«Законодательство о центральных банках обзор оптимальной практики»

«Законодательство о центральных банках — обзор оптимальной практики»

Выборочные юридические положения и другие материалы о функциях и структуре центральных банков

Юридический департамент, МВФ

(проект)

10 мая 2006 года

Содержание

Введение

Часть I. Выборочные юридические положения о функциях и структуре центральных банков

Глава I. Мандат центральных банков

I.1. Центральные банки и цели денежно-кредитной политики

I.2. Финансовая стабильность

I.3. Курсовая политика. Определение и проведение

I.4. Инструменты денежно-кредитной политики (I). Эмиссия банкнот и чеканка монеты

I.5. Инструменты денежно-кредитной политики (II). Операции на открытом рынке и кредитные операции

I.6. Инструменты денежно-кредитной политики (III). Минимальные обязательные резервы

I.7. Кредитор последней инстанции (КПИ)

I.8. Положения о КПИ (и их ограничения) в законодательстве США

I.9. Платежные системы

I.10. Банковское регулирование и надзор

Глава II. Статус центральных банков

II.1 Правовой статус и правоспособность центральных банков

II.2. Организационная структура

II.2.A. Управляющий/Президент

II.2.B. Совет

II.2.C. Персонал

II.3. Отношения с правительством и парламентом

II.4. Ответственность и судебный пересмотр

II.5. Прозрачность

Введение

Настоящий документ составлен из иллюстративных выдержек из национального и международного законодательства нескольких стран по проблемам, обсуждаемым в работе. Выдержки, в основном, взяты из законов о центральных банках. Однако если вопросы деятельности центральных банков рассматриваются в рамках отдельных законов, приводятся также и выдержки из этих законов.

Здесь приводятся выдержки из законов и договоров стран с системно значимыми финансовыми центрами (Европейского валютного союза (ЕВС)1 и двух его государств-членов (Германия2 и Франция3), США4, Соединенного Королевства5 и Швейцарии6), а также двух других стран с современными законами о центральном банке (Новая Зеландия7 и Чили8). Кроме того, и отдельно от выдержек, практически полностью приводится Закон о Центральном банке Ирака в качестве примера современного законодательства о центральных банках.

Кроме того, в ряде стран, которые соблюдают принципы шариата в регулировании своей банковской отрасли, центральные банки могут придерживаться особых правил и практики. Выдержки из законов о центральных банках этих стран приводятся в специально посвященном этому вопросу разделе (см. ниже I.14).

Следует отметить, что материалы настоящего приложения выбирались таким образом, чтобы на примерах, взятых из реального законодательства, проиллюстрировать основные пути решения проблем, с которыми приходится сталкиваться центральным банкам.

Глава I. Мандат центральных банков

I.1. Центральные банки и цели денежно-кредитной политики

ЕСЦБ/ЕЦБ, Договор

Статья 105

1. Главной целью ЕСЦБ является поддержание стабильности цен. Без ущерба для цели стабильности цен ЕСЦБ поддерживает общую экономическую политику в Сообществе с целью содействовать достижению целей Сообщества, изложенных в Статье 29. ЕСЦБ действует в соответствии с принципом открытой рыночной экономики со свободной конкуренцией, благоприятствуя эффективному распределению ресурсов и соблюдая принципы, изложенные в Статье 410.

2. Основные задачи, которые подлежат решению через ЕСЦБ:

  • определять и проводить денежно-кредитную политику Сообщества,

. . .

Швейцария

Ст. 5 Задачи

1. Национальный банк осуществляет денежно-кредитную политику, служащую интересам страны в целом. Он обеспечивает стабильность цен. При этом он надлежащим образом принимает во внимание развитие экономики.

Соединенное Королевство

Статья 11. Цели

В отношении денежно-кредитной политики целями Банка Англии являются следующие:

a) поддерживать стабильность цен, и

b) при условии выполнения вышекуказанной цели оказывать поддержку экономической политики Правительства Ее Величества, включая ее цели в области экономического роста и занятости.

Статья 12. Конкретизация вопросов, связанных с целями

1. Для целей раздела 11 Казначейство вправе посредством письменного уведомления Банка устанавливать,

(a) в чем заключается стабильность цен, или

(b) что считать экономической политикой Правительства Ее Величества.

США

Раздел 2A — Цели денежно-кредитной политики

Совет управляющих Федеральной резервной системы и Комитет по операциям на открытом рынке Федеральной резервной системы поддерживают долгосрочный рост денежно-кредитных агрегатов соразмерно долгосрочному потенциалу роста объема производства экономики, так чтобы действенным образом способствовать целям максимальной занятости, стабильных цен и умеренных долгосрочных процентных ставок.

