Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

1.2.2. Карта обеспечения дисциплины учебными материалами дисциплины

__Ф__│__Р__│_В Биомеханика (110 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы 03.31.00 «Физическая культура»по заочной форме обучения

п/п

Наименование

Вид

Форма доступа

Рекомендуемое

использование

Потребность

Альтернатив. замены

Отв.

Стоимость

1

Конспект

лекций

Электронный

(Word).

Ресурсный центр.

Очная, вечерняя заочная формы – электронный.

2

Электронная

библиотека

Электронный

(Word).

Ресурсный центр.

Библиотека.

Очная, вечерняя, заочная формы – электронный.

3

Видеофильмы

Видеокассеты, CD, DVD

Ресурсный центр.

Кафедра биологии и химии

Все формы – видео, электронный

1.2.3. Карта обеспечения дисциплины оборудованием дисциплины

__Ф__│__Р__│_В Биомеханика (110 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы 03.31.00 «Физическая культура»по заочной форме обучения

п/п

Наименование

Кол-во

Форма

Использования

Ответственный

Аудитория № 104, 303

1

Видеопроектор

1

Демонстрация материалов лекций, семинарских занятий, учебных и научных видеоматериалов

Аудитория № 303

2

Видеокомплекс (видеомагнитофон, телевизор)

1

Демонстрация материалов лекций, семинарских занятий, учебных и научных видеофильмов

2. ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ (СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ)

2.1. Печатные дидактические материалы

Обязательная литература

  1. Дубровский, В.И. Биомеханика [Текст]: учебник для средних и высших учебных заведений / В.И. Дубровский, В.Н. Федорова; - 2-е изд. – М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 672 с.: ил. ISBN 5-305-00101-3

  2. Фомин, Н.А. Физиология человека [Текст]: учеб. пособие для студентов физ. культуры пед. институтов / Н.А. Фомин. - М.: Просвещение, 1991. - 352 с.

  3. Покровский, В.М. Физиология человека [Текст]: учебник для студ. мед. вузов: В 2-х т. / В.М. Покровский, Г.Ф. Коротько, В.И. Кобрин. - М.: Медицина, 1998. – 448 с.

Дополнительная литература

  1. Агаджанян, М.А. Основы физиологии человека [Текст]: учебник / М.А. Агаджанян, И.Г. Власова, Н.В. Ермакова. - 2-е изд., испр. - М.: РУДН, 2003. – 408 с.: ил. - ISBN 5-209-01040-6.

Методическая литература

5. Беликова, Р.М. Методика проведения и оценка результатов антропометрических исследований [Текст]: методические рекомендации / Р.М. Беликова, Н.К. Гайнанова, О.И. Пятунина; - Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – 84 с.

6. Человек: анатомия, физиология, гигиена [Текст]: рабочая тетрадь для студ. пед. вузов / Ю.А. Гусев, О.И. Пятунина, В.М. Кузнецова, В.К. Адрианов; - Бийск: БПГУ им В.М. Шукшина, 2006. – 80 с.

7. Беликова, Р.М. Методика проведения и оценка результатов антропометрических исследований [Текст]: методические рекомендации / Р.М. Беликова, Н.К. Гайнанова, О.И. Пятунина; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В.М. Шукшина, 2008. – 84 с.

8. Бабенко, Т.И. Экспресс-оценка физического здоровья школьников, условий их обучения и воспитания [Текст]: методические рекомендации / Т.И. Бабенко, И.И. Каминский; – Ростов-на-Дону, 1995. – 78 с.

2.2. Электронные дидактические материалы

1. Беликова Р.М. Биомеханика. Электронный вариант курса лекций по биомеханике.

2. ТСО. Видеофильмы: «ВВС. Тайны человеческого тела». Ч. 1-6.

3. Приборы и оборудование: ростомер, медицинские весы, спирометр, тонометр, кистевой динамометр, калипер.

3.2. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

3.2.1. Текущий контроль

Формы текущего контроля: тестирование, ответы на семинарских занятиях, конспекты, ведение терминологического словаря.

Содержание текущих контрольных мероприятий: примерный перечень тем для составления конспектов и заданий для семинарских занятий представлен в методических рекомендациях для студентов (см. п. 4.1.).

3.2.2. Итоговый контроль

Формы итогового контроля: зачет.

Содержание контрольных мероприятий

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

  1. Понятие о биомеханике. Задачи и содержание курса. Взаимосвязь биомеханики с другими науками. Использование основ биомеханики в педагогической деятельности по физическому воспитанию.

  2. Основные направления в биомеханики: общая, дифференциальная и частная биомеханика.

  3. История развития биомеханики.

  4. Механическое движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение.

  5. Вестибулярный аппарат как инерциальная система отсчета.

  6. Понятие скорость. Средняя и мгновенная скорость.

  7. Временные характеристики движения (момент времени, длительность движения, ритм движений, быстрота).

  8. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета.

  9. Масса. Сила. Второй закон Ньютона.

  10. Третий закон Ньютона.

  11. Строение, локализация и общие свойства быстрых, медленных мышечных волокон.

  12. Биомеханические цепи.

  13. Биодинамика мышц. Строение и особенности скелетных мышц.

  14. Работа мышц и их механические свойства. Элементы биомеханики.

  15. Биомеханика плавания.

  16. Биомеханика ходьбы.

  17. Методы обследования в биомеханике, их цель.

  18. Биодинамика (биомеханика) силы. Развитие силы. Силовые качества.

  19. Развитие быстроты и ловкости.

  20. Развитие выносливости. Развитие гибкости и координации движений.

  21. Биомеханика прыжков.

  22. Биомеханика тяжелой атлетики.

