Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Тема 1. Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте:

  1. Биомеханические цепи. Биодинамика мышц.

  2. Особенности структуры и биомеханика мышечной ткани.

  3. Строение мышц. Механические свойства мышц.

  4. Биомеханический контроль как элемент комплексного контроля.

  5. Понятие об измерении, тестировании.

6. Тесты в биомеханике. Методы обследования.

Тема 2. Биомеханика локомоций (движений) человека. Виды локомоций. Возрастная биомеханика:

  1. Понятие о локомоциях.

  2. Развитие двигательной активности и координации движений.

  3. Центральная регуляция движений. Кортикальный контроль двигательных реакций.

  4. Биомеханика упражнений, тренировок, двигательных действий.

5. Биомеханика различных видов спорта.

Тема 3. Биодинамика (биомеханика) двигательных качеств:

  1. Понятие о двигательных качествах.

  2. Характеристика двигательных (локомоторных) качеств.

  3. Сила. Силовые качества. Развитие силы и ее измерение.

  4. Методика развития (тренировка) силы мышц.

5. Развитие быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Варианты практических заданий для семинарских занятий

Тема 1. Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте:

Практические задания:

Оценка гибкости тела.

Оборудование: линейка, небольшая скамейка.

Ход работы: Встаньте на скамеечку (или ступеньку) и, не сгибая колени, максимально наклонитесь вперед, пытаясь дотянуться пальцами рук до нижнего края опоры. Линейкой измерьте расстояние от кончиков пальцев до плоскости опоры. Если пальцы ниже ее, ставится знак «+», если до плоскости опоры не дотянулись – знак «-».

Результаты: «хорошие» - для юношей - + 6…+ 9 см; для девушек - + 7…+ 10 см.

«удовлетворительные» - более низкие положительные результаты;

«неудовлетворительные» - отрицательные значения (недостаточная гибкость).

Определение степени развития мускулатуры.

Оборудование: сантиметровая лента

Ход работы: работа проводится в парах (группах). У испытуемого измеряется окружность плеча: а) при свободно свисающей руке; б) при горизонтально поднятой, напряженной руке; в) при согнутой в локтевом суставе. Измерения проводятся на обеих руках, и измеряется наибольшая окружность.

Степень развития мускулатуры плеча определяется по формуле:

А = разность обеих окружностей плеча

окружность при выпрямленной руке х 100

Результаты: если полученная величина этого соотношения окажется меньше 5, то это будет указывать на недостаточное развитие мускулатуры плеча (ожирение ее). Если значение измерений находится в пределах 5-12 – мускулатура развита нормально; если значение выше 12, то развитие мускулатуры плеча сильное.

Определение пропорций телосложения

Оборудование: сантиметровая лента.

Ход работы: работа проводится в парах (группах). У испытуемого определяют окружность грудной клетки и рост. Для оценки гармоничности телосложения используют следующее соотношение:

окружность грудной клетки

рост х 100 %

Результаты: при нормальном телосложении это соотношение составляет 50-55%, если же соотношение меньше 50% - развитие слабое; более 55% - высокое.

Определение правильности осанки

Оборудование: сантиметровая лента

Ход работы: работа проводится в парах (группах). У испытуемого с помощью сантиметровой ленты определяют ширину плечи величину дуги спины. Для этого измеряют расстояние между крайними костными точками, выступающими над правым и левым плечевыми суставами. Измерение спереди характеризует ширину плеч, сзади – величину дуги спины.

Рассчитайте показатели осанки по формуле:

А = ширина плеч

величина дуги спины х 100%

Результаты: в норме показатель состояния осанки колеблется в пределах 100-110%. Если полученный результат менее 90 или более 125%, то это свидетельствует о выраженном нарушении осанки.

Тема 2. Биомеханика локомоций (движений) человека. Виды локомоций. Возрастная биомеханика:

Практические задания:

Сравнение статической и динамической работы

Оборудование: груз (сумка, тяжелая книга и т.д.), секундомер (или часы с секундной стрелкой).

Ход работы: работа проводится в парах (группах). Испытуемый берет в руки груз и поднимает его на вытянутой руке до горизонтального уровня. Затем включают секундомер и горизонтальной чертой отмечают уровень руки. Испытуемый закрывает глаза. При появлении следующих признаков каждый раз отмечается время: а) медленное опускание груза и подъем руки выше линии (обычно совершается рывком); б) дрожание руки, потеря координации; в) опускание руки – последняя стадия утомления – секундомер выключают и ставят конечное время.

