Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев

ОСНОВЫ КРЕДИТНОЙ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ

Под общей редакцией Ж.А. Кулекеева, Г.Н. Гамарника, Б.С. Абдрасилова

Алматы

"Казак университетi"

2004

Рецензент:

H.В. Муравьев, к.э.н., консультант проекта ''Западная система академических программ и степеней и кредитная система обучения в Центральной Азии".

Образовательная сеть EdNet (Корпорация Карана, США)

Основы кредитной системы обучения в Казахстане/С.Б. Абдыгаппарова, Г.К. Ахметова, С.Р. Ибатуллин, А.А. Кусаинов, Б.А. Мырзалиев, С.М. Омирбаев; Под общ. ред. Ж.А. Кулекеева, Г.Ы. Гамарника, Б.С. Абдрасилова. – Алматы: Казак, университету 2004. – 198 с.

ISBN 9965-12-265-8

Настоящая книга является первой попыткой анализа и обобщения теоретических материалов и накопленного опыта деятельности высших учебных заведений Республики Казахстан по внедрению кредитной системы обучения. Книга служит справочно-информационным изданием и направлена на оказание помощи вузам республики по внедрению кредитной системы обучения.

Книга предназначена для студентов, магистрантов, докторантов, преподавателей, руководителей высшей школы, сотрудников научных организаций и работников народного образования.

© КазНУ имени аль-Фараби, 2004.

Лишь знанием жив человек, лишь знанием движется век.

Абай

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Основы кредитной системы обучения и модернизация высшего образования Казахстана

1.1 Понятийный аппарат (глоссарий)

1.2 Структура высшего и послевузовского образования в странах мира

1.3 Структура высшего и послевузовского образования в Республике Казахстан

1.4 Кредитная система обучения за рубежом

1.5 Опыт внедрения кредитной системы обучения в Казахстане

Глава 2. Организационная структура учебного процесса в условиях кредитной системы обучения

2.1 Планирование учебного процесса при кредитной системе обучения

2.2 Организация учебного процесса в условиях кредитной системы

2.3 Организация самостоятельной работы обучающихся

2.4 Организация контроля знаний обучающихся

2.5 Профессиональная практика при кредитной системе обучения

2.6 Механизм перевода, отчисления, восстановления обучающихся

2.7 Особенности учебного процесса при заочной и дистанционной формах обучения

Глава 3. Организация деятельности специальных академических служб

3.1 Деятельность офиса Регистратора

3.2 Функции преподавателя в условиях кредитной системы обучения

Глава 4. Особенности методического обеспечения учебного процесса

4.1 Учебно-методический комплекс специальности

4.2 Учебно-методический комплекс дисциплины

4.3 Информационный пакет студента

4.4 Документация деканата и учебного отдела

4.5 Документация офиса Регистратора

Глава 5. Кредитная система обучения в магистратуре

5.1 Общая характеристика магистратуры

5.2 Образовательные программы обучения в магистратуре

5.3 Организация учебного процесса в магистратуре

5.4 Контроль учебных достижений магистрантов

5.5 Учебно-методический комплекс магистранта

5.6 Итоговая государственная аттестация магистрантов

Глава 6. Разработка и внедрение докторских программ PhD

6.1 Анализ организации докторантуры за рубежом

6.2 Особенности внедрения докторских программ PhD в Казахстане

Глава 7. Финансовое и кадровое обеспечение кредитной системы обучения

7.1 Оплата стоимости за обучение

7.2 Система оплаты труда преподавателя

7.3 Планирование штата ППС и УВП

7.4 Планирование нагрузки ППС

Заключение

Список использованной литературы

ВВЕДЕНИЕ

В Послании Президента Н.А. Назарбаева народу Казахстана первоочередной задачей выдвигается повышение уровня образованности как фактора конкурентоспособности нации. Поэтому закономерно, что в данном документе ставится важная проблема создания национальной системы образования, соответствующей современным требованиям и мировым стандартам.