  23. Биомеханические основы двигательного аппарата человека.

  24. Методы биомеханических исследований и контроля в спорте.

  25. Половозрастные особенности моторики человека.

  26. Биомеханические основы физических упражнений, входящих в программу физического воспитания школьников.

4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

4.1. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИДЛЯСТУДЕНТОВ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Биомеханика – это раздел биофизики, в котором изучаются механические свойства тканей, органов и систем живого организма и механические явления, сопровождающие процессы жизнедеятельности.

Целью курса является ознакомление студентов с биомеханическими основами техники двигательных действий и тактики двигательной деятельности, вооружение будущих учителей теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для научно-обоснованного планирования отбора, тренировки, моделирования соревновательной деятельности в физическом воспитании и спорте.

Задачи курса научить студентов анализировать технику и тактику движений, сформировать представление о способах моделирования и оптимизации обучения двигательным действиям, помочь приобрести навыки использования биомеханических методов, специальных тренажеров, ознакомить с теоретическими концепциями современных направлений в биомеханике.

При чтении курса используются материалы из дисциплин, ранее изученных студентами: возрастная анатомия и физиология, основы медицинских знаний, физика, лечебная физкультура.

Структура курса биомеханики предусматривает лекционные и семинарские занятия.

Целью семинарских занятий является получение и закрепление знаний об основах техники двигательных действий и тактики двигательной деятельности, формирование практических навыков, необходимых для научно-обоснованного планирования отбора, тренировки, моделирования соревновательной деятельности в физическом воспитании и спорте.

Основные задачи семинарских занятий:

1. Изучение студентами структуры, предмета, задач и методов биомеханики;

2. Изучение механических свойствах тканей, органов и систем живого организма и механических явлений, сопровождающих процессы жизнедеятельности;

3. Овладение студентами навыками биометрических измерений;

В ходе подготовки к семинарским занятиям следует изучить основную литературу, ознакомиться с дополнительной литературой и новыми публикациями в периодических изданиях. При этом необходимо учесть рекомендации преподавателя и требования учебной программы.

Работа с литературой предполагает дорабатывание лекционного материала и работу по вопросам для самостоятельного изучения. Дополняется конспект лекции, делаются соответствующие записи из литературы, рекомендованной преподавателем и предусмотренной учебной программой.

Рекомендации по выполнению домашних заданий: к домашним заданиям относятся составление терминологического словаря, выполнение конспектов по темам для самостоятельного изучения. Выполнение домашних заданий предусматривает работу с дополнительной литературой. Проверка выполнения домашних заданий осуществляется на семинарских занятиях.

Тестовые задания, предусмотренные для промежуточного контроля, проводятся с целью определения уровня усвоения учебного материала по темам курса. В каждом разделе имеются задания двух уровней сложности, отмеченные условными знаками: * - первый уровень; ** - второй уровень.

Оценка результатов тестирования проводится по количеству набранных в сумме баллов. Количество баллов при правильном ответе соответствует числу звездочек (* - 1 балл; ** - 2 балла). В каждой теме предусмотрено свое минимальное и максимальное количество баллов, по которым выводится итоговая оценка.

Тематика лекционных занятий (12 часов)

1. Введение в биомеханику (2 часа).

2. Кинематика (2 часа).

3. Динамика (4 часа).

4. Законы сохранения (2 часа).

5. Биомеханика движений человека (2 часа).

Вопросы, рассматриваемые на лекционных занятиях

Тема 1. Введение в биомеханику:

  1. Понятие «биомеханика». Задачи и содержание курса. Взаимосвязь биомеханики с другими науками. Использование основ биомеханики в педагогической деятельности по физическому воспитанию.

  2. История развития биомеханики.

3. Основные направления в биомеханике: общая, дифференциальная и частная биомеханика.

Тема 2. Кинематика:

  1. Механическое движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации.

  2. Скорость. Средняя и мгновенная скорость. Временные характеристики движения.

  3. Равномерное прямолинейное движение: а) Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. б) Свободное падение и его ускорение. в) Движение по окружности.

  4. Элементы описания движения человека.

Тема 3. Динамика:

  1. Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета.

  2. Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона.

  3. Динамика движения материальной точки по окружности. Плечо и момент силы. Момент инерции. Уравнения вращательного движения точки.

  4. Центр масс тела. Масса тела. Распределение массы тела человека.

  5. Законы Ньютона для произвольного тела. Поступательное движение.

  6. Работа сил, действующих на тело и его кинетическая энергия.

  7. Работа и мощность человека. Эргометрия.

  8. Плечо силы. Момент силы. Момент инерции тела. Кинетическая энергия вращающегося тела. Момент импульса тела.

  9. Свободные оси.

10. Статика. Центр тяжести. Рычаги и блоки.

Тема 4. Законы сохранения:

  1. Консервативные силы, потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике.

  2. Закон сохранения импульса.

  3. Применение закона сохранения импульса к ударам.

  4. Соударение предмета с движущимся массивным препятствием.

Закон сохранения момента импульса.

Тема 5. Биомеханика двигательного аппарата человека:

  1. Биомеханические основы двигательного аппарата человека.

  1. Методы биомеханических исследований и контроля в спорте.

  2. Биомеханика физических качеств человека. Половозрастные особенности моторики человека.

4. Биомеханические основы физических упражнений, входящих в программу физического воспитания школьников.

Тематика семинарских занятий (6 часов)

1. Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте (2 часа)

2. Биомеханика локомоций (движений) человека. Виды локомоций. Возрастная биомеханика. (2 часа)

3. Биодинамика (биомеханика) двигательных качеств (2 часа)

Вопросы, рассматриваемые на семинарских занятиях

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..