Деятельности учителя

Российский государственный педагогический университет

им. А.И.Герцена

Е.В. Пискунова

СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

ИЗМЕНЕНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Монография

Санкт-Петербург

Издательство РГПУ им. А. И. Герцена

2005

ББК 74.204, 021

П

Печатается по рекомендации кафедры педагогики и решению президиума РИС РГПУ им. А. И. Герцена

34

Научный редактор:

чл.-корр. РАО, д-р пед. наук,

проф. А. П. Тряпицына

Рецензенты:

д-р пед. наук, проф. Е.С.Заир-Бек

д-р пед. наук, проф. Н.Ф.Радионова

Пискунова Е.В.

Социокультурная обусловленность изменений профессионально-педагогической деятельности учителя: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. — 324 с.

ISBN 5-8064-0982-1

В монографии рассматривается влияние социокультурных условий на профессионально-педагогическую деятельность учителя. Автором систематизированытеоретические представления о функциях профессиональной деятельности учителя, предложена система функций, детерминированных современной социокультурной ситуацией, охарактеризовано содержание деятельности учителя при реализации им современных функций. В книге рассматриваются способы освоения новых функций работающими учителями, а также пути подготовки студентов педагогического вуза к реализации новых функций профессионально-педагогической деятельности.

Монография может быть полезна исследователям профессионально-педагогической деятельности учителя и других педагогических явлений в современном социокультурном контексте, учителям, работникам научно-методических служб и учреждений повышения квалификации педагогов, преподавателям и студентам педагогических учебных заведений.

ББК 74.204, 021

© Е.В. Пискунова, 2005

© Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2005


ISBN 5-8064-0982-1

СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………….

5

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования функций профессионально-педагогической деятельности учителя……..…………………………………………

8

1.1. Социокультурная обусловленность профессионально-педагогической деятельности……………….………………………

8

1.2. Теоретический анализ функций профессионально-педагогической деятельности учителя………………………..……

26

1.3 Обоснование методологии исследования……………….

42

Выводы по первой главе………………………………….…..

59

Глава 2. Модель социокультурной обусловленности профессионально-педагогической деятельности…………….……

61

2.1. Новое качество образования как ориентир профессионально-педагогической деятельности учителя………………………..……

61

2.2. Характеристика культурно-профессиональной идентичности современного учителя………………………………………….……

80

2. 3. Модель социокультурной обусловленности профессионально-педагогической деятельности учителя………………………………….

92

Выводы по второй главе ……………………………………..

119

Глава 3. Характеристика новых функций профессионально-педагогической деятельности в современной социокультурной ситуации

121

3.1. Содействие образованию школьника - ведущая функция профессионально-педагогической деятельности учителя………...

121

3.2. Функции проектирования и управления, соподчиненные ведущей функции профессионально-педагогической деятельности учителя………………………………………………..

140

3.3.Функции рефлексии и самообразования – сопутствующие ведущей функции профессионально-педагогической деятельности учителя………………………………………………..

156

Выводы по третьей главе …………………………………………...

168

Глава 4. Освоение учителями новых функций профессионально-педагогической деятельности в профессиональной подготовке в педагогическом вузе и на рабочем месте………………………….

170

4. 1. Освоение новых функций профессионально-педагогической деятельности работающими учителями……………………………

171

4.2. Освоение новых функций профессионально-педагогической деятельности студентами педагогического университета………..

196

Выводы по четвертой главе…………………………………………

216

Заключение……………………………………………………………

217

Литература ………………………………………………………….

223

Приложение 1. Анализ результатов исследования «Метапредметные результаты»…………………………………….

259

Приложение 2.Проект «Ямская слобода» (школа № 309)………..

270

Приложение 3.Пример ситуационного задания…………………...

271

Приложение 4. Современные образовательные технологии……...

274

Приложение 5.Программа образовательного модуля «Опытно-экспериментальная работа»…………………………………………

283

Приложение 6. Перечень учительских должностей в школах Великобритании……………………………………………………..

286

Приложение 7. Характеристика аттестационного тестирования учителей в Японии…………………………………………………..