Главной задачей XXI века, своего рода осью устремлений миллионов и миллиардов людей, будет, несомненно, улучшение качества жизни, в том числе качества образования, определяющего условия развития личности. Именно поэтому реформирование и совершенствование системы образования и науки являются определяющим фактором решения большинства проблем в условиях глобализации. Меняется парадигма образования, которую характеризует не только высокое качество профессионального образования, по и новая философия образования как фундамент гражданского общества.

Образование вошло в число основных государственных приоритетов многих стран мира. Большинство из них сегодня приступили к радикальным изменениям, стремясь создать гибкую мобильную систему высшего образования, отвечающую новым требованиям в условиях глобальной конкуренции. При этом главную цель – повышение адаптационного потенциала вузов и программ подготовки – планируется достичь через реформу академической и организационной структуры, обновление инфраструктуры, методов и технологии обучения, совершенствование педагогического процесса, улучшение качества преподавательского состава.

Общеизвестно, что риск отставания в развитии экономики и гражданских институтов наиболее существенен для тех стран, где не создана эффективно действующая модель непрерывного образования. Ясно, что, поставив перед собой цель создать открытое гражданское общество, основанное па знаниях, экономику с сервисно технологической направленностью, наша страна прежде всего должна активно заниматься совершенствованием образовательной системы.

Процесс интернационализации проявляется в разработке общих стратегий и принципов развития высшего образования. Подобные тенденции отчетливо проявляются в образовательной политике ЮНЕСКО, ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития), Европейского Союза, ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе).

ЮНЕСКО инициирует разработку рекомендаций по развитию процессов интернационализации, созданию нормативной основы международного сотрудничества в сфере высшего образования. Базой для этих процессов становится наличие универсальных норм академической свободы и демократии и приобретающие все большее нормативное значение для национальных образовательных систем международные конвенции, всемирные декларации, принимаемые ЮНЕСКО и Советом Европы. Постепенно вырабатываются общие ''правила игры "в образовательных системах.

Основополагающим документом, определяющим стратегию этого процесса, является Конвенция "О признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе", которую ЮНЕСКО обнародовало в Лиссабоне в апреле 1997 года. Республика Казахстан подписала ее в числе первых 42 стран и ратифицировала в декабре 1997 года.

Подписание Казахстаном Лиссабонской Конвенции, ратификация ее Парламентом Республики, соответствующий Указ Президента Республики автоматически делают нашу страну участницей целого ряда международных проектов, программ и соглашений, таких, как "Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты (1953 г.)", "Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций (1959 г.)", "Европейская конвенция об общей эквивалентности периодов университетского образования (1990 г.)" и др.

Осуществление реформ в ведущих странах мира стимулировало международное сотрудничество в сфере образования и его универсализацию. Заметно возросла академическая мобильность студентов, преподавателей, менеджеров образования и научных сотрудников.

За последние десятилетия на Западе совершен настоящий рывок в развитии учебно-материальной базы и социальной инфраструктуры учебных заведений, особенно высших. Образовательные учреждения стали интенсивно развивать информационную технику, венчурные предприятия, создавать научно-технологические парки и компьютерные сети.

В Европейском Союзе в последние десятилетия формируются наднациональные институты, идет последовательная работа по созданию общеевропейской системы высшего образования.

В 1999 году в Болонье 29 стран подписали Декларацию (сопровождаемую перечнем конкретных действий) о своем участии в процессе создания единого образовательного пространства, согласно которой в Европе должна быть построена единая структура высшего образования, принята система сопоставимых степеней, способствующая облегчению академического и профессионального признания курсов, степеней и обеспечению возможностей трудоустройства выпускников во всех европейских странах. Сегодня к Болонскому процессу присоединились более 40 стран.

Все страны, подписавшие Болонскую декларацию, обязаны перейти на двухуровневую систему высшего образования. Первый уровень обучения длится 3-4 года. По его окончании выпускнику присваивается степень бакалавра, предоставляющая возможность работать в определенной области. Прохождение программ второго уровня позволяет получить степень магистра (1-2 года) и/или доктора (3-4 года).

Особое значение имеет принятие и введение в высшем образовании многих зарубежных стран системы зачетных единиц European Credit Transfer System (ECTS) или другой совместимой с ECTS системы, обеспечивающей как перезачетную, так и накопительную функции, и гарантирующей академическое признание обучения за рубежом (в 1999 г. ECTS была введена уже в 1062 европейских вузах).

