Государственная итоговая аттестация школьников по английскому языку

Тематическая консультация

отдела общественно-гуманитарного образования Центра профессионального развития педагогов и руководителей

образовательных учреждений

ГОУ РК «Институт повышения квалификации работников образования»

Тема: Государственная итоговая аттестация школьников по английскому языку» (на базе МОУ «СОШ № 1» г. Кеми, 8 часов, 11 человек).

Дата проведения: 13. 02. 2009

п/п

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Ключевые слова

ФИПИ, ЕГЭ, КИМы, кодификатор, спецификация, демоверсия, критерми оценки части С., шкалирование

2.

Краткая аннотация контента консультации

В связи с тем, что ЕГЭ становится единственной формойитоговой аттестации в 9 и 11 классах на первый план выдвигается задача подготовки учащихся к экзамену по иностранным языкам: английскому, французскому, немецкому. Необходима систематическая подготовка учащихся и учителей к проведению ЕГЭ в 9 и 11 классах по разным языкам ответственность за подготовку учащихся возлагается на учителей и администрацию школ. Чтобы подготовка была эффективной, учителям необходимо познакомиться с требованиями ЕГЭ, кодификатором, спецификацией, самим выполнить задания из демоверсий, пользоваться рекомендованными ФИПИ пособиями.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценки

выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности развернутого ответа.

3.

Запрос на консультирование

заявка района

4.

Консультационный текст

План консультации:

  1. Назначение экзаменационной работы;

  2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы;

3. Структура экзаменационной работы;

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам проверяемых знаний и умений (просмотр материалов);.

4. Знакомство с сайтами

4. Выполнение заданий ЕГЭ по аудированию ,чтению, письму..Тесты Лексико-грамматического раздела. Критерии оценивания выполнения заданий с развёрнутым ответом.

5.Рекомендации по подготовке школьников к экзамену.

6.УМК, материалы, рекомендовнные МО РФ, ФИПИ.

Назначение экзаменационной работы

Контрольные измерительные материалы позволяют установить уровень освоения выпускниками федерального компонента государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования.

Результаты единого государственного экзамена по иностранному языку признаются общеобразовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по иностранному языку.

2. Документы, определяющие содержание экзаменационной работы

  1. Федеральный компонент государственных стандартов основного общего и среднего (полного)общего образования(Приказ Минобразования России N0 1089 от 5.03.2004 г.).

  2. Федеральный компонент государственных стандартов среднего (полного) общего образования, базовый и профильный уровень (Приказ
    Минобразования России N0 1089 от 5.03.2004 г.).

  3. Примерные программы по иностранным языкам // Новые
    государственные стандарты по иностранному языку 2-11 классы
    Образование в документах и комментариях. - М. АСТ.Астрель,2004.

  4. Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык для 10-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. — М.:
    Просвещение, 2003.

  5. Программы для общеобразовательных учреждений. Немецкий язык для общеобразовательных школ с углубленным изучением немецкого языка. - М.: издательство «Просвещение»,издательство МАРТ, 2004.

6. Программы общеобразовательных учреждений. Французский язык для 1-11 классов школ с углубленным изучением иностранных языков. — М.:Просвещение, 2005.

При разработке КИМ также учитываются:

7. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: Изучение, преподавание, оценка. - МГЛУ, 2003.

3. Структура экзаменационной работы

Экзаменационная работа включает разделы «Аудирование», «Чтение»,«Грамматика и лексика» и «Письмо».

