Программа дисциплины дпп. Ф. 03 Основные технологии современного производства цели и задачи дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ТГПУ)

Утверждаю

Проректор по учебной работе (декан)

______________________________

«____» _________________ 2008 г.

ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП. Ф. 03.2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СОВРЕМЕННОГО ПРОИЗВОДСТВА

1. Цели и задачи дисциплины.

Цели дисциплины: сформировать у студентов общее понимание основных технологических процессов современных производств и их перспективы развития.

Задачи дисциплины:

  • формирование основных понятий, определений и общих сведений о развитии и структуре современного производства (в мире и России) и их влияние на окружающую среду;

  • усвоение основных технологий добычи и подготовки сырьевых ресурсов для производства.

  • ознакомление с технологиями современного энергопроизводства, альтернативными источниками энергии;

  • ознакомление с производством металла – чугуна и стали, а также – цветных металлов, с их основными видами обработки – резанием, литьем, давлением;

  • ознакомление с технологиями современного химического комплекса – технологиями производства неметаллических материалов, кислот, минеральных удобрений и материалов, полученных за счет органического синтеза, а также с технологиями производства строительных материалов (древесины, стекла, керамики и др.).

  • усвоение самых общих сведений о кулинарии и технологии обработки продуктов при приготовлении блюд с использованием современной техники;

  • усвоение самых общих сведений о технологии обработки тканей и технологиями в обувном производстве.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины:

В результате изучения дисциплины студенты должны:

а)знать:

  • терминологию и основные понятия в технологиях современных производств – энергии, сырьевых ресурсов и получаемых из них материалов (металлического и неметаллического профиля);

  • структуру (последовательность технологических процессов) технологий современных энерго- и промышленных (включая химических) основных производств, используемых сегодня человеком;

  • перспективы развития современных промышленных технологий.

б) уметь:

  • понимать основные технологические процессы при производстве энергии (тепловой и электрической) и подготовки сырья (твердого, жидкого и газообразного);

  • использовать полученные знания для проведения анализа состояния основных отраслей (наиболее важных!) отечественного производства и их возможного негативного влияния на окружающую среду.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Семестр

3

Общая трудоемкость дисциплины

80

Аудиторные занятия

36

Лекции

18

Практические занятия (семинары)

18

Семинар

Лабораторные работы

И (или) другие виды ауд. занятий

Самостоятельная работа

44

Курсовая работа (реферат)

Расчетно-графические работы

Реферат

И (или) другие виды самостоятельной работы

Вид итогового контроля

Зачет


4. Содержание дисциплины:

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий.

Раздел дисциплины

Лекции

Практические занятия,

семинары

1.

Актуальность, цели и задачи курса. Основные понятия, определения и общие сведения о развитии и структуре технологий современного производства (в мире и России) и их влияние на окружающую среду (краткий аналитический обзор). Исторический обзор развития промышленности.

2

2.

Промышленные и межотраслевые комплексы. Технологии производства материалов, энергии, машин и механизмов (основные понятия и определения). Основные технологии добычи и подготовки сырьевых ресурсов к производству продукта: типы производств и отрасли промышленности, технология подготовки твердого сырья, ядерного топлива, воздухо- и водоподготовки в промышленных масштабах.

4

4

3.

Основные технологии современного энергопроизводства, использование альтернативных источников энергии.

4

4.

Металлургический и машиностроительный комплексы. Понятие о производстве металла – чугуна и стали, сплавов, а также цветных металлов. Основные виды обработки материалов – резанием, литьем, давлением. Машиностроительный комплекс – тяжелое, общее и среднее машиностроение. Технология порошковой металлургии.

4

4

5.

Основные виды обработки материалов – резанием, литьем, давлением. Машиностроительный комплекс – тяжелое, общее и среднее машиностроение. Технология порошковой металлургии.

2

2

6.

Технология производства строительных материалов (основные сведения о производстве целлюлозы из древесины, стекла, керамики).

2

4

7.

Общие сведения о кулинарии и технологии обработки продуктов. Приготовления блюд с использованием современной техники.

2

8.

Общие сведения о технологии обработки материалов в текстильном, швейном и обувном производствах.

2

Итого:

18

18

4.2. Содержание разделов дисциплины.