Эти мероприятия создают возможности для:

• содействия европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования, разработке сопоставимых критериев и методологии оценки;

• содействия мобильности учащихся, преподавателей, исследователей и аппарата управления;

• введения совместных программ обучения и научных исследований, создания интегрированных учебных курсов и совершенствования учебных планов;

• обеспечения привлекательности и конкурентоспособности европейского высшего образования и научных исследований.

Ключевым вопросом создания европейского пространства высшего образования выступает качество как фундаментальная основа формирования доверия. "Качество – основное условие для доверия, уместности, мобильности, совместимости и привлекательности в зоне европейского высшего образования" [4]. Предполагается создание на вузовском, национальном и общеевропейском уровнях взаимо-признанных систем обеспечения качества образования, учитывающих многообразие стран и особенности национальных систем высшего образования.

В некоторых странах ЕС национальные системы оценки качества образования уже разработаны и используются, в других – они находятся на стадии создания. Формируются наднациональные органы, создана Европейская сеть обеспечения качества в высшем образовании (European Network of Quality Assurance in Higher Education, ENQA).

Страны Европы намерены создать единую систему оценки знаний creditsystem, которая даст возможность все программы и дисциплины вузов признать аутентичными.

В соответствии с Болонской Декларацией предполагается "выработка критериев и методологии оценки качества образования", учреждение аккредитационных агентств, независимых от национальных правительств и международных организаций. Оценка будет основываться не на длительности или содержании обучения, а на тех знаниях, умениях, навыках, компетенциях, которые приобрели выпускники.

Важнейшей составляющей общеевропейской системы образования являются кредиты. Для каждой учебной дисциплины, в зависимости от объема работы, ее значимости с точки зрения освоения будущей профессии, определяется кредитный "балл", оценка. В случае успешного освоения каждой дисциплины студент "набирает" в свою копилку знаний заранее установленное число кредитов, общая сумма которых позволяет ему получить соответствующую степень – бакалавра или магистра.

Система зачетных единиц (или кредитная система) измерения и сопоставления образовательных программ на протяжении многих десятилетий применяется в западноевропейских и американских университетах. Кредитная система делает прозрачными, а главное – сопоставимыми учебные программы, что позволяет студентам повышать академическую мобильность.

"...Внедрение системы кредитов по типу ECTS – европейской системы зачетного перевода – рассматривается в качестве средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами" (Из Совместного заявления европейских министров образования. Болонья, 19.06.99. "Зона Европейского высшего образования").

Концепция развития системы образования в Республике Казахстан до 2015 года как основополагающий методологический документ процесса модернизации всей системы образования принимает во внимание доминирующие современные тенденции.

Вместе с тем в Программном документе "Реформа и развитие высшего образования" (ЮНЕСКО, Париж, 1995 г.) прямо подчеркивается: "Все больше людей и учреждений приходят к пониманию того, что во всех регионах прямое заимствование иностранных концепций и ценностей и игнорирование региональных и национальных культур и философий влекут за собой негативные последствия для образования. Этот вывод следует принимать во внимание тем государствам, которые проводят реформы высшего образования"/2/. Поэтому, модернизируя казахстанское высшее образование, следует учитывать сложившиеся традиции, особенности и потребности развития национальной модели образования. При этом образовательная система Казахстана «формируется в лоне евразийской культуры и евразийского сотрудничества, которая была очень символично выражена Президентом Республики Казахстан Н.Назарбаевым в Послании народу Казахстана: "Казахстанский барс с присущими ему элитарностью, независимостью, умом, мужественностью и благородством, храбростью и хитростью ... будет обладать и западной элегантностью, помноженной на передовой уровень развития, и восточной мудростью и выносливостью" [8]. В данном образе сочетаются лучшие черты человека восточной и западной культур. Такая формулировка идеалов евразийства позволяет наметить пути реализации современного образовательного идеала, который зафиксирован в понятиях "гуманизация – гуманитаризация", "непрерывность", "инновационность" И "качество образования". Эти четыре понятия создают идеальную конструкцию образования, воплощающую, с одной стороны, его общечеловеческое начало, ас другой необходимость учета национальных традиций и обычаев, особенности исторического развития государства и народа» [12], что и должно найти свое отражение в кредитной системе обучения.

