения на море - от трезубца Посейдона, солнце – от сияющей колесницы Аполлона и т.д. Но и социальная жизнь людей, участь городов, война и мир представлялись связанными волей Богов, а значит, они осмысленны и необходимы.

  1. Программа дисциплины Философия для направления 080700. 62 Бизнес-информатика Утверждена

    Программа дисциплины
    ГСЭ.Ф.01 Предмет философии. Место и роль философии в культуре. Становление философии. Основные направления, школы философии и этапы ее исторического развития.
  2. Рабочая программа по дисциплине «Философия» для студентов очной формы обучения всех специальностей (2)

    Рабочая программа
    Высшее техническое образование не может быть сведено только к овладению специальностью, сугубо профессиональными знаниями, а предполагает также социально-гуманитарную и, прежде всего, философскую подготовку будущих инженеров.
  3. Философия (8)

    Методические указания
    Философия. Программа, методические указания и задания для самостоятельной работы студентов заочной и заочно-ускоренной форм обучения. Составители: М.Л.
  4. Методические указания и контрольные задания по дисциплине «философия права» для студентов заочной формы обучения специальности 030501. 65 «Юриспруденция»

    Методические указания
    В условиях актуализации проблем современности, реформирования российского общества возрастает значение философского знания. Реальная диалектика перемен требует соответствующего опережающего совершенствования и оптимизации философской
  5. Предварительная программа Оргкомитет оставляет за собой право внесения изменений в предварительную программу

    Программа
    18 ноября 2010 года состоится официальное открытие Дней Петербургской философии – 2010, посвященных 70-летию Философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.
  6. В. Г. Кушнаренко-Суртаева Магия Знаний Горно-Алтайск Серия «София Ургас» История развития Интеллекта и Сознания Человечества Земли

    Документ
    Первая Коренная Раса Земного Человечества не имела плотных тел и поэтому не оставила после себя материальных признаков своего существования. Это были прообразы людей, (их «электронные прообразы», так называемые «ЗАРОДЫШИ»).
  7. Рабочая программа по философии для специальностей: «Стоматология» 060105

    Рабочая программа
    В соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и типовой программой по философии для студентов высших медицинских и фармацевтических учебных заведений.
  8. Программа вступительного экзамена по приему в магистратуру по специальности 6М020100 «Философия»

    Программа
    Объект и предмет изучения учебной дисциплины: Объектом изучения учебной дисциплины является философия как особая форма духовного производства в её культурно-историческом развитии и современном состоянии.
  9. Рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по специальностям 351400 «Прикладная информатика»

    Рабочая программа
    Настоящая рабочая программа разработана для студентов, обучающихся по специальностям 351400 «Прикладная информатика», 220400 «Программное обеспечение ВТ и АС», 071900 «Информационные системы и технологии» и направлению 654600 «Информатика

Другие похожие документы..