«Неуспокоенное сердце матери»

Описание разработки урока.

Учитель: Балакина Вера Семеновна

Образовательное учреждение: МОУ Белоярская средняя общеобразовательная школа.

Предмет: Литература Красноярского края.

Класс: 7 класс

Профиль: общеобразовательный

Тема урока: «Неуспокоенное сердце матери». Анализ рассказа В.П. Астафьева

«Мальчик в белой рубахе».

Тип урока: урок изучения нового материала, анализ рассказа с использованием ИКТ

Цели урока:

-На основе анализа рассказа проследить, в чем заключаются

нравственные ценности человека в жизни сибирской деревни в 30-е годы,

-Совершенствовать навыки работы с художественным текстом. Развивать устную речь.

-Помочь учащимся проникнуть в тайны авторского замысла, провести наблюдения над языком произведения

-Воспитывать у учащихся чувство памяти, бережного отношения к людям

Приобретаемые навыки детей:

- совершенствование навыков анализа текста

- пополнение своего читательского актива

- умение проникать в замысел автора через художественное рисование пути детей

- совершенствование работы с мультимедийными ресурсами и работы на ПК

Формы организации работы детей:

1. чтение:

а) выразительное чтение художественного текста;

б) аналитическое/изучающее чтение;

2. аналитическая работа с текстом:

а) ответ на вопрос с привлечением и без привлечения цитат;

б) овладение словами-терминами (в объеме программы);

в) составление таблицы характеристики героев

г) составление карты- пути детей

3. устная речь: диалогическая речь, монологическая речь.

4 работа со словарями: определение значения непонятных слов

5.индивидуальная работа на ПК, с электронными дисками

Формы организации работы учителя:

- психологический настрой учащихся на урок,

-мини-лекция,

- демонстрация презентации, комментарии к слайдам,

- организация чтения учащихся,

-организация самостоятельной и индивидуальной работы учащихся (с использованием ИКТ),

- организация словарной работы, пополнение лексики детей,

Технологические особенности

Технические условия: компьютерный класс с необходимым оборудованием

Используемое оборудование:

- компьютеры,

-диапроектор,

-экран,

- Рабочая тетрадь по литературе Красноярского края на печатной основе для 7 класса., автор ТИ Стельмах

-Учебник по литературе Красноярского края для 7 класса, автор ТА Хороброва

- Толковый словарь русского языка. СИ Ожегов

- Словарь русских говоров южных районов Красноярского края под ред. ВН Роговой.

- Презентация «В.П. Астафьев».

Используемые ресурсыЕдиной коллекции цифровых образовательных ресурсов:

-«Произведения живописи из собрания Государственного Русского музея (№123227), И.И.Левитан «Золотая осень. Слободка» - кадр №1

- «Библиотека электронных наглядных пособий «Литература» (№ 22701)

Используемые ресурсы из других общедоступных источников:

-Электронный диск «Хрестоматия школьника», «АСУ-импульс», 2004

-Электронный диск «Родное Красноярье. Электронная библиотека краеведческих материалов», Красноярск, 2007

-Электронный диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия»

Описание урока

Ход урока.

І. Оргмомент.

ІІ. Актуализация знаний.

Что мы уже знаем о ВП Астафьеве? Сообщение учащегося «Страницы биографии ВП Астафьева» с использованием материалов из электронных дисков «Хрестоматия школьника», «Родное Красноярье» (демонстрация фотографий писателя)

Слово учителя: (используется электронный диск «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», раздел о ВП Астафьеве - Демонстрируется портрет ВП Астафьева, используется текст словарной статьи биографии писателя)

30-е годы были тяжелейшими в жизни народа нашей родины. Революция, затем гражданская война принесли разруху и голод. Да еще выдались годы неурожайные, стояли холодные зимы, да и летом было очень жарко, словом, стояла засуха. И нужно было вовремя убрать урожай, иначе пропадет. Приходилось колхозникам на какое-то время забыть о собственном доме, детях. Да и дети взрослели очень рано, они оставались в селах хозяйничать, на их плечи легла забота о доме, домашних животных. Только тогда еще можно было выжить. Вот о таком времени и рассказывает Виктор Петрович Астафьев в повести «Последний поклон». Рассказ из повести называется «Мальчик в белой рубахе».

Первое восприятие текста

Демонстрируется картина ИИ Левитана «Золотая осень. Слободка» (ЦОР № 123227, ключевой кадр №1) Учащиеся рассматривают картину, отвечая на вопросы учителя, устно описывают картину, сопоставляя с текстом произведения.

-Каким вы представляете село в прочитанном рассказе? Отражает ли репродукция картины Левитана изображенный писателем сельский вид?

(фронтальная работа с учащимися)

- Какое впечатление произвел на вас рассказ?

- Какие чувства вызвали у вас герои произведения?

- каково ваше впечатление о художественном языке рассказа?

- Какие бы вопросы вы задали автору?

ІІІ. Анализ рассказа. (демонстрация Презентации, слайд № 1)

- В какое время происходит действие рассказа?

- Как описывает автор трудный 33-й год?

