Методические указания к изучению курса для студентов специальности 100103. 65 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения Составитель О. В. Порва

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

Утверждаю в печать

ректор университета

д-р техн. наук С.Н. Иванченко______________

«______»___________________2006г.

география туризма

Методические указания к изучению курса

для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис

и туризм» всех форм обучения

Составитель О.В. Порва

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

кафедрой

«_____»______________________2005г.

Зав. кафедрой П.Б. Музыченко

Рассмотрены и рекомендованы к изданию

советом Международного факультета

«_____»______________________2005г.

Председатель совета А.Г. Шоберг

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2007

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тихоокеанский государственный университет»

география туризма

Методические указания к изучению курса для студентов

специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

всех форм обучения

Хабаровск

Издательство ТОГУ

2007

ББК У9(2Рос)82-212.86+Ч518.14(2Рос)

УДК 658:379.85(07)

География туризма : методические указания к изучению курса для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» всех форм обучения / сост. О. В. Порва. – Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2006. – 46 с.

Методические указания составлены на кафедре «Социально-культурный сервис и туризм». Включают методические рекомендации к изучению курса, тематический план курса, программу курса, программу семинарских занятий, практикум по курсу, методические рекомендации к выполнению контрольных работ, тематику контрольных работ, контрольные вопросы к экзамену.

Печатается в соответствии с решениями кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» и методического совета международного факультета.

© Тихоокеанский государственный

университет, 2007

География туризма

Методические указания к изучению курса

для студентов специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм»

всех форм обучения

Порва Ольга Вячеславовна

Главный редактор Л. А. Суевалова

Редактор Т. Ф. Шейкина

Компьютерная верстка О. В. Порва

Подписано в печать Формат 60 х 84 1/16.

Бумага писчая. Гарнитура «Таймс». Печать цифровая. Усл. печ. л.

Тираж 100 экз. Заказ .

Издательство Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

Отдел оперативной полиграфии издательства

Тихоокеанского государственного университета.

680035, Хабаровск, ул. Тихоокеанская, 136.

О г л а в л е н и е

1. Цели и задачи дисциплины…………………………………………...4

2. Требования к уровню освоения содержания

дисциплины………………………………………………………………...6

3. Программа дисциплины……………………………………………….7

4. Программа семинарских занятий………………………………..15

5. Практикум по дисциплине…………………………………………..17

6. Структура и содержание контрольной работы

для студентов заочной формы обучения….………………...27

6.1. Структура контрольной работы……………………………………………...27

6.2. Содержание контрольной работы……………………………………………28

6.3. Оформление текстового документа………………………………………….29

6.4. Выбор варианта контрольной работы………………………………………..29

6.5. Тематика контрольных работ………………………………………………....32

7. Вопросы выходного контроля………………………………………43

8. Рекомендуемая литература…………………………………………..45

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «География туризма» предназначена для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 100103.65 – «Социально-культурный сервис и туризм». Дисциплина относится к циклу дисциплин специализации.

Цель дисциплины - ознакомление студентов с рекреационными ресурсами, туристской освоенностью и перспективами развития туризма в различных регионах России, странах СНГ, странах АТР и странах мира.

Задачи дисциплины - изучение основных понятий о территориальных рекреационных системах и рекреационном районировании, оценка современного состояния развития туризма в регионах и прогноз их дальнейшего рекреационного освоения.

Международный туризм принадлежит к числу наиболее активных форм общения людей и находится в тесной связи с такой отраслью географии, как рекреационная география, изучающая природно-географические, культурные, исторические и другие условия, способствующие развитию туризма.

Внимание студентов в процессе изучения дисциплины «География туризма» будет сконцентрировано на таких направлениях, как проведение анализа рекреационных ресурсов и определение специализации туристских регионов.

В дисциплину «География туризма» включена характеристика рекреационных ресурсов отдельных стран и регионов, на базе которых развивается как международный, так и внутренний туризм, происходит формирование основных туристских потоков, анализируются континентальные, национальные и региональные особенности развития туризма.

Обучение строится на сочетании лекций и практических занятий.

Лекционные занятия предназначены для теоретического осмысления и обобщения сложных разделов дисциплины, которые освещаются в основном на проблемном уровне.

Практические занятия для студентов дневного отделения являются аудиторными, проводятся в виде семинаров, практических и тестовых заданий. Они предназначены для закрепления и более глубокого изучения определенных аспектов лекционного материала на практике. Для студентов заочного отделения предусмотрено выполнение контрольных работ.

