«Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

С целью преодоления разрыва содержания высшего профессионального образования от развивающейся экономики страны, обеспечения международной сопоставимости российского содержания образования, в 2005 году министерство в соответствии с комплексом мероприятий по реализации приоритетных направлений развития системы образования Российской Федерации на период до 2010 года развернуло работу по подготовке законопроекта, устанавливающего в соответствии с Конституцией Российской Федерации понятие «федеральный государственный образовательный стандарт».

После трехлетнего обсуждения был принят федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 309-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта)», устанавливающий понятие «федерального государственного образовательного стандарта» и его структуры.

Принятие Федерального закона от 10 февраля 2009 г. № 18-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности федеральных университетов», которым внесен пункт 5.2 в статью 29 Закона Российской Федерации «Об образовании», устанавливает право субъектов Российской Федерации на участие в разработке на основе федеральных государственных образовательных стандартов примерных основных образовательных программ с учетом их уровня и направленности (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей). Это свидетельствует о расширении академической свободы вуза при формировании образовательных программ.

2 октября 2006 г. Советом Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования и коллегией Минобрнауки России 1 февраля 2007 г. были одобрены макет ФГОС ВПО и подходы к формированию перечня направлений подготовки и специальностей высшего профессионального образования.

Макетом ФГОС высшего профессионального образования впервые было предусмотрено применение системы зачетных единиц для расчета трудоемкости основных образовательных программ и их компонентов. Предполагается, что российская система зачетных единиц по основным параметрам должна быть аналогична европейской системе ECTS. На этой основе станет возможным реализовывать академическую мобильность студентов, это позволит унифицировать форму приложения к российскому диплому о высшем образовании по типу европейского Diploma Supplement.

Методическая работа по формированию макетов ФГОС сопровождалась проработкой Общероссийского классификатора образовательных программ единого для всех уровней профессионального образования, а также общего, послевузовского и дополнительного образования. Ход работы неоднократно обсуждался на заседаниях государственно-общественных объединений, действующих в системе профессионального образования, Национальном агентстве развития квалификаций. Концепция его формирования была одобрена на заседании Совета Минобрнауки России по государственным образовательным стандартам профессионального образования 2 апреля 2007 года. На сегодняшний момент работа над классификатором не завершена и не предусматривается проектами.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись разработчики проектов ФГОС, является отсутствие Квалификационных требований (профессионального стандарта) в сфере профессиональной деятельности, где были бы указаны должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы в соответствии с определенными квалификационными уровнями. В частности, это относится к юридическому образованию. Мировой практикой признана необходимость институционализации процесса воспроизводства квалифицированной рабочей силы. Как один из вспомогательных, но крайне важных институтов, на Западе появились национальные системы квалификаций и профессиональных стандартов.

Министерство образования и науки РФ с 2004 г. расширяет взаимодействие с работодателями, постольку поскольку выявилось существенное различие с американским и европейским образованием именно в этой области. Наши выпускники во многом не готовы к профессиональной деятельности, несмотря на наличие глубоких знаний в определённой области. Министерство проводило постоянные встречи и консультации с представителями профессиональных сообществ. В качестве одной из главный целей взаимодействия было сформулировано формирование общероссийской системы квалификаций – важнейшему компоненту для разработки профессиональных стандартов. В последние годы были апробированы механизмы «институциализации» требований ведущих работодателей к образованию через разработку и утверждение профессиональных стандартов. В настоящее время разработаны и одобрены около 70 стандартов профессий в области информационных технологий, авиастроения, индустрии гостеприимства, управления организацией (последние пока не прошли соответствующую процедуру государственного утверждения). Еще 100 профессиональных стандартов находятся в разработке. Данные профессиональные стандарты использовались при разработке ФГОС нового поколения.

Несмотря на огромный практический и исследовательский интерес к проблематике профессиональных стандартов, ни в профессиональной, ни в научной среде не сложилось единого определения профессионального стандарта. Тем не менее можно определенно сказать, что по своему функциональному назначению профессиональный стандарт призван отражать нормативные требования к квалификации рабочей силы - сформированные работодателем, находящие отражение в образовательных стандартах, стимулирующие высокий уровень квалификации будущих профессионалов, соответствующей инновационному пути развития экономики. Профессиональные компетенции, сформулированные в ФГОС не в полной мере отражают требования работодателя, несмотря на то, что в их формулировании был сделан большой шаг вперёд.

Работа Минобрнауки России по разработке, экспертизе и утверждению ФГОС проводилась в соответствии с Правилами разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142.

К настоящему времени по итогам работы Министерства в соответствии с Правилами утверждены приказами Минобрнауки России 410 ФГОС ВПО. Около 100 не зарегистрированы в Минюсте. Большое количество стандартов находятся в работе.