Раздел 1

Актуальность, цели и задачи курса. Основные понятия, определения и общие сведения о развитии и структуре технологий современного производства (в мире и России) и их влияние на окружающую среду (краткий аналитический обзор). Исторический обзор развития промышленности.

Лекции 1.

Актуальность курса – его роль для учителя технологии и предпринимательства в условиях интенсивного развития НТП. Основная цель курса и задачи по изучению данной дисциплины.

Технический путь развитие цивилизации (краткий исторический анализ формирования орудий труда, трудовых отношений в обществе, производства продукта и технологий на основе реализации потребностей человечества). Развитие и структура производства в мире и России. Вклад отечественных ученых в технологию современного промышленного производства. Развитие промышленности на базе трех революционных этапов.

Влияние современных технологий на окружающую среду (общее понятие).

Раздел 2

Промышленные и межотраслевые комплексы. Технологии производства материалов, энергии, машин и механизмов (основные понятия и определения). Основные технологии добычи и подготовки сырьевых ресурсов к производству продукта: типы производств и отрасли промышленности, технология подготовки твердого сырья, ядерного топлива, воздухо- и водоподготовки в промышленных масштабах.

Лекции 2, 3.

Основные промышленные и межотраслевые комплексы. Технологии производства материалов, энергии, машин и механизмов (основные понятия и определения). Общее понятие о сырьевых ресурсах и их видов. Формирование сырьевых топливных ресурсов в земной коре. Методы и способы добычи топливных сырьевых ресурсов и их подготовка к производству энергии.

Практические занятия 1, 2.

Основные общие понятия: типы производств и отрасли промышленности.

Обогащение твердого минерального сырья и химическая переработка твердого топлива для металлургической промышленности (технология получения кокса). Общие вопросы о технологии подготовки расщепляющих материалов для ядерной энергетики.

Технология подготовки воздуха и воды (ознакомление с основными методами очистки).

Раздел 3

Основные технологии современного энергопроизводства, использование альтернативных источников энергии.

Лекции 4, 5.

Потребление энергии человечеством. Свободная энергия, коэффициент энергоотдачи ТЭС. Производство тепловой и электрической энергии на тепловых электростанциях, МГД – генераторах. Возникающие проблемы при её производстве. Аккумулирование электроэнергии в промышленных масштабах.

Общее понятие о получении тепловой энергии за счет нарушения связей частиц ядра атома (ядерная энергия) и её использование.

Водородная энергетика (перспективы, проблемы, технология производства).

Возобновляемые (альтернативные) источники энергии и их использование человеком (общий аналитический обзор).

Раздел 4

Металлургический и машиностроительный комплексы. Понятие о производстве металла – чугуна и стали, сплавов, а также цветных металлов. Основные виды обработки материалов – резанием, литьем, давлением. Машиностроительный комплекс – тяжелое, общее и среднее машиностроение. Технология порошковой металлургии.

Лекции 6, 7.

Основные определения и общие понятия о металлургии, металлургических процессах, сырьевых материалах для них и металлургических печах.

Основные технологические процессы при производстве чугуна и стали, сплавов. Их классификация, маркировка, виды и применение.

Машиностроительный комплекс и его виды: тяжелое, общее и среднее машиностроение.

Технология производства наиболее широко используемых цветных металлов (краткий обзор).

Основные виды обработки металлов (основные понятия о технологии литья, порошковой металлургии и обработки металла давлением).

Практические занятия 3, 4.

Металлургический и машиностроительный комплексы. Понятие о производстве металла – чугуна и стали, а также – цветных металлов. Основные виды обработки материалов – резанием, литьем, давлением. Машиностроительный комплекс – тяжелое, общее и среднее машиностроение.

Основные виды обработки материалов – резанием, литьем, давлением. Машиностроительный комплекс – тяжелое, общее и среднее машиностроение.

Раздел 5

Химический комплекс – технология производства неметаллических материалов, кислот и минеральных удобрения, а также материалов, полученных за счет органического синтеза.

Лекции 8.

Основные понятия о технологии производства неметаллических материалов, кислот и минеральных удобрения, а также материалов, полученных за счет органического синтеза.

Практические занятия 5.

