Информационный бюллетень 27 марта 2008 года

МИНИСТЕРСТВО ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ИНФОРМАЦИИ И ПЕЧАТИ

___________________________________________

121200, Москва Г-200,Смоленская - Сенная пл., 32/34, тел.:(495) 244-4119,факс:244-4112

e-mail: dip@, web-address:

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

27 марта 2008 года

С О Д Е Р Ж А Н И Е

Стр.

Сообщения Министерства иностранных дел России

Выступление заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко на международной конференции «Европейские и универсальные механизмы защиты прав человека: старые проблемы и новые горизонты» в Европейском учебном институте при МГИМО (У) МИД России, Москва, 27 марта 2008 года

2

Заявление официального представителя МИД России М.Л.Камынина в связи с обострением ситуации в Ираке

4

О заседании коллегии МИД России

5

О международной конференции «Европейские и универсальные механизмы защиты прав человека: старые проблемы и новые горизонты»

5

О рабочем визите Министра иностранных дел Республики Таджикистан Х.Зарифи в Российскую Федерацию

5

О вечере памяти Ю.М.Воронцова в МИД России

6

О предстоящей презентации Мурманской области в Культурном центре ГлавУпДК при МИД России

6

О заседании Консультативного совета по взаимодействию МИД России с российскими мусульманскими организациями

6

Сообщения Министерства иностранных дел России

Выступление заместителя Министра иностранных дел России А.В.Яковенко на международной конференции «Европейские и универсальные механизмы защиты прав человека: старые проблемы и новые горизонты» в Европейском учебном институте при МГИМО (У) МИД России, Москва, 27 марта 2008 года

406-27-03-2008

Уважаемые дамы и господа,

В своем сегодняшнем выступлении я хотел бы затронуть такую тему, как стандарты, инструменты и механизмы Организации Объединенных Наций в сфере поощрения и защиты прав человека. Моему выбору есть объективные причины. Нынешний год – юбилейный. 10 декабря мы вместе отметим 60-летие Всеобщей декларации прав человека. Оглядываясь назад, мы видим, как за эти годы продвинулась вперед доктрина прав человека, какое судьбоносное влияние оказала она на эволюцию международных отношений и формирование современного мироустройства. Без преувеличения можно сказать, что права человека стали элементом нашей цивилизации, частью повседневной жизни. Стандарты и принципы, провозглашенные в Декларации и закрепленные в Международных пактах по правам человека, нашли отражение в региональных правовых системах, в законодательстве государств, и, что самое важное, в умах и сердцах людей.

Попытки документально зафиксировать и, если так можно выразиться, кодифицировать базовые права человека предпринимались и ранее, но на уровне государств: здесь можно вспомнить и Великую хартию вольностей, и американский Билль о правах, и документы времен Французской революции, и многое другое. Принятие Всеобщей декларации стало вехой в этом процессе. Впервые появился документ универсального значения, в котором были подробно изложены права человека и основные свободы. В последующие годы положения Всеобщей декларации были закреплены в национальном законодательстве и конституциях многих новых независимых государств, зафиксированы в юридически обязывающих документах, таких, как Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, Конвенция о правах ребенка и Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Ссылки на Всеобщую декларацию содержатся в преамбулах международных договоров, уставах и резолюциях межправительственных организаций.

Всеобщая декларация строится на базовом положении, согласно которому в основе прав человека лежит достоинство, присущее каждому. Этого достоинства не может быть лишен никто. Не случайно в ее первой статье говорится именно о достоинстве и праве на свободу и равенство. Хотя сам документ не обладает силой международного договора, обязательного для исполнения, она получила всеобщее признание среди государств, уровень развития, политический строй и культурные традиции которых существенно различаются. Не последнюю роль в этом сыграло и то, что Всеобщая декларация не навязывает однобоких подходов, а, напротив, подчеркивает важность разнообразия, учета региональной специфики, национальных, культурных, религиозных и исторических традиций государств.

Стоит отметить, что и само принятие Всеобщей декларации, и ее дух, и ее формулировки во многом были обусловлены стремлением человечества не допустить повторения того кровавого ужаса и хаоса, в который мир ввергла Вторая мировая война. Многие из 58 государств-членов ООН, принимавших документ, на себе испытали последствия, к которым приводит пренебрежение и презрение к правам человека, закрепленное в политической доктрине. Поэтому сегодня не могут не вызывать тревогу попытки обелить нацизм, подвести псевдонаучное или политическое обоснование под деление людей на высших и низших. К сожалению, они имеют место и в тех странах, где еще живы свидетели зверств времен войны: обеляются нацисты, виновные в массовых убийствах, а против тех, кто боролся за избавление всего человечества от этого зла, возбуждаются уголовные дела. Подобные действия противоречат основополагающим принципам прав человека.

