Введение в Интернет пособие для слушателей курсов повышения квалификации в области образовательных информационных технологий, не имеющих навыков работы в Интернет

ПРИМОРСКИЙ ИНСТИТУТ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

Введение в Интернет

пособие для слушателей курсов повышения квалификации
в области образовательных информационных технологий,
не имеющих навыков работы в Интернет

Разработала: Юдина И.А., зав. центром ОИТ

г. Владивосток

2006 г.

Содержание

Предисловие 3

Теоретический блок. Введение в Интернет. 4

История развития Интернет 4

Структура Интернет 5

Услуги сети Интернет 7

Адресация в Интернет 7

Браузер Internet Explorer (IE). Интерфейс программы Internet Explorer. 8

Практическая работа №1. Приемы навигации в WWW 11

Практическая работа №2. Структура сайта. 11

Практическая работа №3. Приемы сохранения информации из Интернет. 13

Практическая работа №4. Поиск информации в Интернет. 14

Практическая работа №5. Электронная почта. 17

Рефлексия. 19

Глоссарий. 20

Список литературы. 21

Основные источники образовательных ресурсов. 22

Предисловие

В современном обществе наблюдается небывалый рост количества информации. В связи с этим возникает новая для образования проблема: подготовить человека, умеющего находить и извлекать необходимую ему информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Во всем мире происходит конструктивное изменение системы образования за счет максимального использования информационных технологий на основе применения Интернет.

Работа в сети Интернет обеспечивает пользователю доступ к отечественным и зарубежным информационным ресурсам. Распространение электронной почты и проведение телеконференций в режиме реального времени предоставляют возможность учащимся и педагогам оперативно обмениваться информацией, идеями, планами со своими сверстниками в других регионах России и за рубежом, участвовать в совместных проектах, расширяя таким образом свой кругозор, совершенствуя коммуникативные навыки, формируя культуру общения.

Говорить об успешном внедрении информационных технологий в учебный процесс без решения проблемы подготовки педагогических кадров невозможно. С учетом сложившейся ситуации лаборатория образовательных информационных технологий ПИППКРО проводит профессиональную переподготовку и повышение квалификации учителей предметников в области ОИТ. Обучение проводится по программе, разработанной лабораторией образовательных информационных технологий: «Использование компьютера, Интернет в профессиональной деятельности учителя-предметника» (48 часов). Один из модулей программы (8 часов) предполагает знакомство с ресурсами сети Интернет, полезными в практике работы учителя; освоение принципов работы в глобальной сети Интернет; выработку практических умений использования Интернет на уроках и во внеурочной деятельности.

Предлагаемое пособие предназначено для слушателей курсов повышения квалификации в области образовательных информационных технологий, не имеющих навыков работы в сети Интернет.

Цель данного пособия – дать представления слушателям о структуре Интернет, услугах, предоставляемых сетью Интернет, познакомить с основами работы во всемирной паутине, с возможностями использования ресурсов сети в своей педагогической практике, а также дать конкретные адреса размещения полезной для учителей информации.

Материал курса разбит на рубрики: «Теоретический блок», «Практическая работа», «Рефлексия». Приведена дополнительная литература, ссылки на образовательные ресурсы по математике, физике, химии, географии.

Теоретический блок. Введение в Интернет.

История развития Интернет. Структура Интернет. Услуги сети Интернет. Адресация в Интернет. Браузер Internet Explorer. Интерфейс программы Internet Explorer.

История развития Интернет

Интернет – это глобальная компьютерная сеть, объединяющая многие локальные, региональные и корпоративные сети и включающая десятки миллионов компьютеров.

Всемирная сеть Интернет – одно из уникальных явлений научно-технического прогресса в области информационных технологий. Интернет одновременно является и средством общемирового вещания, и механизмом распространения информации, и средой для сотрудничества и общения людей, охватывающей весь земной шар.

Как это не странно, но сеть Интернет обязана своему появлению «холодной войне». Министерство обороны США было обеспокоено изобретением в 1949 году в СССР атомной бомбы, в 1952 году – водородной бомбы.

В начале 60-х Пентагон поставил перед собой задачу – разработать надежную компьютерную сеть, которая должна была служить стратегическим интересам США.

На севере Канады была создана система раннего оповещения NORAD (протянувшаяся от Аляски до Гренландии), призванная предупредить правительство США за 15 минут о приближении ракет.

