Программа модернизации системы профессионального образования Владимирской области в целях реализации стратегии социально экономического развития региона

Увеличивается количество образовательных программ, реализуемых высшими учебными заведениями, открываются новые специальности и направления подготовки, в том числе бакалавриата и магистратуры. За 2009-2010 учебный год открыты «Информационные технологии» бакалавриат, «Туризм» (бакалавриат), «Инноватика» (бакалавриат), «Нанотехнологии» (бакалавриат), «Пожарная безопасность» (специальность СПО).

В настоящее время в структуре приема, прежде всего в негосударственных вузах и структурных подразделениях государственных и негосударственных вузов, превалируют гуманитарные и экономические специальности и направления подготовки, часть специальностей является дублирующей.

Вместе с тем, анализ регионального рынка труда позволяет сделать вывод, что наиболее востребованными специалистами с высшим профессиональным образованием продолжают являться: врачи; специалисты жилищно-коммунального хозяйства; специалисты в сельскохозяйственной, пищевой, текстильной, стекольной, строительной отраслях.

Перепроизводство специалистов в области экономических, юридических наук, менеджмента говорит, прежде всего, о том, что многие вузы и их структурные подразделения ориентируются, как правило, на потребности абитуриентов и их родителей, а не региональный рынок труда. Считаем, что открытие в вузах новых специальностей (направлений подготовки) должно осуществляться только в соответствии с потребностями рынка труда специалистов, что позволит обеспечить им гарантированное трудоустройство после окончания вуза.

В институциональном оформлении сети профессионального образования Владимирской области преобладают типовые образовательные организации – «государственные учреждения». С точки зрения работодателей инвестирование в такие устаревшие институты экономически невыгодно, так как любая собственность, переданная учреждениям, ставится на его баланс и неизбежно становится государственной (муниципальной). Современная законодательная нормативно-правовая база не позволяет объединять федеральную, региональную и муниципальную собственность в одном образовательном учреждении и использовать институт соучредительства. Внебюджетные доходы учебных заведений, хотя и могут аккумулироваться на отдельном балансе, в случае ликвидации образовательного учреждения автоматически переводятся в госсобственность, что не стимулирует к активной капитализации внебюджетных доходов, а для бизнеса означает потерю инвестиций.

Направления профессиональной подготовки, реализуемые во Владимирской области в учреждениях НПО – СПО - ВПО

Одним из преимуществ профессиональной подготовки кадров во Владимирской области является создание образовательной цепочки: НПО – СПО – ВПО, реализуя тем самым принцип «образование через всю жизнь».

Перечень направлений и специальностей подготовки, реализуемых образовательными учреждениями Владимирской области представлен в приложении.

Взаимодействие системы профессионального образования с работодателями

Ключевыми секторами экономики Владимирской области, значимость которых, по оценкам экспертов, сохраняется при любом сценарии социально-экономического развития области, выступают:

(1) Приоритетные направления развития федерально-регионального сектора высоких технологий, включая ОПК:

- ресурсо-энергосбережение;

- биотехнологии и фармакология;

- развитие атомной индустрии;

- развитие космической индустрии;

- создание инфо-телекоммуникационной инфраструктуры.

(2) Сервис, гостиничное дело и туризм.

(3) Агропромышленный комплекс и экология.

(4) Пищевая промышленность.

(5) Здравоохранение, биологические науки и предоставление социальных услуг.

(6) Менеджмент, право и финансовая деятельность.

В соответствии с этими направлениями образовательные учреждения определяют перечень направлений и специальностей подготовки при оформлении заявок для формирования государственного задания на целевую подготовку специалистов за счет средств федерального бюджета, а так же для осуществления подготовки на договорной основе.

Постоянное тесное взаимодействие с работодателями и крупнейшими предприятиями Владимирской области позволяет оперативно реагировать на изменение структуры рынка труда, в том числе и в части прогнозирования потребностей региона, и лицензировать новые направления подготовки. Тем самым оптимизируется систему профессионального образования, оперативно изменяется структура и количество направлений подготовки. Т.е. рынок труда постоянно изменяется и подстраивается под современные потребности производства, в том числе и с учетом приоритетных направлений развития техники и технологий.