За почти 60 лет существования Декларации ее нормы приобрели действительно универсальный характер. Хотя они, строго говоря, не являются юридически обязывающими, все страны считают их «золотым стандартом» и работают над претворением их в жизнь. Подходы к их реализации существенно различаются. Во многих странах проблематика прав человека рассматривается исключительно как вопрос внешней политики. Претендуя на собственную непогрешимость, они считают, что проблемы с правами человека могут появляться только у других или за пределами интеграционных объединений. При этом обязательства в рамках международных договоров в области прав человека исполняются весьма выборочно, а справедливая критика со стороны международных организаций вызывает, как правило, отторжение и обвинения в предвзятости. Получается своего рода «двойной стандарт» или, если хотите, разные прав человека для внешнего и внутреннего потребления.

Наша принципиальная позиция заключается в том, что универсальные правозащитные стандарты должны быть едиными для всех, кто принял на себя обязательство им следовать, а вопросы состояния демократии и прав человека следует обсуждать на равноправной и взаимоуважительной основе, с упором на конкретный результат. Недопустима ситуация, когда одни государства начинают свысока, в поучительном тоне, давать другим уроки прав человека и демократии. На международной арене мы выступаем за сосредоточение усилий всех участников международных отношений на укреплении диалога и сотрудничества, вовлечении заинтересованных сторон в коллективный процесс выработки и принятия решений. Главной движущей силой этого процесса должна стать Организация Объединенных Наций.

В последние годы для этого появилась мощная юридическая и институциональная база. Разговоры о реформе и усилении правозащитного измерения ООН велись достаточно давно, но конкретную форму этот дискурс получил в итоговом документе саммита глав государств и правительств стран-членов ООН, который состоялся в 2005 году в Нью-Йорке и последовавшей за этим резолюцией Генеральной Ассамблеи 60/251

Стержневым элементом реформы стало создание Совета ООН по правам человека (СПЧ), заменившего Комиссию ООН по правам человека (КПЧ). По сравнению с упраздненной Комиссией статус Совета был повышен до уровня вспомогательного органа Генеральной Ассамблеи ООН, количество государств-членов сокращено до 47. В первый раз Совет собрался в 2006 году. Сейчас в Женеве идет его 7-я сессия.

Совет располагает мощным инструментарием обеспечения прав человека. Во-первых, он сам может рассматривать ситуации, которые требуют неотложного внимания на основных сессиях (для этого есть специальный пункт повестки дня) и даже созывать с этой целью специальные сессии. Достаточно сказать, что за без малого два года работы Совета было созвано уже шесть специальных сессий.

Во-вторых, это универсальный периодический обзор или, сокращенно, УПО. Говоря упрощенно, УПО – это формализованная процедура оценки Организацией Объединенных Наций положения в области прав человека во всех ее государствах-членах. Государства должны будут представлять краткий типовой доклад о соблюдении прав человека, закрепленных в универсальных международных документах, и выполнении своих обязательств в правозащитной сфере. Кроме того, Управление Верховного комиссара ООН по правам человека будет готовить сводки соответствующей информации из других надежных источников, которая также будет учитываться в процедуре обзора. Затем Совет будет рассматривать эти документы, задавать государству, проходящему процедуру УПО, дополнительные вопросы и формулировать рекомендации.

В целом УПО напоминает аналогичную практику договорных органов по правам человека, о которой я скажу два слова ниже, однако есть несколько крайне важных отличий. Во-первых, обзор должны проходить все государства-члены ООН, то есть он действительно универсален, тогда как компетенция договорных органов распространяется лишь на ограниченный круг государств. Во-вторых, «судьями» тоже будут государства, а не эксперты, действующие в личном качестве. По существу, получается «обзор равных равными». В-третьих, УПО будет затрагивать самый широкий спектр обязательств государств в правозащитной сфере, а не положения конкретного договора. И еще один важный момент. В процедуре УПО будут применяться единые критерии для оценки правозащитной ситуации во всех государствах, хотя особенности и уровень развития будут учитываться. Это, как мы надеемся, позволит исключить возможность выведения отдельных стран и групп из сферы действия обзора, создания, если хотите, «клуба законодателей мод» в правозащитной сфере. Как известно, ни одно государство не свободно от нарушений прав человека.