Общие понятия о производстве неметаллических материалов, серной кислоты, минеральных удобрений. Сырье и основные процессы промышленного органического синтеза.

Основные принципы производства каучука и его переработки в резину.

Раздел 6

Технология производства строительных материалов (основные сведения о производстве целлюлозы из древесины, стекла, керамики).

Лекции 9.

Общие сведения о технологиях высокомолекулярных соединений, производстве оконного стекла.

Общие понятия и сведения о производстве керамики (сырье для производства и технология получения керамических изделий).

Практические занятия 6, 7.

Методы её выделения целлюлозы из древесины.

Сырье для производства стекла, физико-химические процессы в производстве силикатов, технологический процесс получения оконного стекла.

Технология получения керамических изделий (в основном – строительных).

Раздел 7

Общие сведения о кулинарии и технологии обработки продуктов. Приготовления блюд с использованием современной техники.

Практические занятия 8.

Современное оборудование и технологии, используемые для приготовления пищевых продуктов.

Раздел 8

Общие сведения о технологии обработки материалов в текстильном, швейном и обувном производствах.

Практическое занятие 9.

Современное оборудование и технологии, используемые в текстильном, швейном и обувном производстве.

5. Лабораторный практикум

Не предусмотрен.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

    1. Рекомендуемая литература:

а) основная:

1. Гуляев, А. Л.Материаловедение / А. Л Гуляев. - М. : - Металлургия. 2000. - 343 с.

2. Лахтин, Ю. М. Материаловедение / Ю. М. Лахтин. - М. : - Машинострое­ние. 1993. – 284 с.

б) дополнительная:

  1. Бирюков, Б. Н.Электрофизические и электрохимические методы размерной обработки. / Б. Н.Бирюков - М. : - Машиностроение. 1981. –318 с.

  2. Тёльдеши, Ю. Мир ищет энергию / Ю. Тёльдеши, Ю. Лесны. Пер. со словац. – М. : Мир. 1981. – 439 с.

2. Макаров, Э. Л. Сварка и сварочные материалы / Э. Л. Макаров. В 3 т. - М. : Металлургия, 1991. – 328 с.

  1. Проскуряков, В. А., Шмидт, Л. И. Очистка промышленных сточных вод / В. А. Проскуряков, Л. И. Шмидт. — Л. : - Химия. 1977. – 279 с.

6.2. Средства обеспечения освоения дисциплины.

6.2.1. Для мультимедийного использования информации, в электронном варианте имеются плакаты (рисунки):

  1. Упрощенная схема тепловой электростанции и общий вид диска турбины.

  2. Упрощенная схема устройства ГЭС.

  3. Упрощенная схема устройства АЭС с реактором на быстрых нейтронах.

  4. Упрощенная схема устройства АЭС с двухконтурным (водо-водяным) реактором на тепловых нейтронах.

  5. Упрощенная схема устройства активной зоны уран-графитового реактора.

  6. Упрощенная схема АЭС с канальным уран-графитовым реактором.

  7. Схема гидроаккумулирующей электростанции.

  8. Схема использование воды на ТЭС в замкнутом контуре.

  9. Упрощенная схема солнечной паросиловой установки.

  10. Упрощенная схема приливной ГЭС.

  11. Упрощенная схема МГД-генератора электрической энергии.

  12. Схема МГД-электростанции открытого типа.

  13. Упрощенная схема доменной печи.

  14. Упрощенная схема мартеновской печи.

  15. Комплект схем по методам очистки газа и сточных вод.

  16. Комплект схем по технологии производства неметаллических материалов, органического синтеза.

  17. Комплект схем по производству строительных материалов.

  18. Комплект схем по кулинарному, швейному и обувному оборудованию.

6.2.2. Темы лекционных и практических занятий подготовленных в электронном варианте (в виде презентаций):

  1. ТЭК, использующий невозобновляемые энергоресурсы (2 час).

  2. ТЭК, использующий возобновляемые энергоресурсы (2 час).

  3. Технология производства чугуна и стали (2 час).

  4. Технология производства ряда основных неметаллических материалов (2 час).

  5. Технология производства строительных материалов (2 час).

  6. Основное оборудование, используемое в кулинарии и швейном производстве (на уровне бытовой техники для понимания процессов их работы) – 2 час.

