Программа модернизации системы профессионального образования Владимирской области в целях реализации стратегии социально экономического развития региона

для инновационной экономики

По экспертным оценкам Минэкономразвития России, кризисные процессы в российской экономике включают: фазу острого кризиса – 2009 год; стационарную фазу – 2010 год; фазу выхода экономики из кризиса – 2011-2012 годы, возврат на траекторию инновационного развития экономики – 2013 год.

Рост экономики в посткризисный период будет обеспечен развитием как новых высокотехнологических, так и традиционных рынков труда базовых отраслей экономики, оказывающих наибольшее влияние на социально-экономическое развитие Владимирской области. При этом основной результат развития будет обеспечен повышением производительности труда, снижением энергоемкости и материалоемкости продукции, использованием высоких технологий и реализации других приоритетов, определенных Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Долгосрочным прогнозом технологического развития Российской Федерации до 2025 года.

Подготовка специалистов в регионе с учётом перехода экономики Владимирской области на инновационный путь развития должна осуществляться по следующим направлениям:

– подготовка в сфере высшего профессионального образования по программам бакалавриата, специалистета и магистратуры; увеличение объемов подготовки магистров создаст основу кадрового потенциала, осуществляющего наукоемкую деятельность в инновационной части экономики в посткризисный период;

– подготовка в сфере среднего профессионального образования и начального профессионального образования по укрупненным группам направлений подготовки, специальностей, профессий.

При этом необходимо учесть следующие факторы:

– демографическую ситуацию во Владимирской области и в России в целом;

– увеличение потребности экономики области в специалистах всех уровней по техническим и технологическим направлениям и переизбыток на рынке труда специалистов с экономическим и юридическим образованием;

– резкое увеличение потребности в специалистах с профессиональным образованием различного уровня в области сферы обслуживания и сервиса.

Основные тенденции развития профессионального образования

Основным фактором, определившим в свое время (в шестидесятые годы прошлого века) становление сети учреждений профессионального образования, стало создание крупной промышленности и индустриализация в СССР. Создание крупных предприятий на территории Владимирской области потребовало обеспечения их функционирования квалифицированными кадрами рабочих и специалистов. Следствием этого процесса стало открытие учреждений профессионального образования всех уровней, по отношению к которым промышленные предприятия выступали как базовые.

В современных условиях возникло и усиливается противоречие между исторически возникшей моделью сети учреждений профессионального образования, построенной по отраслевому принципу, и необходимостью формирования новой модели, исходным принципом создания которой должна стать ориентация на социально-экономические потребности развития региона в новых экономических условиях развития страны.

Ориентация значительного количества выпускников школ на получение высшего профессионального образования и миграция населения создают диспропорцию на рынке труда. При избытке специалистов с высшим образованием ежегодно увеличивается потребность экономики Владимирской области в квалифицированных рабочих кадрах. Большинство вакансий регионального рынка труда составляют рабочие профессии.

С учетом развития демографической ситуации ряд учреждений СПО/НПО становятся все менее численными по контингенту. Наличие таких учреждений затратно и неэффективно с точки зрения управления, расходов на содержание учебно-материальной базы, но в то же время существует острая необходимость обеспечения доступности начального профессионального образования на любой территории региона. Кроме того, необходимо сохранение «резерва мощности» системы СПО/НПО на случай возможного дальнейшего (после 2014 года) демографического роста, а также возможности обучения и переподготовки мигрантов, во все больших масштабах пребывающих в Россию.

Вместе с тем в современных условиях профессиональное образование более не может оставаться в состоянии внутренней замкнутости и самодостаточности.

Интенсивное развитие сферы профессионального образования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий является важнейшим приоритетом. Информатизация профессионального образования понимается как обновление содержания, методов и организационных форм обучения, достижение новых учебных результатов, модернизация всех сторон жизни профессиональной школы.

Многие выпускники учреждений начального и среднего профессионального образования испытывают трудности в поиске работы. А в случае поступления на работу по специальности они не являются носителями современных и эффективных способов деятельности на производстве. Причина этого, в первую очередь, состоит в отсутствии адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда. Успешность развития содержания и технологий обучения в системе профессионального образования во многом взаимоувязана с тем, насколько эффективно будет сокращаться несоответствие качества образования предъявляемым к нему требованиям работодателей.

Основные задачи становления региональной системы профессионального образования

Цель развития системы профессионального образования Владимирской области – создание условий для становления региональной системы профессионального образования в качестве устойчивого механизма социально-экономического и культурного развития области, создание механизмов, обеспечивающих доступность, высокое качество и эффективность профессионального образования, его постоянное обновление с учетом социальных и экономических потребностей области, запросов личности, общества и государства.

