Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина

Тематическое содержание курса

Введение

Понятие о биомеханике. Задачи и содержание курса. Взаимосвязь биомеханики с другими науками. История развития биомеханики. Основные направления в биомеханики: общая, дифференциальная и частная биомеханика. Использование основ биомеханики в педагогической деятельности по физическому воспитанию.

1. Кинематика

Механическое движение. Система отсчета. Материальная точка. Траектория. Путь и перемещение. Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации. Скорость. Средняя и мгновенная скорость. Временные характеристики движения. Равномерное прямолинейное движение. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение и его ускорение. Движение по окружности. Связь вращательных движений с колебательными. Элементы описания движения человека.

2. Динамика

2.1. Динамика движений

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Кинетическая энергия материальной точки и механическая работа. Динамика движения материальной точки по окружности. Плечо и момент силы. Момент инерции. Уравнения вращательного движения точки. Центр масс тела. Масса тела. Распределение массы тела человека. Законы Ньютона для произвольного тела. Поступательное движение. Принцип относительности Галилея. Работа сил, действующих на тело и его кинетическая энергия. Работа и мощность человека. Эргометрия. Плечо силы. Момент силы. Момент инерции тела. Кинетическая энергия вращающегося тела. Момент импульса тела. Моменты инерции некоторых тел. Свободные оси. Статика. Центр тяжести. Рычаги и блоки.

2.2. Законы сохранения

Консервативные силы, потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Энергетика прыжков. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Применение закона сохранения импульса к ударам. Соударение предмета с движущимся массивным препятствием. Закон сохранения момента импульса.

3. Биомеханика двигательного аппарат человека

Биомеханические основы двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте. Биомеханика физических качеств человека. Биомеханические основы технико-тактического мастерства. Половозрастные особенности моторики человека. Биомеханические аспекты программированного обучения двигательным действиям. Биомеханические основы физических упражнений, входящих в программу физического воспитания школьников.

1.1.3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины

(требования к знаниям, умениям, навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины)

Студенты должны обобщить и углубить знания, полученные в курсе данной дисциплины; делать самостоятельные выводы из наблюдений над фактическим материалом; осуществлять анализ различных процессов и явлений; применять знания, полученные в курсе биомеханике, в практике преподавания дисциплин в средней школе.

Требования к зачету

Зачет по билетам. Вопросы, входящие в билет, должны быть из разных тем дисциплины.

1.1.4. Распределение по семестрам

Примечание: распределение по семестрам производится с учетом объема дисциплины в академических часах и в общей трудоемкости, а семестры и отчетность по дисциплине - указанием видов итогового контроля (контрольная работа, курсовая работа, реферат, экзамен, зачет).

Номер

семестра

Учебные занятия

Число курсовых проектов (работ)

Форма итоговой аттестации (зачет, экзамен)

Общий

объем

в том числе

аудиторные

само-

стоят.

работа

всего

из них

лекции

практич

лаборат

5

110

16

12

4

-

92

-

-

6

2

-

2

-

-

зачет

1.1.5. Учебно-методическая карта дисциплины

__Ф__│__Р__│_В Биомеханика (110 часов)

для студентов образовательной профессиональной программы 03.31.00 «Физическая культура»по заочной форме обучения

Модуль

Трудоемкость

№ раздела,

темы

Лекционный курс

Занятия (номера)

Индивидуальные занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы контроля

В кредитах

В часах

Вопросы, изучаемые на лекции

Часы

Семинарские

Лабораторно-практические

Содержание

Часы

Содержание (или номера заданий)

Часы

№ 1

10

20

№1. Тема: введение. Введение в биомеханику

Понятие о биомеханике. Задачи и содержание курса. Взаимосвязь биомеханики с другими науками. История развития биомеханики. Основные направления в биомеханики: общая, дифференциальная и частная биомеханика. Использование основ биомеханики в педагогической деятельности по физическому воспитанию.

2

1. Самостоятельное изучение вопросов: Понятие о биомеханике. Взаимосвязь биомеханики с другими науками. История развития биомеханики. Основные направления в биомеханики: общая, дифференциальная и частная биомеханика. Использование основ биомеханики в педагогической деятельности по физическому воспитанию. Механическое движение. Материальная точка. Траектория. Вестибулярный аппарат как инерциальная система ориентации. Временные характеристики движения. Равномерное прямолинейное движение. Элементы описания движения человека.

18

1. Проверка конспектов

2. Поверка терминологических словарей

3. Контроль присутствия на лекции

№2

10

24

№ 2. Тема: Тема: Кинематика.

Механическое движение. Путь и перемещение. Скорость. Средняя и мгновенная скорость. Ускорение. Равноускоренное прямолинейное движение. Свободное падение и его ускорение. Движение по окружности. Связь вращательных движений с колебательными. Элементы описания движения человека.

2

1 занятие

2

1. Подготовка к семинарскому занятию 1. Тема: Биомеханика двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте.

