Рабочая программа по дисциплине: история Отечества для специальности, 060301 Фармация, код квалификации выпускника (65 специалист) форма обучения (очная)

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации

«У Т В Е Р Ж Д А Ю»

Проректор

по учебно-методической работе,

председатель ЦКМС,

доцент Ф.Г. Биккинеев

____________________________

«______»_____________ 201 _ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине: _история Отечества__________________________

для специальности, 060301 Фармация,

код квалификации выпускника (65 – специалист)__

форма обучения (очная)

Факультет _фармацевтический_______________________________________________________

Кафедра истории, философии, социологии, политологии________________________

Курс истории_Отечества_____________________________________________

Семестр первый____

Лекции _18____ часа зачет _1___семестр

Практические (семинарские, лабораторные практикумы)

занятия 36часов

Самостоятельная

работа __18 часов

Всего 72 часов

-------2---зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ)

2011 год

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности фармация в соответствии с учебным планом и на основании типовой программы по дисциплине,

утвержденной «___»_________20___ года

Разработчики программы:

Заведующий кафедрой истории, философии, социологии, политологии

______________________ Мухарямова Л.М.

Ст. преподаватель кафедры истории, философии, социологии, политологии

________________ Фасхутдинова Е.Н.

Ассистент кафедры истории, философии, социологии, политологии

________________ Галихузина Р.Г.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры истории, философии, социологии, политологии

«_____»______________________ 2011 года протокол №_______________

Заведующий кафедрой истории, философии,социологии, политологии

_________________ Мухарямова Л.М.

Рабочая программа рассмотрена и утверждена на заседании предметно-методической комиссии ________________________________________________ «_____»_______________201____ года протокол №__________________

Председатель

предметно-методического совета

гуманитарных и

социально-экономических дисциплин______________________ Мухарямова Л.М.

  1. Цели освоения дисциплины

Сформировать у студентов современное и целостное представление об основных этапах, направлениях истории России в контексте мировой истории, определить место российской цивилизации во всемирно-историческом процессе.

Дать определение истории, как науке, ее месте в современном обществе , в системе социогуманитарных наук. Способствовать формированию исторического знания у студентов, добиться усвоению ими универсальных и национальных ценностей российского и мирового масштаба. Проанализировать изменения в исторических представлениях, которые произошли в последние десятилетия.

  1. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

История Отечества относится к гуманитарному циклу. Логически содержательно методически этот цикл связан с социальным и социально-экономическим циклам: философией, социологией, политологией, экономикой, правоведением, психологией личности, педагогикой, культурологией. Данная дисциплина призвана продемонстрировать специфику общественно-политической, экономической, культурной жизни общества в различные этапы развития Отечественной истории и дать необходимый минимум знаний о современных реалиях, ценностях и нормах гражданского общества в трансформирующейся России. Студенты, имея знания, полученные при освоении социально-экономического цикла, исследуют экономическое развитие России в разные исторические эпохи. Получают представления о рыночных отношениях, процессах модернизации, финансовых кризисах и т.п. Например, на семинаре, «Российская империя во второй половине XIX в.», занятие проводится в виде совместного выпуска Информационного листа об отмене крепостного права в Российской империи, в котором должна присутствовать следующая информация: условия освобождения крестьян от крепостной зависимости, отношение крестьян к этим условиям. Знания, получаемые при освоении социального цикла, способствуют пониманию структуры российского общества в разные периоды исторического развития. Представления, полученные в рамках политологии о политических учениях, предполагаются дополнить политическими течениями России. Знания, полученные при изучении советского периода, раскрывают положения социально-экономических циклов. Таким образом, названные дисциплины расширяют и конкретизируют знания студентов.

  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля) (ОК, ПК согласно ФГОС)

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК -1);

способностью и готовностью к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых философских проблем, основных философских категорий к самосовершенствованию (ОК -2);

способностью и готовностью к анализу значимых политических событий и тенденций, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию и традициям, к оценке политики государства, знать историко-медицинскую терминологию (ОК -3);

способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссий и полемики редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению педагогической и воспитательной деятельности к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК -5);

способностью и готовностью осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм (ОК -8).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
способностью и готовностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения и переработки профессиональной и научной информации; получать информацию из доступных источников том числе с использованием современных технических средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК -1);

способностью и готовностью работать с научной литературой, работать с информацией, вести поиск, превращать прочитанное в средство для решения профессиональных задач, выделять основное положение следствия из них и предложения (ПК -48);

способностью и готовностью к участию в постановке научных задач и их экспериментальной реализации (ПК -49).

В результате освоения дисциплины студент должен:

Знать: основные понятия, концепции и теории исторической науки; важнейшие этапы развития мировой и отечественной истории; закономерности и тенденции развития исторического процесса; важнейшие вехи истории России, место и роль России в истории человечества и в современном мире; принципы ведения дискуссий в условиях плюрализма мнений и основные способы разрешения конфликтов; лексический минимум в объеме необходимом для возможности профессионально-ориентированной коммуникации и получения информации из зарубежных источников.

Уметь: использовать социально-политическую терминологию, использовать гуманитарные знания в профессиональной деятельности, в индивидуальной и общественной жизни; использовать знания истории и культуры в понимании перспектив развития социума; бережно и уважительно относиться к историческому наследию и культурным традициям прошлого, заботиться о его сохранении; отстаивать собственную мировоззренческую позицию по вопросам социально-политической жизни; ориентироваться в основных проблемах различных сфер социума; участвовать в процессах гражданского общества как демократическая личность; пользоваться нормативно-правовыми актами регулирующие трудовые отношения существовавшие в различные исторические эпохи; анализировать экономические и общественные процессы; использовать не менее 900 терминологических единиц и терминоэлементов в рамках устной и письменной коммуникации; обмениваться информацией и профессиональными знаниями устно и письменно.