(учащиеся находят отрывок, зачитывают со слов «Второе подряд лето…» до слов «И накликал»)

- В каком произведении Астафьева мы уже читали похожее описание?

(рассказ «Ангел-хранитель»)

- Выделите ключевые слова, помогающие передать тяжелую атмосферу этого времени.

( учащиеся называют, записывают в тетрадь: улицы обезлюдели, беспризорно бродили мослатые телята, ссохшиеся глотки коров, вяло пурхались курицы, выли одичавшие собаки, Шарик подвывал, переходя на горькое рыдание)(слайд № 2)

- Как вы понимаете смысл слов: мослатые, блажили, заслонка? (работают в парах со словарями ВП Роговой и СИ Ожегова, определяя значения слов, затем все записывают)

(слайда № 3 в качестве проверки)

Мослатые – очень худые, кости очень сильно выступают из-под кожи.

Блажили – дурно ревели, мычали

Заслонка – железный лист с ручкой, закрывающий входное отверстие русской печи.

Страдовала – работала в поле; тяжелая, ломовая работа во время уборки урожая.

- Кто герои рассказа? Назовите их.

(тетка Апроня, ее дети: Санька (7 лет), Ванюха (6 л.), Петенька (около 4 лет).

- Почему автор их называет мужчинами? Согласны ли вы с ним?

- Попробуйте нарисовать в тетради путь детей. Что встретили они во время своего путешествия? (работа в тетради)

горная речка,

таежная седловина с каменными останцами и горбатинами

обвальный спуск в ущелье,

раскаленное ущелье,

убранные покосы,

пыльные, проплешисто зажелтевшие овсы.

Задание классу: Выбери из иллюстраций те, которые наиболее полно могут проиллюстрировать путешествие героев. ( слайд № 4)

Учащиеся просматривают слайды №№ 4-6, выбирают номера иллюстраций, затем комментируют, высказывая свою точку зрения.

- Как меняется повествование автора?

- Какая лексика преобладает при описании природы?

(учащиеся: меняется тональность, речь более плавная, автор отмечает трудный путь детишек, замечает все преграды, которые преодолели малыши: горная речка с завалами, обвальный спуск в ущелье, раскаленное ущелье, змеи и ящерки, тайга).

-Автор с любовью описывает мальчиков. Какие они?

(учащиеся: троица парней, смекалистые, сызмальства привычные жить своим трудом и догадливостью)

Ученики составляют сводную таблицу описания мальчиков (материал подбирается группами или по вариантам) (в качестве проверки демонстрируется слайд № 7 «Герои рассказа. Какие они?)

Санька

Ванюха

Петенька

Пошел 7 год

На исходе шестой

Четырех еще не минуло

Мухой кличут

Быком дразнят

Нет пока прозвища

Несмышленыш.

Кудлатая голова,

Легкий он, жужливый, непоседливый

Воловат, добр, песни петь любит, вперевалку тащился.

Когда разозлится – почернеет весь, ногами топает, руку себе кусает

Рубаха будто выкушена на брюхе, даже криво завязанный пупок видать

Грудь материнскую только пред страдой мусолить перестал.

Помнил и про мамку, и про шанежку, и про шкалик с молоком.

- Докажите строками текста, что трудный путь преодолели дети.

(учащиеся: мучил зной, очень устали, Петенька хныкал, отказывался идти дальше, совсем выбился из сил, плюхнулся на дорогу решительно и молча, с трудом переставлял разбитые ноги)

- Как ведут себя дети по отношению друг к другу?

( помогают, не оставляют младшего и т.д.)

- Значение каких слов вам непонятны?. Словарная работа (значения слов написаны заранее на доске. Индивидуальная работа одного из учеников по согласованию с учителем). ( возвращение к слайду № 3)

Заимка – название небольших отдаленных земледельческих, охотничьих, рыболовецких поселений в 1-2 избы

Закукорки – нести за плечами на себе

Набузовался – напился, откормился

Шанежка – лепешка из пресного теста, намазанная творогом или картофелем.

Шкалик – старая русская мера, равная 1/200 ведра, винная посуда такой меры.

- Можно ли по описанию пейзажа заранее сказать. Что случиться какое-то несчастье?

- А о чем в это время думает мать ребятишек, не зная еще, что ее ожидает?

(зачитывают: «скорей бы упряг одолеть…»)

- Что вас поразило в объяснении пропажи мальчика жителей деревни?

Велико горе матери, потерявшей своего ребенка. Но велико оно вдвойне, когда нет могилки, на которой можно оплакать усопшего…

- Какая из иллюстраций, по вашему мнению, более полно передает образ неутешной матери? Выскажите свое мнение. (слайды №№ 8)

- Как об этом пишет ВП Астафьев? Что мы слышим в этих полных горечи строках?

(учащиеся читают текст: «Но где же, в каких лесах…- маленький мальчик в белой рубахе»)

Учитель: Как непохож этот рассказ на предыдущие! В более ранних рассказах доминирует ликующая, радостная тональность. Даже битые жизнью люди здесь вспоминают о прошлом с радостью. Радостное и благодарное отношение к жизни несет и сам Витька Потылицын. «Такая волна любви к родному и до стоноты близкому человеку накатывала на меня. В этом порыве моем была благодарность ей (бабушке) за то, что мы есть на свете и все, все вокруг живое и доброе», и не раз он говорит: «Хорошо-то как! Можно жить на этом свете!..»

