Информационный бюллетень osint №26 июль август 2012 г

Государственная инвентаризация лесов

В течение 2011 г. осуществлялась подготовка нормативных правовых актов, регулирующих вопросы лесного планирования.

Издан приказ Рослесхоза от 05.10.2011 г. № 423 «Об утверждении Типовой формы и состава лесного плана субъекта Российской Федерации, а также порядка его подготовки» (зарегистрировано в Минюсте России 12.12.2011 г. № 22552).

Подготовлен проект приказа Рослесхоза «Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений».

В 2011 г. Рослесхозом утвержден Порядок проведения государственной инвентаризации лесов3, позволяющий обеспечить информационное взаимодействие всех заинтересованных органов государственной власти.

В 2011 г. продолжились работы по созданию национальной системы инвентаризации лесов. К 2012 г. заложено более 25 тыс. шт. постоянных пробных площадей на общей площади 162,7 млн. га, т.е. на 13,7% площади лесов Российской Федерации, включая леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов.

В 2011 г. создана цифровая основа в среде ГИС по 155 лесничествам, включающая около 117 тыс. лесных кварталов и более 3 млн. лесотаксационных выделов. Полностью завершены работы по определению количественных и качественных характеристик лесов на территории 8 субъектов Российской Федерации, по которым будут разработаны бизнес-карты использования лесных ресурсов субъекта Российской Федерации.

Как показали результаты государственной инвентаризации лесов по ряду лесничеств Красноярского края, общий запас лесных насаждений в 1,7 раза превышает запас по данным государственного лесного реестра, что свидетельствует с одной стороны о недопустимых ошибках лесоустройства, а с другой стороны – об отсутствии непрерывности обновления баз данных лесоустройств.

В 2011 г. работы по оценке мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использования лесов проведены на территории 68 субъектов Российской Федерации в 150 лесничествах. Всего было обследовано 10,607 тыс. лесных участков, что составило 8% от всех лесных участков с выполненными мероприятиями в 2010 г.

В процессе работ в Российской Федерации выявлены значительные нарушения лесоводственных требований и лесного законодательства при проведении мероприятий – в 33% всех обследованных участков.

По сравнению с 2010 годом количество лесных участков с нарушениями уменьшилось на 20%, что свидетельствует о повышении качества выполненных работ.

Хуже всего выполнялись мероприятия по воспроизводству лесов – 39% лесных участков с нарушениями. Особенно низкое качество при выполнении рубок ухода за лесами, переводе лесных культур в покрытые лесной растительностью земли.

Использование лесов – 38% лесных участков с нарушениями. Самое низкое качество выявлено при выполнении выборочных рубок спелых и перестойных лесных насаждений.

Мероприятия по защите лесов – 35% лесных участков с нарушениями. Самое низкое качество выявлено при выполнении выборочных санитарных рубок.

Мероприятия по охране лесов от пожаров – 20% лесных участков с нарушениями. Самое низкое качество выявлено при выполнении ухода за противопожарными разрывами, устройства противопожарных разрывов.

Неудовлетворительные результаты по результатам оценки мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использования лесов показали следующие федеральные округа Российской Федерации: Сибирский федеральный округ – (40% лесных участков с нарушениями); Центральный федеральный округ – (39%); Северо-Западный федеральный округ – (37%).

Положительные показатели: Северо-Кавказский федеральный округ – (17%); Южный федеральный округ – (21%); Дальневосточный федеральный округ – (24%).

Неудовлетворительные результаты по результатам оценки мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и использования лесов показали следующие субъекты Российской Федерации: Ивановская область – (86% лесных участков с нарушениями); Костромская область – (86%); Республика Тыва – (67%); Новгородская область – (61%); Смоленская область – (55%).

Положительные показатели по субъектам Российской Федерации: Липецкая область, Сахалинская область – (9%); Чувашская республика – (10%); Волгоградская область – (12%).

На территории, переданной в аренду, мероприятия выполнены с большим количеством нарушений лесоводственных требований 36% лесных участков.

Неудовлетворительные результаты показали субъекты Российской Федерации: Ивановская область – (86% лесных участков с нарушениями); Костромская область – (84%); Новосибирская область – (60%); Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – (59%).

На 10% лесных участках из проверенных мероприятия не проводились, несмотря на наличие актов приемки выполненных работ.

Неудовлетворительные показатели по субъектам Российской Федерации: Костромская область – 51%; Ивановская область – 35%; Камчатский край – 28%; Калининградская область – 27%.

Департаментам лесного хозяйства по федеральным округам дано поручение о передаче материалов по невыполненным мероприятиям в органы прокуратуры.

Мониторинг использования лесов
в рамках государственной инвентаризации лесов

Дистанционный мониторинг использования лесов в рамках государственной инвентаризации лесов является одним из основных мероприятий Плана по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2011-2014 гг., по результатам которого ежегодно направляется доклад в Правительство Российской Федерации.