    1. Приоритетные секторы развития экономики области и обеспечивающие их сегменты системы профессионального образования

Как уже упоминалось, ключевыми секторами экономики Владимирской области, значимость которых, по оценкам экспертов, сохраняется при любом сценарии социально-экономического развития области, выступают:

(1) Приоритетные направления развития федерально-регионального сектора высоких технологий, включая ОПК:

- ресурсо-энергосбережение;

- биотехнологии и фармакология;

- развитие атомной индустрии;

- развитие космической индустрии;

- создание инфо-телекоммуникационной инфраструктуры.

(2) Сервис, гостиничное дело и туризм.

(3) Агропромышленный комплекс и экология.

(4) Пищевая промышленность.

(5) Здравоохранение, биологические науки и предоставление социальных услуг.

(6) Менеджмент, право и финансовая деятельность.

В 2009 г. ВлГУ стал опорным вузом по определению перспективных рынков труда по ЦФО совместно с Тамбовским государственным техническим университетом. Был определен, во-первых, перечень из 3-х перспективных рынков труда для каждого из 8-ми субъектов ЦФО (Смоленская обл., Калужская обл., Тверская обл., Москва и Московская обл., Владимирская обл., Ивановская обл., Костромская обл., Ярославская обл.), и, во-вторых, – перечень из 5-ти перспективных рынков труда ЦФО.

Для Владимирской областиперечень из пяти перспективных рынков труда ЦФО включает в себя:

(1) производство транспортных средств и оборудования

Специальности и направления подготовки ВПО для перспективных рынков труда

151900 Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств

220300 Автоматизация технологических процессов и производств

Специальности СПО для перспективных рынков труда

151901 Технология машиностроения

140448 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

220703 Автоматизация технологических процессов и производств (по отраслям)

151031 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования (по отраслям)

(2) операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг

Специальности и направления подготовки ВПО для перспективных рынков труда

220600 Инноватика

220700 Наукоёмкие технологии и экономика инноваций

010400 Фундаментальная информатика и информационные технологии

150600 Материаловедение и технологии материалов

200300 Биотехнические системы и технологии

210100 Электроника и наноэлектроника

210400 Инфокоммуникационные технологии и системы связи

010803 Микроэлектроника и полупроводниковые приборы

Специальности СПО для перспективных рынков труда

120714 Земельно-имущественные отношения

221413 Техническое регулирование и управление качеством

230111 Компьютерные сети

(3) химическое производство

Специальности и направления подготовки ВПО для перспективных рынков труда

240100 Химическая технология и биотехнология

020100 Химия

Специальности СПО для перспективных рынков труда

240125 Технология производства и переработки пластических масс и эластомеров

240113 Химическая технология органических веществ

(4) транспорт и связь

Специальности и направления подготовки ВПО для перспективных рынков труда

080500 Менеджмент

190000 Транспортные средства

210000 Электронная техника, радиотехника и связь

160400 Системы управления движением и навигация

080506 Логистика

Специальности СПО для перспективных рынков труда

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

210413 Радиоаппаратостроение

(5) производство пищевых продуктов, включая напитки

Специальности и направления подготовки ВПО для перспективных рынков труда

220301 Автоматизация технологических процессов и производств

240902 Пищевая биотехнология

260601 Машины и аппараты пищевых производств.

Специальности СПО для перспективных рынков труда

260807 Технология продукции общественного питания

240113 Химическая технология органических веществ

Основные направления развития профессионального образования во Владимирской области

Наглядно реализуемые ВлГУ подходы к организации образовательного процесса в Объединенном университете на базе ВлГУ показаны на приведенных ниже вкладках в соответствии с выполненным ВлГУ в 2007 году прогнозом потребности экономики региона в кадрах (до 2015 года) с учетом приоритетов социально-экономического развития Владимирской области.