7. Материально- техническое обеспечение дисциплины.

Занятия по обучению и самостоятельной работе, методическое обеспечение учебного процесса проходят в кабинете по техническому творчеству.

Контроль знаний (срезовые испытания) осуществляются в компьютерном классе или в виде контрольных работ, проводимых преподавателем.

8. Методические рекомендации и указания по организации изучения дисциплины

8.1. Методические рекомендации преподавателю

В процессе изучения дисциплины необходимо использовать словесные, демонстрационные, практические, индуктивные и дедуктивные методы обучения. Для лучшего понимания технологических процессов необходимо на практических занятиях устраивать диспуты, беседы. Проводятся экскурсии на промышленные предприятия г. Томска и г. Северска. Организация самостоятельной работы проводится путём подготовки студентами индивидуальных докладов (домашних заданий) и их обсуждениях (в виде диспута) на практических занятиях.

Студентам рекомендуется использовать компьютерные сети (интернет). Контроль знаний производится в форме проведения контрольных работ по курсу.

8.2. Методические указания для студентов

В процессе изучения дисциплины каждый студент, согласно расписания, посещает лекционные и практические занятия. Дисциплина разделена на 6 разделов — модулей как по теоретическим занятиям, так и по практическим. После изучения каждого раздела на аудиторных занятиях, студенты выполняют по каждому разделу на практических занятиях экспресс контрольные работы (10 – 15 минут). Для самостоятельной работы в п. 8.2.1. приведены контрольные вопросы, для чего, используя рекомендуемую программой литературу как основную, так и дополнительную, студенты дополняют, полученные теоретические знания. В процессе выполнения самостоятельных работ студенты могут обратиться за помощью к преподавателю в рамках консультационного времени или на практических занятиях. Для лучшего усвоения учебного материала дисциплины подготовлены и сданы в печать две части учебного пособия, которые могут быть использованы в подготовке к занятиям. Примерные направления тем для самостоятельной подготовки индивидуальных докладов приведены в п. 8.2.1., но по согласованию с преподавателем студент может выбрать и другую тему. Для подготовки зачета в п. 8.2.2. приведены вопросы. К сдаче зачета допускаются студенты, успешно выполнившие в полном объеме требования, предъявляемые программой дисциплины. Зачет сдается студентом устно (в форме беседы) и включает в себя вопросы из п.8.2.2.

8.2.1. Перечень примерных контрольных вопросов:

Раздел 1

  1. Переработка сырья для производства [1].

  2. Антропогенная деятельность человека [1].

Раздел 2

  1. Очистка сточных вод и промышленных газов (методы и способы очистки, используемые технические системы) [1, 2].

Раздел 3

1. Производство тепловой и электрической энергии (основные методы и оборудование) [1].

  1. Ядерная и термоядерная энергия – сегодня и завтра [2].

Раздел 4

  1. Производство чугуна и стали – перспективы развития технологий [1, 2].

  2. Машиностроительный комплекс и его роль в развитии НТП [1, 2].

Раздел 5

  1. Химическая технология и её роль в развитии промышленности и жизни человека [интернет, конспект лекций].

  2. Технология производства древесины [2].

Раздел 6

1. Технология производства стекла и керамики [2]

Раздел 7

  1. Современное кулинарное электрооборудование и его применение [2].

Раздел 8

  1. Швейное оборудование и его применение [2].

8.2.2.Примерный перечень вопросов к зачету:

  1. Понятие и определение «технология», «производство», «способ производства», «технологический цикл и схема производства», «комплекс», «отрасль производства».

  2. Цикличность материальных потоков в природе и производстве (привести примеры).

  3. Развитие и формирование технологий и производства.

  4. Формирование творческой деятельности человека и развитие производства.

  5. Характеристика сырья и его виды.

  6. Происхождение горючих ископаемых.

  7. Основные сырьевые проблемы России и их решение.

  8. Понятие о производительности труда.

  9. Определение понятий – «орудие», «машина», «элемент», «звено», «механизм».

  10. Подготовка к производству твердого топливного сырья.

  11. Подготовка к производству жидкого и газообразного топливного сырья.

  12. Технология воздухоподготовки (основные методы и их краткий анализ).

