Программа дисциплины «Семейная психотерапия» для направления 030300. 68 «Психология» подготовки магистра Автор Г. Л. Будинайте. E-mail

Министерство экономического развития и торговли

Российской Федерации

Государственный университет –

Высшая школа экономики

Факультет психологии

Программа дисциплины

«Семейная психотерапия»

для направления 030300.68 «Психология»

подготовки магистра

Автор Г.Л. Будинайте. E-mail: grazhina@

Рекомендовано секцией УМС

«Психология»

Председатель

________________Штроо В.А.

«____»_____________2008 г.

Утверждено УС факультета психологии

Ученый секретарь

________________ Старовойтенко Е.Б.

«____»______2008 г.

Одобрено на заседании кафедры психологии личности

Зав. кафедрой

___________Абульханова К.А.

« »___________2008 г.

Москва 2008

Автор и составитель программы – к. психол. н. Будинайте Гражина Леонардовна

.Общее количество часов по дисциплине – 162 часа

2. Место курса в учебном плане.

  • специализации – Психологическое консультирование и психотерапия

  • дисциплина обязательная;

  • Базовыми для данной дисциплины являются все учебные дисциплины, знакомящие учащихся с различными направлениями психотерапии -Клиническая психология Психоанализ, Экзистенциональный подход, Гуманистинческая психотерапия, а также дисциплины дающие базовые знания в области семьи и детства, такие как возрастной психология, Психология семьи, Педагоическая психология и др

Существенную помощь в освоении дисциплины могут оказать сформированные знания в области современной методологии психологии, психологии семьи и детства, знакомство с историей развития психотерапии и основными ее направлениями, тренинговые занятия в той или иной области практической и собственно терапевтической работы .

-Преподавание данной дисциплины в лекционном режиме не требует никаких специальных технических условий, кроме стандартного аудиторного оборудования, аудитория должна быть приспособлена для проведения тренинговых групповых занятий и упражнений со студентами. Однако, в рамках этой дисциплины возможно и нужно проведение тренинговых занятий с ведением симмулированных, а также возможностью наблюдения реального приема. Для этого необходимы специальные помещения и обрудования: смежное помещение из двух комнат для размещения семьи с терапевтом в одной из них, учебной группы –в другой, а также набор специального оборудования для супервизионного наблюдения.

- Изучение данной дисциплины позволит студентам:

1) получить представление об истории и современном состоянии семейной психотерапии и собственно классической системной семейной психотерапии как ведущего ее направления,

2) получить представление о месте системной семейной терапии (ССТ) в ряду других психотерапевтических подходов,

3) получить представление об основных школах системной семейной терапии, а также об особенностях терапевтической работы наиболее известных представителей направления;

4)освоить основные методологические и теоретические принципы работы с семьей как системой.

5) познакомиться с основным перечнем семейной терапевтической проблематики и спецификой работы с ней. 6) получить представление о терапевтических возможностях подхода и научиться адекватно определять область применения навыков семейного терапевта.

7)заложить базу для дальнейшего овладения и совершенствования методических и технических приемов системного семейного психотерапевта.

  1. Аннотация дисциплины.

Данная дисциплина ставит своей целью усвоение студентами базовых знаний в области теории и практики семейной психотерапии. При этом центральное место отведено знакомству с системной семейной психотерапией как одним из наиболее методологически цельных, проработанных и активно развивающихся направлений, без которых сегодня невозможно представить не только современную семейную, но и мировую психотерапию в целом. В ходе освоения этой дисциплины студенты овладевают методологическими, теоретическими основами семейной психотерапии и получают представление и возможность первичной проработки основных методических навыков семейного психотерапевта. Кроме того, данная дисциплина предполагает ознакомление студентов с современным развитием системного подхода и формирует общее представление обо всех направлениях, которые могут быть отнесены к системным терапевтическим школам.

Главной практической целью обучения этой дисциплине мы считаем усвоение студентами принципов специфического системного терапевтического мышления, предполагающего навыки так называемого циркулярного, нелинейного видения проблем и симптоматических проявлений клиентов в семье. Именно это является наиболее необходимым основанием для дальнейшего успешного овладения ими навыками практической работы с семьей. В настоящей программе мы сделали дополнительный акцент на практической отработке навыков такого мышления.

Курс лекций по данной дисциплине опробовался и читался автором в течение нескольких лет с соответствующей коррекцией разделов, направленности практических занятий, с тем, чтобы его программа в наибольшей степени соответствовала бы реальным возможностям, запросам студентов и практической целесообразности в свете их общей профессиональной подготовки.

  1. Тематический план учебной дисциплины "Семейная психотерапия"

Наименование темы

Всего

часов по дисциплине

Аудиторные часы

Самостоятельная работа

лекции

практические занятия

Раздел 1. Введение в семейную психотерапию

17

4

1

12

1.1.Общее представление о Семейной психотерапии

8

2

-

6

1.2.История становления

семейной терапии.

9

2

1

6

Раздел 2. Представление о семье как системе

21

4

3

14

2.1. Методологические основания Системной семейной терапии

9

2

1

6

2.2. Основные параметры семейной системы

6

1

1

4

2.3. Представление о расширенной семье и семейная

история

6

1

1

4

Раздел 3. Основные направления системной семейной психотерапии

20

3

3

14

3.1.Структурный подход

8

1

1

6

3.2.Стратегический подход

6

1

1

4

3.3. Миланская школа

6

1

1

4

Раздел 4. Основные методы работы с семьей

16

4

4

8

4.1. Основные методологические принципы работы с семьей.

8

2

2

4

4.2. Основные методические приемы в работе с семьей.

8

2

2

4

Раздел 5. Специфика психотерапевтической работы с основными типами семейных проблем.

21

5

6

10

5.1. Психотерапия семей с зависимостями, алкоголизм, наркомания.

7

1

2

4

5.2. Психотерапия семей с нарушением детско-родительских отношений

6

2

2

2

5.3. Психотерапия разводящейся семьи

4

1

1

2

5.4. Использование в семейной психотерапии методов других психотерапевтических школ.

4

1

1

2

Раздел 6. Современное развитие системной семейной психотерапии

13

2

3

8

Тема 6.1. Развитие идеи системности и влияние современных дискурсов на становление постклассической системной психотерапии.

6

1

1

4

Тема 6.2. Ориентированная на решение краткосрочная терапия. Нарративный подход.

7

1

2

4

Всего:

108

22

20

66

  1. Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. Область применения и нормативные ссылки (2)

    Программа
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030300.68 «Психология» подготовки магистра,

Другие похожие документы..