Учебно-методический комплекс дисциплины «Биологическая химия» вузовского компонента цикла дс. 10 032500. 01 «География с дополнительной специальностью биология»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Бийский педагогический государственный университет имени В.М. Шукшина »

Естественно-географический Факультет

Рассмотрено и рекомендовано

На заседании кафедры биологии и химии БПГУ имени В.М. Шукшина

Протокол №______

«____»____________200 г.

Зав.кафедрой____________А.М.Псарев

УТВЕРЖДАЮ

Декан факультета

____________С.В.Попов

«____»______________200 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«Биологическая химия»

вузовского компонента цикла ДС.10

032500.01 «География с дополнительной специальностью биология»

Составитель:

к.т.н., доц. каф.биологии и химии

Копылова Р.Т.

Бийск

2008

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс биологической химии изучает химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, их превращения, а также связь этих превращений с деятельностью органов и тканей. Биологическая химия служит фундаментом для наук, изучающих живую природу, в частности для физиологии растений, физиологии и анатомии человека и др.

Цель курса – формирование у студентов знаний, позволяющих в дальнейшем объяснить сущность биохимических процессов, протекающих в живой природе.

Структура курса биологической химии предусматривает лекции, семинарские и лабораторные занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современным состоянием биологической химии; дать научное представление о строении, свойствах, биологической роли органических веществ, содержащихся в живых организмах; обеспечить подготовку студентов для более глубокого восприятия и осмысления курсов генетики, цитологии, анатомии, физиологии растений и человека.

Задачи семинарских занятий: проверка и закрепление знаний студентов теоретического курса биологической химии с применением рекомендованной литературы, обращение их внимания на проблемные вопросы курса; развитие навыков химического анализа и умения объяснять сущность химических процессов, протекающих в живых организмах и в окружающей природе.

Задачи лабораторных занятий: ознакомить сдудентов с химическими свойствами биоорганических веществ для закрепления теоретического курса биологической химии; научить навыкам проведения химического эксперимента.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции на заданную тему.

Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой проблемы. Достаточно близкое знакомство студентов с проблематикой предмета необходимо, поскольку является неотъемлемой частью профессионального багажа знаний учителя биологии, обеспечивая ему нужную широту кругозора.

В процессе освоения дисциплины студенты конспектируют литературу по темам курса, оформляют лабораторные задания, выполняют домашние задания, промежуточные и итоговые тесты.

Преподаватель осуществляет все виды контроля: текущий, промежуточный, итоговый: текущий – на лабораторных и семинарских занятиях (в форме опроса, проверки конспектов по теме); промежуточный – по завершению изучения темы (тесты по теме, контрольные работы); итоговый – по завершению курса (итоговые тесты, коллоквиумы).

В процессе изучения дисциплины «Биологическая химия»студенты должны: обобщить и углубить знания, полученные при изучении органической химии; использовать теоретические знания для выполнения лабораторных опытов; делать самостоятельные выводы из наблюдений лабораторного эксперимента; уметь объяснять химические процессы, происходящие в живых организмах; применять знания, полученные по биологической химии при прохождении педагогической практики в средней школе.

Итогом курса является зачет. При проведении экзамена в билет включается два теоретических вопроса:

один более широкий, требующий обобщающего знания материала по заданному вопросу,

другой – более узкий, связанный с характеристикой биологической роли определенного биоорганического соединения, содержащегося в организме (белки, углеводы, жиры, витамины и др.).

Третий вопрос связан с написанием реакции, характеризующей химические свойства биологических соединений.

Все 3 вопроса должны быть из различных разделов курса биологической химии. При ответе на вопросы зачетного билета студент должен показатель знания не только основной, но и дополнительной литературы.

В процессе освоения дисциплины преподавателем осуществляется рейтинг-контроль, который включает ответы на лабораторных и семинарских занятиях, написание конспектов, выполнение домашних заданий, результаты промежуточных и итоговых тестов и контрольных работ, посещаемость занятий. По итогам рейтингового контроля, при наличии высокого суммарного баппа, студент может быть освобожден от сдачи зачета.

1. ОРГАНИЗАЦИОННО-НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

1.1. УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

(рабочая модульная программа)

      1. Цели и задачи дисциплины

Курс биологической химии изучает химическую природу веществ, входящих в состав живых организмов, их превращения, а также связь этих превращений с деятельностью органов и тканей. Биологическая химия служит фундаментом для наук, изучающих живую природу, в частности для физиологии растений, физиологии и анатомии человека и др.

Цель курса – формирование у студентов знаний, позволяющих в дальнейшем объяснить сущность биохимических процессов, протекающих в живой природе.

Структура курса биологической химии предусматривает лекции, семинарские и лабораторные занятия.

Задачи лекционных занятий: ознакомить студентов с современным состоянием биологической химии; дать научное представление о строении, свойствах, биологической роли органических веществ, содержащихся в живых организмах; обеспечить подготовку студентов для более глубокого восприятия и осмысления курсов генетики, цитологии, анатомии, физиологии растений и человека.

Задачи семинарских занятий: проверка и закрепление знаний студентов теоретического курса биологической химии с применением рекомендованной литературы, обращение их внимания на проблемные вопросы курса; развитие навыков химического анализа и умения объяснять сущность химических процессов, протекающих в живых организмах и в окружающей природе.

Задачи лабораторных занятий: ознакомить сдудентов с химическими свойствами биоорганических веществ для закрепления теоретического курса биологической химии; научить навыкам проведения химического эксперимента.

Рабочая программа составлена на основании учебного плана и государственного стандарта высшего профессионального образования.

