«Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

Народного артиста РФ, солиста Мариинского театра, преподавателя кафедры сольного пения Санкт-Петербургской Государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова В.М. Черноморцева;

  • Народного артиста РФ, лауреата Государственной премии РФ, солиста Мариинского театра Г.И. Беззубенкова.

    В деле имеется мотивированное экспертное заключение кафедры сольного пения Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова об обоснованности присвоения Кравцовой Т.А.ученого звания доцента по кафедре сольного пения.

    Аттестационная комиссия единогласно рекомендует ученому совету университета ходатайствовать перед Федеральной службой в сфере образования и науки о присвоении Кравцовой Татьяне Алексеевне ученого звания доцента по кафедре сольного пения.

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

    Есть ли вопросы, желающие выступить? Нет.

    Голосуем.

    Следующий вопрос: Выдвижение кандидатур для участия в конкурсе на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники.

    Слово предоставляется проректору по научной работе – Владимиру Валентиновичу Лаптеву.

    В.В.ЛАПТЕВ

    Уважаемый Геннадий Алексеевич!

    Уважаемые коллеги!

    Комитетом по науке и высшей школе Санкт-Петербурга объявлен конкурс на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники. На утверждение ученого совета выносятся следующие кандидатуры для участия в этом конкурсе:

    - по номинации «Химические науки - премия им. Д.И. Менделеева» профессор кафедры неорганической химии Тимонов Александр Михайлович за создание новой серии проводящих полимеров и разработку технологии изготовления на основе указанных полимеров новых источников тока – суперконденсаторов, превосходящих признанные в мире стандарты эффективности;

    - по номинации «Геологические, геофизические науки и горное дело - премия им. А.П. Карпинского» заведующий кафедрой физической географии и природопользования Субетто Дмитрий Александрович за исследования в области лимнологии и палеолимнологии;

    - по номинации «География, науки об атмосфере и гидросфере - премия им. М.И. Будыко» доцент кафедры физической географии и природопользования Паранина Галина Николаевна за монографию «Свет в лабиринте: время, пространство, информация»;

    - по номинации «Биологические науки - премия им. Н. И.Вавилова» заведующий кафедрой зоологии Атаев Геннадий Леонидович за научные исследования в области зоологии, паразитологии и сравнительной иммунологии;

    - по номинации «Гуманитарные науки - премия им. С.Ф. Ольденбурга» заведующая кафедрой английской филологии Щирова Ирина Александровна за разработку концепции текста как сложного человекомерного образования и её внедрение в образовательный процесс подготовки научно-педагогических кадров в области филологии; публикацию серии научных работ по теории текста и методам его анализа;

    - по номинации «Общественные науки - премия им. В.В. Новожилова» профессор кафедры философской антропологии и истории философии Грякалов Алексей Алексеевич за обоснование фундаментальной концепции философии события: исследование теоретико-методологических, ценностных и ментальных характеристик феномена современности в ситуации постглобализма и информационного общества, определение сущностных параметров устойчивого развития, модернизации гуманитарного знания и гуманитарной безопасности;

    - по номинации «Гуманитарные и общественные науки - премия им. Е.Р. Дашковой» заведующая лабораторией психологии здоровья Бортникова Елена Геннадьевна за результаты научно-исследовательской работы на темупсихологических мотивов агрессивного поведения в молодёжной среде в условиях экономического кризиса.

    Прошу ученый совет утвердить эти кандидатуры для участия в конкурсе.

    Прошу утвердить эти кандидатуры для участия в конкурсе.

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

    Какие будут вопросы? Нет.

    Будем обсуждать каждую кандидатуру или можно голосовать списком? – Списком.

    Кто за то, чтобы утвердить названные кандидатуры для участия в конкурсе на соискание премий Правительства Санкт-Петербурга за выдающиеся научные результаты в области науки и техники, прошу голосовать.

    Кто против? Нет.

