Программа модернизации системы профессионального образования Владимирской области в целях реализации стратегии социально экономического развития региона

Актуальность разработки Программы

  1. Содержание/характеристика проблемы

Общая характеристика региона

Владимирская область по уровню своего бизнес-климата и динамике формирования региональных сегментов национальной инновационной системы занимает одно из ведущих мест в Центральном федеральном округе России, намного обгоняя по темпам развития другие субъекты Российской Федерации, в частности на территории «Золотого кольца России». Поэтому Владимирская область характеризуется на федеральном уровне как один из устойчиво развивающихся регионов России за последние годы.

Действительно, по данным мониторинга эффективности работы субъектов Российской Федерации, проведенного Российским Правительством, Владимирская область третий год подряд входит в двадцатку лучших регионов страны. По основным показателям, значение которых зависит от эффективности регионального управления, отражает качество жизни населения и формирование условий для социально-экономического развития области, в регионе достигнуты значения, которые выше среднероссийских, либо соответствуют средним значениям по стране.

В настоящее время во Владимирской области складывается новая структура экономики, где доминирующим становится сектор производства товаров и услуг, построенный на современных технологических принципах, дающих десятикратный рост производительности труда.

Даже в кризисном 2009 году были введены в строй 13 новых производств инновационного типа с общим числом работающих свыше 2 тысяч человек и объемом продукции до 14 млрд. рублей. За 2009 год предприятия ОПК области осуществили поставки продукции на экспорт в сумме более 2,9 млрд. рублей, что в 1,4 раза больше, чем в докризисном 2008 году.

Ряд наглядных иллюстраций по динамике развития Владимирской области приведен на вкладках ниже.

Приоритеты в деятельности руководства Владимирской области определяются задачами создания благоприятных условий для привлечения инвесторов в регион, в т.ч. зарубежных. Это касается, в первую очередь, высокотехнологичных секторов промышленности, которые ориентируются на выпуск инновационной продукции как в гражданских, так и в военных областях. Основой для этой деятельности являются приоритеты социально-экономического развития РФ и Владимирской области. Они определены государством в виде пяти приоритетов модернизации экономики страны (ресурсо- энергосбережение, биотехнологии, развитие атомной и космической индустрии, создание инфотелекоммуникационной инфраструктуры) и задач инновационной политики, объявленной в стратегических документах, в т.ч. в «Стратегии развития науки и инноваций в Российской Федерации на период до 2015 года», в «Комплексной программе научно-технологического развития и технологической модернизации экономики России до 2015 года», в «Прогнозе научно-технологического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Проекция данных документов на Владимирскую область оформлена в соответствующих Постановлениях Губернатора и законодательных актах, принятых в регионе.

Все эти факты свидетельствуют о всевозрастающей потребности региона в высококвалифицированных специалистах.

В настоящее время возникла потребность в реализации модели инновационного развития территории как высокотехнологичного кластера с участием научно-образовательного сообщества в рамках единого комплекса. Этот комплекс предполагает, в частности, объединение всей системы профессионального образования разных уровней (в т.ч. и подготовку/переподготовку кадров, дополнительное/ опережающее образование).

    1. Характеристика рынка труда Владимирской области

Положительная динамика роста объемов производства и достигнутая стабилизация в экономике области способствовали улучшению ситуации на региональном рынке труда.

По предварительным данным выборочного обследования по проблемам занятости, численность экономически активного населения области составила в среднем за 2010 год 755,3 тыс. человек. Численность занятых увеличилась по сравнению с предыдущим годом на 20,4 тыс. человек и составила 708,8 тыс. человек. Численность граждан, которые не имели занятия, но активно искали его и в соответствии с методологией МОТ классифицировались как безработные, уменьшилась на 19,9 тыс. человек (на 30%) и составила 46,5 тыс. человек.

С января по декабрь 2010 года отмечалась устойчивая тенденция снижения регистрируемой безработицы. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, сократилась с 25,1 тыс. человек в начале 2010 года до 17,2 тыс. человек в конце (на 31,6%). Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,3% до 2,3%.

Уменьшение численности безработных наблюдалась во всех муниципальных образованиях. При этом в г. Коврове, Киржачском, Ковровском, Кольчугинском районах число безработных сократилось на 41%-48%. В 8 муниципальных образованиях произошло снижение безработных в пределах 30%-39%.

Оживление экономической деятельности предприятий обусловило рост спроса на рабочую силу. Потребность в работниках, заявленная в органы службы занятости, к концу года увеличилась в 1,6 раза - до 8175 человек. Коэффициент напряженности в целом по области снизился с 5,4 человек до 2,3.