Новая Зеландия

Статья 8. Основные функции Банка

Основной функцией [Резервного] Банка [Новой Зеландии] является формулирование и проведение в жизнь денежно-кредитной политики, направленной на экономическую цель достижения и поддержания стабильности общего уровня цен.

Статья 9. Цели политики

(1) До назначения или повторного назначения любого лица Управляющим Министр в рамках договоренности с указанным лицом устанавливает цели политики для выполнения Банком своих основных функций в течение срока полномочий или следующего срока полномочий указанного лица в должности Управляющего.

. . .

(3) Цели политики могут устанавливаться на срок полномочий Управляющего или на определенные периоды в течение срока полномочий Управляющего или на оба указанных срока.

(4) Министр и Управляющий вправе время от времени

(a) пересматривать или изменять любые цели политики, установленные в соответствии с настоящим разделом; или

(b) заменять новыми целями политики цели, установленные в соответствии с настоящим разделом.

(5) Если в соответствии с настоящим разделом были установлены цели политики,

(a) Министр обеспечивает их оформление в письменном виде; и

(b) Управляющий обеспечивает их обсуждение на первом заседании Правления, которое проводится после даты их установления; и

(c) в кратчайший срок после их установления Министр публикует их в Бюллетене и направляет их копию в Палату представителей.

Статья 10. Формулирование и проведение денежно-кредитной политики

При формулировании и проведении денежно-кредитной политики Банк

a) руководствуется необходимостью эффективности и устойчивости финансовой системы.

Статья 12. Банку может быть предписано сформулировать и проводить денежно-кредитную политику для иных экономических целей

Генерал-губернатор вправе время от времени на основании правительственного декрета, по рекомендации Министра предписывать Банку сформулировать и проводить денежно-кредитную политику в соответствии с любой иной экономической целью, отличной от экономической цели, указанной в разделе 8 настоящего Закона, в течение такого срока, не превышающего 12 месяцев, который указывается в декрете.

Чили

Глава I. Характер, цели, капитал и местонахождение

Раздел 3.Цель Банка заключается в том, чтобы следить за стабильностью валюты и нормальным функционированием внутренней и внешней платежных систем. Полномочия Банка в этих целях включают регулирование объема валюты и кредита в обращении, проведение кредитных операций и обмена иностранной валюты, а также издание нормативных положений в отношении денежно-кредитных, финансовых и валютных вопросов.

I.2. Финансовая стабильность

ЕСЦБ/ЕЦБ,

Статья 105

5. ЕСЦБ способствует сглаженному проведению мер политики компетентных органов в отношении пруденциального надзора за кредитными учреждениями и стабильности финансовой системы.

Протокол

Статья 3. Задачи

3.3. В соответствии со Статьей 105 (5) настоящего Договора, ЕСЦБ способствует сглаженному проведению мер политики компетентных органов в отношении пруденциального надзора за кредитными учреждениями и стабильности финансовой системы.

Статья 25. Пруденциальный надзор

25.1. ЕЦБ может предоставлять рекомендации и консультировать Совет, Комиссию и компетентные органы государств-членов относительно охвата и применения законодательства Сообщества в отношении пруденциального надзора за кредитными учреждениями и стабильности финансовой системы.

Швейцария

Cт. 5 Задачи

1. Национальный банк осуществляет денежно-кредитную политику, служащую интересам страны в целом. Он обеспечивает стабильность цен. При этом он надлежащим образом принимает во внимание развитие экономики.

2. В рамках этих основ на него возлагается решение следующих задач:

. . .

e. он способствует стабильности финансовой системы.

Глава 3. Полномочия в области денежно-кредитной политики

Раздел 3. Надзор за платежной системой и системой расчетов по ценным бумагам

Ст.19 Цель и сфера применения

1. В целях защиты стабильности финансовой системы Национальный банк ведет надзор за системами клиринга и расчетов по платежам и операциями с финансовыми инструментами, в частности, с ценными бумагами (платежные системы; системы расчетов по ценным бумагам).

. . .

Соединенное Королевство,Меморандум о договоренности между Казначейством Ее Величества, Банком Англии и УФУ, 1997 год

1. Настоящий Меморандум о договоренности устанавливает основы для сотрудничества между Казначейством Ее Величества, Банком Англии и УФУ в области финансовой стабильности. Он определяет роль каждого из учреждений и разъясняет, каким образом они будут работать вместе для достижения общей цели финансовой стабильности. . . .

