Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень)

АДМИНИСТРАЦИЯ ЗАТО ВИДЯЕВО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ЗАКРЫТОГО

АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВИДЯЕВО»

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНА

Протокол заседания

методического совета

приказом по школе

от 31.08.2010. № 206

от 30.08.2010 № 1

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

(БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ)

(10А,В КЛАССЫ)

НА 2010-2011 УЧЕБНЫЙ ГОД

ЗАТО п. ВИДЯЕВО

2010 год

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая учебная программа по обществознанию на базовом уровне для классов физико-математического профиля разработана на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по обществознанию (базовый уровень), федерального государственного образовательного стандарта, федерального и регионального базисного учебных планов.

Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает примерное распределение учебных часов по разделам курса, определяет последовательность изучения разделов курса обществознания с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор контрольных работ, выполняемых учащимися.

Направленность программы по обществознанию является воспитание патриотизма и гражданственности, уважения к культуре и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, формирование ценностных ориентаций гражданина России, освоение норм и ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом, многоконфессиональном обществе.

В предлагаемой рабочей программе отводится время для самостоятельной работы учащихся, позволяющей им приобрести опыт познавательной и практической деятельности и тематического контроля. Для этого разделы программы расширены за счет резерва учебного времени. «Экономика» на 4 часа, «Правовое регулирование общественных отношений» - на 4 часа.

Структура документа

Рабочая программа по обществознанию включает разделы: пояснительную записку; тематический план; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки выпускников; УМК; литературу для учителя и обучающихся; сайты.

    1. Общая характеристика учебного предмета

Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.

Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.

Цели и задачи

Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;

  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

  • освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;

  • овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;

  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Используемые технологии, методы и формы работы: лекции и семинары — практикумы, ИКТ (мультимедийные презентации, электронные карты, схемы), дискуссии по проблемным темам, формирование учебных ситуаций, эмпатия в изучении человеческой деятельности.

В учебном процессе используется классно-урочная организация.

Место предмета в базисном учебном плане

Рабочая учебная программа рассчитана на 68 учебных часа, из расчета 2 часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая учебная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;

- объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;

- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;

- применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

- умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

- работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

- участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);

- формулирование полученных результатов;

- создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;

- пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

- владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ раздела

Раздел

Кол-во часов

Всего

Из них К.Р.

1

Общество как сложная динамическая система.

10

1

2

Политика как общественное явление.

16

1

3

Экономика.

21

1

4

Правовое регулирование общественных отношений.

21

1

Итого:

68

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (68 ч)

Все разделы и темы по содержанию учебного материала полностью соответствуют примерной программе среднего полного (общего) образования по обществознанию (базовый уровень). Примерная программа отводит минимум рабочего времени для изучения учебного материала. В связи с очень большим объемом разделов «Экономика» и «Правовое регулирование общественных отношений» их изучение будет продолжено в 11 классе. В целях обобщения материала и тщательного тематического контроля каждый из этих разделов расширен на 4 часа за счет резерва.

Данные знания и умения необходимы учащимся для успешной сдачи ЕГЭ по обществознанию а также для их подготовки к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин.

  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования по русскому языку базовый уровень пояснительная записка (1)

    Примерная программа
    Примерная программа по русскому языку для базового уровня представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку; основное содержание с примерным распределением учебных часов по основным разделам курса;
  2. Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (базовый уровень) (1)

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа по обществознанию на базовом уровне для классов универсального профиля разработана на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по обществознанию (базовый уровень), федерального государственного
  3. Рабочая учебная программа среднего (полного) общего образования по обществознанию (для классов социально-гуманитарного профиля)

    Рабочая учебная программа
    Рабочая учебная программа по обществознанию на профильном уровне для классов социально-гуманитарного профиля разработана на основе примерной программы среднего полного (общего) образования по обществознанию (профильный уровень), федерального
  4. Рабочая программа. Примерная программа основного общего образования по русскому языку. Содержание образования: Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов.

    Рабочая программа
    Программа по русскому языку «Школа 2100», Р.Н. Бунеев Сборник программ. Образовательная система «Школа 2100». Под ред. А.А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2007
  5. Учебно-методический комплекс по предметам (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

    Учебное пособие
    Соответствуют обязательному минимуму содержания общего образования 1998 г., федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г
  6. 30. 06. 2009 №5258 Об утверждении Стандарта муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам» (1)

    Программа
    Об утверждении Стандарта муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам»
  7. 30. 06. 2009 №5258 Об утверждении Стандарта муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам» (2)

    Программа
    В целях повышения уровня качества оказания муниципальной услуги «Предоставление общедоступного бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам», предоставляемой
  8. Среднее (полное) общее образование

    Документ
    Старшая ступень общеобразовательной школы в процессе модернизации образования подвергается самым существенным структурным, организационным и содержательным изменениям.
  9. Учебно-методический комплекс по предметам федерального компонента (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования)

    Учебно-методический комплекс
    Н.В.Нечаева. Русский язык. 1-4 классы. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В.Занкова. Составитель: Н.В. Нечаева. Самара: Корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2010.

Другие похожие документы..