Для дифференциации экзаменуемых по уровням владения иностранным языком в пределах, сформулированы вФедеральном компоненте Государственного стандарта по иностранным языкам, во все разделы включаются задания базового, повышенного и/или высокого уровня сложности. Базовый, повышенный и высокий уровни сложности заданий ЕГЭ соотносятся с уровнями владения иностранными языками, определенными в документах Совета Европы! следующим образом: Базовый уровень -А2+, Повышенный уровень –В1, Высокий уровень - В2

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию и видам проверяемых знаний и умений

В аудировании и чтении проверяется сформированность умений понимания как основного содержания письменных и звучащих текстов, так и полного понимания соответствующих текстов. Кроме того, в чтении проверяется понимание структурно-смысловых связей текста, а в аудировании — понимание в прослушиваемом тексте запрашиваемой информации или определение в нем ее отсутствия. В разделе «Грамматика и лексика» проверяются умения применять соответствующие лексика-грамматические знания в работ иноязычными текстами.

В разделе «Письмо» контролируются умения создания различных типов письменных текстов.

При оценивании заданий раздела «Письмо» (С1—С2) следует учитывать такой параметр, как объем письменного тек выраженный в количестве слов. Требуемый объем для личного письма С1 - 100-140 слов; для развернутого письменного высказывания С2 - 200-250 слов. Допустимое отклонение от заданного объема составляет 10%. Если в выполненном задании С1 менее 90 слов или в задании С2 менее 180 слов, то задание проверке не подлежит и оценивается в 0 баллов. При превышении объема более чем на 10%, т.е. если в выполненном задании С1 более 154 слов или в задании С2 более 275 слов, проверке подлежит только та часть работы,

которая соответствует требуемому объему. Таким образом, при проверке задания С1 отсчитываются от начала работы 140 слов, задания С2 -250 слов и оценивается только эта часть работы.Это единственная часть экзамена, которая проверяется специально подготовленными экспертами на основе критериев оценивания выполнения заданий с развёрнутымответом.(схемы оценивания можно найти в сборнике» Единый государственный экзамен 2009.Английский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся» (+СD)/ ФИПИ авторы составители: Вербицкая М.В., Соловова Е.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2009

За верное выполнение всех заданий экзаменационной работы можно максимально получить 80 первичных баллов. Баллы, которые фиксируются в свидетельстве о результатах ЕГЭ для поступления в ссузы и вузы, подсчитываются по 100-балльной шкале на основе анализа результатов выполнения всех заданий работы.

Рекомендуемое время выполнения отдельных разделов:

Аудирование - 30 мин. Чтение - 30 мин. Грамматика и лексика40мин.

Письмо — 60 мин.

5.Рекомендации по подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Минобрнауки России и включенные в Федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях,

Реализующихобразовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2009/2010 учебный год.

К экзамену рекомендуется готовиться по пособиям,

разработанных с участием ФИПИ, имеющим гриф «Допущено ФИПИ»

2006-2007г.

  1. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Говорение. Аудирование. /Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз, консультант Елена Клековкина – Oxford: Macmillan Education 2006.

  2. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Чтение. Письмо /Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз, консультант Елена Клековкина – Oxford: Macmillan Education 2006.

  3. Учебное пособие для подготовки к ЕГЭ по английскому языку: Грамматика и лексика / Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз, консультант Елена Клековкина – Oxford: Macmillan Education 2006.

  4. Сборник тестов для подготовки к ЕГЭ по английскому языку / Елена Клековкина, Малколм Манн, Стив Тейлор-Ноулз – Oxford: Macmillan Education 2006.

  5. Оксфордские тесты для подготовки к единому государственному экзамену/ Марк Харрисон, консультант В. Симкин, издательство Оксфордского университета 2007

  6. State Exam Maximiser. Английскийязык. Подготовка к экзаменам/ Е.Н. Соловова, И.Е.Солокова – издательство «Пирсон Эдьюкейшн Лимитед» (Великобритания) 2007

2007г.

  1. Единый государственный экзамен 2007. Английский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: М.В. Вербицкая, Е.Н. Соловова – М.: Интеллект-Центр, 2007.

  2. Единый государственный экзамен 2007. Французский язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: Т.М.Фоменко– М.: Интеллект-Центр, 2007.