    Кто воздержался? Нет.

    Утверждаются единогласно.

    Объявляется перерыв для тайного голосования.

    ПЕРЕРЫВ

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

    Уважаемые члены ученого совета!

    Мы продолжаем наше заседание.

    Следующий вопрос: Реализация программы перехода на двухуровневую систему образования в контексте программы развития университета на 2011-2015 гг.: состояние и текущие задачи.

    Слово предоставляется начальнику учебно-методического – управления Ольге Владимировне Акуловой.

    Ольга Владимировна, сколько времени Вам потребуется?

    О.В.АКУЛОВА

    25 минут.

    ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

    Нет возражений? Нет.

    Пожалуйста.

    О.В.АКУЛОВА

    Уважаемый Геннадий Алексеевич!

    Уважаемые члены ученого совета!

    В 2011 году все вузы Российской Федерации переходят на уровневую систему подготовки выпускников при одновременном введении федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. РГПУ им. А.И.Герцена как инновационный вуз и лидер системы уровневого образования фактически определяет стратегию развития педагогического образования России на современном этапе. В этих условиях развитие университета при сохранении установки на продолжение привычной работы невозможно. ключевым словом в жизни нашего общества становится развитие, и сегодня важно решить вопрос: какие конкретные мероприятия по каждому стратегическому направлению программы развития университета в 2011-2015 годах предстоит реализовать для подготовки высококвалифицированных кадров?

    Развитие образовательной деятельности университета связано с ориентацией содержания подготовки по основным образовательным программам на потребности рынка труда, на формирование и развитие общекультурных и профессиональных компетенций выпускников. Однако следует отметить, что сегодня не стоит ориентироваться лишь на сиюминутные потребности рынка труда. Эксперты отмечают, что ориентация на имеющуюся востребованность не является устойчивой характеристикой качества образования. При сотрудничестве с работодателями важнее ориентироваться на долгосрочные социальные эффекты и самим формировать будущий рынок педагогического труда, поскольку такие эффекты обусловливают возрастание значимости педагогического образования при подготовке специалистов для самых разных областей производства и социальной сферы.

    Требования экономики, построенной на знаниях, предъявляемые к высшей школе, известны. Это опережающий характер обучения, фундаментальность образования, установка на подготовку специалистов с инновационным мышлением, ориентация студентов на конкурентные преимущества профессии в будущем с учетом направления инновационного развития региона.

    В программе развития университета на 2011-2015 гг в рамках стратегического направления «Модернизация образовательной деятельности университета» цель определена как обеспечение качества образования, позволяющего выпускнику университета быть конкурентоспособным на современном рынке труда в социальной сфере. Достижение этой цели напрямую связано с полным переходом университета на уровневую подготовку кадров. Уровневое образование соответству­ет современным социально-экономическим условиям в стране, требованиям и вызовам времени, характеризуется фундаментальной и широ­кой теоретической подготовкой, способствует индивидуализации образовательного процесса и академической мобильности обучающихся. Особенностью уровневого образования является гибкость и вариативность, которые достигаются путем построения и реализации модульных образовательных программ, обеспечивающих возможность выбора студентом индивидуального образовательного маршрута. В условиях уровневого образования возрастает ответственность студентов за сделанный выбор. Развитие ответственности студентов осуществляется за счет четко продуманной организации образовательного процесса и процедуры оценивания его результатов, зафиксированных в федеральном государственном образовательном стандарте на языке компетентностей. Изменение организации образовательного процесса проявляется в том, что основным становится выбор, который осуществляет студент – выбор образовательной программы, последовательности изучения дисциплин, курсов по выбору, преподавателей, заданий для самостоятельной работы и др. Соответственно задача университета такой выбор обеспечить.

    Подготовка к переходу на уровневое образование в университете осуществляется с 1990 года. Именно Герценовский университет являлся разработчиком и идеологом стандартов первого, второго и третьего поколений уровневой подготовки педагогических кадров.