Интегрированные образовательные комплексы профессионального образования в регионе

Особо актуальной проблемой предприятий в краткосрочной и среднесрочной перспективе станет обеспечение реального производства квалифицированными рабочими и специалистами, в силу их дефицита на рынке труда. По отдельным специальностям дефицит ощущается уже сегодня. Существующая система профессионального образования не смягчает, а наоборот, все больше увеличивает дисбаланс спроса и предложения рабочей силы, поскольку объемы, структура и качество подготовки кадров все больше ориентируются не на реальные потребности, не на происходящие изменения в структуре спроса на профессии и специальности регионального рынка труда, а на сформированные неверным образом потребности населения (родителей и абитуриентов) в образовательных услугах.

    1. Проблемы, подлежащие решению в результате реализации Программы

Комплексный анализ ситуации позволил сформулировать проблемы, подлежащие разрешению в результате выполнения настоящей Программы:

1.  В системе профессионального образования Владимирской области на сегодняшний день наметился дисбаланс кадрового спроса экономики и предложения со стороны учреждений профессионального образования. Количественное несоответствие выражается в том, что наиболее динамично развивается сектор высшего образования. В профессионально-квалификационном разрезе (ранжированные перечни профессий и специальностей, по которым ведется массовая подготовка в системе профессионального образования, и востребованные областным рынком труда, в недостаточной степени коррелируют друг с другом).

Симптомами этого типа дисбаланса является тот факт, что по многим профессиям одновременно существует заявленный спрос (вакансии) и зарегистрированные в качестве безработных соискатели рабочих мест.

Для оптимизации распределения кадровых и финансовых ресурсов назрела необходимость проведения реструктуризации (объединения, слияния и т.д.) образовательных учреждений Владимирской области.

2. Институциональное оформлении сети учреждений профессионального образования на территории Владимирской области не в полной мере соответствует целостной модели управления в условиях разноуровневой подчиненности различных типов учебных заведений. Для формирования государственного задания и государственного заказа на подготовку кадров и учета стратегических интересов региона, его социально экономического развития, необходимо развитие общественно – государственных институтов управления. В условиях рыночной экономики необходимо сформировать и апробировать комплекс методик и процедур, обеспечивающих повышение надежности прогноза потребностей региональной экономики в квалифицированных кадрах всех квалификационных уровней, а также повысить скорость адаптации системы профессионального образования к этим потребностям.

3. В рамках программы должна развиваться государственно – общественная система управления содержанием и результатами профессионального образования. В настоящее время требуется модернизация системы взаимодействия региональных рынков труда и профессионального образования для разработки и внедрения механизмов адекватного реагирования системы профессионального образования на изменение количественных и качественных требований к подготовке кадров, разработки профессиональных образовательных программ и оценки качества образования. Должно быть предусмотрено развитие регионального сегмента независимой системы оценки качества профессионального образования при ведущей роли объединения работодателей. Результаты оценки качества должны быть прозрачны и открыты для общественности.

4.  Существующая в регионе система профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров должна быть усовершенствована, с учетом недостаточности имеющегося ресурса для модернизации системы профессионального образования региона. Важной частью этих работ будет являться формирование управления реализации заказа на повышение квалификации и профессиональную переподготовку специалистов – проводников основных линий модернизации со стороны Департамента образования Администрации Владимирской области.

  1. Ключевые принципы и основные подходы, используемые при разработке Программы

В основу разработки Программы заложены четыре взаимосвязанные целевые установки:

  1. Создаваемая в результате выполнения мероприятий Программы региональная сеть учреждений профессионального образования соответствует приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России и направлениям социально – экономического развития Владимирской области.

  2. Программа разработана при непосредственном участии объединений работодателей Владимирской области (Ассоциация товаропроизводителей и предпринимателей, Торгово – промышленная Палата).

  3. В Программе делается акцент на сетевое взаимодействие участников Программы на основе современных достижений информационно – коммуникационных технологий и расширении на этой основе практики заочного и дистанционного обучения по общеобразовательным дисциплинам.

  4. Программа содержит комплекс мероприятий, способствующих повышению престижа рабочих специальностей (социальные сети и реклама, перспективы трудоустройства, а также меры дополнительной поддержки выпускников учреждений НПО и СПО, избравших работу по профильной специальности).

  5. Цели и задачи Программы

5.1. Цель Программы

Модернизация региональной системы профессионального образования для кадрового обеспечения перспективного социально-экономического развития Владимирской области, а так же привлечение партнеров из научно-образовательной сферы и высокотехнологичного бизнес-сообщества для создания регионального сегмента национальной инновационной системы.

