Образовательная программа начального общего образования маоу

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Рассмотрена на заседании Утверждена

Педагогического совета приказом директора МАОУ СОШ №18

Протокол №6 Шумилова Н.Г.__________________

«18» апреля 2011г. Приказ №__________

«____»______________2011 г.

Согласована

На заседании

Управляющего совета

Протокол №_____

«_____»__________2011 г.

Основная

образовательная программа

начального общего образования МАОУ

«Средняя общеобразовательная школа № 18»

г. Тобольск - 2011

Содержание

1.Пояснительная записка. Стр.3

2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования. Стр. 6

3.Учебный план образовательного учреждения. Стр.42

4. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Стр.46

5. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. Стр.64

6.Программы отдельных учебных предметов, курсов. Стр.76

7.Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Стр.82

8.Программа коррекционной работы. Стр.101

9.Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Стр.118

10.Используемые понятия, обозначения и сокращения. Стр. 130

Раздел 1. Пояснительная записка

Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 18» (далее - МАОУ СОШ №18) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее — Стандарт) к структуре основной образовательной программы, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Нормативно-правовой основой для разработки Основной образовательной программы начального общего образования являются следующие документы:

1. Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования, приказ Министерства образования инауки РФ от

06.10.2009 г. №373.

3. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях

прав ребенка в Российской Федерации».

4. Устав МАОУ СОШ № 18 и др.

Основная образовательная программа МАОУ СОШ №18 формируется с учётом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения. Начальная школа — особый этап в жизни ребёнка, связанный:

·с изменением при поступлении в школу ведущей деятельности ребёнка — с переходом к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой), имеющей общественный характер и являющейся социальной по содержанию;

·с освоением новой социальной позиции, расширением сферы взаимодействия ребёнка с окружающим миром, развитием потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении;

·с принятием и освоением ребёнком новой социальной роли ученика, выражающейся в формировании внутренней позиции школьника, определяющей новый образ школьной жизни и перспективы личностного и познавательного развития;

·с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности; планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку; взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебном процессе;

·с изменением при этом самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

·с моральным развитием, которое существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения.

Учитываются также характерные для младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет): центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования: словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов.

При определении стратегических характеристик основной образовательной программы МАОУ СОШ №18 учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивидуальные различия в их познавательной деятельности, восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т.д., связанные с возрастными, психологическими и физиологическими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста, а также то, что в образовательном учреждении (далее ОУ) реализуются разные УМК: «Начальная школа 21 века», «Планета знаний», «Система Л. Занкова», в 2011-2012 учебном году планируется ввести в 1 классе УМК «Школа 2100».

При этом успешность и своевременность формирования указанных новообразований познавательной сферы, качеств и свойств личности связывается с активной позицией учителя, а также с адекватностью построения образовательного процесса и выбора условий и методик обучения, учитывающих описанные выше особенности первой ступени общего образования.

При разработке основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ №18 учтены профессионально-педагогические потребности учителей. Важным фактором является то, что состав педагогических кадров начальной школы остается стабильным на протяжении многих лет. В 2010-2011 учебном году в связи с увеличением контингента обучающихся в ОУ пришло работать 3 новых учителя начальных классов. Это резерв для дальнейшего развития школы. Учителя школы активно участвуют в курсах повышения квалификации. За последние пять лет охват курсовой подготовкой педагогов составляет 100%. Высшую категорию имеют 6 учителей начальной школы, первую – 2, вторую – 3. Учителя систематически получают знания в области педагогики, психологии, методики через постоянно действующие семинары: «Личностно ориентированное обучение», «Организация научно-исследовательской работы в школе», «Современные педагогические технологии», «Развитие педагогической продуктивности учителя» и др. В современных условиях все более популярным становится создание Портфолио. Такая оценка профессионализма и результативности работы педагогов ориентирована на процесс самообразования, самопознания и самоактуализации личности. Каждый педагог начальных классов создал индивидуальное Портфолио, где отражены итоги его самообразовательной, научно-исследовательской, учебно-воспитательной деятельности. Все это позволяет сделать вывод о готовности учителей начальной школы работать в новых условиях.

Целью реализации основной образовательной программыначального общего образования МАОУ СОШ №18 является обеспечение планируемых результатов по достижению выпускником начальной общеобразовательной школы целевых установок, знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых личностными, семейными, общественными, государственными потребностями и возможностями ребёнка младшего школьного возраста, индивидуальными особенностями его развития и состояния здоровья.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:

·личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

·метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

·предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты формируются за счёт реализации как программ отдельных учебных предметов, так и программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Метапредметные результаты формируются за счёт реализации программы формирования универсальных учебных действий и программ всех без исключения учебных предметов.

