Программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь

серия

УЧЕБНИК НОВОГО ВЕКА Л.Ф.БУРЛАЧУК

ПСИХОДИАГНОСТИКА

Учебник для вузов

ДопущеноСоветомпопсихологииУМО

поклассическомууниверситетскомуобразованию

вкачествеучебногопособиядлястудентоввысших

учебныхзаведений, обучающихсяпонаправлению

испециальностямпсихологии

Издательскаяпрограмма

300 лучшихучебниковдлявысшейшколы вчесть 300-летияСанкт-Петербурга

осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

МоскваСанкт-ПетербургНижнийНовгородВоронеж

Ростов-на-ДонуЕкатеринбургСамара

КиевХарьковМинск

2003

эБК 88.492я7 /ДК 159.9.072(075) Б91

Б91 Психодиагностика: Учебникдлявузов/ Л. Ф. Бурлачук. — СПб.: Питер, 2003. — 351 с.: ил. — (Серия «Учебник нового века»).

ISBN 5-94723-045-3

Первый в СНГ учебник по психологической диагностике написан одним из известных и ведущих не только сегодня, но и в доперестроечное время специалистов в этой области. В книге подробно рассматриваются история, предмет и методы этой важнейшей отрасли психологического знания. Доступно изложены вопросы, связанные с математико-статистическим обоснованием измерения индивидуальных различий и конструирования психологических тестов. Значительное место отводится как теоретическим, так и практическим проблемам измерения (тестирования) интеллекта и личностных особенностей. Учебник предназначен для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Психология», аспирантов, а также специалистов, решающих диагностические задачи в своей повседневной деятельности.

ББК 88.492я7 УДК 159.9.072(075)

ISBN 5-94723-045-3 . © ЗАО Издательский дом «Питер», 2003

Оглавление

Предисловие 6

Глава 1 Историяпсиходиагностики. Введение

  1. Предыстория психодиагностики 8

  2. Истоки психодиагностики как науки. Психологическое
    тестирование 12

1.2.1. Френсис Гальтон и измерение индивидуальных

различий 13

.. 1^1.2.2. Умственные тесты Дж. Кеттелла 17

  1. Вклад А. Бине в измерение интеллекта 19

  2. Чарльз Спирмен и структура интеллекта 24

1.3. Психодиагностика в XX в 26

1.3.1. Развитие психодиагностики в период с 1901 г.

до конца 1920-х гг 26

  1. Кризис 37

  2. Развитие психодиагностики с 1930 по 1939 гг 39

  3. Развитие психодиагностики в 1940-е гг 50

  4. Развитие психодиагностики в 1950-е гг 56

  5. Развитие психодиагностики в 1960-е гг 63

  6. Развитие психодиагностики в 1970-е гг 69

  7. Развитие психодиагностики в 1980-е гг 73

  8. Развитие психодиагностики в 1990-е гг 77

  1. Тестирование вобразовании 81

  2. Психодиагностика в дореволюционной России и в СССР ...... 84

Заключение 95

Глава 2 Психодиагностикакакнаука

  1. Понятие психодиагностики 99

  2. Предмет и структура психодиагностики 101

  3. Психодиагностика и смежные направления
    исследований 105

  1. Психодиагностика и дифференциальная психология .. 105

  2. Психодиагностика и психометрия 106

  3. Психодиагностика и психологическая оценка 107

2.4. Психодиагностический метод

и диагностические подходы 108

2.5. Тест как основной инструмент психодиагностики 112

  1. Понятие теста. Виды тестов 113

  2. Компьютеризированные и компьютерные тесты 114

  3. Об «объективных» тестах личности 120

  4. Адаптация зарубежных тестов 124

  1. Психологический диагноз 126

  2. О диагностике черт личности

и «измеренной индивидуальности» 131

2.8. Психодиагностический процесс 139

  1. Этап сбора данных 139

  2. Этап переработки и интерпретации 141

  3. Этап принятия решения 143

2.9. Этика психодиагностического обследования 147

Заключение 148

Глава 3 Психометрическиеосновыпсиходиагностики: основные этапыконструированиятеста

