Методика исследования 12 глава 3 14 основные результаты 14 заключение 25 библиографический список 27 предметный указатель 29

БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

по «Основам информационных технологий»

Магистрант кафедры истории Беларуси древнего времени и средних веков

Демидович Елена Васильевна

Руководитель по специальности:

Кандидат исторических наук: Лойко П.О.

Руководитель, ведущий практику

по выпускной работе:

ассистент Позняков А.М.

Минск 2006

Оглавление

Оглавление 3

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 4

РЕФЕРАТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 5

ВВЕДЕНИЕ 6

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 9

ГЛАВА 2 12

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ 12

ГЛАВА 3 14

ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 25

ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ 27

ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ 28

1./index.php 28

ЛИЧНЫЙ САЙТ (ГИПЕРССЫЛКА) 32

ПРЕЗЕНТАЦИЯ МАГИСТЕРСКОЙ ДИССЕРТАЦИИ 34

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК КО ВСЕЙ ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ 35

ПРИЛОЖЕНИЯ 36

ПЕРЕЧЕНЬ ОБОЗНАЧЕНИЙ К ВЫПУСКНОЙ РАБОТЕ

АРМ – автоматизированное рабочее место

БелНИЦЭД – Белорусский исследовательский центр электронной документации

ВКЛ – Великое княжество Литовское

ИТ – информационные технологии

НАРБ – Национальный архив Республики Беларусь

AHC -- association «History and computing»

РЕФЕРАТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ В ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ДЛЯ ПОИСКА ИСТОРИЧЕСКИХ ИСТОЧНИКОВ

О ВЕЛИКОМ КНЯЖЕСТВЕ ЛИТОВСКОМ»

ВВЕДЕНИЕ

"Una condición previa para adquirir conocimientos es la pérdida de información. Pero antes ha de haberse tenido, evidentemente, alguna información que perder". (Atribuido a Fernao Boehms).

"Необходимым условием приобретения новых знаний является потеря части информации. Но чтобы что-то терять, нужно чем-то владеть".

(По Фернанду Боэмсу).

Не секрет, что мы живём в постиндустриальную эпоху, где информатизация общества является одной из основных тенденций современного развития.

Глобальные процессы создания информационной среды, оперирующей электронными средствами хранения, передачи и усвоения информации обусловливают развитие компьютерных технологий в разных сферах человеческой деятельности, порождают новые её формы. Наука и образование, являясь неотъемлемой частью социальной реальности, естественно не смогла избежать влияния информатизации. В этот процесс на рубеже 80-90-х гг. была вовлечена и историческая наука. В основе внедрения методов математики и информатики в эту область лежат и внутренние тенденции её развития, связанные, в частности с необходимостью привлечения всё большего объёма фактических данных, введения в научный оборот новых источников, повышения информативной отдачи всех видов источников.

Ещё относительно недавно можно было услышать мнение, что история и компьютер—понятия несовместимые, что гуманитариям информатика как такова не нужна. Можно с этим спорить, выдвигая аргументы в пользу компьютеризации гуманитарной науки и образования, но на наш взгляд главным оппонентам противников информатизации истории выступает сама жизнь. Более того, уже не первый год существует историческая информатика, которая, как вы понимаете, возникла не на пустом месте. Она имеет определённое исследовательское поле, и призвана решать конкретные задачи.

Можно выделить следующие основные направления использования компьютерных технологий в исторических исследованиях:

-создание и использование компьютерных баз и банков данных;

-создание и использование электронных текстов;

-компьютеризованный анализ нарративных источников;

-статистическая обработка данных исторических источников на компьютере;

-сканирование текстов и изображений, компьютеризованный анализ изобразительных источников и картографического материала;

-применение мультимедиа-технологий в исторических исследованиях и обучении истории;

-информатизация архивов и музеев;

-Internet— новые информационные ресурсы для историков.

Предметом данной работы является поиск источников в Глобальной сети с помощью ИТ, также и сами результаты поиска в рамках пробематики “история Великого княжества Литовского”.

Целью данной работы является анализ и характеристика процесса поиска, массива имеющейся информации в “Сети сетей”.

Исследователь обозначил следующие задачи:

1) охарактиризовать принцип работы определенных “поисковых машин”;

2) произвести наблюдение над эффективностью работы данных поисовых средств рамках заданного поля “Великое княжество Литовское ”;

3) построить модель, обобщающую результаты экспериментальной части работы, и её интерпретировать;

4) посредством контент-анализа отобрать необходимый для наблюдения массив;

5) оценить эффективность работы поисковых служб в данном ракурсе;

6) опредилить частоту пересекаеемости основных Web-ресурсов в обозначенных поисковых средствах;

7) подробно рассмотреть конкретные примеры найденных источников по данной проблематике;

8) затронуть проблему оцифровки документов по истории ВКЛ белорусскими государственными учреждениями.

