Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы осуществляется при поддержке Министерства образования РФ


i

Тренер и группа




В. Э. Пахальян

ГРУППОВОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ

Рекомендовано Советом по психологии УМО по классическому университетскому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии

Издательская программа

300 лучших учебников для высшей школы

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

Москва ■ Санкт-Петербург ■ Нижний Новгород ■ Воронеж Ростов-на-Дону · Екатеринбург ■ Самара ■ Новосибирск Киев ■ Харьков ■ Минск 2006

В. Э. Пахальян

Групповой психологический тренинг Учебное пособие

Заведующая редакцией (Москва) Т. Калинина

Руководитель проекта //. Кулагина

Литературный редактор А. Каранова

Художник Е. Дьяченко

Корректоры С. Беляева, В. Макосий

Верстка Т. Ковалева

ББК88.4 УДК 159.9.018

Пахальян В. Э.

П21 Групповой психологический тренинг: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. —224 с: ил.

ISBN 5-469-01390-1

Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение опыта современ­ной теории и практики группового тренинга. В книге отражен разнообразный опыт зарубежных и отечественных специалистов, позволяющий представить себе целостную картину тех про­блем, которые решаются при организации и проведении группового психологического тренин­га. В приложениях представлены фрагменты текстов публикаций, большая часть из которых труднодоступна читателям, живущим вне крупных городов и культурных центров и вдали от специализированных библиотек. Книга предназначена, в первую очередь, студентам, обучаю­щимся по специальности 031000 «Педагогика и психология». Материалы пособия также могут быть использованы студентами факультетов психологии, обучающимися по специальности 020400 «Психология», молодыми специалистами, начинающими преподавателями, слушателя­ми системы переподготовки кадров и повышения квалификации.

© ЗАО Издательский дом «Питер», 2006

Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.

ISBN 5-469-01390-1

ООО «Питер Пресс», Санкт-Петербург. Петергофское шоссе, д. 73, лит. А29. Налоговая льгота — общероссийский классификатор продукции OK 005-93, том 2; 95 3005 — литература учебная. Подписано в печать 27.02.06. Формат 60x90/16. Усл. п. л. 14. Тираж 3500. Заказ № 2279. Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Типография Правда 1906». 195299, С.-Петербург, Киришская ул., 2. Тел.: (812) 531-20-00, (812) 531-25-55

Оглавление

От автора 5

Глава 1.Теоретические основания организации и проведения

группового тренинга 7

Группа как объект и предмет психологической теории и практики 8

Сущность группового психологического тренинга 10

Групповая терапия, коррекция, обучение и групповой тренинг:

их общность и различия 15

Цели, предмет и задачи группового тренинга 17

Многообразие видов группового тренинга 24

Литература для самостоятельного чтения 27

Вопросы и задания 28

Глава 2. Методические проблемы группового тренинга 29

Основные методы группового тренинга 30

Место и роль пспхогимнастики в групповом психологическом

тренинге 33

Функции игры в психологическом тренинге 34

Правила и принципы 40

Литература для самостоятельного чтения 46

Вопросы и задания 47

Глава 3. Процедурно-организационные аспекты группового тренинга ... 48

Подготовка к тренингу 49

Формы пространственной организации тренинга 50

Организационные условия проведения группового психологического

тренинга 51

Материально-техническое оснащение 52

Требования к группе 53

Литература для самостоятельного чтения 56

Вопросы и задания 56

4 Оглавление

Глава 4. Программа и структура группового психологического

тренинга 57

Работа над программой (сценарием) тренинга 58

Оформление программы психологического тренинга 62

Тренинг ассертивности 63

Тренинг ассертивности 64

Тематический план тренинга «Планирование успешной

карьеры» 65

Основное содержание тренинга уверенности в себе 66

Структура тренингового занятия 69

Литература для самостоятельного чтения 74

Вопросы и задания 74

Глава 5. Процесс группового тренинга 75

Групповая динамика 76

Критерии оценки тренинга и его эффективности 88

Умения, приобретаемые в группе 94

Литература для самостоятельного чтения 95

Вопросы и задания 96

Глава 6. Тренер и группа 97

Требования к тренеру. Проблемы подготовки и аттестации

специалистов-тренеров 98

Этические проблемы в контексте группового тренинга 105

Литература для самостоятельного чтения 109

Вопросы и задания 110

Литература ill

Приложения 115

Приложение 1. Методы работы тренера 116

Приложение 2. Планирование тренинга с шестиклассниками 124

Приложение 3. Нестандартные и кризисные ситуации в тренинге 129

Приложение 4. Групповая сплоченность и напряжение 144

Приложение 5. Стадии развития группы 147

Приложение 6. Группы со спонтанной и управляемой динамикой 154

Приложение 7. Примеры структуры тренингового занятия 183

Приложение 8. Логика построения группового процесса 190

Приложение 9. Оценка эффективности тренинга 199

Приложение 10. Требования к ведущему 205

Приложение 11. Зачетное задание по курсу «Групповой тренинг:

