Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов исследования и преподавания психологии
Смит Н.
Современные системы психологии./Пер. с англ. под общ. ред. А. А. Алексеева — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с. (Серия «Психологическая энциклопедия»)
ISBN 5-93878-082-9
В своем новаторском пособии Н. Смит сводит воедино все разнообразие теоретического научного наследия психологии XX-XXI веков, предоставляя тем самым ресурсы для сравнения силы и слабости, достоинств и недостатков всех современных систем психологии. Каждая новая глава книги посвящена одному из десяти самых влиятельных современных направлений: когнитивному, гуманистическому, психоаналитическому, бихевиоральному, экологическому, феноменологическому, постмодернистскому, диалектическому, интербихевиоральному и субъективистскому. Методологически четкий контур подачи материала — от исторического очерка к основным проблемам и далее от сравнительного анализа к оценочному комментарию и вкладу системы в общую психологическую копилку знаний — позволяет легко сравнить системы, определить свое собственное «место» в научном пространстве психологии и наметить направления практического применения полученных знаний.
Книга Н. Смита рекомендована слушателям и преподавателям факультетов психологии и философии вузов по курсам общей психологии и истории психологии, системных методов исследования и преподавания психологии.
Содержание
Предисловие...................................................................................15
Предисловие научного редактора...........................................................................16
Предисловие...................................................................................................................18
ЧАСТЬ 1. ВВЕДЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫЕ СИСТЕМЫ ПСИХОЛОГИИ .. 20 Глава 1. Введение............................................................................21
Что такое система?.......................................................................................................22
Десять и еще шесть систем........................................................................................22
Организация книги......................................................................................................23
Главы 1 и 2: Начало................................................................................................23
Главы с 3 по 13: Четыре категории систем............................................................23
Глава 14: Ретроспектива.......................................................................................23
Организация глав............................................................................23
Системы постулатов.................................................................................................24
Глава 2. Исторические основания и логика науки..............................26
Исторические основания...........................................................................................27
От охотников-собирателей к классической Греции и натурфилософии.................27
Психология классической Греции: натурализм без анимизма..................................30
Эллинистическая Греция и психофизический дуализм...........................................34
Параллели с Индией..................................................................................................40
Упадок Римской империи и возрождение науки.......................................................42
Экспериментальная психология и классические школы: борьба с дуализмом..........55
Резюме и выводы..........................................................................................................61
Логика науки..................................................................................................................63
Конструкты против событий.......................................................................................63
Дуализм «душа—тело»................................................................................................70
Редукционизм.................................................................................................................74
Личная сфера и субъективность...................................................................................78
Познаваемость...............................................................................................................78
Аналогии.......................................................................................................................80
ЧАСТЬ 2. ОРГАНОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ..................................82
Глава 3. Когнитивная психология: Ментализм,
компьютерные аналогии и удвоение мира.........................................83
Введение...........................................................................................................................84
Раннее развитие и некоторые рассматриваемые вопросы.............................85
Бихевиоризм и когнитивизм.......................................................................................85
Некоторые ранние достижения когнитивной психологии.................................... 86
Концепции, проблемы и исследования.................................................................87
Три теоретических подхода к репрезентациям.......................................................... 88
Память..........................................................................................................................92
Семантические сети...................................................................................................96
Продукционные системы...........................................................................................97
Психолингвистика...................................................................................................97
Искусственный интеллект......................................................................................98
Когнитивная нейронаука.........................................................................................99
Новые тенденции........ ..................101
Имплицитные постулаты........................................................................................102
Психотерапия...............................................................................................................103
Сопоставление с другими подходами..................................................................105
Анализ поведения......................................................................................................105
Гуманистическая психология..............................................................................:. 105
Интербихевиоральная психология........................................................................105
Оперантный субъективизм......................................................................................106
Феноменологическая и экзистенциальная психология...................................106
Психоанализ..............................................................................................................107
Критика..........................................................................................................................107
Контекст против неестественных экспериментальных заданий..........................107
Факторы развития и социальные факторы.............................................................107
Компьютерный мозг................................................................................................108
Когниция как управляющий фактор.....................................................................109
Эвристики................................................................................................................ 109
Репрезентационизм..................................................................................................110
Разум или поведение................................................................................................110
Отсутствие единства................................................................................................111
Операциональные определения и гипотетико-дедуктивный метод...................111
Процедуры логического вывода в науке...........................................................112
Теория и методология.............................................................................................. 112
Критика и контркритика.............................................................................................113
Выводы...........................................................................................................................113
Глава 4. Гуманистическая психология: смысл,
внутренняя реальность и самокаузальность.....................................115
Введение.........................................................................................................................116
Развитие и некоторые вопросы.............................................................................116