5.2. Задачи Программы

Цель Программы реализуется путем решения следующих взаимосвязанных задач:

1. Внедрение модели государственно-общественного управления системой профессионального образования Владимирской области в целях реализации стратегии социально-экономического развития.

2. Формирование государственно-общественной системы управления содержанием и результатами профессионального образования Владимирской области.

3. Повышение мотивации граждан к получению качественного профессионального образования.

4. Развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования Владимирской области.

5. Внедрение методов комплексного планирования объемов и структуры подготовки кадров в регионе на основе анализа прогнозных потребностей в трудовых ресурсах по всем уровням профессионального образования.

6. Внедрение моделей и механизмов разработки и экспертизы образовательных программ профессионального образования всех типов и видов, основанных на модульно-компетентностном подходе, федеральных государственных образовательных стандартах и профессиональных стандартах.

7. Формирование регионального сегмента независимой системы оценки качества профессионального образования, включая оценку и сертификацию квалификаций выпускников.

  1. Целевые показатели реализации программы.

Основные социально-экономические показатели реализации Программы

Таблица 1

Наименование показателя

факт

обязательства

2006

2010

2011

2012

2013

2014

2015

  1. Формирование эффективной территориально – отраслевой организации ресурсов системы профессионального образования, ориентированной на потребности перспективных региональных рынков труда

1.1 Доля лиц, принятых на программы начального и среднего профессионального образования (НПО/СПО) по востребованным профессиям/ специальностям, в %

52

35

40

50

60

70

90

1.2 Доля доходов учреждений НПО/СПО/ВПО от реализации программ повышения квалификации и профессиональной подготовки по заказам работодателей, в %

2

3,5

8

15

16

17

20

1.3 Доля представителей реального сектора экономики в составе преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения в учреждениях НПО/СПО, в %

1

2

3

5

10

15

20

1.4 Доля обучающихся по программа профессионального образования на основе договоров с другими учреждениями (организациями), в %

1

3

3,5

4

4,5

5

6

1.5 Доля учреждений профессионального образования, имеющих органы самоуправления, обеспечивающие демократический, государственно – общественный характер управления учреждением профессионального образования, в %

-

-

10

15

35

65

95

1.6 Рост обеспеченности учебно-лабораторными помещениями по нормативу на одного студента по отношению к 2005 году

5,8

8,1

12,35

16,5

18,6

21,7

  1. Развитие организационно-экономических и финансовых механизмов регулирования региональной системы профессионального образования

2.1 Доля обучающихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, выбравших для освоения программы профессиональной подготовки, в %

45

50

62

75

87

90

92

2.2 Доля выпускников общеобразовательных учреждений, поступивших на программы НПО/СПО, в %

10

8

10

15

20

24

25

2.3 Доля взрослых, прошедших обучение по программа НПО/СПО/дополнительного профессионального образования и профессиональной подготовки, в %

-

4

8

12

16

20

24

2.4 Доля обучающихся общеобразовательных учреждений, получивших профориентационные услуги в соответствии с профориентационными программами, принятыми во Владимирской области, в %

22

30

40

50

65

75

95

2.5 Доля выпускников очной формы обучения государственных и негосударственных образовательных учреждений НПО/СПО/ВПО, трудоустроившихся не позднее 1 года после выпуска, в %

80

90

92

94

96

98

99

2.6 Доля студентов учреждений НПО и СПО, обучающихся по образовательным программам, в реализации которых участвуют работодатели (включая организацию учебной и производственной практики; предоставление оборудования и материалов; участие в разработке образовательных программ и оценке результатов их освоения, проведении учебных занятий), от общей численности студентов учреждений НПО/СПО

-

15

20

30

45

60

80

2.7 Доля студентов, обучающихся по программам, в которые включена возможность реализовать часть программы (в т.ч. стажировки) в зарубежных вузах, от общей численности студентов вузов

-

3

5

10

15

20

30

2.8 Доля преподавателей, которые работают в вузах, участвующих в межвузовской кооперации, и имеют возможность проводить исследования на базе других учреждений, от общей численности преподавателей вузов

5

10

20

35

42

52

  1. Мониторинг и организация информационного сопровождения реализации Программы модернизации профессионального образования Владимирской области

3.1 Доля учреждений профобразования, непосредственно участвующих в автоматизированном мониторинге реализации программы, в %

-

-

40

85

100

100

100

3.2 Доля учреждений профессионального образования, имеющих свои регулярно (не реже 2 раз в месяц) обновляемые сайты в сети интернет и публикующих на них отчеты по результатам своей образовательной и хозяйственной деятельности, в %