основы организации и проведения» 224

От автора

Несмотря на популярность и достаточную распространенность группового тренинга в практике работы психолога, к настояще­му времени в России сложилась несколько необычная ситуация: 1 ) в требованиях к уровню подготовки специалиста Государ­ственного образовательного стандарта высшего професси­онального образования по основной психологической спе­циальности (020400 «Психология») нет не единого слова о владении методами групповой работы, и в образовательной программе отсутствует учебная дисциплина, освоение кото­рой позволяло бы дать полное и глубокое представление об этом способе психологической практики. В то же время, в Государственном образовательном стандарте высшего про­фессионального образования по специальности 031000 «Пе­дагогика и психология», в разделе «Квалификационная характеристика выпускника» обозначено, что специалист должен знать основы социально-психологического тренинга общения, а в разделе «Дисциплины предметной подготовки» наличествует учебный предмет «Методы активного социаль­но-психологического обучения», в рамках которого будущий специалист может получить необходимую подготовку; 2) приступая к освоению учебной дисциплины, посвященной активным методам работы, в частности групповому психо­логическому тренингу, студент сталкивается с ситуацией, в которой, с одной стороны, есть много разнообразной лите­ратуры, в названии которой присутствует слово «тренинг»,

а с другой — с фактическим отсутствием изданий, предназ­наченных для обучения будущих профессионалов этому виду работы. Подчеркиваю, что здесь речь идет только о спе­циальном жанре — «учебник» и «учебное пособие». Из по­чти сотни русскоязычных изданий, представленных в списке литературы к данной книге, к такому жанру можно с трудом отнести лишь несколько книг и отдельных публикаций. Фактически все вышеописанное и стало той основной причи­ной, которая побудила меня приступить к написанию данного пособия, так как я столкнулся с острой необходимостью мето­дического обеспечения учебной дисциплины, которую мне при­шлось вести в ряде вузов России.

Представленный в этой книге текст в основном составлен из материалов, которые я включал в лекции для студентов факуль­тетов психологии, перед тем как они приступали к освоению конкретных навыков и умений на практических занятиях.

В приложения здесь вынесено то, что я условно обозначил бы как «мини-хрестоматия». Это тексты из наиболее интересных, с моей точки зрения, публикаций, большая часть из которых труд­нодоступна той части потенциальных читателей, которая живет вне крупных городов и культурных центров, в населенных пунк­тах, где нет специализированных библиотек, там, где в книжных магазинах явно преобладает не учебная и не профессиональная литература.

Надеюсь, что тот обзор, который дан в этой книге по основ­ным проблемам теории и практики группового тренинга, те ма­териалы, в которых отражен разнообразный опыт зарубежных и отечественных специалистов, поможет как студентам, так и на­чинающим специалистам эффективно справиться с поставлен­ными перед ними целями и задачами.

Глава 1

Теоретические основания организации и проведения группового тренинга

Группа как объект и предмет психологической теории и практики

Сущность группового психологического тренинга

Групповая терапия, коррекция, обучение и групповой тренинг: их общность и различия

Цели, предмет и задачи группового тренинга

  1. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (1)

    Программа
    И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд.
  2. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  3. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (3)

    Программа
    Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031 (педагогика и психология).
  4. Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь

    Программа
    Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области.
  5. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 1 080200 «Менеджмент» 1

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Новокузнецким филиалом-институтом ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет» по направлению подготовки 080200 «Менеджмент» и профилю подготовки «Производственный
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки 62 б Менеджмент

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа (ООП) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 62 б - Менеджмент и профилю подготовки Маркетинг.
  7. Естественно-математические и технические науки (2)

    Документ
    Административный регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными
  8. Психолого-педагогические науки и спортивные дисциплины (4)

    Документ
    Ананьев В.А. Практикум по психологии здоровья [Текст] : [метод. пособие по первич. специфич. и неспецифич. профилактике] / В.А.Ананьев. - СПб.: Речь, 2007.
  9. Социально-экономических и политических процессов

    Список учебников
    Рекомендовано Советом Учебно-методического объединения вузов России по образованию в области менеджмента в качестве учебника по специальности 061 «Государственное и муниципальное управление»

Другие похожие документы..