288

Приложение 8. Фрагмент методических рекомендации по организации рефлексивного обучения в преподавании базовых учебных курсов в педагогическом вузе ……………………………

292

Приложение 9. Вариант группового задания для студентов по итогам освоения образовательного модуля «Я – учитель»……….

313

Приложение 10. Профессиональные задачи учителя основной школы…………………………………………………………………

315

Приложение 11. Программа образовательного модуля «Компетентностный подход»……………………………………….

321

Введение

За последние десятилетия социокультурная ситуация в нашей стране серьезно изменилась. Россия становится открытой страной, строящей рыночную экономику и правовое государство, что увеличивает меру свободы и ответственности Человека за собственное благополучие и за благополучие общества. Человеческий капитал в современном мире становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. Россия, как и любая страна, нуждается в мобильных и высококвалифицированных специалистах, способных принимать самостоятельные ответственные решения в условиях неопределенности быстро меняющегося мира, что, безусловно, предъявляет особые требования к системе образования.

В современной школе совершенно очевидны существенные изменения педагогической реальности, всей совокупности взаимоотношений, которые возникают в педагогическом процессе, и выражаются в новом содержании образования, организации образовательного процесса, системе оценки. В связи с этим существенно меняется практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя. Во многом эти изменения объясняются новым пониманием цели и результата образования, который формулируется в документах реформы образования в России и в мире вформате достижения нового качества массового образования.

В современных условиях развития отечественного образования чрезвычайно важно понять, как именно должна измениться профессионально-педагогическая деятельность, поскольку именно учитель является основным субъектом модернизации образования и без его активного, вдумчивого участия прогрессивные изменения невозможны.

Необходимо отметить, что проблеме участия учителя в обновлении школы уделяется особое внимание в документах реформ образования в разных странах мира. Стоит отметить международные программы, в частности, крупные программы ООН, реализуемые ЮНЕСКО, например, «Образование для будущего», в рамках которых проводятся крупномасштабные исследования, характеризующие положение учителя в современном мире. Профессионально-педагогическая деятельность учителя является одним из предметов рассмотрения отчетов Римского Клуба «Обучение без границ» (1982), Европейского союза «Обучать и учиться. В направлении обучающегося общества» (1998), всемирных докладов ЮНЕСКО – «Учиться, чтобы быть» (1972), «Образование: сокрытое сокровище» (1996). В правительственных документах РФ, определяющих характер обновления образования в нашей стране (Концепция развития образования в Российской Федерации, Стратегия модернизации содержания общего образования) также подчёркивается определяющая роль учителя в процессе обновления школы.

Анализ современных исследований проблем профессиональной деятельности педагога, системных изменений школьного образовательного процесса и самой школы свидетельствует о возрастающем интересе к проблеме профессионально-педагогической деятельности - ее содержанию, структуре, сущностным характеристикам.

Анализ современных подходов к определению сущностных характеристик профессионально-педагогической деятельности учителя, а также изучение практики ее реализации, проведенные в рамках данного диссертационного исследования, позволили определить социокультурный контекст современной профессионально-педагогической деятельности учителя:

  • современные условия жизни характеризуются как ситуация неопределенности, что требует от человека самоопределения, умения решать жизненно важные задачи, вместе с тем, учитель в осуществлении профессионально-педагогической деятельности не ориентирован на подготовку ребенка к самостоятельной жизни;

  • несмотря на общее понимание необходимости изменений в профессиональной деятельности в связи с ориентацией на иные результаты образования, значительное число учителей, выражая неудовлетворённость идеологией обновления школы, либо не принимает изменения, либо интерпретирует их в своей профессиональной деятельности несистемно;

  • существующие подходы к исследованию профессионально-педагогической деятельности, ориентированные на ее изучение в условиях процесса обучения, строго ограниченного содержанием предмета, не позволяют делать выводы о том, как должна измениться деятельность учителя в современных условиях открытости школы обществу, когда цели образования требуют акцентирования в профессионально-педагогической деятельности практикоориентированных, креативных компонентов образования интегративного характера.