До 31 марта планируется довести формирование учебно-методической базы до 83% готовности, а нормативно-правовой – до 94 % готовности. К 31 мая 2011 г. эта работа должна быть закончена. До 31 марта 2011 г. планируется довести уровень готовности к переходу на ФГОС по уровням: бакалавриат - 90%, магистратура – 88%, специалитет – 79%. К 31 мая 2011 г планируется довести уровень готовности к переходу на ФГОС по всем уровням до 100%.

На сегодняшний день Министерство образования и науки РФ анонсирует ряд проектов ФГОС, которые находятся на стадии утверждения. В частности, это ряд проектов ФГОС по направлениям подготовки бакалавриата, магистратуры и специалитета. На федеральном уровне в разработке находится ряд проектов ФГОС по бакалавриату, специалитету и магистратуре. Они выложены на сайте министерства.  К сожалению, министерство не показывает текущую работу над проектами и зачастую оповещает о принятии проекта  в качестве нормативно-правового акта "задним числом".

В информационно-правовых системах трудно отследить движение подзаконных актов, типа приказов министерства. В последнее время были приняты поправки, касающиеся ЕГЭ.

Что касается уровня университета, то речь здесь должна идти о принятии на этой основе учебных планов и программ, а также положений, регламентирующих переход на уровневое обучение. На сегодня приняты университетские положения об индивидуально-ориентированном образовательный процессе, модульном обучении.

Вопросы планирования перехода на ФГОС подведомственных Минобрнауки России вузов рассматривались на коллегии Федерального агентства по образованию 26 января 2010 года. В итоге разработан и утвержден комплексный план мероприятий по обеспечению перехода на уровневую систему высшего профессионального образования подведомственных высших учебных заведений на период 2010 – 2011 годов, предусматривающий: 1) координацию деятельности вузов по разработке основных образовательных программ по направлениям подготовки (специальностям) высшего профессионального образования; 2) реализацию организационно-методической поддержки перехода к уровневому образованию и организации повышения квалификации профессорско- преподавательского состава; 3) проведение мониторинга перехода вузов на уровневую систему высшего профессионального образования; 4) разработку предложений по нормативам финансирования подведомственных вузов с учетом уровней основных образовательных программ; 5) распределение государственного задания на подготовку специалистов по уровням высшего профессионального образования; 6) проведение совещаний и семинаров с руководящим и профессорско-преподавательским составом вузов; 7) информационно-аналитическую поддержку введения уровневой системы высшего профессионального образования; 8) поддержку и развитие инновационных образовательных технологий, ориентированных на подготовку конкурентоспособных специалистов и гармоничное развитие личности обучающихся.

Мониторинг готовности подведомственных вузов реализовывать основные образовательные программы высшего профессионального образования на основе ФГОС показал: 60 % вузов обеспечат готовность перехода к 31 января 2011 г.; фактически 90 % вузов обеспечат полную готовность к 31 марта 2011 г.; остальные высшие учебные заведения реализуют весь необходимый комплекс мероприятий к концу мая 2011 года. Нормативно-правовая и учебно-методическая база вузов для перехода на ФГОС должна быть готова к 31 мая 2011 г.

Среди проблем, которые были выделены на заседании коллегии Министерства образования и науки РФ 25 января 2011 г., были выделены, в частности, следующие.

1. Незаконченность формирования на сегодняшний день нормативно-правовой базы для осуществления перехода на ФГОС. В первую очередь эта проблема решается на федеральном уровне. Во вторую – на уровне вузов.

2. Стандарты, с одной стороны, предоставляют вузам большую свободу в формировании и реализации образовательных программ, с другой стороны, резко повышают ответственность вузов за содержание и качество подготовки

специалистов. Проблема здесь заключается, прежде всего, в неготовности вузов перестроить содержание образования. Министерство планирует проводить работу с вузами в плане организации учебного процесса на основе использования инновационных образовательных технологий.

3. Недостаточно развитая система мониторинга реализации работы по переходу на ФГОС. Министерство планирует создание информационной системы сбора и обработки данных о реализации перехода ФГОС.

На уровне вузов при переходе к обучению на основе ФГОС также возникает ряд проблем:

1. Как одну из проблем выделяют обычно жёсткие требования по структуре кадрового состава и по структуре факультета. В частности, по кадровому составу в новом стандарте  предполагается наличие, как правило,  не менее 50- 60 % преподавателей, имеющих учёную степень/звание (например, для бакалавров -юристов- 60%, для педагогов - 50%). Для того, чтобы факультет мог иметь магистратуру требуется не менее 80% преподавателей, обладающих учёной степенью/званием (по юриспруденции). Кроме того ужесточаются требования, предъявляемые к количеству штатных преподавателей.  Если к этому прибавить ещё и требование к структуре факультета, то можно сделать вывод, что эти требования могут выполнить только так называемые "старые" вузы со сложившимися традициями. Для филиалов и ряда коммерческих вузов, где преподаватели в основном совместители, это требование довольно сложное. Представители этих вузов ссылаются, например, на то, что в ряде европейских стран бакалавров готовят в колледжах, где отсутствуют соответствующие требования  по штатам.
2. Вторая проблема, которую часто выделяют, – это переработка программ дисциплин. Здесь встаёт вопрос, нужно ли делать новые программы или возможно обновлять старые. Содержательно многие программы соответствуют новым требованиям. Следует только работать с соответствием зачётных единиц и часов.