В конце 1966 года Ларри Робертс высказал идею о создании компьютерной сети ARPAnet. Она состояла в том, чтобы создать сеть, где бы не было главного компьютера, который мог бы быть уничтожен в случае ядерной войны, а передача данных велась бы мелкими порциями, которые могли бы идти по обходным каналам связи, если один из участков сети выбывал из строя.

Датой рождения Интернет принято считать 29 октября 1969 года, когда удалось соединить между собой 4 компьютера.

Активное развитие сети Интернет началось в 80-е годы. К настоящему времени сеть Интернет получила беспрецедентное распространение. По оценкам экспертов Интернет объединяет более 100 миллионов компьютеров. Услугами пользуются свыше 500 миллионов человек в 170 странах мира.

В Россию Интернет проник в начале 90-х годов. В 1993 году известный американский мультимиллионер Джордж Сорос финансировал «Телекоммуникационную программу» Международного Научного Фонда. По этой программе было организовано 33 Центра Интернет на базе классических университетов России.

Структура Интернет

Компьютер пользователя с помощью линии связи подключается к компьютеру провайдера (рис. 1), который в свою очередь подключен к другому компьютеру сети и т. д.

Рис. 1. Структура сети Интернет

Информация в сети хранится как на компьютерах провайдера, так и на специальных компьютерах, которые называются информационными серверами. Компьютеры, к которым подключаются многие другие компьютеры, называют серверами. Провайдером называется организация, через которую рядовые компьютеры подключаются к глобальной сети.

Виды доступа в Интернет делятся на две большие группы:

  • Сеансовое подключение. В этом режиме работы пользователь не подключен к сети постоянно, соединяясь с ней через посредство телефонной линии лишь на относительно короткое время. Оплата взимается за каждую секунду работы в сети. Данные в сеть передаются в аналоговом виде.

  • Постоянное подключение. Компьютер подключен к постоянному и быстрому каналу для доступа в Интернет, при этом данные передаются в сеть в цифровом виде. Оплата взимается только за трафик – объем переданных данных (в обоих направлениях).

В качестве линии связи можно использовать:

  • Коаксиальный кабель – только для локальных сетей. Коаксиальный кабель представляет собой медный проводник, по которому передается полезный сигнал на достаточно большие расстояния.

  • Телефонную линию.

  • Волоконно-оптический кабель. Оптический кабель используется для передачи сигнала в виде световых импульсов. Оптический кабель обеспечивает очень низкие потери полезного сигнала и за счет этого позволяет передавать данные на очень большие расстояния (в настоящее время до нескольких десятков километров). В качестве проводника в таких кабелях используется стеклянное или пластиковое волокно, защищенное снаружи изоляцией для обеспечения физической сохранности.

  • Радиосвязь, в том числе через спутники.

Сравнение телефонных и выделенных линий

Телефонные линии

Выделенные линии

Достоинства

  • Есть практически в каждом жилом доме.

  • Дешевые.

  • Высокая скорость передачи информации.

  • Компьютеры соединены между собой 24 часа в сутки.

  • Отсутствие помех при передачи информации.

Недостатки

  • Скорость передачи информации зависит от типа и характеристик модемов, установленных у пользователя и провайдера.

  • Компьютер подключается на ограниченное время.

  • Есть помехи при передаче информации.

  • Есть в некоторых организациях и в ограниченном числе жилых домов.

  • Дорогие.

Для подсоединения линий связи к компьютерам необходимо использовать специальные электронные устройства:

  • Сетевые платы;

  • Модемы – только при подключении через телефонную линию.

Рис.2.Преобразование информации, осуществляемое с помощью модема

Модем осуществляет преобразование информации из цифровой (в компьютере) в аналоговую (например, в телефонной линии) – модуляция и наоборот – демодуляция (см. рис. 2).

Услуги сети Интернет

Электронная почта (e-mail). Первая услуга сети Интернет, доступная широкой публике с 1970 года. Работает в режиме off-line (отложенное чтение). Один из протоколов – Post Office Protocol.

Всемирная паутина WorldWideWeb (WWW). Самый популярный сервис сети. В основу данной системы положено понятие гипертекста и гипермедиа.

