Учебно-методический комплекс история экономики высшее профессиональное образование специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

Негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ НОВЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ

ВЫСШЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Специальность

080507.65 Менеджмент организации

МОСКВА, 2011

Учебно-методический комплекс подготовлен Малиновский Л. Ф., кандидат экономических наук, доцент

Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой экономики, протокол от 26 января 2011 года №5

Рецензент - Чередниченко Л. Г., доктор экономических наук, профессор,

профессор кафедры экономической теории Российской экономической академии имени

Г. В. Плеханова

Рецензент – Макаров А.А., кандидат экономических наук, доцент

© МНЮИ

Оглавление

Раздел I. Пояснительная записка 4

Раздел II. Тематический план 9

Раздел III. Содержание дисциплины 13

7.1 Тематика письменных (реферативных) работ 60

Раздел I. Пояснительная записка

Курс «История экономики» входит в цикл общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин. Изучает основополагающие принципы существования экономических моделей (типов), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизм функционирования,­ взаимодействия и взаимовлияния этих систем, готовясь стать специалистами по коммерции, связям с общественностью, финансам, бухгалтерскому учету, анализу и аудиту, экономике и управлению на предприятии. Главный акцент в данном курсе сделан на его основные принципы и понятия, а также на то, как анализ функционирования различных хозяйственных систем в их историческом развитии позволяет повысить качество принимаемых решений по конкретным видам современной хозяйственной деятельности.

Целью изучения дисциплины «История экономики» является изучение студентами процессов исторического развития общественного производства в конкретных формах отдельных стран в разные эпохи, экономической политики государств, значительных изменений, происходящих в развитии производительных сил общества. Поэтому его задача – сравнительный историко-экономический анализ моделей развития мирового хозяйства:

  • азиатского способа производства и античного рабства;

  • классической модели феодальной экономики (Франция) и особенностей феодального хозяйства в Англии, Германии, России, восточных странах;

  • генезиса капиталистической экономики в странах первого эшелона (Голландия, Англия, Франция, США) и реформистского пути перехода к рыночной экономике (Германия, Россия), промышленного капитализма в Японии;

  • основных тенденций в развитии мирового капиталистического хозяйства на рубеже XIX–XX вв.;

  • особенностей монополизации экономики по странам;

  • становления различных систем регулируемого капитализма;

  • возникновения, развития и кризиса хозяйственной системы государственного социализма в СССР и в странах Восточной Европы;

  • основных изменений в структуре экономики ведущих капиталистических государств в XX в.; основных моделей смешанной экономики;

  • основных направлений перестройки мирового хозяйства на рубеже XX–XXI веков.

Программой курса предусмотрено чтение лекций и проведение семинарских занятий. Особое место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе студента с научной литературой, периодическими экономическими изданиями, еженедельниками, журналами и газетами.

В соответствии с учебным планом формой итогового контроля знаний студентов является зачет.

В процессе освоения дисциплины «История экономики» студент должен:

  • понимать характер истории экономики как науки и ее место в системе экономического знания;

  • иметь цельное представление о процессе исторического развития общественного производства в конкретных формах отдельных стран в разные эпохи, экономической политике государств, сдвигах, происходящих в развитии производительных сил общества;

  • знать особенности экономического развития ведущих стран мира и России с древнейших времен до настоящего времени;

  • владеть основами историко-экономического мышления, умениемвыражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации;

  • уметь работать с научной историко-экономической литературой, пользоваться экономическими понятиями и категориями, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе историко-экономического материала;

  • иметь представления об источниках историко-экономического знания.

Курс «История экономики» тесно связан с такими областями знаний, как экономическая теория, отечественная и всеобщая история, история экономических учений. Успешное освоение данного курса возможно только при комплексном изучении указанных областей знаний, а также при активной самостоятельной работе студентов с учебной, справочной и периодической литературой по изучаемым вопросам курса.

Тематический план и содержание учебной программы дисциплины «История экономики» подготовлены в соответствии с положениями действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и отвечают требованиям профессиональной образовательной программы и учебного плана.

Основным видом учебных занятий студента с преподавателем, на которые приходится максимум учебного времени, являются лекции. Лекционные занятия могут проводиться как в классической форме, так и с использованием технических средств обучения, презентаций и т. д. Для более глубокой проработки учебного материала предназначены групповые занятия в виде семинаров по наиболее важным темам дисциплины. На изучение дисциплины значительное время отводится на самостоятельную проработку важнейших проблем курса. Этой цели служат задания на самостоятельную внеаудиторную работу, включающую проработку прослушанных лекций, изучение рекомендованной литературы, первоисточников, написание контрольных работ, выполнение домашних заданий. Формой итогового контроля для студентов очной и очно-заочной форм обучения является зачет, для студентов заочной формы обучения – написание контрольной работы и зачет.

Групповая совместнаяработа студентов предполагает совместное принятие решений по ряду вопросов, касающихся освоения понятийного аппарата основополагающих принципов существования экономических моделей (типов), в которые организуется хозяйственная деятельность человека, механизм функционирования,­ взаимодействия и взаимовлияния этих систем. На практическом занятии студенты расширяют кру­гозор, формируют свою экономическую культуру как будущих эконо­мистов, четче понимают, что независимо оттого, можно ли использовать историю экономики для непосредственной проверки экономических законов или выработки экономической политики, она представляет собой коллективную память и является источником мудрости.

Преподаватель в виде письменного задания предлагает различные исторические ситуации хозяйственной деятельности человеческого общества, студенты анализируют исторические события и формулируют обобщенные выводы. Преподаватель называет различные исторические явления в развитии государств мира, студенты совместно обсуждают и предлагают свои выводы, увязывая их с настоящим экономическим развитием отдельных стран.