Итак, идея этой книги заключается в выявлении основных черт изменений профессионально-педагогической деятельности учителя современной школы под воздействием социокультурных факторов и определения «единицы» (механизма) целостного преобразования этой деятельности, отражающей взаимосвязи системных изменений школьного образовательного процесса и социокультурных факторов, оказывающих влияние на развитие школы. Необходима разработка стратегии выявления этих изменений и ориентации на них практической педагогической деятельности.

В данной монографииохарактеризована логика и представлены результаты исследования, ведущая идея которого может быть сформулирована следующим образом: одной из фундаментальных закономерностей педагогики является зависимость профессионально-педагогической деятельности от социокультурных факторов; категория функции профессионально-педагогической деятельности, понимаемой как отношение между социокультурными факторами и деятельностью учителя, позволяет целостно, системно охарактеризовать эту деятельность, прогнозировать направления изменений школьного образовательного процесса, а также определить направления изменений в подготовке учителей. Логика исследования социокультурной обусловленности изменения функций профессионально-педагогической деятельности предполагает установление зависимостей функций, во-первых, от социокультурных факторов и, во-вторых, от ценностно-смыслового отношения учительства к профессиональной деятельности.

Цель данного исследования заключалась в построении концепции изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя в современной социокультурной ситуации.

Исследование на тему «Социокультурная обусловленность изменения функций профессионально-педагогической деятельности учителя» выполнено в соответствии с планом научно-исследовательской деятельности кафедры педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.

  1. «Деятельность учителя по развитию мотивации и интереса к предмету через систему вне­классных мероприятий» Валентина Владимировна Больсунова, учитель высшей категории моу сош №57 г. Ярославля

    Документ
    Ни для кого не секрет, что сегодня проблема мотивирования учащихся к изучению школьной программы является одной из самых актуальных, т.к. интерес учащихся к учебе падает.
  2. Изучение трудных вопросов программы. «Использование проектного метода в деятельности учителя младших классов». Доклад

    Доклад
    2. Решение нестандартных задач и задач повышенной трудности как эффективное средство обучения и развития мышления и творческой активности младших школьников.
  3. Анализ деятельности учителя за год

    Документ
    Проблема, над которой работает учитель. Указать, как она согласуется с проблемой (темой) МО и научно-методической темой школы? Каковы предполагаемые сроки реализации проблемы?
  4. Аналитический отчёт о профессиональной деятельности учителя математики высшей квалификационной категории

    Методичка
    6. Учителя отличает высокий уровень профессионализма, постоянный поиск новых подходов в организации учебного процесса. Работая в разноуровневых классах, творчески подходит к тематическому и поурочному планированию.
  5. Справка о творческой деятельности учителей моу «сош №172» п. Архара Амурской области, обученных по программе Intel тьютором Дзюба Г. И. в 2005-2006 уч году

    Документ
    С 27.06 по 06.07.2005 года Дзюба Галина Ивановна прошла краткосрочное обучение в Амурском ИППК по проблеме «Реализация предпрофильной подготовки и профильного обучения» и в это же время прошла дополнительную профессиональную подготовку
  6. «Совершенствование деятельности учителей истории и обществознания по повышению качества подготовки к гиа и егэ по истории и обществознанию»

    Документ
    Цель проведения семинара: повышение профессиональной компетентности и педагогического мастерства учителей истории и обществознания. В работе семинара приняло участие 25 учителей истории и обществознания.
  7. «Информационная технология в деятельности учителя-предметника» в объеме 72 ч

    Документ
    Романова Алевтина Зиновьевна - учитель начальных классов первой квалификационной категории 1959 года рождения, работает в должности учителя начальных классов 32 года.
  8. Методические материалы для слушателей курсов «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» (4)

    Документ
    Электронная энциклопедия, в которой представлен материал по основным математическим терминам, а также биографические данные об известных математиках. Ресурс будет интересен как преподавателям математики в качестве дополнительного материала
  9. Методические материалы для слушателей курсов «Информационные технологии в деятельности учителя-предметника» (5)

    Документ
    Сайт содержит материалы по классической механике, границам ее применимости, кинематике, пространственно-временным системам отсчета, основам векторной алгебры, вращательному движению, законам Ньютона, принципу относительности Галилея,

Другие похожие документы..