Гендерный сценарий как детерминанта профессионального выбора

ГЕНДЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА

Выполила: Савенко Т.А.,

студентка 1-го курса магистратуры

по направлению «Конфликтология», СФУ, ИППС

Научный руководитель:

д.психол.наук, профессор

Хасан Б.И.

Красноярск-2010

Актуальность

В каждом обществе существует некий культурный сценарий, определяющий основные желательные жизненные события для каждого человека. Ситуация необходимости выбора профессии после окончания старшей школы является одним из пунктов данного сценария. Однако, получение статуса студента чаще всего не означает готовности овладевать профессией, о чём свидетельствует большая часть исследований в данном направлении. (Е.А.Климов, Н.С. Пряжников, Т.В.Кудрявцев, Е.М. Борисова, И.М. Кондаков, А.В. Сухарев, Г.С. Прыгин, А.К. Осницкий и др.) По факту мы получаем подростков, стремящихся удовлетворить потребности в общении, социальном признании и пр., которые не воспринимают профессиональное становление как самоценное. Иными словами (опираясь на периодизацию Д.Б. Эльконина), центральное новообразование старшего школьного возраста, а именно проф. самоопределение, не обнаруживается в следующем возрасте. В нашем же понимании, освоение профессии как способность осознать перспективу развития будущей жизни есть мера ответственности и самостоятельности.

Проблема оснований профессионального выбора старшеклассников особенно актуальна в контексте современной ситуации образования, когда главными характеристиками профессии зачастую считаются престиж и сумма денежных затрат на обучение. Данная тенденция имеет свои основания, так как практика поступить в высшее учебное заведение для того, чтобы получить диплом об его окончании становится нормой в первую очередь из-за запросов рынка вакансий. Процесс самоопределения происходит зачастую стихийно, под влиянием случайных, сиюминутных факторов и условий. Мы не отрицаем влияние социальной ситуации в обществе, установок и стереотипов относительно профессий, однако хотим обратить внимание на внутренний механизм, лежащий в основе профессионального выбора старшеклассника в современной ситуации образования.

В современной школе, где материал преподаётся без учёта гендерных особенностей учеников, сведена к минимуму возможность реализации потребности школьников в гендерной идентичности. Так, материал в большей своей части преподносится ориентированным на мужское мышление, и в этом смысле затруднения испытывают девочки. В то же время подавляющее большинство учителей - женщины, в связи с чем могут появляться трудности в реализации потребности в гендерной идентичности у мальчиков.

В нашем предположении мы исходим из того, что гендерная идентичность должна быть сформирована к концу школьного возраста, чтобы «уступить место» профессиональному самоопределению. Однако в современной школе гендерная идентичность не может быть окончательно сформирована. Из-за этого в период профессионального самоопределения у школьника вектором активности является гендерный сценарий, ввиду социальных требований перешедший в скрытую форму. Под гендерным сценарием мы понимаем последовательность ключевых событий, социальных, личностных и поведенческих характеристик человека, приводящих к реализации юноши или девушки, соответственно, как мужчины или как женщины. В случае же фрустрации этого сценария возникают недовольство своей жизнью, потерянность, нервозность. Вместо профессионального сценария начинает реализовываться гендерный, происходит подмена. Тогда, когда студент способен в образе своего будущего «Я» отделить профессиональные характеристики от гендерных, мы можем говорить о реальном самоопределении

Таким образом, если подходить к ситуации выбора выпускником будущей профессии с точки зрения необходимости реализации идеального гендерного сценария, можно избежать в будущем негативных последствий неправильного выбора. Нам представляется важным внести ясность в ситуацию выбора подростком (школьником) будущей профессии.

Объект: подростки (старшие школьники, находящиеся в ситуации актуальной необходимости выбора профессии)

Предмет: гендерный сценарий

Цель: обнаружить связь между профессиональным выбором и гендерным сценарием

Задачи:

  1. Сделать теоретический обзор и определиться с границами понятия гендерный сценарий и профессиональный выбор.

  2. Выделить характеристики женственности и мужественности, через которые можно описать гендерный сценарий.

  3. Выявить представления о будущем у старшеклассников

  4. Соотнести представления о будущем у старшеклассников и характеристики гендерного сценария.

Общие гипотезы:

  1. То, что называется профессиональным выбором есть культурная форма, через которую человек пытается реализовать скрытый гендерный сценарий.

  2. Гендерный сценарий есть вектор активности, источник ярких переживаний, эмоциональных откликов в культурных образцах.

  3. Эти отклики связаны с фрустрированной потребностью в идентичности, которая, в свою очередь, определяется интенсивностью переживания.

Методы: анкетирование, индивидуальная каузометрия А. Кроника, модифицированная методика семантического дифференциала.