    В настоящее время в университете реализуется 93 направления и специальности по 10 укрупненным группам подготовки. Из них 30 направлений (53 профиля) – уровень бакалавриата, 21 направление (132 магистерские программы) – уровень магистратуры и 42 специальности (57 специализаций). Всего на сегодняшний день в университете реализуется: 355 основных образовательных программ уровня бакалавриата, специалитета и магистратуры (очной, заочной и очно-заочной форм обучения), из них 239 по педагогическим направлениям и специальностям (67,3%).

    За последние годы произошло значительное расширение спектра магистерских программ и рост контингента магистрантов.

    Подготовительная работа  по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (далее сокращенно – ФГОС ВПО) ведется в университете  с 2007 года, начиная с разработки стандарта и победы в конкурсе по закупке ФГОС ВПО по направлению «Педагогическое образование». Реализация инновационной образовательной программы позволила разработать подходы к изменению содержания и технологий обучения студентов, обновить текущую и итоговую аттестации на основе компетентностного подхода и гуманитарных технологий, усовершенствовать организацию самостоятельной работы на основе создания современного учебно-методического обеспечения, использования современных инструментов контроля. Разработанные в ходе инновационной программы электронный атлас и справочник позволяют проектировать индивидуальный маршрут студента и обеспечивают его необходимой для этого информацией.

    Вопросы внедрения уровневой системы высшего профессионального образования и перехода университета на ФГОС ВПО третьего поколения неоднократно обсуждались на ученом совете, заседаниях ректората, советов институтов и факультетов, заседаниях кафедр. Был утвержден и полностью выполнен план перехода на уровневое образование в Герценовском университете.

    План перехода на уровневое образование включал несколько направлений деятельности.

    Во-первых, обеспечение готовности управленческого персонала и профессорско-преподавательского состава к созданию условий по переходу факультетов на уровневое образование. С этой целью проведена серия обучающих семинаров для деканов, заведующих кафедрами, преподавателей. Всего повышена квалификация более полутора тысяч человек. Постоянно осуществляется консультационная работа сотрудниками учебно-методического управления. Ряд деканов и заведующих кафедрами прошли обучение на всероссийских семинарах и курсах повышения квалификации, организуемых координационным советом учебно-методических объединений и научно-методических советов высшей школы, принимали активное участие в общественном обсуждении ФГОС ВПО и разработке стратегии построения основных образовательных программ. Для поддержки разработчиков новых образовательных программ создана и постоянно обновляется ресурсная база. Страница отдела образовательных стандартов и программ на университетском сайте является наиболее посещаемой сотрудниками университета и работниками других вузов.

    Во-вторых, проектирование новых образовательных программ. На всех факультетах созданы рабочие группы по созданию новых образовательных программ подготовки бакалавров и магистров. Всего разработано 55 программ, подготовлены к утверждению на заседании президиума 34 учебных плана, из них 17 по программам бакалавриата и 17 по программам магистратуры. Разработаны учебно-методические и организационно-управленческие материалы, такие как учебные программы дисциплин федерального и профессионального блоков, программы практик, систематизирована самостоятельная работа студентов, разработаны и утверждены положения, регламентирующие организацию нелинейного образовательного процесса. Все разработанные учебные программы размещаются на открытом доступе и проходят широкое обсуждение.

    В-третьих, определение новых принципов организации нелинейного образовательного процесса. С нового учебного года университет переходит на реализацию индивидуальных учебных планов студентов бакалавриата, предоставляя возможность выбора последовательности изучения ряда дисциплин. Это стало возможным в результате проектирования факультетами образовательных программ с согласованным федеральным компонентом. Единый подход к построению дисциплин базовой части всех циклов позволит существенно оптимизировать объемы учебных поручений целого ряда кафедр, сократив при этом аудиторную нагрузку преподавателей.