  3. Единый государственный экзамен 2007. Немецкий язык. Учебно-тренировочные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ авторы-составители: В.В. Матюшенко, Н.М. Епихина – М.: Интеллект-Центр, 2007.

  4. Единый государственный экзамен. Английский язык. Контрольные измерительные материалы 2007/ ФИПИ авторы-составители: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян – М.: Вентана-Граф, 2007.

  5. «ЕГЭ-2008. Федеральный банк экзаменационных материалов (открытый сегмент). Иностранный язык/ ФИПИ авторы составители: М.В. Вербицкая, Т.А. Фоменко, Н.М. Епихина, В.В. Матюшенко – М.: Эксмо, 2007.

2008-09г.

  1. ЕГЭ-2009. Английский, немецкий, французский языки: сборник экзаменационных заданий. Федеральный банк экзаменационных материалов +CD / ФИПИ авторы составители: М.В. Вербицкая, Н.М. Епихина, В.В. Матюшенко Т.А. Фоменко – М.: Эксмо, 2008.

  2. ЕГЭ-2009. Английский язык. Тренировочные задания + CD/ ФИПИ авторы составители: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян– М.: Эксмо, 2008.

  3. Единый государственный экзамен 2009. Французский язык. (+СD)/ ФИПИ автор-составитель – М.: Интеллект-Центр, 2009.

  4. Единый государственный экзамен 2009. Немецкий язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся (+СD)/ ФИПИ авторы составители: Епихина Н.М., Матюшенко В.В. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

Единый государственный экзамен 2009.Английский язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся (+СD)/ ФИПИ авторы составители: Вербицкая М.В., Соловова Е.Н. – М.: Интеллект-Центр, 2009

Рекомендации по технологии обучения и по выполнению экзаменационных заданий письменной части

· При формировании умений учащихся в аудировании необходимо использовать те типы текстов, которые используются в контрольных измерительных материалах ЕГЭ. Надо поставить перед учащимися задачу выработать умение выделять при прослушивании ключевые слова в заданиях и подбирать соответствующие синонимы.

· Аудирование с пониманием основного содержания или с пониманиемзапрашиваемой информации не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует вырабатывать у учащихся умение понимать в тексте ключевые слова, необходимые для понимания основного содержания/запрашиваемой информации, и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания/запрашиваемой информации. При этом следует помнить, что в аудио тексте основная мысль, как правило, выражена словами синонимичными тем, которые использованы в тестовом вопросе.

. Если от учащихся требуется извлечь запрашиваемую информацию, следует научить их концентрировать внимание только на этой информации, отсеивая информацию второстепенную. До прослушивания текста по вопросам задания необходимо определить, какая информация запрашивается. Таким образом, учащиеся могут заранее сориентироваться в том, какие детали текста необходимо услышать и понять.

· Следует обращать внимание учащихся на то, что выбор ответа в заданиях на полное понимание прослушанного должен быть основан только на той информации, которая звучит в тексте, а не на том, что они думают или знают по предложенному вопросу. Необходимо приучать школьников давать ответы во время звучания аудиозаписи и использовать также 15-секундную паузу между первым и вторым прослушиваниями аудиотекстов.

· Рекомендуется уделять особое внимание формированию умения правильно переносить ответы в бланк ответов, руководствуясь инструкцией и образцом написания букв и цифр.

При подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку рекомендуется использовать следующие технологии обучения чтению и выполнению экзаменационных заданий:

· Одно из главных отличий предлагаемого экзамена состоит в том, что экзаменационные тексты аутентичны и представляют различные жанры. Для подготовки к экзамену следует учитывать, какие жанры и типы текстов целесообразно использовать при выработке умений, проверяемых в экзаменационной работе.

· Следует приучать учащихся внимательно читать инструкцию к выполнению задания и извлекать из неё максимум информации.