ГЛАВА 1

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

Использование ИТ в области исторического знания — вопрос, который достаточно хорошо освещён в специализируемой литературе, как русскоязычной, так и зарубежной. Это обусловлено характером исторической информатики: она должна оповещать научное сообщество (и не только его) об имеющихся в её арсенале достижениях, инновациях, перспективах, и может быть проблемах.

Инициатором и основоположником исследований исторических проблем с помощью математики и компьютера в СССР был академик И.Д. Ковальченко, который много лет работал в области методологии, историографии, источниковедения. Ему принадлежат как теоретические разработки, так и практическое воплощение идей. Перечислим некоторые его работы: «О применении математических методов при анализе историко-статистических данных», «О применении ЭВМ для обработки историко-статистических данных», «Всероссийский аграрный рынок XVIII—начала XX в. Опыт количественного анализа», «О моделировании исторических явлений и процессов», «Исторический источник в свете учения об информации», «Количественные методы в исторических исследованиях» и др.

Большое значение для развития исторической информатики имеет деятельность Л.И. Бородкина, главы ассоциации «История и компьютер» («Многомерный статистический анализ», «Методы искусственного интеллекта», «О некоторых аспектах автоматизации текстологического исследования», «Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма»)

Среди белорусских исследователей можно назвать В.Л. Носевича, который успешно занимается моделированием и является апологетом данного направления («Сравнительный анализ структуры крестьянских дворохозяйств Минской, Тамбовской, Калужской губерний и Алтайского горного округа (конец XVIII- первая половина XIX в.», «О пользе методических погрешностей для совершения открытий» и т.д.)

Отнести к «мэтрам» исторической информатики можно следующих учёных: В.Н. Сидорцова, А.К. Соколова, И.М. Гарскову, Е.Н. Балыкину, И.Ф. Юшина.

Зарубежная историография данного вопроса может быть представлена именами М. Таллера (Норвегия), К. Шурера, С. Вилямсона (США), П. Доорна (Голландия) и др.

Особая роль в развитии современной исторической информатики принадлежит Международной ассоциации «История и компьютер» («History and computing») — AHC, которая была создана в 1986 г. Её периодическим органом является журнал «История и компьютер», издающийся с 1989г. в Оксфорде. Одной из ветвей AHC является Ассоциация «История и компьютер» стран СНГ, зарегистрировавшаяся в 1992г. Она проводит научные конференции, семинары, симпозиумы, организует различные проекты, по материалам которых издаются официальные печатные органы—«Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер» и Труды конференций. Эти издания рассматривают довольно широких спектр вопросов: современный статус исторической информатики как научной и учебной дисциплины, её практические цели и задачи, методологию, понятийный аппарат. Также обсуждаются тенденции ИТ, их конкретная реализация, анализируется опыт зарубежных коллег.

В основном круг интересов квантификаторов (в рамках СНГ) таков: археология, демография, новая и новейшая история. Повышенный интерес к последней (особенно к XVIII- XX ст.) объясняется самим хронологическим периодом—временем бытования массовых источников, которые являются основным «материалом» для математическо-компьютерной обработки. Наиболее распространёнными темами являются создание архивов машиночитаемых данных по истории какого-либо региона; социально-экономические аспекты; социально-политические проблемы. Преобладают технологии создания баз и банков данных; использование методов многомерного статистического анализа; моделирование.

Нужно отметить, что работы, посвящённые средневековой истории немногочисленны. А исследований по применению ИТ для изучения истории ВКЛ и того меньше.

Что касается непосредственно поиска исторических источников о ВКЛ, на наш взгляд эта тема вообще не представлена в литературе, за исключением некоторого числа публикаций об Internet-возможностях для историка (цикл статей В.Н. Владимирова «Internet для историка: глобальная информационная игрушка или новая парадигма?»; Робачевский «Глобальная сеть Интернет»; «Internet для историков» и др.)

Таким образом, для исследователей данной проблематики открывается множество возможностей и перспектив.

ГЛАВА 2

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В данной работе были использованы общелогические и специальные научные методы: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, обобщение, абстрагирование, системный подход. Также из специальных научных методов использовался контент-анализ и качественный анализ с последующим созданием моделей наблюдаемых ситуаций.