Индивидуальные занятия предполагают работу каждого студента по индивидуальному (групповому) заданию и письменный отчет по нему перед преподавателем. Индивидуальное занятие не является аудиторным.

Самостоятельная работа является внеаудиторной и предполагает самостоятельное ознакомление студента с определенными разделами курса по рекомендованным преподавателем материалам и его подготовку к выполнению индивидуальных заданий по курсу.

Согласно учебному плану изучение дисциплины «География туризма» предусмотрено на первом курсе дневного отделения (второй семестр).

Изучение дисциплины на дневном отделении осуществляется по единой тематической программе в соответствии с учебным планом с использованием индивидуального консультирования и самостоятельной работы студентов.

Для проверки эффективности усвоения дисциплины проводится контроль знаний студентов. При этом используются следующие виды контроля: текущий контроль, включающий выполнение студентами контрольных заданий с последующей оценкой проделанной работы; итоговый контроль, проходящий в форме экзамена.

Текущий рейтинг-контроль проводится преподавателем в процессе проведения всех видов занятий. Промежуточный рейтинг-контроль предназначен для практической комплексной оценки освоения разделов курса и осуществляется путем подготовки студентами ответов на заданные преподавателем вопросы. Он проводится один раз в месяц в виде контрольных работ или тестовых занятий.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

Учебная дисциплина «География туризма» относится к циклу специальных дисциплин и призвана сформировать знания, умения и навыки в изучении и использовании ресурсного потенциала территории в рекреационных целях; изучением и обобщением опыта туристских регионов мира; обучении студентов умению определять перспективы развития туристского региона.

Изучение географии туризма должно предваряться чтением следующих курсов:

- «Элементы туризма»;

- «Экскурсионно-выставочная работа (историко-культурный потенциал и уникальные природные объекты)»;

- «Культура стран АТР (развитие туризма в странах АТР, основные туристские потоки)»;

-«Основы организации туристской деятельности».

В соответствии с квалификационными требованиями специалист дол­жен знать:

  1. Знать возможности современных научных методов познания природы.

  2. Знать законодательство в сфере социально-культурного сервиса и туризма, правовые нормы, регулирующие отношения между личностью и окружающей средой.

  3. Иметь научное представление о здоровом образе жизни, воздействии рекреации на человека.

  4. Знать возможности современных информационных технологий и владеть методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме.

  5. Быть способен обеспечивать деятельность предприятий и организаций, представляющих услуги по рекреации, социально-культурному сервису и туризму.

3. программа дисциплины

Тема 1. Предмет и содержание дисциплины «География туризма»

Значение и содержание курса. Предмет, цели и задачи курса. Факторы, оказывающие влияние на развитие туризма. Роль географических дисциплин в изучении туристских ресурсов. Связь географии с другими науками.

Вопросы контроля

  1. Предмет, цели и задачи географии туризма.

  2. Роль географии в изучении туризма.

  3. Связь географии с другими науками.

  4. Назовите географические факторы, оказывающие влияние на развитие туризма.

  5. Какие особенности рекреационных ресурсов туристы принимают во внимание при выборе места отдыха?

Тема 2. Основные понятия географии туризма

Данная тема раскрывает сущность таких понятий как «туризм»; «турист»; «туристская деятельность», «внутренний», «выездной», «въездной туризм», «социальный туризм», «самодеятельный туризм», «туристские ресурсы», «туристская индустрия», «тур», «свободное время», «отдых (рекреация)», «территориальная рекреационная система», «рекреационный потенциал», «рекреационные ресурсы», «рекреационная освоенность», «рекреант».

Вопросы контроля

  1. Дайте определение понятий «турист» и «туризм».

  2. Дайте определение понятий внутреннего, въездного и выездного туризма.

  3. Дайте определение понятия «социальный туризм».

  4. Дате определение понятия «самодеятельный туризм».

  5. Дайте определение понятия «туристская индустрия».

  6. Дайте определение понятия «свободное время».

  7. Дайте определение понятия «рекреация».

  8. Назовите признаки понятия «рекреация».

  9. Назовите критерии рекреационной деятельности.

  10. Назовите признаки понятия «турист».

  11. Дайте определения понятий «рекреационный потенциал», «рекреационные ресурсы».

  12. Назовите признаки, которым должен отвечать рекреационный ресурс.

  13. В чем состоит суть понятия «рекреационная освоенность».

Тема 3. Факторы развития туризма

Географические факторы развития туризма: физико-географические, экономико-географические, этнические, культурно-исторические. Общеэкономические, социально-демографические факторы. Факторы культурного и общественно-психологического характера. Личностно-поведенческие факторы.