В УПО Россия будет участвовать в двух ипостасях: как государство, его проходящее, и как член Совета, то есть как экзаменуемый и как экзаменатор. В соответствии с графиком мы пройдем процедуру обзора в 2009 году. Как член Совета, Россия приложит все усилия для реализации в рамках обзора принципов универсальности, объективности, неизбирательности и уважения международного права.

Третий важный инструмент обеспечения прав человека, имеющийся в распоряжении СПЧ – система специальных мониторинговых процедур, которые занимаются отслеживанием положения в какой-либо конкретной области прав человека или отдельной стране, готовят доклады и выносят рекомендации, которые затем рассматриваются Советом. В настоящее время идет процесс обзора и рационализации мандатов специальных процедур, выработана и утверждении солидная юридическая основа их работы и взаимодействия с государствами – Кодекс поведения. Мы активно сотрудничаем со специальными процедурами, на май текущего года намечен визит в Россию специального докладчика СПЧ по вопросам независимости судей и адвокатов Леандро Деспуи.

Вместе с тем, в работе специальных процедур пока остаются определенные проблемы. Ряд мандатов нуждается в уточнении и корректировке, а некоторые эксперты открыто проявляют ангажированность в своих оценках.

Хотел бы отметить еще один важный элемент международного контроля в области прав человека – договорные органы, которые состоят из экспертов, действующих в личном качестве, и занимаются оценкой исполнения государствами своих обязательств в рамках конкретного договора. Мы на систематической основе взаимодействуем с договорными органами по правам человека, своевременно представляем периодические доклады. В частности, в ноябре 2006 года состоялось рассмотрение доклада России в Комитете против пыток, а в августе этого года будет рассматриваться доклад в Комитете по ликвидации расовой дискриминации.

Нельзя не сказать и об Управлении Верховного комиссара ООН по правам человека, которое обеспечивает функционирование правозащитного измерения ООН и отвечает за реализацию ооновских программ в этой области. Россия приветствует и всемерно поддерживает деятельность УВКПЧ и лично Верховного комиссара. Между Россией и Управлением заключено не имеющее на сегодня аналогов рамочное соглашение о сотрудничестве, реализация которого, как мы надеемся, внесет заметный вклад в обеспечение прав человека и основных свобод в России и преодоление объективно существующих в этой сфере трудностей. На ежегодной основе Россия вносит в бюджет УВКПЧ 2 млн. долларов США.

К сожалению, в работе УВКПЧ остаются существенные недостатки – несогласованность действий с государствами, отсутствие прозрачности в работе, географический дисбаланс в кадровой структуре.

О конкретных аспектах работы ООН по отдельным направлениям поощрения и защиты прав человека можно говорить бесконечно. Фактически, сегодня обеспечение прав человека является одним из трех основных направлений деятельности организации наряду с безопасностью и развитием. И Россия активно участвует в этой деятельности. Мы продолжаем рассматривать ООН и ее Совет по правам человека в качестве важнейшего форума для налаживания конструктивного взаимодействия государств в правозащитной сфере, исходя из того, что сотрудничество в этой области способно стать объединяющим фактором в международных отношениях. Главный и важнейший долгосрочный приоритет для нас – укрепление международного режима защиты прав человека.

Благодарю за внимание.

Заявление официального представителя МИД России М.Л.Камынина в связи с обострением ситуации в Ираке

405-26-03-2008

По поступающим из Ирака сообщениям, в Багдаде, Басре и ряде других городов происходят ожесточенные столкновения боевиков контролируемой шиитским религиозным лидером М.Садром «Армии Махди» с иракскими правительственными силами. Имеются десятки убитых и сотни раненых, прервана работа государственных учреждений. М.Садр призывает иракцев к общегражданскому неповиновению и продолжению вооруженного сопротивления.

Такое развитие событий, гибель невинных людей не может не вызывать серьезной обеспокоенности. В Москве твердо исходят из того, что путь к урегулированию кризиса в Ираке лежит только через всеобъемлющий диалог, поиск компромиссов, достижение реального национального примирения и согласия между всеми этническими и конфессиональными общинами страны.

