Учебник для студентов юридических вузов и факультетов

Характерной иллюстрацией сказанного применительно к нашему времени может служить изменение польской Конституции в 1989 году, когда стало ясно, что прежний, «социалистический» режим существовать больше не может. Действовавшая к тому времени редакция Конституции, принятой в 1952 году и впоследствии неоднократно новеллизованной, предусматривала однопалатный парламент - Сейм, выборы в который были организованы так, что Польская объединенная рабочая партия - «руководящая и направляющая сила» обязательно получала относительное большинство Мест. Еще две партии, признававшие руководящую роль ПОРП, также получали гарантированное число депутатских мандатов, которое в сумме с мандатами ПОРП составляло абсолютное, даже подавляющее большинство. Впрочем, и беспартийные депутаты (на их долю оставалось 49 мест из 460) выбирались тоже не свободно. Компромисс 1989 года заключался в том, что ПОРП и ее союзникам гарантировалось в Сейме лишь 65% мест, тогда как на остальные места выбор был свободный и оппозиция в лице политического движения «Солидарность» рассчитывала ими овладеть. Кроме того, была восстановлена вторая палата - Сенат - с относительно слабыми полномочиями, выборы в которую также должны были быть вполне свободными и которая, как и предполагалось, почти вся была замещена представителями «Солидарности». С помощью своих союзников ПОРП надеялась сохранить в своих руках контроль над правительством. Однако надежды не сбылись: союзники ПОРП переметнулись в лагерь «Солидарности», которая и сформировала правительство. Сенат, который должен был служить в руках «Солидарности» противовесом Сейму, оказался по существу излишним, ибо сам Сейм оказался под ее контролем. Станет ли Сенат действительным представителем территориальных интересов, как предполагает конституционная модель, покажет будущее. Опыт Франции, Италии, Японии дает в этом отношении скорее отрицательный ответ.

3. Социальные функции конституции. Из сказанного можно многое заключить о социальных функциях конституции, то есть ее общественном предназначении и способах его реализации.

Первая функция конституции, - конечно, юридическая. Как отмечалось, конституция - это закон, притом основной закон, закон законов. Она - главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.

Вторая функция - политическая. Конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы. Все политические силы - партии, движения и др. - взаимодействуют между собой, конкурируют, борются, используют государственную власть на основе правил, определенных в конституции. Конечно, в конституцию эти правила заносятся нередко уже после того, как сложились в реальной жизни, но бывает и так, что первоначально устанавливаются конституцией, а затем уже проводятся в жизнь. В качестве примера можно привести случаи, когда конституционная реформа изменяет избирательную систему.

Третья функция - идеологическая, воспитательная, если угодно. Конституция как наиболее авторитетный закон обращается к признанным в обществе ценностям (права человека, собственность, демократия, семья и др.) и как бы убеждает человека: если тебе дороги эти ценности, следуй тому, что записано в основном законе. И с другой стороны, если уважаешь закон, уважай и отраженные в нем общечеловеческие ценности. Тем же, кто не уважает ни того, ни другого, в случае нарушения конституции грозят соответствующие санкции.

4. Объекты конституционного регулирования. Первоначально конституции регулировали два-три блока общественных отношений.

Первый блок - это права и свободы человека и гражданина. По существу данный блок представлял собой, как уже отмечалось, главный смысл создания конституций как основных законов. Ведь конституции учреждались прежде всего для того, чтобы гарантировать человека от произвола государства. Их высшая юридическая сила призвана была защитить провозглашенные права и свободы от возможного ущемления путем издания обычных законов и иных правовых актов.

Второй блок - организация высшей власти. Эта организация, основанная на принципе народного суверенитета, призвана реализовать вытекающие из него принципы представительного правления и разделения властей. Принцип представительного правления означает, что власть, по крайней мере законодательная, избирается народом, выражает и формирует его волю. Принцип разделения властей предполагает, что законодательная, исполнительная и судебная власть будет осуществляться различными государственными органами, которые будут друг друга уравновешивать, чтобы тем самым избежать произвола любого из них. Конституции с самого начала устанавливали основные принципы формирования властей государства, их компетенцию и взаимоотношения между ними.