  1. Определение количества заданий (спецификация теста).... 151

  2. Разработка заданий 153

  3. Оформление теста 156

  4. Пилотажное исследование 157

3.5 Анализ заданий 158

  1. Определение надежности теста 161

  2. Факторный анализ 162

  3. Валидность теста 166

  4. Стандартизация теста 167

Заключение 176

Глава 4 Измерениеинтеллекта

  1. Подходы к определению интеллекта 178

  2. Тесты для измерения интеллекта, их виды 181

  3. Структура интеллекта 182

  1. Иерархические теории структуры интеллекта 182

  2. Модель интеллекта по Терстоуну 184

  3. Модель интеллекта по Гилфорду 186

  4. Модель интеллекта по Айзенку 188

  5. Модель интеллекта по Кеттеллу 189

  6. Модель интеллекта по Стернбергу 192

  7. Концепция генерального фактора: вчера и сегодня 195

  1. Распределение тестовых оценок интеллекта 196

  2. Интеллект и наследственность 197

  3. Интеллект и биологическая среда 209

  4. Интеллект и половые различия 211

  5. Интеллект и питание 212

  6. Интеллект и социокультурная среда 215

  1. Различия в интеллекте, обусловленные возрастом 223

  2. Различия в интеллекте, обусловленные числом детей

в семье и очередностью их рождения 231

  1. Интеллект: предпосылки и детерминанты 237

  2. Интеллект и личность 248

Заключение 252

Глава 5 Личностныеопросники

  1. Виды опросников, формы вопросов и представления
    результатов 255

  2. Проблема достоверности личностных опросников.

Факторы, детерминирующие ответы на вопросы 258

5.2.1. Фальсификация и установки на ответы 258

  1. Понимание вопросов и изменчивость ответов 262

  2. Психометрический парадокс 265

  3. Обобщенный анализ факторов, детерминирующих
    ответ 267

5.3. Личностные опросники и теории личности 276

Заключение 283

Глава 6 Проективнаятехника

  1. Предыстория проективной диагностики 285

  2. Проекция: от феномена к принципу исследования 287

  1. Проекция как психологический феномен 287

  2. Проективная гипотеза и проективные методики,

их виды 290

6.2.3.Роль стимула в проективных методиках 295

6.3. Теоретическое обоснование проективного подхода

к диагностике личности 299

  1. Бессознательное и проективные методики 308

  2. Проективные методики или «объективные тесты»? 315

  3. О разработке проективных методик 318

Заключение , 320

Литература 322

Алфавитныйуказатель 347

Приложение 351

Предисловие

Сегодня достаточно трудно назвать ту область психологии, по которой не было бы адано ни одного учебника. Психологическая диагностика в нашей стране оказа-:ась обделенной, несмотря на то что интерес к ней достаточно велик, а соответ-твующие учебные курсы преподаются уже более двух десятилетий не только в •ниверситетах, занимающихся подготовкой будущих психологов, но и при обу-[ении студентов многих других специальностей, например социологов, медиков, [едагогов. Немногочисленные учебные пособия (всего 3!), несмотря на их извест-юсть и популярность у студентов, не могут заменить систематизированного из-южения истории, теорий и важнейших проблем психологической диагностики. Гем более, что эти пособия в основном сосредоточены на раскрытии частных во-фосов и порой страдают отсутствием методологической проработки важнейших троблем этого направления психологической науки. Не восполняют образовав-пейся пустоты и отдельные, крайне редкие (я смог вспомнить только три книги!) тереводы зарубежных работ, в которых традиционно обходятся без рассмотрения тредмета психодиагностики, ее метода, взаимосвязей с другими областями пси-сологического знания и многого другого из того, что делает науку наукой, а не ;редоточием, пусть интересных, сведений об эмпирических данных и разработках.

Предлагаемый вниманию читателя учебник по психодиагностике — результат моего давнего интереса к этому направлению психологических исследований. Его юявлению предшествовали статьи и книги, посвященные «открытию» этой науки для тогда не вполне искушенных в ней психологов1, опыту работы с некоторыми методиками2 и, наконец, попыткам конструирования системы психодиагностического знания3. Не следует сбрасывать со счетов и многолетний опыт преподавания как общего курса психодиагностики, так и спецкурсов по ее отдельным проблемам в учебных заведениях Украины, России и Белоруссии.