Однако в ряде муниципальных образований ситуация на рынке труда более сложная. Так, по состоянию на 1.01.2011 г. в Камешковском районе уровень безработицы составил 5,1%, Гусь-Хрустальном – 4,1%, Селивановском – 3,9%, Судогодском – 3,6%.

В текущем году органы службы занятости располагали сведениями о 81,9 тыс. вакансий, что на 10,8 % больше, чем годом ранее. При этом более 27% вакансий заявлены на временные и сезонные работы, более 81,2 % - по рабочим профессиям.

В структуре заявленных вакансий наибольший удельный вес приходится на организации обрабатывающих производств (35,7 %), оптовой и розничной торговли (13,6 %), строительства (9,8 %), организации, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (7,2 %).

В рамках содействия занятости безработным гражданам проводилось профессиональное обучение профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда. Около 90% от общего числа безработных граждан (5589 человек), направленных на профессиональное обучение, осваивали рабочие профессии, что соответствует структуре вакансий, заявленных в центры занятости населения.

    1. Общая характеристика системы профессионального образования

Создание эффективной модели развития профессионального образования, превращение его в ресурс социально-экономического развития области на основе сотрудничества системы образования, власти, бизнеса и местного сообщества является основной стратегической целью системы профессионального образования Владимирской области.

Современное состояние системы образования, прежде всего профессионального образования, обусловлено тем, что его модернизация идет параллельно с перестройкой экономики, разграничением полномочий органов государственной и муниципальной власти, в том числе в сфере образования. Поэтому российская система профессионального образования в ее сегодняшнем состоянии обладает недостатками и испытывает трудности развития, характерные в целом для страны, новейшие методы и технологии соседствуют с отжившими подходами и представлениями ушедшего столетия.

Система образования должна опережать развитие общества, чтобы молодежь была подготовлена к решению задач в новых социально-экономических условиях. Общество, в котором знания становятся капиталом и главным ресурсом экономики, предъявляет новые жесткие требования к профессиональному образованию.

Актуальность развития профессионального образования определяется требованиями рынка труда к качеству труда, профессионализму рабочего и специалиста, его социально-культурному статусу, уровню подготовки конкурентоспособного работника, гибко реагирующего на запросы рынка труда, промышленных производств, мелких, средних и крупных предприятий.

Это в большей степени относится к системе довузовского профессионального образования, которое представляет собой последовательные ступени подготовки человека к труду, к профессии, однако, следует отметить, что окончательная профессионализация человека, непосредственное овладение им функциональных обязанностей происходит вне образовательных заведений, непосредственно на предприятиях, в организациях и учреждениях.

В рамках реализации Концепции модернизации российского образования на период 2010 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.12.2001 года № 1756-р, долгосрочной целевой Программы развития образования Владимирской области на 2009 - 2012 годы, утвержденной постановлением Губернатора области от 15.10.2009 № 855 основной задачей системы профессионального образования стало создание современной системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, включая:

  • создание системы поддержки потребителей услуг непрерывного профессионального образования;

  • рост эффективности социального партнерства с работодателями, заинтересованными в высококвалифицированных кадрах;

  • оптимизацию профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров в соответствие с отраслевым заказом;

  • развитие системы государственно-частного партнерства учреждений профессионального образования и бизнес-сообщества;

  • укрупнение, кооперация с созданием маркетинговых центров по оказанию образовательных услуг и отделений по реализации дополнительных образовательных услуг, а также интеграция с образовательными учреждениями других уровней образования;

  • создание образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы разного уровня, в том числе подготовки и переподготовки взрослого населения;

  • создание многопрофильных образовательных учреждений, в том числе ресурсных центров как подразделений региональной сервисной службы профессионального образования (по отраслевому и территориальному принципам) с разработкой механизма эффективного совместного использования учебно-материальной базы ресурсных центров.

Реализация указанной задачи будет способствовать повышению эффективности образования для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала региона, создания экономики, основанной на знаниях.

Система профессионального образования области не может не учитывать складывающуюся в стране социально-экономическую ситуацию. Достижения профессионального образования связаны, прежде всего, с демократическими и экономическими преобразованиями, заложившими основы содержательных и структурных изменений в системе профессионального образования Владимирской области.

Другой важной задачей является - обеспечение доступности качественного образования для удовлетворения потребности граждан, общества и рынка труда.

Задачи, направленные на обеспечение доступности и качества образования, определены в указанной выше программе и в Комплексе мер по поддержке и развитию областных учреждений начального и среднего профессионального образования на период 2009-2011 годов (постановление Губернатора от 28.10.2008 № 743).

В качестве главной задачи формулируется и задача совершенствования содержания и технологий образования.