ВWWWсобраны документы (странички) мультимедиа (в них кроме текста присутствуют звук, изображение, видео), связанные гиперссылками. Ссылки могут быть оформлены в виде текста (подчеркнуты одно или несколько слов) или картинок. С помощью гиперссылки можно попасть на:

  • другую часть данной страницы,

  • на другую страницу данного документа,

  • на другой документ данного сервера,

  • на другой документ любого сервера сети.

Для работы с WWW используется специальный протокол HTTP (HyperText Transfer Protocol) – протокол передачи гипертекста.

FTP (FileTransferProtocol). С помощью этого сервиса можно «перекачивать» файлы с другого компьютера на ваш компьютер. Эти компьютеры называются FTP – серверами. На них хранятся огромные архивы файлов. Этот сервис является одним из основных способов распространения бесплатных программ, а также различных дополнений и исправлений к коммерческим версиям программ.

InternetRelayChat (IRC). Беседы через Интернет в режиме on-line (реального времени).

Адресация в Интернет

Каждый компьютер в Интернет имеет свой уникальный адрес. Чтобы можно было однозначно обозначить любой компьютер в Интернет, применяется специальная система адресов, называемая IP-адресацией. Адреса бывают:

  • Цифровые. Цифровой адрес – это последовательность из четырех целых чисел. Каждое число не больше 255 (например, 128.82.39.12). Цифровыми адресами пользуются только при настройке программ для работы с Интернет.

  • Символьные. Для построения используется доменная (многоуровневая) система имен Domain Naming System (DNS). Появление DNS вызвано тем, что цифровые IP–адреса неудобны для восприятия и запоминания человеком.

Каждый уровень в такой системе называется доменом. Домены отделяются друг от друга точками. Домены бывают: 1-го уровня – страна, 2-го уровня – город, 3 –го уровня – компания. Например: .

Задачи DNS – взаимное преобразование символьных имен и цифровых IP–адресов.

  1. Программа спецкурса «Современная дидактика школьной химии» для слушателей курсов повышения квалификации учителей химии организаций общего и профессионального образования пмр

    Программа спецкурса
    Школьное химическое образование на современном этапе претерпевает значительные изменения: основным регламентирующим документом, определяющим уровень формируемых химических знаний, стал государственный стандарт, всё большее распространение
  2. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (1)

    Документ
    В учебном пособии представлена классификация программных средств информационных технологий обучения (ИТО) с позиций дидактики. Рассмотрены принципы и возможные пути интеграции ИТО в учебно-воспитательный процесс.
  3. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (2)

    Документ
    В конце XX в. человечество вступило в стадию развития, получившую название постиндустриальное или информационное общество, а тезис известного исследователя массовых коммуникаций Г.
  4. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (3)

    Документ
    Представление о важнейшей функции языка – получении и передаче с его помощью знания – сложилось исторически: язык – специфическая система связи, или коммуникации.
  5. Захарова И. Г. 338 Информационные технологии в образовании: Учеб пособие для студ высш пед учеб, заведений (4)

    Документ
    Суждение «Мы живем в век информации и коммуникаций» не совсем верно, поскольку и информация, и коммуникации были всегда, но постиндустриальное общество уникально тем, что его характеризует исключительно быстрое развитие информационных
  6. Работников образования

    Документ
    Цель – рассмотреть теоретические и технологические основы проектирования урока с использованием образовательных информационных технологий; разработать и обсудить фрагменты уроков по темам, выбранным участниками мастер-класса.
  7. Повышения квалификации работников образования (1)

    Документ
    А 68 Аннотированный каталог изданий ЧИПКРО (2007 год). Выпуск 5 / Сост.: Е.П. Евменова, Ю.Н. Ларина, А.К. Дзасохова, С.В. Улькина, М.Ю. Никитина. – Чита : ЧИПКРО, 2008.
  8. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (3)

    Учебное пособие
    М 79 Образовательные информационные технологии. Часть 3. Дистанционное обучение: Учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневосточного университета, 2004.
  9. Учебное пособие для учащихся педагогических специальностей вузов и слушателей курсов повышения квалификации педагогических и управленческих кадров (4)

    Учебное пособие
    Пособие содержит учебные и методические материалы необходимые для изучающих и применяющих информационные технологии в системе образования. Приложения, расположенные на компакт-диске, содержат электронный тренажер для проверки усвоения

Другие похожие документы..