Третий блок обязательно включался в конституции федеративных государств, но нередко и унитарных. Этот блок - политико-территориальное устройство: виды территориальных структур, их отношения с центральной властью и между собой.

Уже с середины прошлого века весьма заметное место в конституциях стали занимать нормы, регулирующие внешнеполитические функции государств, их международно-правовую позицию. Можно выделить несколько крупных проблем, получивших отражение в большинстве конституций. К ним относятся; установление принципов внешнеполитической деятельности государства; регулирование вопросов, связанных с объявлением войны и заключением мира; регулирование соотношения международных и внутригосударственных законоположений; определение полномочий органов государства по заключению, ратификации и денонсации международных договоров; наконец, установление правил, определяющих сотрудничество в области защиты прав человека - гражданство, права и свободы человека, экстрадиция и право убежища и др.

Развитие содержания конституций обусловлено развитием общества в соответствующих странах. Перемены, происходящие в экономической, социальной и политической жизни, находят свое отражение в эволюции конституционного законодательства. Ее тенденции достаточно отчетливо просматриваются во всех блоках регулирования.

В области прав и свобод происходит прежде всего расширение их круга путем включения в конституции новых прав и свобод. Так, во многие конституции включались право на охрану окружающей среды, на получение информации, на употребление языков меньшинств, на участие в развитии науки и культуры, на охрану материнства и др. Развитие прав и свобод идет также по пути их детализации, уточнения, более подробного регулирования ранее известных прав и свобод и, наконец, по пути своего рода их унификации. Появление какой-либо конституционной свободы в одной стране рано или поздно влечет появление такой же или подобной в другой стране. «Старые» конституции, действующие с прошлого или начала текущего столетия, обычно не являются исключением из общего правила; они подравниваются под новые и новейшие основные законы. В то же время некоторые права и свободы, известные на заре конституционализма (право на восстание, на сопротивление угнетению и т.п.), почти исчезли из конституционных текстов.

Эволюция во взаимоотношениях высших государственных органов характеризуется тенденцией к усилению исполнительной власти. В конституциях, однако, этот процесс прямолинейно не прослеживается. Он весьма противоречив. Наряду с усилением полномочий правительства конституции стали более четко и определенно регулировать отношения законодательной и исполнительной властей. Устанавливаются детализированные положения об ответственности правительства в условиях парламентарных форм правления, наблюдаются возникновение новых и развитие известных форм этой ответственности. В послевоенных конституциях получают широкое развитие нормы о делегированном законодательстве, о чрезвычайном положении (конституции Франции 1946 и 1958 гг., Италии 1947 г., Германии 1949 г., Испании 1978 г., Португалии 1976 г. и др.).

Появляются нормы, направленные на обеспечение устойчивости правительств. Так, по довоенным конституциям, чтобы заставить правительство уйти в отставку, обычно достаточно было в парламенте (чаще всего в нижней палате) получить негативное голосование большинства членов (присутствующих или избранных - в различных странах по-разному) без выдвижения новой кандидатуры на должность главы правительства, то есть так называемый деструктивный вотум недоверия. А вот Основной закон Германии предусмотрел конструктивный вотум: Федеральный канцлер (глава правительства) может быть смещен только путем избрания нового Федерального канцлера (ст. 67). Это существенно ограничивает право парламента смещать главу правительства. Во Франции и в Испании по действующим конституциям устойчивость правительств обеспечивается иначе: требования к большинству голосов членов нижних палат парламентов, необходимому для выражения недоверия правительству, более жесткие, когда инициатива вотума исходит не от самого правительства, а от парламентариев, да и процедура в этом случае более сложная, чем когда правительство само ставит вопрос о доверии к себе.