Владеть: высокоразвитым научным мировоззрением, навыками логического построения публичной речи.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц, 78 часов.

п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов
и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

Иллюстративное, материально-техническое и иное обеспечение раздела дисциплины

1

Возникнове - ние и развитие древнерусского государ- ства

1

1

1

2 ч.

3 ч.

Лекция

Семинар

Текущий контроль знаний: 1.Инновационный диктант.

2..Контрольная работа (предлагае- тся 6 вариантов карточек)

3.Работа с письменными ис-

точниками.

4.Написание тези- сов, резюме по статье, составле ние схем и таблиц.

Компьютерная презентация лекции. Письменные источники.

Семинар проводится в форме деловой игры «Исторические альтернативы».

Вопросы для игры:

1. Назовите основные социальные группы древнерусского общества XI – начало XII вв. Какие категории населения Руси и почему можно отнести к господствующим, свободным, зависимым?

2. Составьте и скажите пять основных предложений (общественный строй, племенные союзы и др.) о возникновении государственности на Руси

3.Оцените полицент- ризм в истории древнерусской госуда- рственности с точки зрения его значения для развития древнерусских княжеств.

2

Средневеко - вые государства в нашем крае

1

2

2 ч.

Семинар

Текущий контроль знаний:

1.Показ собствен- ных презентаций по истории Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского Ханства

Компьютерная презентация студента.

Семинар проводится в форме ответов на вопросы преподавателя.

Вопросы:

1.Как образовалось Казанское ханство?

  1. 2.Какие государства угрожали с вашей точки зрения самостоятельности Казанского ханства?

3.Кто и как завоевал Казанское ханство?

3

Российское государство на пороге нового вре - мени (1584–1700 гг.)

1

3

3

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний:

1.Тестовый контроль.

2.Устное выступ - ление в дебатах.

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в форме дебатов по теме.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Как называли в Москве наш край и как он управлялся?

2.Что было в нашем краю во время Смуты?

3.Напишите в рабочей тетради «Церковная реформа 1654 г. в России: положитель - ные и отрицательные ее черты. Каким цивилизационным аль- тернативам она вела?

4

Российская империя в XVIII в.

1

5

4

2 ч.

2 ч.

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний: 1.Инновационный диктант.

2.Составление вопросов по теме

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в виде ролевой игры «Расскажите о правлении Петра I с точки зрения людей той эпохи (бояр, крестьян, чиновников, военных, историка, изучающего эту тему)».

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Сравните крестьянские восстания под руководством С.Разина и Е. Пугачева.

Оформите ответ письменно следующим образом: крестьянские восстания под руководством С.Разина и Е. Пугачева имели: различия:

1________________. 2____________________.3____________.

Общие черты:1____________.2_________________.3______________________.

2. Напишите эссе на тему «Была ли эпоха дворцовых переворо -тов необходимым этапом истории Рос - сийской империи, или этот этап – случайность?»

5

Российская империя в эпоху про -мышленного переворота (1801 – 1894 гг.)

1

7

5

2 ч.

2 ч

2 ч.

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний: 1.Дифференцированная проверочная работа.

2.Тесты на дополнение

Компьютерная презе - нтация лекции. Тесты.

Cеминар проводится в виде деловой игры «Общественно- поли - тическое движение». Студенты делятся на 2 подгруппы, одна из которых рассказывает об оппозиционных направлениях (в том числе и о декабристских кружках и о восстаниях), а другая о консервативных течениях.

2.Студнты готовят совместный выпуск Информационного листа об отмене крепостного права в Российской империи.

Вопросы для самостоятельной работы:

1.Что вам известно о контрреформах Алек - сандра III и к каким последствиям для развития России они привели?

2. Дайте определение терминам: промышленный переворот (когда он завершился в России); пореформенный период; модернизация, концессия; иностранный капитал.

3.Что вам известно о народничестве в России в 70 - 80-х гг. XIX в. и о развитии рабочего движения в конце XIX в.

6

Россия в начале ХХ века

1

9

6

2 ч

2 ч.

2 ч

лекция

Семинар

Сам. р-та

Текущий контроль знаний: 1.Заполнение таб - лиц, представлен ных обучающимся, разделенным на 4 группы ( одни таблицу заполня- ют, другие ее провепяют).

Компьютерная презентация лекции.

Семинар проводится в виде защиты рефератов. Темы для подготовки, которых преподаватель предложил ранее. Рефераты о реформах С.Ю. Витте, П.А. Столыпина и о Первой мировой войне.

Вопросы для самостоятельной работы:

1. Революция 1905-1907 гг. Укажите основные события, значение и итоги революции.

2. Заполните таблицу «Многопартийность в России начала ХХ века».

Политические партии ( лиде- ры )

Лидер(ы) партии

Идеал политического устройства

Решения аграрного вопроса

Решение «рабочего вопроса»

Требования по национальному вопросу

7

  1. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные учреждения профессионального образования (по списку) (1)

    Документ
    В связи с введением в действие с 1 сентября 2011-2012 учебного года ФГОС 3-го поколения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, Федеральным институтом развития образования (ФИРО) подготовлены
  2. Федеральные органы исполнительной власти, имеющие в ведении образовательные учреждения профессионального образования (по списку) (2)

    Документ
    В связи с введением в действие с 1 сентября 2011-2012 учебного года ФГОС 3-го поколения в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, Федеральным институтом развития образования (ФИРО) подготовлены

Другие похожие документы..