Работы по мониторингу в 2011 г. проведены в зоне интенсивных лесозаготовок и развития арендных отношений на площади 120 млн. га в 30 субъектах Российской Федерации.

В ходе мониторинга обследовано 169 лесничеств. На основе дешифрирования материалов космической съемки высокой разрешающей способности проанализировано более 51 тыс. лесных участков (лесосек) и выявлены нарушения лесного законодательства на 6,5% лесных участков, на арендованной территории – на 7,7% лесных участков.

По Российской Федерации мониторингом выявлены незаконные рубки (при использовании лесов для заготовки древесины) на общей площади 8,6 тыс. га в объеме 1,822 млн. куб. м (в 2010 году – на площади 10,1 тыс. га в объеме 1,793 млн. куб. м), в том числе по рубкам спелых и перестойных лесных насаждений –1,679 млн. куб. м и сплошным санитарным рубкам – 143,1 тыс. куб. м.

По данным мониторинга с 2009 г. в Центральном, Уральском и Сибирском федеральных округах отмечен рост незаконных рубок. В Северо-Западном, Дальневосточном федеральных округах с 2010 г. и Приволжском федеральном округе с 2009 г. наблюдаются положительные изменения в сторону уменьшения объема незаконных рубок.

Наибольшие объемы незаконной рубки (при использовании лесов для заготовки древесины) отмечены в Иркутской области (433,1 тыс. куб. м), Красноярском крае (268,3), Ханты – Мансийском автономном округе – Югре (247,6), Архангельской области (139,2), Свердловской области (91,5).

При использовании лесов в соответствии со ст. 43 Лесного кодекса незаконное использование земель лесного фонда установлено на площади 48,8 га (в 2010 году – 152,9 га), в том числе по ЗАО «Прииск Удерейский» (Красноярский край) – 20 га.

Ориентировочный размер ущерба по нарушениям лесного законодательства в целом по объектам мониторинга составил около 8,5 млрд. рублей (в 2010 году – 8,2 млрд. рублей).

Наибольший ориентировочный размер ущерба в связи с незаконными рубками выявлен по следующим лесопользователям: ОАО «Группа Илим» (Иркутская область и Красноярский край) – более 356 млн. руб., ООО «Лесная Торговая Компания» (Иркутская область) – около 192 млн. руб., ЗАО «Петровлес – Паша» (Ленинградская область) – более 142 млн. руб., ОАО «Майсклес» (Кировская область) – более 127 млн. руб., ИП «Гаджидибиров Г.М.» (Ханты – Мансийский автономный округ – Югра) – около 120,5 млн. руб.

Материалы по итогам мониторинга 2011 г. направлены в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные в области лесных отношений, для организации лесничествами натурных проверок фактов выявленных нарушений лесного законодательства Российской Федерации и принятия необходимых мер по взысканию ущерба.

Федеральный государственный лесной надзор
и муниципальный лесной контроль (лесная охрана)

По статистическим данным органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области лесных отношений, в 2011 г. государственными лесными инспекторами (лесничими) выявлено 21,3 тыс. случаев незаконной рубки лесных насаждений с объемом 1,2 млн. куб. м древесины и причиненным ущербом 11,3 млрд. руб. В сравнении с 2010 г. снижение по случаям, объему и ущербу составило на 21%, 12% и 18% соответственно.

В целях повышения эффективности профилактики нарушений лесного законодательства приняты следующие меры:

  1. Внесены изменения в Лесной кодекс Российской Федерации (Федеральные законы № 442 от 29.12.2010 г. и № 242-ФЗ от 18.07.2011 г.), предусматривающие конкретизацию целей и задач осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны);

  2. Расширены полномочия государственных лесных инспекторов и лесничих в части задержания в лесах граждан, нарушающих требования лесного законодательства, и доставления в правоохранительные органы; изъятия у граждан, орудия совершения правонарушений, транспортных средств и документов (Федеральные законы № 442-ФЗ от 29.12.2010 г. и № 242-ФЗ от 18.07.2011 г.);

  3. Подготовлен проект федерального закона «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающих порядок пребывания в лесах лиц со специальными механизмами, автотранспортными средствами, самоходными машинами и другими видами техники, предназначенными для рубки лесных насаждений, заготовки и транспортировки древесины»;

  4. Утвержден и реализуется всеми заинтересованными органами исполнительной власти План по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины в Российской Федерации на 2011-2014 гг.;

  5. Обеспечивается координация межведомственного взаимодействия всех заинтересованных органов исполнительной власти в рамках созданной Межведомственной комиссии по предотвращению незаконной заготовки и оборота древесины и соглашений по взаимодействию с МВД России, ФТС России, ФМС России, Росфинмониторингом, ФССП России.

Основные задачи по совершенствованию системы профилактики нарушений лесного законодательства:

  1. Создание эффективной системы федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) по предотвращению, пресечению нарушений лесного законодательства, сокращению объемов незаконных рубок леса, снижению экологического ущерба.