Основным событием последних лет стал процесс регионализации профессионального образования и следующая за этим оптимизация сети областных учреждений профессионального образования с учетом демографических и социально-экономических условий.

Для дальнейшего развития сети учреждений довузовского профессионального образования разработана региональная программа ее реструктуризации, изложенная в Концепции организации региональной сети учреждений начального и среднего профессионального образования, утвержденной постановлением Губернатора области от 02.12.2004 № 635, которая определила основные приоритеты развития сети, формирования единого регионального профессионально-образовательного пространства.

В основу указанной программы заложены следующие принципы:

- укрупнение, кооперация с созданием маркетинговых центров по оказанию образовательных услуг и отделений по реализации дополнительных образовательных услуг, а также интеграция с образовательными учреждениями других уровней образования, в том числе там, где для этого имеются необходимые условия, преобразование ряда УНПО в колледжи, реализующие одновременно программы НПО и СПО; создание многопрофильных многоуровневых комплексов на базе: НПО+СПО, НПО+ВПО, СПО+ВПО; НПО+СПО+ВПО;

- создание образовательных учреждений, реализующих профессиональные образовательные программы разного уровня, в том числе подготовки и переподготовки взрослого населения, мигрантов при взаимодействии с органами по труду и занятости населения; переобучение и повышение квалификации педагогических кадров, а также дифференциация учреждений по уровням финансирования и собственности с переходом на смешанную систему финансирования из бюджетов различных уровней;

- своевременное освобождение образовательных учреждений от ветхих и аварийных зданий и сооружений, а также объектов социально-культурного назначения, не имеющих отношения к образовательному процессу;

- создание филиалов («кампусов», «территорий») учреждений начального и среднего профессионального образования в тех территориях, где молодежь, взрослое население не имеют возможности получить или продолжить профессиональное образование из-за его транспортной недоступности;

- создание многопрофильных образовательных учреждений, в том числе ресурсных центров как подразделений региональной сервисной службы профессионального образования (по отраслевому и территориальному принципам) с разработкой механизма эффективного совместного использования учебно-материальной базы ресурсных центров;

- расширение возможности получения образования особыми категориями граждан - инвалидами, сиротами, выпускниками коррекционных образовательных учреждений, подростками с социальными проблемами, подростками с девиантным поведением;

- использование части высвобождаемых помещений под общежитие в территориях, где отсутствуют общежития, рациональное использование имеющихся общежитий;

- реорганизация образовательных учреждений с целью решения вопросов собственности;

- избавление от инфраструктуры (для сельских учреждений), обеспечивающей жизнедеятельность села и не связанной с организацией образовательного процесса.

  1. Оргкомитет конференции (3)

    Документ
    В разделе «Аналитика» представлены обновленные списки книг, диссертаций, статей, журналов, а также полнотекстовые издания, касающиеся рынка труда и рынка образовательных услуг.
  2. Стратегия развития региона

    Документ
    Т.И. Точеная. Стратегический и конъюнктурный подходы к оценке инвестиционной деятельностью в регионе 45 СВ. Тейванов. Инвестиционная привлекательность и инвестиционное проектирование франчайзинга 54 Д.
  3. «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов местного самоуправления Камешковского района»

    Задача
    экономическом совещании «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов местного самоуправления Камешковского района»
  4. Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы

    Содержательный отчет
    Отчет о реализации Концепции социально-экономического развития Московской области на 1997-2005 годы (далее - Концепция) подготовлен в соответствии с Законом Московской области № 11/96-ОЗ «О Концепции, прогнозах и государственных программах
  5. Программа социально-экономического развития муниципального образования «заларинский район»

    Программа
    Руководствуясь Федеральным Законом от 6.10.2003 г. № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.30 Устава МО «Заларинский район»
  6. Отчет Министерства культуры Московской области о ходе реализации Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года за 2009 год

    Содержательный отчет
    В целях реализации Среднесрочной программы социально-экономического развития Московской области до 2010 года и решения задачи по созданию условий для повышения уровня и качества жизни населения Московской области Министерством культуры
  7. Развитие системы профессионального образования в Башкирии (начало XVII века до 1917 года) 13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре педагогики Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Башкирский государственный педагогический университет им.
  8. Отчет о работе отделения профессионального образования (1)

    Содержательный отчет
    Бюро Отделения работало в следующем составе: Баврин И.И., Берулава М.Н., Жураковский В.М., Круглов Ю.Г., Манушин Э.А., Мухаметзянова Г.В., Новиков А.М.
  9. «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области»

    Задача
    на областном экономическом совещании «Об итогах социально-экономического развития в 2011 году и задачах по повышению эффективности работы органов государственной власти и местного самоуправления Владимирской области»

Другие похожие документы..