2. Самостоятельное изучение вопросов: Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Сложение сил. Кинетическая энергия материальной точки и механическая работа. Динамика движения материальной точки по окружности. Плечо и момент силы. Момент инерции. Биомеханические цепи. Биодинамика мышц. Особенности структуры и биомеханика мышечной ткани. Строение мышц. Механические свойства мышц. Центр масс тела. Масса тела. Распределение массы тела человека. Принцип относительности Галилея. Работа сил, действующих на тело и его кинетическая энергия. Работа и мощность человека. Эргометрия.

20

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Опрос.

4. Промежуточное тестирование.

5. Контроль присутствия на лекции и семинарском занятии.

№3

10

22

№3 Тема: Динамика движений.

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета. Масса. Сила. Второй закон Ньютона. Сложение сил. Третий закон Ньютона. Кинетическая энергия материальной точки и механическая работа. Динамика движения материальной точки по окружности. Плечо и момент силы. Момент инерции. Уравнения вращательного движения точки. Центр масс тела. Масса тела. Распределение массы тела человека. Законы Ньютона для произвольного тела. Поступательное движение. Центр тяжести. Рычаги и блоки.

4

2 занятие

2

1. Самостоятельное изучении вопросов: Биомеханический контроль как элемент комплексного контроля. Понятие об измерении, тестировании. Тесты в биомеханике. Методы обследования. Плечо силы. Момент силы. Момент инерции тела. Кинетическая энергия вращающегося тела. Момент импульса тела. Моменты инерции некоторых тел. Свободные оси. Статика.

2. Подготовка к семинарскому занятию 2. Тема: Биомеханика локомоций (движений) человека. Виды локомоций. Возрастная биомеханика.

16

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Опрос

4. Промежуточное тестирование.

5. Контроль присутствия на лекции и семинарском занятии.

№ 3

10

20

№4 Тема: Законы сохранения

Консервативные силы, потенциальная энергия. Закон сохранения энергии в механике. Закон сохранения импульса. Реактивное движение. Применение закона сохранения импульса к ударам. Соударение предмета с движущимся массивным препятствием. Закон сохранения момента импульса.

2

1. Самостоятельное изучение вопросов: Понятие о локомоциях. Развитие двигательной активности и координации движений. Центральная регуляция движений. Кортикальный контроль двигательных реакций. Биомеханика упражнений, тренировок, двигательных действий. Биомеханика различных видов спорта. Консервативные силы, потенциальная энергия. Энергетика прыжков. Реактивное движение. Применение закона сохранения импульса к ударам. Соударение предмета с движущимся массивным препятствием.

18

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Контроль присутствия на лекции.

№ 4

10

22

№ 5. Тема: Биомеханика двигательного аппарата человека.

Биомеханические основы двигательного аппарата человека. Методы биомеханических исследований и контроля в физическом воспитании и спорте. Биомеханика физических качеств человека. Половозрастные особенности моторики человека. Биомеханические аспекты программированного обучения двигательным действиям. Биомеханические основы физических упражнений, входящих в программу физического воспитания школьников

2

1. Самостоятельное изучении вопросов: Понятие о двигательных качествах. Характеристика двигательных (локомоторных) качеств. Сила. Силовые качества. Развитие силы и ее измерение. Методика развития (тренировка) силы мышц. Развитие быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

16

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Контроль присутствия на лекции

№4

10

2

№6. Биодинамика (биомеханика) двигательных качеств

Понятие о двигательных качествах.

Характеристика двигательных (локомоторных) качеств.

Сила. Силовые качества. Развитие силы и ее измерение.

Методика развития (тренировка) силы мышц.

Развитие быстроты, ловкости, выносливости, гибкости.

3 занятие

2

1. Подготовка к семинарскому занятию 3. Тема: Биодинамика (биомеханика) двигательных качеств

4

1. Проверка конспектов

2. Проверка терминологических словарей

3. Опрос

4. Промежуточное тестирование.

5. Контроль присутствия на семинарском занятии

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (18)

    Учебно-методический комплекс
    С 77 Теория и методика обучения информатике [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: И.В. Старовикова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (19)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Р.М. Беликова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им. В. М.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (62)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502) «Технология и предпринимательство»
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (64)

    Учебно-методический комплекс
    Выписка из ГОС ВПО по направлению подготовки дипломированного специалиста 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»:
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (21)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030500 (050501.15) «Профессиональное обучение (автомобили и автомобильное хозяйство)»
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (25)

    Учебно-методический комплекс
    П Коррекционная педагогика с основами специальной психологии [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н.А. Першина; Бийский пед. гос.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (46)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс (УМК) составлен на основании ГОС ВПО и учебного плана БПГУ специальности 030600 (050502.65) «Технология и предпринимательство (Технология агропромышленного производства)»
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (2)

    Учебно-методический комплекс
    П Психология развития и возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (5)

    Учебно-методический комплекс
    В Возрастная психология [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Т.А. Гусева; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина. – Бийск: БПГУ им.

Другие похожие документы..