Для Республики Казахстан развитие науки и образования становится неотъемлемым условием повышения конкурентоспособности экономической системы, способом занять достойное место на региональном и мировом уровнях, укрепить государственность и развивать национальные интересы. Актуальность этой проблемы становится очевидной в связи с предстоящим вхождением Казахстана но Всемирную торговую организацию (ВТО), обусловливающим необходимость приведения всех видов разрядов, классов, степеней, званий профессиональной подготовки – от рабочих специальностей до специалистов высшей научной квалификации – в соответствие с принятыми международными стандартами.

Трансформация отечественной системы образования из репродуктивной в непрерывно развивающуюся, открытую, вовлечение обучающихся в реализацию собственных образовательных и социокультурных интересов обусловливают необходимость изменения отношения к своей деятельности главных субъектов образовательной системы обучающихся и преподавателей. Это вполне вписывается в организацию образовательного процесса по кредитной системе обучения.

Переход на кредитную систему обучения позволит адекватно оценивать уровни, ступени, академические степени образовательной сферы Республики Казахстан, сделать их транспарентными (прозрачными), рекогнисцируемыми (узнаваемыми) и признаваемыми, что и является одним из главных условий вхождения в мировое образовательное пространство.

Введение академического кредита поможет заложить основы для нового подхода к организации системы высшего образования через совершенствование учебных планов, создание интегрированных учебных курсов, совместных программ обучения и научных исследований и обеспечит конкурентоспособность нашего образования и специалистов на мировом рынке.

  1. Высшей школы (1)

    Учебное пособие
    У навчальному посібнику досліджуються предмет і методи педагогіки і психології вищої школи, дидактичні моделі змісту освіти студентів, нові технології та комплексні форми організації навчання.
  2. Высшей школы (2)

    Учебное пособие
    В учебном пособии исследуются предмет и методы педагогики и психологии высшей школы, дидактические модели содержания обучения студентов, новые технологии и комплексные формы организации обучения.
  3. Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опыта.

    Аннотированный список
    Аннотированный список научно-методической литературы и материалов педагогического опытавысших учебных заведений,представленных на XIV Республиканской выставке «Гражданско-патриотическое воспитание: опыт и перспективы»:
  4. К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико

    Документ
    К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.
  5. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (1)

    Книга
    Издательство «ФЛИНТА» существует на книжном рынке с 1996 г. Наш логотип – раскрытая книга под голубым шариком — символизирует знание без границ. Во «ФЛИНТЕ» ежегодно выходит более 200 книг.
  6. Книга под голубым шариком символизирует знание без границ. Во «флинте» (2)

    Книга
    Более 50 книг издательства стали победителями различных конкурсов. В 2006 году на Сибирской книжной ярмарке издательство «ФЛИНТА» награждено малой золотой медалью за высокий уровень дидактических материалов.
  7. Учебное пособие (конспект лекций). М.: Изд-во асв,2009. 160с

    Учебное пособие
    В пособии изложены основные положения по технической эксплуатации жилых, общественных и производственных зданий и сооружений. Приводятся способы и методы обследования состояния конструктивных элементов зданий.
  8. Учебники и учебные пособия массового спроса проходят экспертизу и имеют грифы Министерства образования и науки РФ или соответствующих учебно-методических объединений

    Учебники и учебные пособия
    Издательство «Флинта» со своим логотипом – раскрытой книжкой под голубым шариком – появилось на книжном рынке в 1996 г. Сегодня во «Флинте» ежегодно выходит более 200 книг.
  9. Ременных исследований сборник научных статей Под редакцией доктора филологических наук, профессора А. Э. Еремеева Омск ноу впо «ОмГА» 2012

    Документ
    В сборник включены статьи участников VI Международной научно-практиче­ской конференции «Наука и общество: проблемы современных исследований», состо­явшейся 25 апреля 2011 года на базе НОУ ВПО «ОмГА».

Другие похожие документы..