Работа над разделом начинается с обсуждения вопросов по той или иной проблеме теоретического курса. При подготовке предлагаемых вопросов студентам необходимо самостоятельно изучить рекомендуемую литературу и ознакомиться с содержанием лекции на заданную тему.

Другая составная часть работы над разделом представляет собой ряд проверочных вопросов, которые призваны помочь студентам акцентировать своё внимание на узловых аспектах изучаемой проблемы. Достаточно близкое знакомство студентов с проблематикой предмета необходимо, поскольку является неотъемлемой частью профессионального багажа знаний учителя биологии и географии, обеспечивая ему нужную широту кругозора.

      1. Содержание дисциплины

Требования ГОС к содержанию курса ДС.10 «Биологическая химия »

Биохимия как базовая составляющая современной физико-химической биологии. Методы биохимических исследований. Химический состав организмов. Обмен веществ и энергии в живых системах. Характеристика основных классов органических соединений, представленных в природе, их биологическая роль. Функциональная биохимия субклеточных структур. Белки: состав, структура, свойства, функции. Ферменты, коферменты: структура, свойства, классификация. Механизм действия ферментов, регуляция их активности, области практического использования. Витамины: потребность в них человека и животных; классификация, роль в обмене веществ. Антивитамины, антибиотики, фитонциды, гербициды, механизм их действия. Нуклеиновые кислоты. Структура и функции ДНК и РНК. Распад нуклеиновых кислот. Механизм биосинтеза ДНК. Биосинтез РНК. Обмен белков. Распад белков и обмен аминокислот как источники возникновения биологически активных соединений. Пути и механизмы синтеза белков в природе. Строение и модели работы рибосом. Углеводы: структура, функции и пути обмена в организме. Механизм первичного биосинтеза углеводов и его энергетическое обеспечение. Липиды: классификация, структура и функции, их роль в построении биологических мембран. Обмен триглицеридов, фосфолипидов, гликолипидов и стеридов. Биологическое окисление и его сопряжение с фосфорилированием, возможные механизмы биосинтеза АТФ. Пероксисомы и системы микросомального окисления. Водный и минеральный обмен. Гормоны: структура, функции, механизмы действия, применение. Взаимосвязь обмена белков, нуклеиновых кислот, углеводов и липидов. Уровни регуляции обмена веществ.

Тематическое содержание курса

1. Предмет биологической химии, методы биохимических исследований (2 часа)

Предмет биологической химии, основные задачи, практическая значимость. Методы биохимических исследований и их характеристика. Химический состав организмов. Закономерности распространения химических элементов в живой природе.

2. Химический состав живых организмов (2 часа)

Характеристика основных классов химических соединений, входящих в состав живых организмов и их биологическая роль. Роль белков в построении живой материи. Аминокислотный состав белков. Методы выделения и очистки белков.

3. Строение, физико-химические свойства, биологическая роль белков (2 часа)

Четыре уровня структурной организации белковой молекулы и методы их определения. Номенклатура и классификация белков. Простые и сложные белки. Функции белков в организме. Физико-химические свойства белков.

4. Строение, физико-химические свойства, биологическая роль ферментов (2часа)

Ферменты и коферменты, химическая природа и их строение. Механизм действия ферментов. Свойства ферментов и специфичность их действия. Активаторы и ингибиторы. Регуляция активности ферментов. Классификация ферментов, способы получения и практическое использование.

5. Гормоны ( 2 часа)

Строение, классификация, номенклатура, механизм действия, методы получения, свойства и применение гормонов.

6. Витамины (2 часа)

Классификация витаминов и их биологическаяроль в обмене веществ. Авитаминозы, гиповитаминозы, гипервитаминозы. Антивитамины, антибиотики, фитонциды, гербециды, телергены, ростовые вещества и механизм их действия, биологическая роль.

7. Нуклеиновые кислоты (2 часа)

Способы выделения нуклеиновых кислот и их химический состав. Структура нуклеиновых кислот. Два типа нуклеиновых кислот: ДНК и РНК, строение, свойства, механизм действия. Биосинтез и распад нуклеиновых кислот.

8. Физико-химические свойства и биологическая роль углеводов (2 часа)

Классификация углеводов: моносахариды, дисахариды, полисахариды и их биологическая роль. Строение, химические свойства и механизм биосинтеза углеводов. Распространенность углеводов в природе и их применение.

9. Физико-химические свойства и биологическая роль липидов (2 часа)

Классификация, строение, номенклатура, свойства липидов. Простые и сложные липиды, их биологическая роль. Способы получения и применение липидов.

  1. Профессионально-образовательная программа высшего профессионального образования по специальности 050103 география

    Образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального об­разования по специальности 050103 ГЕОГРАФИЯ разработана на биологическом факультете КемГУ в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального
  2. Федеральной экспериментальной площадкой по оценочным средствам итоговой государственной аттестации выпускников вузов

    Документ
    Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов Московского государственного института стали и сплавов (технологического университета) является федеральной экспериментальной площадкой по оценочным средствам итоговой
  3. Отчет о результатах самообследования шадринского государственного педагогического института (2)

    Содержательный отчет
    Естественно, что все это в свое время обсуждалось, планировалось, утверждалось на заседаниях Ученого совета института, совещаниях при ректоре, Советах факультетов, заседаниях кафедр.
  4. Отчет о результатах самообследования за 2001-2005 гг

    Содержательный отчет
    Ростовский государственный университет принадлежит к числу семи старейших отечественных классических университетов. Его история восходит к Императорскому Варшавскому университету, который был основан Александром I в.

Другие похожие документы..