  13. Технология водоподготовки (основные методы и их краткий анализ).

  14. Технология производство чугуна.

  15. Технология производства стали.

  16. Обработка материалов давлением.

  17. Виды машиностроительного комплекса (понятие и определения).

  18. Производство основных цветных металлов (которые изучены на занятиях).

  19. Производство тепловой и электрической энергии (основные методы и оборудование) на основе использования невозобновляемых энергоресурсов.

  20. Производство тепловой и электрической энергии (основные методы и оборудование) на основе возобновляемых энергоресурсов.

  21. Понятие и принцип получение тепловой энергии за счет расщепления ядер атомов (основы ядерной энергетики).

  22. Химический комплекс – основные технологии производства неметаллических материалов.

  23. Технология производства азотной и серной кислоты и некоторых видов (азотных и фосфорных) минеральных удобрений.

  24. Технология производства строительных материалов.

  1. Виды кулинарного и швейного электрооборудования (на примере бытового).

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 03.06.00 Технология и предпринимательство.

Программу составил:

доцент кафедры ТиП _____________________________ В.В. Панков

(подпись)

Программа дисциплины утверждена на заседании кафедры технологии и предпринимательства, протокол № _______ от «_____»_______________ 2008 г.

Заведующая кафедрой ТиП __________________________ Е.В. Колесникова

Программа дисциплины одобрена методической комиссией факультета технологии и

предпринимательства ТГПУ, протокол №______ от «_____»_______________ 2008 г.

Председатель методической комиссии

факультета технологии и предпринимательства,

доцент _________________ А.С. Федотов

Согласовано:

Декан факультета технологии и предпринимательства _________ Е.В. Колесникова

  1. Программа дисциплины дпп. В. 03 Основы кулинарного искусства

    Программа дисциплины
    овладение студентами навыков приготовления вкусной и разнообразной пищи при наименьших затратах труда, максимальном сохранении питательных веществ и экономном расходовании продуктов питания;
  2. Программа дисциплины дпп. Дс. 0 3 Текстовая деятельность в публицистике Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Интегративный общий курс «Текстовая деятельность в публицистике» включает три курса: «Коммуникативная стилистика публицистического текста», «Литературное редактирование и корректорская правка» и «Деловая риторика в публичной сфере общения».
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 06. 3 Маркетинг томск 2012 Цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
  4. Программа дисциплины дпп. Ф. 03 Социальная политика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины (1)

    Программа дисциплины
    - Изучить сущность, основные принципы и категории социальной политики, ее взаимосвязь с социальной безопасностью, социальной работой, социальной защитой.
  5. Программа дисциплины дпп. Ф. 03 Социальная политика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины (3)

    Программа дисциплины
    - Рассмотрение правовых политических и экономических проблем развития государства и их влияние на развитие и социальный статус семьи, на современном этапе развития государства.
  6. Программа дисциплины дпп. Ф. 03 Социальная политика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины (4)

    Программа дисциплины
    - Иметь целостное представление о социальных процессах, происходящих в современном российском обществе, целях и задачах государственной социальной политики, ее сущности и категориях, владеть понятиями и методами.
  7. Программа дисциплины дпп. Ф. 03 Социальная политика (указывается наименование и шифр дисциплины в соответствии с гос и учебным планом) Цели и задачи дисциплины (5)

    Программа дисциплины
    3. Политику государства в области защиты здоровья населения, занятости населения, обеспечения права граждан на образование, защиты интересов семьи, детства, интересов женщин; поддержки инвалидов.
  8. Программа дисциплины дпп. Ф. 07. Основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества цели и задачи дисциплины. Цели дисциплины

    Программа дисциплины
    Цели дисциплины: формирование и развитие творческого мышления личности (студентов), знаний, индивидуальных способностей и практического умения в конструировании объектов технического и декоративно-прикладного плана.
  9. Программа дисциплины дпп. Дс. 03 Технология швейного производства томск 2012

    Программа дисциплины
    Цели дисциплины: формирование знаний студентов по общим теоретическим вопросам технологии швейного производства - об основных этапах изготовления швейных изделий и способах соединения деталей одежды, терминологии, поузловой обработке

Другие похожие документы..