Теоретическая часть.

В теоретической части были рассмотренные следующие аспекты:

  • Философские, социологические и психологические теории пола с точки зрения их взгляда на природу различий между мужчиной и женщиной. (Основное отличие от теорий пола от гендерных теорий состоит, прежде всего, в констатации сторонниками гендерного подхода того факта, что феминные и маскулинные свойства не являются биологически детерминированными)

  • Гендер: границы понятия и история изучения вопроса, современные гендерные исследования. (В нашей работе мы пользовались определением гендера как социального пола, социально детерминированных ролей, идентичностей и сфер деятельности мужчин и женщин, зависящих не от биологических половых различий, а от социальной организации общества)

  • Стремление к женственности/мужественности как вектор активности. (Многими авторами так или иначе утверждается, что стремление быть и становиться женщиной/мужчиной является сквозным и детерминирует большинство жизненных поступков, достижений, желаний)

  • Гендерный сценарий: свойства и возможности. (Стоит уделить внимание тому факту, что мы используем понятие «гендерный сценарий», а не «жизненный сценарий», не пологая, при этом, эти понятия синонимами. Под гендерным сценарием мы понимаем последовательность ключевых событий, социальных, личностных и поведенческих характеристик человека, приводящих к реализации юноши или девушки, соответственно, как мужчины или как женщины.)

  • Краткая характеристика старшего школьного возраста. (Мы пользуемся периодизацией Д.Б. Эльконина, особенностями возраста, описанными Л.С. Выготским и его последователями, имея ввиду, что ведущими в этом возрасте становится учебно-профессиональная деятельность, благодаря которой у старшеклассников формируются определенные познавательные и профессиональные интересы, элементы исследовательских умений, способность строить жизненные планы и вырабатывать нравственные идеалы, самосознание. )

  • Проблема профессионального «выбора» в контексте современного образования. («Индиффирентность нашего образования к половым различиям выражается не только в малоосмысленной совместности обучения, но ещё и в содержательной безадресности. Так, содержание учебных планов и учебных предметов до сих пор имеет довольно сильную технократическую, естественнонаучную тенденцию и построено с расчётом (в идеале) на включение подготовленного ученика в технологические процессы. Таким образом его можно рассматривать как преимущественно мужское.» [15, 23], Такая ситуация не способствует воплощению в жизнь необходимости у девушки реализации себя как женщины, поэтому сюжет с гендерной идентификацией переходит в скрытую форму и переносится на послешкольное образование).

  • Гендерный аспект образования с позиции педагогики развития. (Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме совместного обучения определил важное значение в возможности и необходимости создавать условия для реализации потребности в гендерной идентичности у школьников. Б.И. Хасан, выступая с позиции педагогики развития, обращает внимание на следующие её аспекты и отличия от традиционных педагогических теорий и технологий в вопросе гендерного содержания учебной деятельности. Во-первых, утверждает он, нельзя игнорировать половые различия детей в образовательных процессах; во-вторых, гендер в подростковом возрасте и соответственно во второй образовательной ступени становится специфическим содержанием образования; в-третьих, внимание к гендерному самоопределению ребенка обеспечивается не механической половой сегрегацией, а созданием специальных образовательных условий для выявления и открытия самому ребенку различных способов преобразования одного и того же предметного материала; в четвертых, в предоставлении ребенку возможностей не только освоить естественно присущие способы, но и овладеть другими.)

Экспериментальное исследование связи гендерного сценария с выбором профессии у одиннадцатиклассников.

В эксперименте проверяются следующие частные гипотезы:

1.1 юноши и девушки имеют сходные представления о характеристиках мужественности,

    1. юноши и девушки имеют сходные представления о характеристиках женственности.

  1. среди качеств, которыми можно описать человека, возможно выделить те, которые имеют гендерную окраску и те, которые имеют нейтральную окраску.

  2. жизненный сценарий у подростков в момент окончания школы имеет гендерную направленность.

  3. в ситуации необходимости выбора будущей профессии для подростка самая желаемая профессия обладает в большей степени гендерными характеристиками, чем нейтральными.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе в исследовании принимало участи 36 учеников двух 11-х классов: 20 девушек и 14 юношей. Целью первого этапа было изучение представлений о мужественности и женственности у юношей и девушек, а именно выявление среди характеристик, которыми можно описать человека, гендерных и нейтрально-окрашенных, а так же формирование списка их этих характеристик в соотношении 50/ 50. Таким образом, мы решали первую исследовательскую задачу, а именно: определить характеристики, которые имеют гендерную окраску (те характеристики, которые специфичны для описания мужественности или женственности), так же выделить нейтральные характеристики человека. Из различных источников (С. Бэм, А.М.Ельяшевич, Берн Шон Меган и др.) был сформировании список из 178 характеристик, которыми можно описать человека. Причём в данный список были включены не только односложные характеристики, такие как, например, активность, аккуратность амбициозность, солидность, сентиментальность, беззащитность, но и составные характеристики, состоящие из нескольких слов, такие как, например, умение принимать решение в экстремальных ситуациях, хороший родитель, стремление к достижению успеха, хорошая спортивная форма.