Доклад предполагает публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы. Доклад может быть представлен как самим преподавателем, так и студентом или группой студентов. Если доклад разрабатывается и представляется преподавателем по какой-нибудь дискуссионной тематике, то он заранее оповещает об этом студентов. Студенты самостоятельно изучают предложенную тему, а на занятии в ходе обсуждения доклада преподавателя разбирают тему и обсуждают сложные вопросы.

Преподаватель в целях расширения кругозора студентов разрабатывает тематику докладов по наиболее сложным, дискуссионным вопросам истории экономики. К каждой теме преподаватель называет примерный список научной литературы, а также предлагает воспользоваться периодической литературой и возможностями Интернета. Докладчики выбираются по желанию студентов. Преподаватель объясняет студенту, что доклад не должен быть формальным, включать спорные актуальные вопросы, носить проблемный характер. Выступающий должен заранее ознакомить с докладом преподавателя. Преподаватель критически оценивает доклад и ограничивает время докладчика

Диспут. Студенты группы, не являющиеся выступающими докладчиками по указанию преподавателя должны самостоятельно подготовиться к диспуту по предлагаемой тематике. Диспут может носить характер спора. С этой целью преподаватель может по каждой теме назначить оппонентов, которые должны изучить соответствующие источники научной литературы. Оппоненты должны задавать докладчику актуальные вопросы, ставить перед ним проблемы и совместно их решать. По итогам диспута преподаватель делает вывод.

Коллоквиум представляет собой форму учебного занятия, на котором преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса. Коллоквиум проводится два раза в семестр. Преподаватель имеет возможность узнать, понимают ли студенты лекционный курс. На коллоквиум выносятся узловые вопросы пройденного лекционного материала. Преподаватель задает один или несколько вопросов экзаменационного уровня и в случае положительного ответа может зачесть изученную тему в качестве экзаменационного (зачетного) ответа.

Обучение путем заучивания – обучение, при котором все знания поступают студенту от преподавателя. Ряд понятий студент должен запомнить, что дает возможность преподавателю оценить знания студента в области хронологии важнейших исторических событий экономического развития человечества.

Тестовое задание состоит из вопроса и набора ответов. Тест может включать не менее трех вариантов ответов. Студент должен выбрать правильный вариант (или варианты). Тестовое задание может состоять из заполнения пропусков в предложениях, может предполагать последовательность ответов, может включать ответ «иное». Преподаватель заранее определяет шкалу оценок по пяти балльной системе. Количество вариантов ответов на тесты должно быть не менее трех. Преподаватель должен ограничить время выполнения теста.

Распределение часов согласно стандарту и учебному плану

Код дисциплины

по ГОС

Код дисциплины по УП МНЮИ

Всего часов

Аудитор. занятия

Лек.

Сем.

Сам. работа

Очная форма обучения

ОПД.Ф.11

ОПД.Ф.11

90

(зачет

в 6 сем.)

46

32

14

44

Очно-заочная форма обучения

ОПД.Ф.11

ОПД.Ф.11

90

(зачет в 7 сем.)

18

12

6

72

Заочная форма обучения

ОПД.Ф.11

ОПД.Ф.11

90

(зачет

в 7 сем.)

10

8

2

80

Цель изучения данного курса – дать представление об основных этапах и особенностях развития хозяйственных систем и цивилизаций.

  1. Учебно-методический комплекс экономическая теория высшее профессиональное образование специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» подготовлен в соответствии с требованиями действующего государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, отражает содержание и основные
  2. Учебно-методический комплекс управление качеством Высшее профессиональное образование Специальность 080507. 65 Менеджмент организации москва, 2011

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации»
  3. Учебно методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» Специальность 080507. 65 Менеджмент организации (1)

    Исследование
    Учебно – методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Менеджмент организации».
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Исследование систем управления» Специальность 080507. 65 Менеджмент организации (2)

    Исследование
    Цель преподавания дисциплины «Исследование систем управления» заключается в том, чтобы дать будущим специалистам представление о сущности субъекта управления; познакомить с его различными формами и основными компонентами; указать на
  5. Учебно-методический комплекс менеджмент гостиничного и туристического бизнеса Высшее профессиональное образование

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Менеджмент гостиничного и туристического бизнеса» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по
  6. Учебно-методический комплекс подготовлен Махалиным В. Н., кандидатом экономических наук. Учебно-методический комплекс одобрен и рекомендован к опубликованию кафедрой Менеджмента протокол от 24 января 2011 №5 Рецензент: Самойлова К. (6)

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по дисциплине «Организация и деятельность гостинично-туристических комплексов» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального
  7. Учебно-методический комплекс этика и деловой этикет в гостиничном и туристическом бизнесе высшее профессиональное образование

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по ДПВ «Этика и деловой этикет в гостиничном и туристическом бизнесе» разработаны в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования
  8. Учебно-методический комплекс страховое дело в туризме Высшее профессиональное образование

    Учебно-методический комплекс
    Материалы учебно-методического комплекса по ДПВ «Страховое дело в туризме» разработаны в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организации»,
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины: 1с-бухгалтерия (наименование дисциплины (модуля))

    Учебно-методический комплекс
    цели, задачи автоматизации бухгалтерского учета; основные этапы и направления развития информационных технологий бухгал­терского учета на современном этапе; классификацию программного обеспечения автоматизации бухгалтерского учета;

Другие похожие документы..