Также хотелось бы сказать несколько слов о некоторых особенностях данного учебника. Во-первых, я долго не мог принять решение о том, помещать ли в текст книги описание соответствующих тестов в тех главах и разделах, в которых о них идет речь. Обычно достаточно полное описание тестов (во всяком случае, важнейших из них) присутствует в любом зарубежном руководстве по психодиагностике. С одной стороны, подробное знакомство с тестами уместно в контексте рассматриваемых проблем психодиагностики и могло бы облегчить читателю понимание ряда вопросов. С другой стороны, в отечественной литературе наиболее

1Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика интеллекта и личности. — Киев: Вища школа, 1979.

2См. напр.: Бурлачук Л. Ф. Исследование личности в клинической психологии (на основе метода Рор-
шаха). — Киев: Здоров'я, 1979; Бурлачук Л. Ф., Духневич В. Н. Исследование надежности опросни
ка Р. Кеттелла 16 PF // Психологический журнал. - 2000. - Т. 21. - № 5.

3Бурлачук Л. Ф., Коржова Е. Ю. К построению теории «измеренной индивидуальности» в психоди
агностике // Вопросы психологии. — 1994. — № 5; Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справоч
ник по психодиагностике. — СПб.: Питер, 2001.

  1. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (1)

    Программа
    И. В. Дубровина, докт. психол. наук, профессор: от редактора; ч. I, ч. Ill; заключение А. Д. Андреева, канд. психол. наук — ч. II разд. 1 Н. И. Гуткина, канд.
  2. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (3)

    Программа
    Данное издание— первый в нашей стране учебник по курсу практической психологии образования, впервые опубликованный в 1997 году и ставший основным для преподавателей и студентов, обучающихся но специальности 031 (педагогика и психология).
  3. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы в честь 300-летия Санкт-Петербурга осуществляется при поддержке Министерства образования РФ (2)

    Программа
    Книга представляет собой первый опыт написания учебного пособия по дисциплине «Методика преподавания психологии», в котором охватываются все основные темы курса.
  4. Издательская программа 300 лучших учебников для высшей школы осуществляется при поддержке Министерства образования РФ

    Программа
    Учебное пособие представляет собой систематизированное изложение опыта современ­ной теории и практики группового тренинга. В книге отражен разнообразный опыт зарубежных и отечественных специалистов, позволяющий представить себе целостную
  5. Н. В. Макарова и др.; под ред. Н. В. Макаровой. 2-е изд., перераб. Спб.: Питер, 2006. 158 с.: ил. (Учебно-методический комплект для средней школы)

    Документ
    Ботаника с основами фитоценологии [Текст] : [учеб. для вузов по спец. «Биология» / Т.И.Серебрякова, Н.С.Воронин, А.Г.Еленевский и др.]. - М.: Академкнига, 2006.
  6. Учебник написан с учетом специфики подготовки студентов торговых вузов. Вотдельных главах рассмотрены химический состав и пишевая ценность, классификация, влияние технологии на формирование потребительских свойств вкусовых товаров,

    Список учебников
    Герасимова, Вера Александровна. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: учебник для студентов вузов, обуч. по специальности 351100 "Товароведение и экспертиза товаров" / Г.
  7. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 080100 «Экономика»

    Программа
    Программа и вопросы по подготовке к комплексному вступительному экзамену в магистратуру по направлению 80100 «Экономика», программа 080113, «Экономика фирмы».
  8. Рабочая программа Дисциплина: программа государственной аттестации

    Рабочая программа
    Возникновение и развитие педагогической профессии; своеобразие педагогической деятельности; роль учителя в обществе; педагогическое призвание, творчество и новаторство; мотивы выбора педагогической профессии; требования к личности
  9. Анфимова Н. А. Кулинария [Текст] : учеб для учреждений нач проф образования / Н. А. Анфимова, Л. Л. Татарская. 4-е изд

    Документ
    Алтухов К.В. Водоподготовка и технический анализ воды [Текст] : метод. разраб. / К.В.Алтухов, В.В.Герасимова; РГПУ им. А.И.Герцена. - СПб.: Изд-во РГПУ, 2006.

Другие похожие документы..