Для разделения этих характеристик на гендерные и нейтральные была использована порядковая шкала с пятью градациями: безусловно мужское, скорее мужское, чем женское, нейтральное, скорее женское, чем мужское ,безусловно женское.

Данные по списку качеств обрабатывались следующим образом: нами было введено

понятие «коэффициент гендерной выраженности» (GI- gender intensity), которое отражает степень гендерной окраски отдельной характеристики. Иными словами, насколько отдельно каждое качество можно считать характеристикой, специфичной для описания мужественности или женственности. Формула данного коэффициента (1) разработана на основе математической операции перевода процентного соотношения в десятичные дроби. Таким образом, значение коэффициента, равное 1 показывает максимальную гендерную выраженность качества и означает, что 100% респондентов определяют отдельное качество либо как характеристику мужественности, либо как характеристику женственности (поставили отметку в колонке либо «безусловно мужское», либо «скорее мужское, чем женское», либо «скорее женское, чем мужское», либо «безусловно женское».) Соответственно, значение коэффициента, равное 0 показывает отсутствие гендерной выраженности качества, и означает, что 100% респондентов определяют определённое качество как нейтральное (поставили отметку в колонке «нейтральное»)

Коэффициент подсчитывался следующим образом:

По каждому качеству:

GI= A-N , где А (All)- количество общих ответов

A N (Neutral)-количество нейтральных ответов (1)

Так же нами было введено понятие «коэффициент феминности» (FI-female intensity), которое отражает степень выраженности женского в отдельной характеристике, а так же «коэффициент маскулинности» (MI-masculine intensity), которое отражает степень выраженности мужского в отдельной характеристики. Иными словами, насколько отдельно каждое качество можно считать характеристикой, специфичной для описания, соответственно, женственности или мужественности. Формулы данных коэффициентов были разработаны так же на основе математической операции перевода процентного соотношения в десятичные дроби.

Таким образом, из общего списка качеств были выделены такие, которые можно отнести к характеристикам маскулинности или феминности. Качества, значения коэффициентов гендерной выраженности и феминности которых стремились к единице, мы договорились считать характеристиками феминности, соответственно, качества, значения коэффициентов гендерной выраженности и маскулинности которых стремились к единице, мы договорились считать характеристиками маскулинности. (Таблица 1) А так же качества, значения коэффициентов гендерной выраженности которых стремились к нулю, вне зависимости от значений коэффициентов феминности и маскулинности, мы договорились считать нейтральными. (Таблица 2)

Таблица 1 - Пример качеств

с высокой степенью гендерной Таблица 2 - Пример нейтральных

  1. Развитие и образование человека и всего человеческого общества в целом представляют два процесса: первый- это развитие человека как существа, т е. открытие им

    Документ
    Развитие и образование человека и всего человеческого общества в целом представляют два процесса: первый- это развитие человека как существа, т. е. открытие им новых знаний, освоение неизвестных ранее умений, наполнения опыта поведения;
  2. ГендерныЕ особенности пролонгирования профессионально трудовой деятельности пенсионеров по возрасту

    Автореферат диссертации
    Защита диссертации состоится «19» мая 2011 года в «_14_» часов на заседании диссертационного совета Д 212.242.03 при Саратовском государственном техническом университете по адресу: 410054, г.
  3. Гендерная (1)

    Документ
    В. А. Аверин, профессор, доктор психологических наук, зав. кафедрой общей и клинической психологии факультета клинической психологии Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии;
  4. Гендерная (2)

    Документ
    Л. Н. Ожигова, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности и общей психологии Кубанского государственного университета (зав. кафедрой — 3.
  5. Гендерная (3)

    Документ
  6. Гендерное измерение политического лидерства

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре национальных и федеративных отношений Федерального образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации».
  7. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  8. Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой. Ocr: Ихтик (г. Уфа)

    Учебное пособие
    В 24 Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной — Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. — 708 с. ISBN 5-89329-397-5
  9. А. В. Карпов (отв ред.), Л. Ю. Субботина (зам отв ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В. Д. Шадриков

    Документ
    А. В. Карпов (отв. ред.), Л. Ю. Субботина (зам. отв. ред.), А. Л. Журавлев, М. М. Кашапов, Н. В. Клюева, Ю. К. Корнилов, В. А. Мазилов, Ю. П. Поваренков, В.

Другие похожие документы..