    Новое поколение основных образовательных программ разрабатывается на основе компетентностного похода в обучении, внедрения системы зачетных единиц. Ряд факультетов перешел на модульные образовательные программы. Это такие факультеты как факультет управления, физики, музыки, химии, институт детства, технологии и предпринимательства и др. Модульные учебные планы обеспечивают возможность быстрее реагировать на происходящие изменения, предъявляющие все более определенные и жесткие требования современному выпускнику педагогического вуза.

    Расширен спектр дисциплин и курсов по выбору. Разработана вариативная самостоятельная работа. Продолжается обновление и разработка новых учебно-методических комплексов.

    В-четвертых, развитие академической мобильности студентов внутри России. Разработаны и подписаны договоры о взаимодействии с вузами, входящими в сетевое объединение «Педагогические кадры России». Имеется опыт приема студентов из отечественных вузов (Нижневартовск, Казань). Проводится видеоконференцсвязь по обмену опытом с вузами-партнерами. Так, успешно завершилось обучение в институте детства студентов из Нижневартовского государственного гуманитарного университета. Обучение в режиме реального времени было дополнено дистанционными консультациями.

    Как следует из перечисленных мероприятий, сделано очень много. Но нельзя останавливаться на достигнутом. Переход на уровневое образование связан с необходимостью учета нескольких важных факторов.

    1. Сложная демографическая ситуация в стране приводит к необходимости сокращения контингента студентов. Демографическая проблема напрямую связана с качеством подготовки абитуриентов, которые поступают в вузы. Средний балл по­ступающих по ЕГЭ в педагогические вузы в прошлом году составил 53, что на 6 баллов ниже среднего балла поступающих на дру­гие группы специальностей. Это обусловливает поиск новых форм работы с абитуриентами и со студентами первого курса, направленных на улучшение качества их подготовки. В настоящее время эта работа организована недостаточно эффективно. Достаточно привести в качестве примера две цифры. Прием в университет в 2010 году на очную форму обучения (бакалавриат и специалитет) составил порядка 1700 человек (в то время как число объявленных вакантных мест по всем курсам обучения составляет более 700 человек). Очевидно, что надо искать новые способы решения проблемы.

    1. Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена Институт Практической психологии сзо рао безгодова С. А., Васильева С. В., Микляева А. В. Научно-исследовательская работа студентов 1 курса (методические рекомендации)

      Научно-исследовательская работа
      доктор психологических наук, профессор Панферов В.Н. (главный редактор); доктор психологических наук, профессор Посохова С.Т. (зам. главного редактора); кандидат психологических наук, доцент Семикин В.
    2. «Российской государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

      Диссертация
      Диссертация выполнена на кафедре методики обучения безопасности жизнедеятельности государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российской государственный педагогический университет им.
    3. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (5)

      Автореферат диссертации
      Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена»
    4. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (6)

      Автореферат диссертации
      Защита состоится «17» июня 2010 года в 10.00 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.199.19 на соискание ученой степени доктора наук при Российском государственном педагогическом университете им.
    5. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена»

      Диссертация
      Диссертация выполнена на кафедре русского языка государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.
    6. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (1)

      Диссертация
      Работа выполнена на кафедре теории и истории культуры Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет им.
    7. «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена» (2)

      Диссертация
      Защита состоится 11 декабря 2006 года в 16 часов на заседании Диссертационного совета Д. 212. 199. 23 – по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук в Российском государственном педагогическом университете имени А.
    8. «Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена» (1)

      Автореферат диссертации
      Работа выполнена на кафедре философии Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российскийгосударственный педагогический университета им.
    9. «Российский государственный педагогический университета им. А. И. Герцена» (2)

      Автореферат диссертации
      Защита состоится « 9 » ноября 2007г. в 15 часов на заседании Диссертационного совета Д 212. 199. 24 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора философских наук в Российском государственном педагогическом университете им.

    Другие похожие документы..