В создавшейся ситуации призываем политических и религиозных лидеров Ирака сделать все для прекращения братоубийственного конфликта, создав тем самым необходимые условия для строительства демократического и процветающего государства, в котором соблюдались бы права всех его граждан, независимо от их веры, национальности и политических убеждений.

О заседании коллегии МИД России

403-26-03-2008

26 марта коллегия МИД России на своем расширенном заседании рассмотрела вопрос о работе по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России на международной арене.

Было отмечено, что в условиях, когда некоторые иностранные партнеры стремятся превратить историю в инструмент политико-идеологического противоборства и сдерживания России, задача последовательного отстаивания исторической правды и противодействия политизации исторической тематики приобретает приоритетный характер в нашей внешнеполитической работе. Признано необходимым активизировать проводимую МИД России и его загранучреждениями работу на этом направлении, придать ей более системный и наступательный характер, переводить обсуждение трудных вопросов общей истории в русло совместного установления фактов силами ученых.

По итогам состоявшейся дискуссии коллегия наметила ряд практических мер в целях повышения эффективности работы, совершенствования взаимодействия в этих вопросах с Федеральным Собранием, заинтересованными ведомствами и организациями, научными учреждениями, институтами гражданского общества.

О международной конференции «Европейские и универсальные механизмы защиты прав человека: старые проблемы и новые горизонты»

404-26-03-2008

27-28 марта в Москве состоится международная конференция «Европейские и универсальные механизмы защиты прав человека: старые проблемы и новые горизонты», проводимая Европейским учебным институтом при МГИМО (У) МИД России, Фондом европейского права, представительством Международного Комитета Красного Креста в Российской Федерации и Университетом Нанси-2 (Франция).

Данное мероприятие приурочено к 60-летию принятия Всеобщей декларации прав человека и 10-летию ратификации Российской Федерацией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Конференция будет посвящена роли ООН, Совета Европы и Европейского союза в соблюдении принципа уважения прав человека и основных свобод на международном уровне, а также деятельности Европейского суда по правам человека на современном этапе.

С докладом по вопросу о повышении эффективности правозащитной системы ООН и перспективах деятельности Совета ООН по правам человека на конференции выступит заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации А.В.Яковенко.

О рабочем визите Министра иностранных дел Республики Таджикистан Х.Зарифи в Российскую Федерацию

402-26-03-2008

26 марта с рабочим визитом и для участия в СМИД СНГ в Москву прибывает Министр иностранных дел Республики Таджикистан Х.Зарифи.

27 марта состоится его встреча с Министром иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавровым, в ходе которой предполагается обсуждение актуальных вопросов развития двустороннего сотрудничества, а также обмен мнениями по международным проблемам, представляющим взаимный интерес.

О вечере памяти Ю.М.Воронцова в МИД России

407-27-03-2008

25 марта в МИД России прошел вечер памяти выдающегося советского и российского дипломата Юлия Михайловича Воронцова (1929-2007), организованный Ассоциацией российских дипломатов (АРД), Внешнеполитической ассоциацией (ВПА) и Московским государственным институтом международных отношений - Университетом МГИМО (У).

Вечер открыл заместитель председателя АРД, посол В.Н.Казимиров. О многогранной дипломатической деятельности Ю.М.Воронцова подробно рассказал президент ВПА и Всемирной ассоциации бывших министров иностранных дел А.А.Бессмертных. Поделиться воспоминаниями о Ю.М.Воронцове заместитель Министра иностранных дел России А.В.Грушко пригласил сотрудников и ветеранов МИД России, хорошо знавших его по совместной работе, а также гостей, имевших с ним личные контакты в различных сферах служебной и общественной деятельности.

Выступили послы: профессор МГИМО (У) Ю.В.Дубинин, В.Г.Комплектов, И.Д.Бубнов, В.П.Касаткин, Б.Л.Колоколов, а также известная летчица-испытатель, вице-президент Международного центра Рерихов М.Л.Попович, академик РАН Е.П.Челышев, член-корреспондент РАН, профессор А.А.Громыко, член Коллегии, директор Департамента Северной Америки МИД России И.С.Неверов, директор Департамента международных организаций МИД России А.В.Конузин, ветераны Министерства В.М.Каменев, Б.И.Поклад и другие.