В конституциях XX века, особенно в послевоенных, стали в большей мере, чем раньше, встречаться нормы, регулирующие статус экономических и социальных органов государства, его экономическую и социальную деятельность. Это отражало усиление регулирующей роли государства в общественной жизни, обусловленное отрицательными последствиями стихийного развития на данном этапе, необходимостью борьбы против разрушительных экономических кризисов, чреватых тяжелыми социальными потрясениями. В конституции включались обязательства государства перед обществом в экономической и социальной сферах, чему должны были служить специальные государственные органы и учреждения, в том числе те, которые предназначены для урегулирования возможных социальных конфликтов. Так, Конституция Франции 1946 года содержала специальную главу об Экономическом совете; Конституция 1958 года имеет раздел X «Об Экономическом и социальном совете», а также предусматривает полномочие Парламента принимать программные законы, определяющие цели экономической и социальной деятельности государства. Конституция Италии содержит нормы о Национальном совете экономики и труда (ст. 99), а Основной закон Германии - положения об участии Федерации в осуществлении общих интересов (ст. 91-а), в частности и в экономической сфере. В Конституцию Испании включена целая глава об основных принципах социальной и экономической политики.

Особенно крупный вклад в этом отношении внесли конституции «социалистических» стран. Содержавшееся в них регулирование (оно и ныне таково в странах, продолжающих именовать себя социалистическими) призвано было гарантировать под видом обеспечения интересов трудящихся экономическую основу тоталитарной политической власти, а также замаскировать действительную социальную структуру общества - создать видимость того, что «социалистическое» общество состоит из таких классов и социальных слоев, между которыми нет и не может быть сколько-нибудь существенных противоречий.

Следует, однако, иметь в виду, что новая эпоха, в которую вступает общество наиболее развитых стран уже примерно с 70-х годов, - эпоха информатизации - повлечет, судя по всему, определенное сужение общественной роли государства, что, надо полагать, отразится и на конституционном регулировании общественных отношений. Поскольку в наиболее развитых странах новые конституции в последнее время не принимались, а действующие существенно не реформировались, сказанное остается пока что лишь прогнозом.

Тенденция усиления исполнительной власти, проявившаяся в конституциях ряда стран, влечет подчас искажение принципа разделения властей, по-прежнему, а порой в большей мере, чем прежде, демонстрируемого в конституционном законодательстве. Это выражается в ограничении полномочий парламента в пользу исполнительной власти. В наибольшей степени названная тенденция нашла отражение во французской Конституции 1958 года, где точно определен круг вопросов, по которым только и может законодательствовать Парламент (ст. 34). Французскому примеру последовал ряд развивающихся стран, бывших ранее колониями Франции и воспринявших ее конституционную модель. Так, Конституция Марокко 1972 года (ст. 45), перечислив подобно французской Конституции 1958 года области законодательного регулирования, оставила все остальные на усмотрение регламентарной власти, осуществляемой Королем и Правительством. Подобным же образом определила объем законодательной власти и Конституция Сенегала 1963 года, предусмотревшая в качестве главы государства не короля, а Президента (ст. 56).

Эволюция структуры парламентов обнаружила тенденцию к отказу от двухпалатности (бикамерализма): в парламентах ряда стран упраздняются верхние палаты. Так, в декабре 1950 года упразднен Законодательный совет в Парламенте Новой Зеландии, Конституция Дании 1953 года учредила однопалатный Фолькетинг, в 1971 году ликвидирована верхняя палата шведского парламента, Конституция Португалии 1976 года предусмотрела однопалатное Собрание Республики, то же предусмотрено греческими конституциями 1952 и 1975 годов. Однопалатные парламенты учреждены во многих государствах Азии и Африки. Они были характерны и для унитарных «социалистических» государств. Впрочем, в настоящее время в Польше, Румынии, Чехии восстановлены (учреждены) верхние палаты.

Там же, где верхние палаты продолжают существовать, наблюдается относительное уменьшение их полномочий. Слабые верхние палаты учреждены действующими конституциями в Германии, Франции, Испании, Польше и др. Нижние палаты в этих странах могут преодолевать при установленных условиях возражения верхних палат против законопроектов и иных решений.