В основе реализации основной образовательной программы лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:

·воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения российского гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, полилингвального, поликультурного и поликонфессионального состава;

·опору на современные образовательные технологии деятельностного типа: проблемно-диалогические, личностно-ориентированные, адаптивные;

·ориентацию на достижение цели и основного результата образования — развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;

·признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся;

·учёт индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения при определении образовательно-воспитательных целей и путей их достижения;

·обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования;

·разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одарённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития;

·сформированность учебных действий как предпосылку для развития достаточного уровня общеучебных умений.

В основе программы лежат следующие принципы:

- личностно-ориентированные (принципы адаптивности, развития, психологической комфортности);

- культурно - ориентированные (принципы образа мира, целостности содержания образования, систематичности, смыслового отношения к миру, овладения культурой);

- деятельностно-ориентированные (принципы обучения деятельности, управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации, опоры на предшествующее развитие, креативный принцип);

- природосообразности (соответствие содержания, форм организации и средств обучения психологическим возможностям и особенностям детей младшего школьного возраста, обеспечение помощи учащимся, которые испытывают трудности в обучении; создание условий для роста творческого потенциала, успешного развития одаренных детей;

- диалогичности процесса образования (демократический стиль взаимоотношений всех участников образовательного процесса, отстаивание собственного мнения, выбор учебного задания и партнера по деятельности; осуществление совместной учебной деятельности: парной, групповой, коллективной).

Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18» содержит следующие разделы:

  1. Пояснительную записку;

  2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;

  3. Учебный план образовательного учреждения;

  4. Программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;

  5. Программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;

  6. Программы отдельных учебных предметов, курсов;

  7. Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  8. Программу коррекционной работы;

  9. Систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Разработанная основная образовательная программа начального общего образования предусматривает:

·достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;

·выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей образовательных учреждений дополнительного образования детей; организацию интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности;

·участие обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогических работников и общественности в проектировании и развитии внутришкольной социальной среды;

·использование в образовательном процессе современных образовательных технологий деятельностного типа;

·возможность эффективной самостоятельной работы обучающихся при поддержке тьюторов и других педагогических работников; включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной среды (населённого пункта, района, города) для приобретения опыта реального управления и действия.

МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 18», реализующее основную образовательную программу начального общего образования, обеспечивает ознакомление обучающихся и их родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса:

·с уставом и другими документами, регламентирующими осуществление образовательного процесса в этом учреждении;

·с их правами и обязанностями в части формирования и реализации основной образовательной программы начального общего образования, установленными законодательством Российской Федерации и уставом образовательного учреждения.

Права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся в части, касающейся участия в формировании и обеспечении освоения своими детьми основной образовательной программы начального общего образования, могут закрепляться в заключённом между ними и образовательным учреждением договоре, отражающем ответственность субъектов образования за конечные результаты освоения основной образовательной программы.

  1. Основная образовательная программа начального общего образования маоу «гимназия «новоскул»

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Гимназия «Новоскул» разработана на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и направлена на формирование общей культуры
  2. Основная образовательная программа начального общего образования маоу «Сырковская сош»

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Сырковская СОШ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – Стандарт)
  3. Основная образовательная программа начального общего образования маоу сош №33

    Основная образовательная программа
    образования МАОУ СОШ №33 разработана на основе примерной основной образовательной программы с учётом типа и вида школы, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования маоу сош №8

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ СОШ № 8 разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы,
  5. Основная образовательная программа начального общего образования маоу «сош №31 с углубленным изучением отдельных предметов»

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «СОШ № 31 с углубленным изучением отдельных предметов» разработана на основе примерной основной образовательной программы с учётом типа и вида школы, а также образовательных
  6. Основная образовательная программа начального общего образования маоу сош №45

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования (далее по тексту - ООП) разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства
  7. Образовательная программа Начального общего образования На 2011-2015

    Образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ«СОШ №9 имени А.С.Пушкина с углублённым изучением предметов физико-математического цикла» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
  8. Основная образовательная программа начального общего образования великий Новгород

    Основная образовательная программа
    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №31" Великого Новгорода является учреждением общеобразовательного типа.
  9. Основная образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 годы (2)

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования разработана педагогическим коллективом МАОУ средней общеобразовательной школы № 50 г.

Другие похожие документы..