3. Отсюда вытекает психологическая проблема неготовности к переходу. К тому же здесь возникает проблема изменения содержания образования, ориентированности на результат, на повышение самостоятельности и инициативности студентов. В общем, это относится и к преподавателям.

4. Уже есть случаи, когда в ФГОС находятся прямые рассогласования, как правило, связанные с соответствием расчасовки и зачётных единиц. Это проблема быстро вводимого нового законодательства.

Таким образом, можно отметить, что в целом создана нормативная правовая база для перехода образовательных учреждений на ФГОС. Вместе с тем Минобрнауки России предстоит значительная работа по завершению нормативно-правового обеспечения введения в действие ФГОС, а также формированию нового сознания всех участников образовательного процесса по новым возможностям, заложенным в идеологии федеральных государственных образовательных стандартов.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

Слово для выступления предоставляется доценту кафедры экономической географии, заместителю декана факультета географии – Дмитрию Александровичу Гдалину.

Д.А.ГДАЛИН

Уважаемый Геннадий Алексеевич!

Уважаемые члены ученого совета!

В своем докладе Ольга Владимировна упомянула, что на каждом факультете были созданы рабочие группы по проектированию и внедрению основных образовательных программ. Попытаюсь вынести на ваш суд алгоритм работы такой рабочей группы.

Проектирование образовательных программ начинается с определения проблем, целей, задач, путей решения, ожидаемых результатов и показателей результативности. Речь идет о работе со стратегическими документами, в первую очередь, с Программой развития нашего университета, в частности, имеется в виду раздел – характеристика основных стратегических направлений, направление – модернизация образовательной деятельности университета.

Следующий шаг – анализ потребностей современного рынка труда, включающий анализ мнения работодателей, существующих вакансий и популярности основных образовательных программ.

Следующий этап – анализ существующих ресурсов. Можно высказать суперсовременные пожелания, но реализовывать программу надо будет с 1 сентября, поэтому надо знать, что у нас сегодня есть. И искать свою нишу, речь идет о выявлении конкурентных преимуществ университета, имеются в виду кадровые, материально-технические, имидживые и возможности сетевого взаимодействия.

Все это в итоге должно привести к определению перечня основных образовательных программ, которые реализуются на факультете или на факультетах, это может быть межфакультетское взаимодействие.

Следующий слайд, пожалуйста.

После определения перечня основных образовательных программ необходимо провести процедуру лицензирования. Например, факультет биологии в этом году провел лицензирование по новому направлению – биология, на нашем факультете готовятся документы по лицензированию направления – геология.

Следующий момент – это определение принципов и возможности организации нелинейного образовательного процесса. Сама логика стандартов предполагает нелинейность, но здесь есть нюансы. Дело в том, что, с одной стороны, создание большого количества альтернативных модулей – это привлечение потенциальных абитуриентов, интересные образовательные программы, но, с другой стороны, в условиях, когда нагрузка зависит исключительно от контингента, если мы сделаем 15 различных альтернативных модулей, это может перегрузить нагрузку на кафедрах.

  1. Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена Институт Практической психологии сзо рао безгодова С. А., Васильева С. В., Микляева А. В. Научно-исследовательская работа студентов 1 курса (методические рекомендации)

    Научно-исследовательская работа
    доктор психологических наук, профессор Панферов В.Н. (главный редактор); доктор психологических наук, профессор Посохова С.Т. (зам. главного редактора); кандидат психологических наук, доцент Семикин В.
  2. «Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российской государственный педагогический университет им.
  3. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (5)

    Автореферат диссертации
    Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
  4. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (6)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится «17» июня 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.19 на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете им.
  5. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

    Диссертация
    Диссертация выполнена на кафедре русского языка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.
  6. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (1)

    Диссертация
    Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.
  7. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (2)

    Диссертация
    Защита состоится 11 декабря 2006 года в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 199. 23 – по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.
  8. «Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена» (1)

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена на кафедре философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российскийгосударственный педагогический университета им.
  9. «Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена» (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится « 9 » ноября 2007г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 212. 199. 24 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Российском государственном педагогическом университете им.

Другие похожие документы..