Новая тенденция, проявившаяся в конституционном законодательстве относительно недавно, указывает на откровенное подчинение верхних палат интересам правительства. Так, во французском Парламенте по Конституции 1958 года обе палаты равноправны в законодательной области. В случае расхождения в позициях палат многократное движение законопроекта между ними («челнок») продолжается до тех пор, пока палаты не придут к согласию или пока его не остановит Правительство, которое вправе после проведенной по его инициативе согласительной процедуры потребовать, чтобы нижняя палата - Национальное собрание - приняла по законопроекту окончательное решение. Таким образом, верхняя палата - Сенат - нужна Правительству, ибо она может тормозить принятие нежелательных законопроектов и тем самым служить орудием правительственной политики в Парламенте (разумеется, в случае, если партийное большинство в Сенате совпадает с партийным составом Правительства). В Германии Федеральное правительство с помощью верхней палаты - Бундесрата может обеспечивать в некоторых ситуациях принятие законов минуя нижнюю палату - Бундестаг.

В конституциях многих демократических стран, особенно в послевоенное время, находит место регулирование института конституционного контроля (надзора). В европейских странах постепенно вырабатывается собственная модель этого института, отличающаяся от традиционной американской, при которой надзор осуществляется обычными судами при соблюдении обычных правил судопроизводства. В Европе стало нормой создание специального органа конституционного контроля, отделенного от органов общей и административной юстиции. Причем орган конституционного контроля, как правило, в государственной иерархии стоит выше других судебных органов, будучи единственным в стране. Этот институт получил конституционное оформление во Франции в 1946 и 1958 годах, в Италии в 1947 году, в Германии в 1949 году, в Португалии в 1976 году, в Испании в 1978 году, в Польше в 1982 году, в Венгрии в 1989 году, в Болгарии и Румынии в 1991 году и т.д. Его распространение в указанный период объясняется необходимостью обеспечения конституционной законности в условиях весьма широкой правовой урегулированности общественной жизни, что делает систему законодательства, а особенно правительственного правотворчества, труднообозримой, порождая сложные проблемы толкования и применения конституционных принципов и норм.

  1. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 октября 2006 года Издание третье, исправленное и дополненное

    Список учебников
    Третье издание учебника выполнено по программе, разработанной на кафедре гражданского процесса юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова. Программа как необходимый компонент процесса обучения студентов дается в начале учебника.
  2. Басков В. И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов

    Список учебников
    Басков В.И. Курс прокурорского надзора. Учебник для студентов юридических вузов и факультетов с приложением нормативных актов. – М.: Издательство ЗЕРЦАЛО, 1 .
  3. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов

    Учебное пособие
    Практикум составлен по ключевым темам курса арбитражного процесса и включает задачи, подготовленные на основе конкретных дел, взятых из прак­тики судов, арбитражных судов, методику их решения, перечни необходи­мых для этого законодательных
  4. В. В. Ярков Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений

    Список учебников
    Яковлев В.Ф. - доктор юридических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный юрист РФ, Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
  5. Учебник для студентов медицинских вузов (1)

    Список учебников
    В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности,
  6. Учебник для студентов медицинских вузов (2)

    Список учебников
    В учебнике, подготовленном известными учеными и организаторами психотерапевтической службы, изложены современные представления о психотерапии: ее интердисциплинарные основы, механизмы лечебного действия и оценка его эффективности,
  7. Методические материалы для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета (1)

    Документ
    Предназначаются для студентов 3 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  8. Методические материалы для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета (2)

    Документ
    Предназначаются для студентов 1 курса заочного отделения юридического факультета, обучающихся по специальности «Юриспруденция» на базе высшего образования.
  9. Методические материалы для студентов 5 курса заочного отделения юридического факультета

    Документ
    Составители: Моисеева О.Г. (к.ю.н., доцент); Букшина С.В. (к.ю.н., доцент); Пятков Д.В. (к.ю.н., доцент); Аничкин Е.С. (к.ю.н., доцент); Должиков А.В.

Другие похожие документы..