· Чтение с пониманием основного содержания не предполагает полного понимания всего текста, поэтому следует приучать учащихся не переводить каждое слово в тексте. Важно учить школьников понимать ключевые слова в тексте, необходимые для понимания основного содержания, и не обращать внимание на слова, от которых не зависит понимание основного содержания.

· Если по заданию требуется понять тему отрывка, следует приучать его внимательней читать первый и последний абзацы, где обычно заключена тема или основная идея текста.

· При обучении чтению с извлечением запрашиваемой/необходимой информации следует ограничивать время выполнения заданий.

· При выполнении заданий по извлечению запрашиваемой/необходимойинформации, необходимо учить школьников концентрировать внимание на поиске только этой информации. Важно уметь отделить запрашиваемую информацию от избыточной, второстепенной, ненужной при выполнении данного задания.

· Следует обращать внимание учащихся на средства логической связи: союзы и союзные слова, вводные слова, местоимения и т.д., которые помогают более точно и полно извлечь необходимую информацию.

Исходя из анализа результатов выполнения лексико-грамматическогораздела и характера ошибок, допущенных экзаменуемыми в ЕГЭ 2008/09 г.г. рекомендуется:

· Для ознакомления и тренировки в употреблении видовременных форм глагола использовать связные тексты, которые помогают понять характер обозначенных в нем действий и время, к которому эти действия относятся.

· При обучении временам глагола обращать больше внимания на те случаи употребления времен, когда в предложении не употреблено наречиевремени, а использование соответствующей видовременной формы глагола обусловлено контекстом.

· Давать учащимся достаточное количество тренировочных заданий, в которых сопоставляются разные возможные формы вспомогательного глагола и при выполнении которых учащиеся в нужной мере закрепляют навык употребления подходящей формы глагола в зависимости от подлежащего в предложении.

· Особое внимание уделять формам глагола to be и to have как вспомогательным глаголов, поскольку неправильное употребление их форм является типичной ошибкой в грамматических заданиях.

· Давать учащимся большое количество заданий на основе связных текстов, в которых употребление соответствующей видовременной формы глагола осуществляется с учетом правила согласования времен.

· При закреплении навыка употребления неличных форм глагола предлагать учащимся тексты, в которых четко видна разница в случаях употребления причастий I и II, и обеспечивать учащихся большим количеством заданий, с помощью которых они могли бы тренироваться в сопоставлении и правильном употреблении этих форм.

· Добиваться, чтобы при формировании грамматических навыков учащиеся понимали структуру предложений и соблюдали порядок слов, соответствующий построению предложений в английском языке. Это поможет избежать ошибок, связанных с употреблением не той части речи, которая требуется для заполнения пропуска.

· При обучении грамматическим формам требовать от учащихся правильного написания слов, т. к. неправильное написание лексических единиц в разделе «Грамматика и лексика» приводит к тому, что тестируемый получает за тестовый вопрос 0 баллов.

· Добиваться от учащихся неукоснительного следования инструкции к заданию. Подводить их к пониманию того, что, если инструкция требует употребления подходящей формы опорного слова, пропуск не может быть заполнен опорным словом без изменения или однокоренным словом.

· При обучении добиваться от учащихся внимательного прочтениявсего текста до того, как они начинают выполнять задание. Это облегчит им выбор необходимого языкового материала.

· Разъяснять учащимся, что опорное слово нельзя заменять при заполнении пропуска на любое другое, даже если оно подходит по смыслу.

· Несмотря на рекомендацию в случае неуверенности в ответе вписать тот, который кажется наиболее вероятным, не позволять учащимся вписывать слова, не существующие в языке.

· Приучать учащихся всегда писать четко и аккуратно.

Исходя из ошибок, допущенных при выполнении заданий в разделе «Письмо», при подготовке учащихся к сдаче ЕГЭ по английскому языку рекомендуется:

1. При выполнении задания С1 (личное письмо) обращать их внимание на внимательное прочтение инструкций и текста-стимула (отрывка из письма друга на английском языке). При ознакомлении с текстом-стимулом учащиеся должны уметь выделить главные вопросы, которые следует раскрыть в работе; определить стиль (официальный, неофициальный) в зависимости от адресата и вида задания.