Вопросы контроля

  1. Охарактеризуйте физико-географические факторы, влияющие на развитие туризма.

  2. Экономико-географический фактор и его влияние.

  3. Охарактеризуйте этнические и культурно-исторические факторы.

  4. Охарактеризуйте факторы культурного и общественно-психологического характера.

  5. Социально-демографические и личностно-поведенческие факторы и их влияние на структуру отдыха населения.

Тема 4. Классификация туризма

Туризм подразделяется на отечественный и международный, или иностранный, но кроме этого деления необходимы и другие классификационные признаки: географический принцип, направление туристского потока, цель путешествия, источник финансирования, способ передвижения, число участников, организационная форма, степень подвижности, продолжительность путешествия, сезонность и др.

Вопросы контроля

  1. Назовите виды туризма по географическому принципу и дайте их характеристику.

  2. Классификация туризма по целям.

  3. Классификация туризма по источнику финансирования.

  4. Классификация туризма по способу передвижения.

  5. Классификация туризма по организационной форме.

  6. Классификация туризма по продолжительности путешествия и по степени подвижности.

Тема 5. Рекреационное и туристское природопользование.

Туристское районирование

Виды и типы природопользования. Структура и формы рекреационного и туристского природопользования. Факторы, влияющие на развитие рекреации и туризма. Элементы и принципы рекреационного природопользования. Понятие ресурсов. Природные рекреационные ресурсы. Основные классификации ресурсов. Особенности организации рекреационной деятельности. Рекреационное районирование и его значение. Классификация и свойства туристских ресурсов. Особенности и принципы районирования международного туризма.

Вопросы контроля

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103. 65 Социально-культурный сервис и туризм

    Учебно-методический комплекс
    Правовое обеспечение социально-культурного сервиса и туризма: Учебно-методический комплекс / А.И. Лебедев. – Уфа: Уфимская гос. академия экономики и сервиса, 2007.
  2. Методические указания по выполнению курсовых и контрольных работ по дисциплинам специализации «социокультурный сервис» для студентов специальности 100103. 65

    Методические указания
    В конце ХХ - начале ХХI вв. сфера услуг и сервисной деятельности стала одной из быстрорастущих и даже доминирующих областей жизни общества. Изменение социокультурной ситуации изменило и статус сервисной деятельности, и её природу.
  3. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 100103. 65

    Учебно-методический комплекс
    Экономика и предпринимательство в СКСТ: Учебно-методический комплекс / Сост. В.А. Максимов. – Уфа: Уфимск. гос. академия экономики и сервиса, 2007. – 23 с.
  4. Методические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы выпускников факультета сервиса и туризма тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 100103. 65 (1)

    Методические рекомендации
    Выпускная квалификационная работа (ВКР) – итоговая работа учебно-исследовательского характера. Она должна быть нацелена на выяснение уровня подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению профессиональных задач в сфере сервиса
  5. Методические рекомендации по написанию и защите выпускной квалификационной работы выпускников факультета сервиса и туризма тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 100103. 65 (2)

    Методические рекомендации
    Выпускная квалификационная работа (ВКР) – итоговая работа учебно-исследовательского характера. Она должна быть нацелена на выяснение уровня подготовленности выпускника к самостоятельному выполнению профессиональных задач в сфере сервиса
  6. Учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов, обучающихся по специальностям 100101 (230700) Сервис

    Учебно-методическое пособие
    Психодиагностика: учебно-методическое пособие по выполнению самостоятельной работы для студентов, обучающихся по специальности 100101 (230700) «Сервис» и 100103 (230500) «Социально-культурный сервис и туризм» (очная форма обучения) / сост.
  7. Составитель Т. В. Кузьмина Компьютерная верстка Т. В. Кузьминой (1)

    Документ
    Заявки на литературу и информацию об изданиях нужно направлять по адресу: 620100, Екатеринбург, Сибирский тракт, 37. Уральский государственный лесотехнический университет (УГЛТУ).
  8. Составитель Т. В. Кузьмина Компьютерная верстка Т. В. Кузьминой (2)

    Документ
    Сборник содержит статьи преподавателей и сотрудников высших учебных заведений, а также научных учреждений по разнообразным вопросам лесоведения и лесоводства,
  9. Методические указания для студентов всех форм обучения по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» новосибирск

    Методические указания
    Основной целью данного курса является развитие у студентов восприимчивости к культуре, способности к правильной интерпрета­ции конкретных проявлений коммуникативного поведения в различ­ных культурах, а также формирование навыков мышления

Другие похожие документы..