Начальный этап и основные принципы...............................................................116
Трансперсональная психология, контркультура и «Нью Эйдж»...............................120
Будущее гуманистической психологии...................................................................121
Полуэксплицитные постулаты.............................................................................. 122
Исследования..............................................................................................................122
Контролируемые исследования..............................................................................123
Качественные исследования...................................................................................124
Неопубликованные диссертации.............................................................................126
Области практического применения...................................................................126
Образование..............................................................................................................126
Промышленность и организации.............................................................................128
Психотерапия...............................................................................................................128
Терапия актуализирующегося потенциала..............................................................128
Терапия становления................................................................................................130
Законны ли притязания гуманистической психологии на спорные психотерапевтические территории?..................................................................................131
Сопоставление с другими подходами..................................................................132
Анализ поведения................................................................................................132
Когнитивная психология.........................................................................................133
Феноменологическая и экзистенциальная психология.......................................133
Оперантный субъективизм и Q-методология........................................................134
Психоанализ...........................................................................................................134
Критика..........................................................................................................................134
Социальные и средовые условия.........................................................................134
Передача личного опыта.....................................................................................135
Сфера образования..............................................................................135
Теория самоактуализации....................................................................................136
Дуализм «душа—тело»......................................................................................138
Вопрос о локусе причинности..............................................................................139
Безусловное подкрепление в противовес условному..........................................139
Негативные формы поведения и другие критические замечания........................139
Сильные стороны гуманистической психологии...................................................139
ВЫВОДЫ.................................................................................................................. 140
Глава 5. Психоанализ: кардинальный отход от Фрейда....................142
Введение.........................................................................................................................143
Теоретическое развитие............................................................................................143
Начальная ортодоксия и отступления от нее первого поколения аналитиков....143
Отступления от ортодоксии второго поколения аналитиков..............................145
Другие отступления: теория объектных отношений..............................................147
Кризис теории?............................................................................................................155
Полуэксплицитные постулаты..............................................................................156
Исследования...............................................................................................................157
Изучение случаев.....................................................................................................157
Q-метод.................................................................................................................158
Эксперименты...........................................................................................................158
Приложения.................................................................................................................160
Психотерапия..............................................................................................................160
Сопоставление с другими подходами..................................................................161
Анализ поведения............................................................................................................161
Диалектическая психология.......................................................................................161
Гуманистическая психология.....................................................................................161
Интербихевиоральная психология...............................................................................161
Оперантный субъективизм........................................................................................162
Социальный конструкционизм..................................................................................162
Критика..........................................................................................................................162
Внешняя критика в сравнении с внутренней................................................................162
Внешняя критика Фрейда.........................................................................................162
Психоанализ действий Шефера.............................................................................164
ВЫВОДЫ............................................................................................................... 164
ЧАСТЬ 3. ЭНВАЙРОЦЕНТРИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ............................. 166
К 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб пособие для студ вузов по курсу "Концепции соврем естествознания" / Клягин, Нико
ДокументК 526 Клягин, Николай Васильевич. Современная научная картина мира : учеб. пособие для студ. вузов по курсу "Концепции соврем. естествознания" / Клягин, Николай Васильевич.Учебник нового века психология Учебник для гуманитарных вузов
Список учебниковУчебник подготовлен группой ведущих российских ученых и преподавателей в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта для бакалавров.Практикум по курсу политология под редакцией профессора М. А. Василика Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования
ДокументРекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведенийКнига адресована научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам гуманитарных специальностей, а также всем, кто интересуется современной философией. Isbn 985-6656-05-2
КнигаИсключительное право публикации энциклопедии "Постмодернизм" принадлежит издательству "Интерпрессервис". Выпуск произведения, а также использование его отдельных частей без разрешения издательства является противоправным«Общая психология» (3)
Список учебниковРекомендовано учебно-методическим Советом по базовому психологическому образованию в качестве учебного пособия для студентов вузов и слушателей курсов психологическихФилософия о знании и познании: актуальные проблемы Материалы Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 1819 июня 2010) Ульяновск 2010
ДокументФилософия о знании и познании: актуальные проблемы: Материалы Второй Всероссийской научной конференции (Ульяновск, 18-19 июня 2010)/ Под ред. Н.Г. Баранец, А.Психологии и психотерапии (2)
ДокументВ 2007 году возникла новая классификация направлений психологии, которая принадлежит выдающемуся современному психологу Юревич. К известной классификации академической и практической направлений психологии профессор Юревич добавил поп психологию [1].Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям (1)
Учебное пособиеШнейдер Л.Б., Вольнова Г.В., Зыкова М.Н. Психологическое консультирование. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Серия "Серебряная сова".Учебное пособие Л. Б. Шнейдер* Г. В. Вольнова, М. Н. Зыкова психологическое консультирование рекомендованно Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по психологическим специальностям (2)
Учебное пособиеВ предлагаемом пособии по психологическому консультированию отдельные компоненты практического обучения объединяются в целое на основе единой модели профессиональной идентичности.