-

-

80

85

95

100

100

  1. Обеспечение разработки, внедрения и сопровождения профессиональных образовательных программ в соответствии с требованиями регионального рынка труда

4.1 Доля подведомственных учреждений НПО/СПО, финансирование которых осуществляется на основе нормативов бюджетного (подушевого) финансирования, в %

-

-

5

10

15

25

40

4.2 Доля контрольных цифр приема (КЦП) по востребованным укрупненным группам специальностей

-

30

35

45

60

80

95

4.3 Доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО на условиях софинансирования за счет средств работодателей, в %

-

3

4

6

8

10

13

4.4 Доля средств, распределяемых по госзаказу на конкурсной основе

  1. Формирование независимой системы оценки качества профессионального образования на уровне региона

5.1 Доля выпускников программ профессионального образования/профессиональной подготовки, успешно прошедших сертификационные процедуры, в %

-

-

10

25

40

60

90

5.2 Доля лиц, обучающихся по программам НПО/СПО/ВПО, прошедшим профессионально – общественную аккредитацию, в %

-

20

30

40

60

80

95

5.3 Доля обучающихся от общего числа обучающихся на всех уровнях образования получивших оценку своих достижений (в том числе с использованием информационно-коммуникационных технологий) через добровольные и обязательные процедуры оценивания для построения на основе этого индивидуальной образовательной траектории, способствующей социализации личности.

-

5

10

12

14

16

20

5.4 Доля учреждений образования Владимирской области, интегрированных с единой информационно-аналитической системой управления образовательной средой

-

0

18,1

28,9

48,2

67,5

100,0

5.5 Доля укрупненных направлений подготовки и специальностей, в отношении которых внедрены механизмы сертификации квалификаций выпускников образовательных учреждений профессионального образования

-

0

4

7

14,5

28,5

40

5.6 Доля укрупненных направлений подготовки и специальностей, по которым осуществляется общественно-профессиональная аккредитация реализуемых образовательных программ

-

0

4

11

20

36

50

  1. Развитие системы профессиональной переподготовки и повышения квалификации кадров для реализации программы модернизации профессионального образования Владимирской области

6.1 Доля преподавателей в возрасте до 35 лет в учреждениях профобразования, в %

-

10

12

14

16

20

24

6.2 Доля преподавателей учреждений НПО/СПО, прошедших переподготовку/повышение квалификации на основе механизмов персонифицированного финансирования, в %

0

2

3

4

5

6

8

6.3 Доля педагогических и руководящих работников учреждений НПО/СПО, прошедших стажировку в организациях, в том числе зарубежом, в %

2

3

4

5

7

9

10

6.4 Доля занятых в экономике, прошедших за отчетный год обучение по программам непрерывного образования (включая повышение квалификации, переподготовку), в том числе, в ресурсных центрах на базе учреждений профобразования, от общей численности занятых в экономике

-

23

27

31

35

40

45

  1. Оргкомитет конференции (3)

    Документ
    В разделе «Аналитика» представлены обновленные списки книг, диссертаций, статей, журналов, а также полнотекстовые издания, касающиеся рынка труда и рынка образовательных услуг.
  2. Стратегия развития региона

    Документ
    Т.И. Точеная. Стратегический и конъюнктурный подходы к оценке инвестиционной деятельностью в регионе 45 СВ. Тейванов. Инвестиционная привлекательность и инвестиционное проектирование франчайзинга 54 Д.
  3. «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов местного самоуправления Камешковского района»

    Задача
    экономическом совещании «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов местного самоуправления Камешковского района»
  4. Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы

    Содержательный отчет
    Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы (далее - Концепция) подготовлен в соответствии с Законом Московской области № 11/96-ОЗ «О Концепции, прогнозах и государственных программах
  5. Программа социально-экономического развития муниципального образования «заларинский район»

    Программа
    Руководствуясь Федеральным Законом от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.30 Устава МО «Заларинский район»
  6. Отчет Министерства культуры Московской области о ходе реализации Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года за 2009 год

    Содержательный отчет
    В целях реализации Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года и решения задачи по созданию условий для повышения уровня и качества жизни населения Московской области Министерством культуры
  7. Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVII века до 1917 года) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им.
  8. Отчет о работе отделения профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Бюро Отделения работало в следующем составе: Баврин И.И., Берулава М.Н., Жураковский В.М., Круглов Ю.Г., Манушин Э.А., Мухаметзянова Г.В., Новиков А.М.
  9. «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области»

    Задача
    на областном экономическом совещании «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области»

Другие похожие документы..