Ответственность Банка

2. Банк будет нести ответственность за общую стабильность финансовой системы в целом, что будет включать:

. . .

iii) общий обзор системы в целом. Банк, как никто другой, будет способен выполнять эти задачи: он будет нести ответственность за стабильность денежно-кредитной системы и будет на высоком уровне представлен в учреждении, отвечающем за финансовое регулирование (через заместителя Управляющего (по финансовой стабильности), который будет членом Совета УФУ). За счет своего участия в работе платежных систем он может раньше других выявлять потенциальные проблемы. Банк сможет давать рекомендации относительно последствий развития ситуации на внутренних и международных рынках и в платежных системах для финансовой стабильности; он будет оценивать воздействие событий, происходящих в финансовом секторе, на денежно-кредитные условия;

Обмен информацией

8. Он будет происходить на нескольких уровнях. Заместитель Управляющего Банка (по финансовой стабильности) будет членом Правления УФУ, а Председатель УФУ будет входить в Правление Банка Англии. На всех уровнях будет предусматриваться тесное и регулярное взаимодействие между УФУ и Банком. УФУ и Банк создадут программу прикомандирования специалистов между двумя учреждениями для укрепления связей и развития культуры сотрудничества.

Постоянный комитет

10. Помимо перечисленных выше механизмов, будет создан Постоянный комитет представителей Казначейства, Банка и УФУ. Комитет будет проводить ежемесячные заседания для обсуждения отдельных важных случаев и других событий, значимых для финансовой стабильности. Заседания могут созываться в другое время одним из учреждений-участников, если оно считает, что существует вопрос, требующий незамедлительного рассмотрения. У каждого учреждения будут назначенные представители, с которыми можно связаться и которые могут проводить встречи в оперативном порядке.

Чили

См. раздел 36 ниже в разделе I.7. «Кредитор последней инстанции (КПИ)».

  1. Обзор судебной практики по оспариванию постановлений, действий (бездействия) должностных лиц территориальных органов фссп россии в Дальневосточном федеральном округе в 2010 году

    Документ
    Статьей 4 Федерального закона от 02.10.2007 № 229 ФЗ «Об исполнительном производстве» закреплены принципы исполнительного производства. Одним из принципов является законность совершения исполнительных действий.
  2. Общая ситуация в банковской сфере. Политика государства и вопросы регулирования банковской деятельности. Деятельность Центрального банка Российской Федерации (1)

    Документ
    5.2.2007. Высшие чиновники подогревают интерес граждан к акциям Сбербанка и Внешторгбанка (ВТБ), но осторожный руководитель Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) Олег Вьюгин просит их проявлять бдительность: покупка ценных
  3. Книга Веры Смит "Происхождение центральных банков" заставляет нас переоценить сложившиеся представления о нашей денежной системе и побуждает рассмотреть доводы в пользу ее реформирования

    Книга
    Книга Веры Смит "Происхождение центральных банков" заставляет нас переоценить сложившиеся представления о нашей денежной системе и побуждает рассмотреть доводы в пользу ее реформирования.
  4. Общая ситуация в банковской сфере. Политика государства и вопросы регулирования банковской деятельности. Деятельность Центрального банка Российской Федерации (2)

    Документ
    ФСФР перенесла сроки разработки законопроекта о компенсациях гражданам на рынке ценных бумаг на начало 2008 г., заявил руководитель управления службы Александр Бескровный.
  5. Банки и банковское дело в России (3)

    Документ
    Ситуация в банковском секторе России в августе 2006 г. развивалась под воздействием факторов, вполне определенно проявившихся в предыдущие месяцы. Сохранилась тенденция роста.
  6. Обзор наиболее важных событий, решений и оценок

    Документ
    Последние тенденции развития банковского сектора российской экономики обращают на себя пристальное внимание экономистов и аналитиков. Это и массовый отзыв лицензий у ряда финансовых структур, и переход части отечественных банков под
  7. Законодательство (15)

    Закон
    Когда был убит Константин Богатырев, многие не поверили, что это было убийство, потому что "слишком страшно поверить", как сказал тогда Лев Копелев.
  8. Обзор выполнения программы работы по охраняемым районам на период 2004-2006 годов

    Документ
    1. На своем седьмом совещании Конференция Сторон решением VII/28 приняла программу работы по охраняемым районам. В пункте 28 этого решения Конференция Сторон постановила проводить на каждом из своих совещаний вплоть до 2010 года оценку
  9. Законодательства Российской Федерации (1)

    Закон
    ст. 5-84) использования и охраны водных объектов Глава 7. Основы государственного управления в (ст.ст. 5- 9) области использования и охраны водных объектов Глава 8.

Другие похожие документы..