Позднее в 1974-м году ВП Астафьев вспоминал: «Сами читатели, отклики и довольно дружная хвалебная критика насторожили меня. Что-то уж больно благодушно все у меня в «Последнем поклоне» получается. Пропущена очень сложная частица жизни. Не нарочно пропущена, конечно, так получилось. Душа просила выплеснуть, поделиться всем светлым, радостным, всем тем, что приятно рассказывать…я не считаю новые главы жестокими. Если уж на то пошло, я даже сознательно поубавил жестокости из той жизни, которую изведал, дабы не было перекоса в тональности всей книги. Мне видится книга не только более грустной по содержанию и объему, но и более убедительной, приближенной к той действительности, которая была и которую никто, а тем более художник, подслащать, подглаживать и нарумянивать не должен. Нет у него на это права».

- Как вы понимаете слова ВП Астафьева? Покажите, что это действительно так на примере рассказа «Мальчик в белой рубахе».

- Что вас поразило в жизни сибирской деревни в 30-е годы? (как бы трудно ни было, родители должны быть на колхозном поле, домашние работы, забота о детях уходит на второй план. Дети взрослеют очень рано, на их плечи ложатся заботы по дому, заботы о младших братьях и сестрах. Порой случаются такие страшные истории, как в прочитанном рассказе)

ІV. Итог урока:

- Как вы можете определить тему рассказа? (вопрос № 3 в Рабочей тетради, стр.8).

(Тема памяти, материнской памяти, неугасающей скорби) – записывают в тетрадь

- Какова идея рассказа? (вопрос № 1 в Рабочей тетради,стр.8).

(Потеря ребенка для матери – это неутешное горе. Сколько бы времени ни прошло, «слышит мать ночами легкие босые шажки, протягивает руки, зовет и не может дозваться маленького сына») – записывают в тетрадь.

Рефлексия: Выскажите свое мнение. С чем ассоциируется у вас данная иллюстрация (демонстрируется Слайд № 9)

Домашнее задание:

- Используя Библиотеку электронных наглядных пособий «Литература» (ЦОР №22701), подобрать материал (текстовой и иллюстративный) о рассказе ВП Астафьева «Над вечным покоем» из книги «Последний поклон».

- проиллюстрировать понравившийся эпизод.

  1. Избранное: Величие и нищета метафизики

    Документ
    В подготовке серии принимали участие ведущие специалисты Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам, Института всеобщей истории, Института философии Российской академии наук.
  2. Книга первая (27)

    Книга
    1. Стихия Огня самая вездесущая, самая творящая, самая жизненосная менее всего замечается и оценивается. Множество пустых, ничтожных соображений занимает человеческое сознание, но наиболее чудесное ускользает.
  3. Книга первая (68)

    Книга
    Угли горящие нужны для очищения сознания. Пламя радужное утверждает стремление духа. Множество приложений работы Огня явлены, как самые поразительные условия Бытия.
  4. Tags: leviathan, リヴァイアサン, レヴィアタン

    Документ
    В не очень отдалённом будущем в Соединённых Штатах произойдёт самое сильное за всю историю землетрясение. Близится день, когда в этой стране средства массовой информации сообщат об ужасной новости – о самом сильном и разрушительном
  5. «общество спасено»

    Книга
    Прискорбное недоумение наших потомков вызовут законы, появившиеся в самых как будто бы просвещенных странах, которые в черные для Европы дни сохранили свою конституцию и казались последними священными прибежищами честности и свободы,
  6. Родные нам кажутся вечными. Меньше всего я могла думать, что об Отце, Гоше, как называли его в нашей семеечке, мне придется говорить в леденящем сердце прошедше

    Документ
    Родные нам кажутся вечными. Меньше всего я могла думать, что об Отце, Гоше, как называли его в нашей семеечке, мне придется говорить в леденящем сердце прошедшем времени.
  7. Элджернон Генри Блэквуд

    Документ
    Umbram fugat veritas (Тень бежит истины — лат. ) — этот посвятительный девиз, полученный в Храме Исиды-Урании герметического ордена Золотой Зари в 1900 г.
  8. Книга писателя Константина Сердюка “мамина доля” произвела на меня потрясающее впечатление. Вней достоверно, ярко и правдиво раскрыта судьба не только доли своей матери Устинии Ивановны,

    Книга
    Не часто в нашей художественно-публицистической литературе, а тем более в мемуарах, встретишь сегодня произведение, посвященное и отражающее многогранную, сложную, порой горькую и печальную жизнь наших матерей.
  9. Учебное пособие автор: панкин сергей фёдорович объем 38,54 А. Л. Аннотация: Книга «Основы религиоведения» представляет собой учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Религиоведение»

    Учебное пособие
    Книга написана в соответствии с требованиями государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности 0 00 – «Религиоведение», квалификация «Религиовед».

Другие похожие документы..