Был показан художественно-публицистический фильм «Доктрина Горчакова», консультантом которого был Ю.М.Воронцов. Режиссер В.В.Хотулёв и ведущий фильма народный артист России Г.М.Печников рассказали о своём сотрудничестве с ним.

Участники встречи единодушно высказались за опубликование сборника воспоминаний о Юлии Михайловиче Воронцове и предложили создать фильм о нём.

О предстоящей презентации Мурманской области в Культурном центре ГлавУпДК при МИД России

408-27-03-2008

10 апреля в Культурном центре ГлавУпДК при МИД России (ул. Улофа Пальме, д.5) состоится презентация экономического и инвестиционного потенциала Мурманской области, приуроченная к 70-летию со дня ее образования. Презентация организуется при содействии МИД России.

Целью мероприятия является ознакомление с экономикой региона, культурой и традициями Заполярья, успехами в решении социально-экономических задач, в том числе по развитию уникальной минерально-сырьевой базы, укреплению транспортной инфраструктуры, реализации долгосрочных инвестиционных проектов.

На презентацию приглашены представители федеральных и региональных органов власти России, дипломатического корпуса, российских и зарубежных деловых кругов, средств массовой информации.

Планируются выступление Министра иностранных дел России С.В.Лаврова и представление губернатором Мурманской области Ю.А.Евдокимовым программы развития региона на ближайшие годы.

О заседании Консультативного совета по взаимодействию МИД России с российскими мусульманскими организациями

409-27-03-2008

27 марта в Министерстве иностранных дел России под руководством посла по особым поручениям Р.В.Маркаряна прошло очередное заседание Консультативного совета по взаимодействию МИД России с российскими мусульманскими организациями.

В заседании приняли участие представители Министерства и духовных управлений мусульман ряда регионов России.

В центре внимания участников встречи было обсуждение проблемных вопросов, выявленных при проведении паломничества российских граждан к исламским святыням в Королевстве Саудовская Аравия в 2007–2008 гг. В дискуссии по этой теме принял участие и ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации А.Е.Себенцов.

Затрагивались также вопросы религиозного образования российских мусульман в стране и за рубежом, развития международных контактов российских мусульман.

Дискуссия носила конструктивный, деловой характер. Участники встречи договорились о продолжении контактов.

  1. Информационный бюллетень за март 2008 года

    Информационный бюллетень
    4. Степанова, А. В. Интеллектуальные права : вопросы правоприменения / А. В. Степанова, Н. В. Котельников, К. В. Лиджеева ; Рос. акад. гос. службы при Президенте Рос.
  2. Информационный бюллетень №5 март 2008 года

    Информационный бюллетень
    Природа просыпается, скоро растает снег и появятся первые цветы. Пусть каждый день будет наполнен счастьем и радостью, пусть любовь и удача сопутствуют Вам и Вашим близким, а мужчины для Вас будут всегда способны на Поступок.
  3. Информационный бюллетень 29 апреля 2008 года

    Информационный бюллетень
    Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при Экономическойи социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана Е.В.Афанасьева на министерском заседании «круглого стола» 64-й сессии Комиссии по п.
  4. Информационный бюллетень 2 июня 2008 года

    Информационный бюллетень
    Стенограмма выступления Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на совместной пресс-конференции после переговоров с Министром иностранных дел Армении Э.
  5. Информационный бюллетень 3 июля 2008 года

    Информационный бюллетень
    О встрече Председателя Правительства Российской Федерации В.В.Путина с Председателем Координационной комиссии Международного Олимпийского комитета по подготовке зимних Олимпийских игр в 2014 году Ж.
  6. Информационный бюллетень 7 июля 2008 года

    Информационный бюллетень
    Президент России Д.А.Медведев и Президент Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедов приняли участие в открытии учебно-сервисного центра «КамАЗ», 5 июля 2008 года
  7. Информационный бюллетень 29 октября 2008 года

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства России В.В.Путин примет участие в заседании Совета глав правительств (премьер-министров) государств - членов Шанхайской организации сотрудничества,
  8. Информационный бюллетень 21 марта 2005 года

    Информационный бюллетень
    Совместная пресс-конференция Президента России В.В.Путина и Президента Украины В.А.Ющенко по итогам российско-украинских переговоров, Киев, 19 марта 2005 года
  9. Информационный бюллетень 27 января 20

    Информационный бюллетень
    Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин посетил Федеральную миграционную службу России, где ему продемонстрировали интерактивную миграционную карту России

Другие похожие документы..