2. Необходимо вырабатывать умение планировать письменное высказывание и строить его в соответствии с коммуникативным заданием и с планом, данным в задании. При этом вступление и заключение не должны быть больше по объему, чем основная часть. Следует также помнить, что для письменной речи характерно деление текста на абзацы. Важно соблюдать объем письменного задания.

3. Перед началом работы учащиеся должны уметь отобрать материал, необходимый для письменного высказывания в соответствии с поставленными коммуникативными задачами, а после написании работы уметь проверить ее и с точки зрения содержания, и с точки зрения формы.

4. Рекомендуется знакомить учащихся с разными видами заданий по письму, с тем чтобы сформировать представление об особенностях каждого вида, а также тренировать учащихся в написании письменных высказывания разного объема, чтобы они были готовы написать работу в соответствии с объемом, указанным в тестовом задании.

5.

Список литературы и других источников

1..Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ 2008 .года в

преподавании иностранных языков в образовательных учреждениях среднего(полного) общего образования ,

2. Единый государственный экзамен по английскому языку: кодификатор, спецификация, демоверсия ( знакомство с материалами сайта )

3. ЕГЭ-2009. Английский язык. Тренировочные задания + CD/ ФИПИ авторы составители: М.В. Вербицкая, К.С. Махмурян– М.: Эксмо, 2008.

4.Единый государственный экзамен 2009. Французский язык. (+СD)/ ФИПИ автор-составитель – М.: Интеллект-Центр, 2009.

5.Единый государственный экзамен 2009. Немецкий язык. Универсальные материалы для подготовки учащихся (+СD)/ ФИПИ авторы составители: Епихина Н.М., Матюшенко В.В. – М.: Интеллект-Центр, 2009.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ЕГЭ-2009 ПО ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ ( ГОУ РК «ИПКРО», ЦОКО)

.

6.

Консультант

Грубман НП

  1. Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 класса регламентируется Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обуч

    Регламент
    Государственная (итоговая) аттестация выпускников 11 класса регламентируется Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного)
  2. Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (2)

    Документ
    1. Утвердить прилагаемое Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования.
  3. О порядке окончания 2010/11 учебного года, подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Республики Татарстан

    Документ
    О порядке окончания 2010/11 учебного года, подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений Республики Татарстан
  4. Приказ от 29. 04. 2011 №502 г. Саранск Об утверждении Положений о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся

    Документ
    В соответствии со статьей 15, 29 Закона Российской Федерации «Об образовании» и в целях организованного проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI (XII) классов общеобразовательных учреждений Республики Мордовия,
  5. Приказ Рособрнадзора от 13. 10. 2010 №01-180/10-01 «Об участии в проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов оу в новой форме в условиях построения осоко в 2011 году»

    Документ
    Приказ Минобразования РФ от 3 декабря 1 г. №1075 «Об утверждении Положения о государственной (итоговой) аттестации выпускников IX и XI(XII) классов общеобразовательных учреждений РФ» (с изменениями от 16 марта 2001 г.
  6. Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования (1)

    Документ
    Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования
  7. Методические рекомендации подготовки к егэ по английскому языку 1 Основные проблемы при сдаче экзамена

    Методические рекомендации
    2.3 Анализ форума официального информационного портала ЕГЭ и анкетирования, проведенного среди учителей английского гимназии №3 города Архангельска .30
  8. Об утверждении Порядка проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся XI ( XII ) классов образовательных учреждений, расположенных на территории Республики Коми

    Документ
    В соответствии с Положением о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденным приказом Министерства
  9. О порядке окончания 2011/12 учебного года, подготовке и проведении государственной (итоговой) аттестации выпускников IX, XI классов

    Документ

Другие похожие документы..