Доклад о реализации в 2011 году Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры

Доклад

о реализации в 2011 году Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры



Содержание:

Введение 3

1. Место Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рейтингах развития информационного общества и электронного правительства 7

2. Формирование региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг 10

3. Формирование электронного правительства 16

3.1. Использование информационно-коммуникационных технологий для взаимодействия органов государственной власти с населением и организациями, включая предоставление электронных услуг гражданам и организациям 16

5. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании, культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения 36

6. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения 42

Заключение 45

Введение


Внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в основные сферы деятельности является одним из приоритетных направлений государственной политики. Речь идет не просто автоматизация отдельных функций и деловых процессов, а о существенной перестройке работы соответствующих организаций на базе ИКТ, приводящей к новому качеству оказания государственных и социальных услуг (включая услуги в сфере здравоохранения, образования, социальной защиты, культуры и др.), развитию новых форм ведения бизнеса и взаимодействия с гражданами.

В феврале 2008 года Президентом Российской Федерации была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации»1. Стратегия стала основой для подготовки и уточнения доктринальных, концептуальных, программных и иных документов, определяющих цели и направления деятельности органов государственной власти, а также принципы и механизмы их взаимодействия с организациями и гражданами в области развития информационного общества в Российской Федерации.

Как сформулировано в Стратегии, целью формирования и развития информационного общества в Российской Федерации является повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества, совершенствование системы государственного управления на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий.

Для достижения поставленной в Стратегии цели необходимо до 2015 года решить целый комплекс задач, в том числе:

  • формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, предоставление на ее основе качественных услуг и обеспечение высокого уровня доступности для населения информации и технологий;

  • повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения на основе развития и использования ИКТ;

  • совершенствование системы государственных гарантий конституционных прав человека и гражданина в информационной сфере;

  • повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти, качества и оперативности предоставления государственных услуг;

  • сохранение культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, развитие системы культурного и гуманитарного просвещения;

  • противодействие использованию потенциала ИКТ в целях угрозы национальным интересам России.

В Стратегии установлены ключевые показатели ее эффективности, в том числе:

  • уровень доступности для населения базовых услуг в сфере информационных и телекоммуникационных технологий - 100%;

  • уровень использования линий широкополосного доступа на 100 человек населения за счет всех технологий к 2015 году - 35 линий;

  • наличие персональных компьютеров, в том числе подключенных к сети Интернет, не менее чем в 75% домашних хозяйств;

  • доля государственных услуг, которые население может получить с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, в общем объеме государственных услуг в Российской Федерации - 100%;

  • доля электронного документооборота между органами государственной власти в общем объеме документооборота - 70%2.

На основе «Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации» был разработан и утвержден План реализации Стратегии3, в котором решение каждой из задач было конкретизировано по направлениям. Например, с целью повышения эффективности государственного управления и качества государственных и муниципальных услуг были запланированы:

  • создание условий и развитие инфраструктуры информационного взаимодействия органов государственной власти, в том числе модернизация официальных сайтов органов власти;

  • создание центров общественного доступа к информационным ресурсам о деятельности федеральных органов государственной власти, размещенных в Интернете;

  • автоматизация многофункциональных центров предоставления услуг;

  • развитие защищенной межведомственной системы электронного документооборота; разработка ГАС «Управление».

В ноябре 2010 г. была утверждена долгосрочная государственная программа «Информационное общество 2011-2018», которая сменила федеральную целевую программу «Электронная Россия (2002-2010 годы)».

В реализации Стратегии уже удалось достичь значительных успехов. Достаточно указать, что по результатам последнего Обзора развития информационного правительства, подготовленного Департаментом социального и экономического развития ООН, Россия по уровню развития электронного правительства поднялась с 59 места в 2010 году на 27 место в 2012, опередив остальные страны Восточной и Центральной Европы4. Из стран, население которых превышает 100 миллионов человек, Россия занимает третье место по рейтингу, после США и Японии.

С целью реализации «Стратегии развития информационного общества в России» на региональном уровне были утверждены «План мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию информационного общества и формированию электронного правительства на 2011-2012 годы»5 и принята целевая программа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество – Югра»6 на 2011-2013 годы. В целевой программе «Информационное общество – Югра» на 2011- 2013 годы определены цели, задачи и основные направления государственной политики в области использования и развития информационно-коммуникационных технологий.

Стратегической целью формирования информационного общества в Югре является повышение качества жизни населения автономного округа, развитие экономической, социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества и совершенствование системы государственного и муниципального управления на основе использования информационно-коммуникационных технологий.

Для достижения данной цели запланировано решить целый комплекс задач:

1. Формирование региональной телекоммуникационной инфраструктуры и обеспечение доступности населению современных информационно-коммуникационных услуг.

2. Формирование электронного правительства.

3. Использование информационно-коммуникационных технологий в системе здравоохранения и социальной защиты населения.

4. Использование информационно-коммуникационных технологий в культуре и системе культурного и гуманитарного просвещения.

5. Использование информационно-коммуникационных технологий для обеспечения безопасности жизнедеятельности населения.

Успешное решение этих задач предполагает, в свою очередь, грамотное управление развитием информационного общества и формированием электронного правительства.

Подробный доклад о реализации Стратегии развития информационного общества в РФ на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры был подготовлен на основе отчетов исполнительных органов государственной власти и территориальных федеральных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по реализации в 2011 году:

  • федерального плана реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации до 2011 года;

  • плана мероприятий Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по развитию информационного общества и формированию электронного правительства;

  • целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Информационное общество – Югра» на 2011-2013 годы.

Доклад призван оценить ситуацию по основным направлениям развития информационного общества, выявить зоны отставания и препятствия на пути этого развития. Структура доклада в целом повторяет основные направления, обозначенные в региональном плане мероприятий и целевой программе.