Основания для определения прогнозной потребности в кадрах

На прогнозную потребность Владимирского региона в специалистах-выпускниках учреждений НПО, СПО и ВПО оказывают влияние следующие перечисленные ниже факторы.

1. Принятие Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р), которая определила новые параметры развития всех отраслей экономики и социальной сферы.

При этом стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина.

Реализация этой цели предполагает решение ряда приоритетных задач, одна из которых – обеспечение инновационного характера базового образования, обновление структуры сети образовательных учреждений в соответствии с задачами инновационного развития, в том числе формирование федеральных университетов, национальных исследовательских университетов.

Стратегической задачей ведущих университетов является кадровое обеспечение инновационного развития геополитически важных регионов страны, таких например как Центральный федеральный округ.

2. Утверждение Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1663-р), которыми приведение содержания и структуры профессиональной подготовки кадров в соответствие с современными потребностями рынка труда и повышение доступности качественных образовательных услуг определены в качестве приоритетных направлений.

Новые параметры развития РФ в целом, и Владимирского региона в частности, потребовали корректировки прогнозной потребности в выпускниках образовательных учреждений высшего, среднего и начального профессионального образования по объему и укрупненным группам специальностей (профессий).

Для корректировки прогнозной потребности экономики Владимирской области необходимо учесть следующие, наиболее значимые факторы:

– валовая добавленная стоимость и инвестиции по видам экономической деятельности в субъекте Российской Федерации – Владимирской области, что отражается на показателях требуемой ежегодной численности трудовых ресурсов;

– изменение структуры работников по уровням образования, что выражается в росте потребности экономики в высококвалифицированных работниках;

– показатели экономики Владимирской области в разрезе общероссийского классификатора видов экономической деятельности,

а также:

  • демографический фактор,

  • влияние мирового кризиса на рынок труда,

  • переход системы высшего профессионального образования на уровневое образование.

Например, демографическая ситуация в настоящее время характеризуется сокращением численности населения трудоспособного возраста. На деятельность образовательных учреждений различных уровней профессионального образования такая депопуляция населения в целом оказывает воздействие, прежде всего, в силу сокращения количества выпускников основной и полной средней школы. Сокращение выпуска из 9-х и 11-х классов приводит к усилению конкуренции за абитуриентов между образовательными системами внутри региона.

Требования по воспитанию новых кадров

  1. Оргкомитет конференции (3)

    Документ
    В разделе «Аналитика» представлены обновленные списки книг, диссертаций, статей, журналов, а также полнотекстовые издания, касающиеся рынка труда и рынка образовательных услуг.
  2. Стратегия развития региона

    Документ
    Т.И. Точеная. Стратегический и конъюнктурный подходы к оценке инвестиционной деятельностью в регионе 45 СВ. Тейванов. Инвестиционная привлекательность и инвестиционное проектирование франчайзинга 54 Д.
  3. «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов местного самоуправления Камешковского района»

    Задача
    экономическом совещании «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов местного самоуправления Камешковского района»
  4. Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы

    Содержательный отчет
    Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы (далее - Концепция) подготовлен в соответствии с Законом Московской области № 11/96-ОЗ «О Концепции, прогнозах и государственных программах
  5. Программа социально-экономического развития муниципального образования «заларинский район»

    Программа
    Руководствуясь Федеральным Законом от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.30 Устава МО «Заларинский район»
  6. Отчет Министерства культуры Московской области о ходе реализации Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года за 2009 год

    Содержательный отчет
    В целях реализации Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года и решения задачи по созданию условий для повышения уровня и качества жизни населения Московской области Министерством культуры
  7. Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVII века до 1917 года) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им.
  8. Отчет о работе отделения профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Бюро Отделения работало в следующем составе: Баврин И.И., Берулава М.Н., Жураковский В.М., Круглов Ю.Г., Манушин Э.А., Мухаметзянова Г.В., Новиков А.М.
  9. «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области»

    Задача
    на областном экономическом совещании «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области»

Другие похожие документы..