Через 15 минут проводят контрольный опыт. Груз поднимают и опускают до горизонтальной отметки. Включают секундомер. Утомление наступает позже, так как данная работа требует меньше затрат энергии

Влияние мышечной деятельности на венозный кровоток

Оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой), жгут.

Ход работы: работа проводится в парах (группах). Испытуемому перетягивают предплечье жгутом примерно в средней его части. Начало эксперимента фиксируется с помощью секундомера. Когда рельеф вен четко обозначится, время фиксируется вновь. Затем руку освобождают. Испытуемый повторяет опыт. Он сжимает и разжимает кулак.

Заполните таблицу. Решите, в каком случае наполнение кровью идет более интенсивно.

Состояние мышц предплечья

Время наполнения вен кровью

В покое

При сжимании и разжимании кулака

Определение частоты сердечных сокращений в покое и после физической нагрузки

Оборудование: секундомер (или часы с секундной стрелкой).

Ход работы: измерьте пульс в состоянии покоя. Результат зафиксируйте. Сделайте 20 приседаний в среднем ритме. Подсчитайте число пульсовых ударов за 10 сек срезу после нагрузки, затем спустя 30, 60, 90, 120, 150 и 180 сек. Все результаты занесите в таблицу.

Динамика восстановления ЧСС

Пульс сразу после нагрузки

Пульс через интервалы

10

30

60

90

120

150

180

На основании полученных данных постройте график: на оси абсцисс отложите время, на оси ординат – ЧСС. Найдите на графике среднее значение ЧСС в состоянии покоя. Через точку проведите горизонтальную линию, параллельно оси абсцисс. Определите, во сколько раз увеличилась ЧСС после 20 приседаний. Определите по графику, за какое время ЧСС возвращается в норму.

Результаты: если ЧСС 30% и меньше – хорошо; если ЧСС выше 30% - недостаточная тренированность. Если ЧСС возвращается к норме за 2 мин и меньше – хорошо; ели за 2-3 мин – удовлетворительно; за 3 и более минут – неудовлетворительно.

Внеаудиторная работа (92 часа)

подготовка конспектов по тематике курса

1. Понятие о биомеханике. Задачи и содержание курса. Взаимосвязь биомеханики с другими науками. История развития биомеханики. Основные направления в биомеханики: общая, дифференциальная и частная биомеханика. Использование основ биомеханики в педагогической деятельности по физическому воспитанию.

2. Механическое движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации. Скорость. Средняя и мгновенная скорость. Временные характеристики движения. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение и его ускорение. Движение по окружности. Связь вращательных движений с колебательными. Элементы описания движения человека.

3. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Кинетическая энергия материальной точки и механическая работа. Динамика движения материальной точки по окружности. Плечо и момент силы. Момент инерции. Уравнения вращательного движения точки.

4. Биомеханические цепи. Биодинамика мышц. Особенности структуры и биомеханика мышечной ткани. Строение мышц. Механические свойства мышц.

5. Центр масс тела. Масса тела. Распределение массы тела человека. Законы Ньютона для произвольного тела. Поступательное движение. Принцип относительности Галилея. Работа сил, действующих на тело и его кинетическая энергия. Работа и мощность человека. Эргометрия.

6. Биомеханический контроль как элемент комплексного контроля. Понятие об измерении, тестировании. Тесты в биомеханике. Методы обследования.

7. Плечо силы. Момент силы. Момент инерции тела. Кинетическая энергия вращающегося тела. Момент импульса тела. Моменты инерции некоторых тел. Свободные оси. Статика. Центр тяжести. Рычаги и блоки.

8. Понятие о локомоциях. Развитие двигательной активности и координации движений. Центральная регуляция движений. Кортикальный контроль двигательных реакций. Биомеханика упражнений, тренировок, двигательных действий. Биомеханика различных видов спорта.

9. Консервативные силы, потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Энергетика прыжков. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Применение закона сохранения импульса к ударам. Соударение предмета с движущимся массивным препятствием. Закон сохранения момента импульса.

10. Понятие о двигательных качествах. Характеристика двигательных (локомоторных) качеств. Сила. Силовые качества. Развитие силы и ее измерение. Методика развития (тренировка) силы мышц. Развитие быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

Приложение к методическим рекомендациям

по организации самостоятельной работы

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..