  2. Усиление координации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, общественных организаций, предприятий лесопромышленного комплекса по обеспечению законности происхождения древесины.

Одной из основных проблем, оказывающих негативное влияние на развитие лесного комплекса, является нелегальная заготовка и оборот на рынке круглых лесоматериалов неизвестного происхождения.

Для решения этой проблемы, Рослесхозом, во исполнение поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 07 января 2011 г.
№ Пр-15 и Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Путина от 24 января 2011 г. № ВП-П2-317 подготовлен проект федерального закона о государственном регулировании оборота круглых лесоматериалов.

Доля незаконных рубок в структуре лесонарушений составляет более 50%, а в некоторых лесных регионах до 80-95%.

В объемах круглых лесоматериалов, поставляемых на внутренний рынок и на экспорт, присутствуют лесоматериалы, происхождение которых неизвестно. При этом происхождение круглых лесоматериалов сегодня не подлежит документальному подтверждению, что создает условия для незаконных лесозаготовок.

Законопроект предусматривает представление всеми участниками оборота круглых лесоматериалов специальных деклараций об обороте, с указанием сведений о продавцах и покупателях, объемах заготовки, закупки, переработки, продажи (в т.ч. на экспорт) круглых лесоматериалов. Указанные сведения будут составлять основу единой государственной автоматизированной информационной системы контроля законности заготовки древесины и оборота круглых лесоматериалов и позволят правоохранительным и контролирующим органам оказывать реальное и существенное противодействие нелегальным заготовкам древесины и ее обороту. В проекте закона также предусмотрены положения, касающиеся учета круглых лесоматериалов, их маркировки, осуществления государственного надзора, ответственности.

В результате будет получена полная и достоверная информация о фактических объемах заготовки древесины, ее качестве и законности.

Кроме того, предполагается, что повышение эффективности контроля путем учета и декларирования заготовленных, вывозимых из леса и продаваемых круглых лесоматериалов позволит оказать реальное и существенное противодействие нелегальным заготовкам древесины и ее обороту. Контроль законности происхождения и реализации круглых лесоматериалов должен предопределить законность производимой из них продукции.

Также следует отметить, что законопроект позволит участникам рынка круглых лесоматериалов обеспечить соблюдение требований Регламента ЕС № 995/2010, целью которого является ограничить с марта 2013 г. ввоз продукции из древесины в страны Европейского Союза без подтверждения легальности заготовки древесины.

В этой связи контроль законности круглых лесоматериалов является первоочередной задачей, которую возможно эффективно решить в кратчайшие сроки.

  1. Информационный бюллетень osint №20 июль август 2011 г

    Информационный бюллетень
    June 2011: Secretary General Ian Johnson presented “an agenda for action to 2050” to the National Associations in Spain and Japan as well as to the EU Chapter in Brussels.
  2. Информационный бюллетень osint №22 ноябрь декабрь 2011 г

    Информационный бюллетень
    1. Журнал -The 9/11 Essays - Homeland Security Affairs ( 2011 ) is the peer-reviewed online journal of the Naval Postgraduate School Center for Homeland Defense and Security (CHDS) (англ)
  3. Информационный бюллетень №15 декабрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Разведка с использованием открытых источников информации (Open Source Intelligence - OSINT) далеко не новый вид деятельности для американской разведки.
  4. Информационный бюллетень №17 февраль 2011 г

    Информационный бюллетень
    Mark Osborne Humphries and John Maker, eds. Germany’s Western Front, 1915: Translations from the German Official History of the Great War, Waterloo, ON: Wilfrid Laurier University Press,
  5. Информационный бюллетень №18 март апрель 2011 г

    Информационный бюллетень
    Глобализация. Что это? Может быть, лишь один из очередных модных терминов, изобретение которых становится характерной чертой современной псевдонауки и пропаганды.
  6. Информационный бюллетень №12 сентябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    В статьях вестника рассматривается влияние современных информационных технологий на социально-экономическое и общественно-политическое развитие нашей страны.
  7. Информационный бюллетень №14 ноябрь 2010 г

    Информационный бюллетень
    Основной задачей любой информационно-аналитической службы вне зависимости от ее ведомственной принадлежности является систематизация неструктурированной информации и получение на основе этой информации новых знаний с использованием
  8. Информационный бюллетень №8 май 2010 г

    Информационный бюллетень
    1. Влияние глобальной экономического и финансового кризиса на продовольственную безопасность и сельское хозяйство в Восточной Европе, Средней Азии и Турции
  9. Т Родоса, когда налетел шторм. Подхваченные течением, они в конце концов оказались на почти необитаемом скалистом острове Антикитира, расположенном северо-запад

    Документ
    На Пасху 1900 г. группа греческих ловцов губок возвращалась из своих традиционных мест промысла в Северной Африке домой на остров Сими, находящийся неподалеку от Родоса, когда налетел шторм.

Другие похожие документы..