На практике порядок действий состоял следующим образом. В качестве наблюдаемых единиц были взяты некоторые средства поиска: Апорт, AltaVista, Allthe Web, Google, Rambler, Yahoo, Яndex.

Критерием отбора данных поисковых средств явилось то, что они являются наиболее авторитетными и используемыми в среде историков. Была осуществлена выборка тех информационных ресурсов Глобальной сети, которые позволяли обнаружить себя при эксплуатации данных поисковых средств. Поиск производился по заданному полю: 1) на белорусском языке «Вялікае княства Літоўскае»; 2) на руском языке «Великое княжество Литовское»; 3) на ангийском языке “Great Principality of Lithuania ”оелуатации данных еыке "вых систем. сурсов Глобальной сети, которые позволяли обнаружиь себя383838383838383838383838383838383838383838383838383838383838. Поиск осуществлялся по всему Интернет. В данном случае реализовывалась экспериментальная часть работы в виде выборки по следующему критерию: за единицу наблюдения принимались ссылки определенного поискового средства, которые в наибольшей степени соответствовали исследовательскому интересу автора. Обычно приходилось ограничиваться 3-5 листом ссылок, которые исчерпывали нужный информационный потенциал, фиксировали большое число повторений, не отвечали критериям научности, обладали преимущественно рекламным характером (объявления, сообщения, чаты и т.д.). Таким образом, было произведено наблюдение, результаты которого были проанализированы нами в рамках компаративного метода. Помимо того, произведен контент-анализ, также качественный анализ ссылок с последующим построением модели с использованием ИТ (то есть использовались и количественные методы) . Была построена динамическая таблица с помощью средств Excel, на базе которой была построена диаграмма в обобщенном виде моделирующая ситуацию наблюдения.

ГЛАВА 3

  1. Методика исследования 10 Глава 3 12 Основные результаты 12 2 Поиск информации о заслуженных работниках архивной отрасли на специализированных сайтах 14 Глава 4 17

    Презентация
    Интернет возник в конце 1960 — начале 1970-х гг. как попытка объединить между собой сеть Департамента обороны США (ARPAnet) и разные радио- и спутниковые сети.
  2. Методика исследования 9 Глава 3 10 Достижения и перспективы использования ит в археологии 10

    Документ
    Персональный компьютер - первый массовый инструмент активной формализации профессиональных археологических знаний. Благодаря своей универсальности, информационные технологии (ИТ) совершили настоящий переворот в археологии.
  3. «историческая информатика как новая отрасль знаний»

    Реферат
    Современные тенденции развития гуманитарных наук предполагают проведение исследований на уровне междисциплинарности. Сегодня, когда среди историков республики происходят дискуссии о дифференцированном подходе к исследованиям истории
  4. Учебное пособие огис 2004 удк 681. 3 Б 27

    Учебное пособие
    Современный человек должен быть вооружен необходимыми знаниями и умениями находить, оценивать и использовать с максимальной пользой информационные ресурсы.
  5. Приказ №34 от 04. 04. 2011. Основная образовательная программа начального общего образования моуоош №27(проект) (1)

    Основная образовательная программа
    Данный документ разработан педагогическим коллективом под руководством директора муниципального образовательного учреждения – Мечнянской основной общеобразовательной школы №27 (далее - МОУООШ №27) в соответствии с требованиями Федерального
  6. Приказ №34 от 04. 04. 2011. Основная образовательная программа начального общего образования моуоош №27(проект) (2)

    Основная образовательная программа
    Данный документ разработан педагогическим коллективом под руководством директора муниципального образовательного учреждения – Мечнянской основной общеобразовательной школы №27 (далее - МОУООШ №27) в соответствии с требованиями Федерального
  7. Задачи профессиональной деятельности выпускника 3 Компетенции выпускника, формируемые в результате освоения ооп впо 4 Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ооп впо

    Регламент
    1.2 Общая характеристика вузовской основной образовательной программы высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности).
  8. Основная образовательная программа государственого образовательного учреждения средней общеобразовательной школы

    Основная образовательная программа
    Директор школы Дониченко Ольга Георгиевна награждена медалью "В память 850-летия Москвы" (1997г.)" и нагрудным знаком "Почетный работник общего образования РФ" (2001г.
  9. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы научных исследований» для студентов 2 курса факультета «Пищевые технологии» специальности 200503

    Методические указания
    Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Основы научных исследований» разработаны к.т.н., доцентом кафедры «Прикладная биотехнология» Наумовой Н.

Другие похожие документы..