1. Место Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рейтингах развития информационного общества и электронного правительства

Мониторинг развития информационного общества и формирования электронного правительства в России на региональном уровне осуществляется целым рядом организаций, в первую очередь неправительственных.

Крупнейшей и самой авторитетной из них является Институт развития информационного общества (г. Москва), который ежегодно рассчитывает композитный Индекс готовности регионов России к информационному обществу. Индекс представляет собой измеритель степени подготовленности регионов к широкомасштабному использованию ИКТ для социально-экономического развития. Он рассчитывается на основе показателей, характеризующих три ключевых фактора электронного развития (человеческий капитал, экономическая среда, ИКТ-инфраструктура) и показателях доступа и использования ИКТ в шести сферах деятельности – в государственном и муниципальном управлении, бизнесе, образовании, здравоохранении, культуре, а также использование ИКТ домохозяйствами и населением.

Согласно данным ИРИО, в 2010 г. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра занимал пятую позицию в общероссийском рейтинге и вторую – в Уральском федеральном округе (Таблица 1).


Таблица 1. Индекс готовности регионов России к информационному обществу
(Институт развития информационного общества, 2010 год)7

Субъект федерации

Значение индекса

Место в Российской Федерации

Место в федеральном округе

Москва

0.627

1

1

Санкт-Петербург

0.575

2

1

Ямало-Ненецкий автономный округ

0.492

3

1

Томская область

0.486

4

1

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

0.481

5

2

Тюменская область

0.461

6

3

Примечание: Результаты за 2011 год еще обрабатываются.

Следует учесть, что при подсчете композитного индекса все использованные показатели нормализуются (т.е. вместо реальных количественных показателей формируется безразмерная величину в интервале от 0 до 1)8. В результате различия между регионами несколько сглаживаются, а, самое главное, в отсутствие первичных материалов, на основе которых рассчитываются величины, определить причины, по которым тот или иной регион занял позицию в рейтинге, зачастую не представляется возможным. Данный индекс скорее выступает в виде общего ориентира, позволяющего оценить состояние информационного общества в регионе в целом.

Более конкретный характер носит рейтинг субъектов Российской Федерации по уровню внедрения электронного правительства, который каждый квартал публикует «Центр прикладной экономики» (г. Москва). Он составляется на основании общедоступной информации, предоставляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации на собственных официальных сайтах. Для анализа используется информация следующих сайтов:

  • основной сайт органов государственной власти субъекта РФ;

  • Портал государственных услуг субъекта РФ;

  • специализированные сайты многофункциональных центров, систем оказания государственных услуг в электронном виде.

В целях учета региональных особенностей, при анализе показателей также учитывается количество жителей в субъекте федерации и количество имеющихся в нем муниципальных образований. Состояние инфраструктуры в данном рейтинге не учитывается. Рейтинг рассчитывает на основании общего количества набранных баллов по разделам: «Государственные услуги», «Муниципальные услуги», «Дополнительные услуги» и «Техническое обеспечение Портала государственных услуг».

По итогам 2011 г. Ханты-Мансийский автономный округ – Югра вышел на лидирующие позиции в Уральском федеральном округе и 5 место по Российской Федерации в целом (Таблица 2). Это тем более приятно, что Югра начинала с 32 места, а в середине года вообще оказалась на 62. Однако усилия, направленные на перевод государственных и муниципальных услуг в электронный формат, оправдали себя и привели к успеху.

  1. Доклад размещен на едином официальном сайте государственных органов в разделе Документы

    Доклад
    1.1.1. Разместить Доклад о реализации в 2011 году Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на Едином официальном сайте государственных органов Ханты-Мансийского
  2. Отчет Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа Югры за 2010 год (1)

    Содержательный отчет
    Департамент информационных технологий автономного округа является правопреемником Комитета по информационным ресурсам Администрации Губернаторав соответствии с постановлением Губернатора автономного округа от 22.
  3. Отчет Департамента информационных технологий Ханты-Мансийского автономного округа Югры за 2010 год (2)

    Содержательный отчет
    - формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры автономного округа для предоставления на ее основе качественных государственных услуг и обеспечения высокого уровня доступности для населения информации и технологий;
  4. Распоряжение от 14 ноября 2008 г. N 491-рп о стратегии социально-экономического развития ханты-мансийского автономного округа югры до 2020 года (1)

    Документ
    Руководствуясь положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, учитывая приоритеты развития Уральского федерального округа и в целях обеспечения комплексного социально-экономического развития
  5. Распоряжение от 14 ноября 2008 г. N 491-рп о стратегии социально-экономического развития ханты-мансийского автономного округа югры до 2020 года (2)

    Документ
    Руководствуясь положениями Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, учитывая приоритеты развития Уральского федерального округа и в целях обеспечения комплексного социально-экономического развития
  6. О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на 2010 2015 годы и на перспективу до 2020 года» (1)

    Документ
    В целях реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»,
  7. О долгосрочной целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе Югре на 2010 2015 годы и на перспективу до 2020 года» (2)

    Документ
    1.Утвердить долгосрочную целевую программу Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020
  8. Отчет Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа Югры о результатах деятельности Правительства Ханты-Мансийского автономного округа Югры в 2011 году Презентация (формат ppt, 6,8 Мб)

    Содержательный отчет
    Отчет ГубернатораХанты-Мансийского автономного округа – Югрыо результатах деятельности ПравительстваХанты-Мансийского автономного округа – Югрыв 2011 году
  9. Западнова Н. Л. заместитель Председателя Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по вопросам социальной политики

    Документ
    Дубовец Д. С. – начальник отдела охраны и экспертизы условий труда Управления по труду Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

Другие похожие документы..