Задачи: познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе

Открытый урок 1 – 4 классы

Разработала:

ответственная за

противопожарную безопасность

МБОУ ООШ № 26

Степанова Ю.А.

Тема урока: Лесные пожары

Цель: изучить правила безопасного поведения в природе.

Задачи:

  1. познакомить детей с правилами безопасного поведения в природе;

  2. развивать логическое мышление, воображение, умение рассуждать;

  3. воспитывать чувство бережного отношения к природе и к своему здоровью.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Введение в тему.

Учитель: Отгадав загадку, мы с вами узнаем тему сегодняшнего урока.

В шубе – летом,
А зимой – раздетый. (Лес)

Учитель: Итак, о чем мы будем говорить на сегодняшнем уроке (о лесе).

III. Сообщение темы урока

Учитель: Чтобы узнать тему урока, нам необходимо отгадать еще несколько загадок.

С языком – не лает,
Без зубов, а кусает.
Без рук, без ног, а бушует,
Шипит и злится, а воды боится. (Огонь)

Без рук, без ног к небу ползет. (Дым)

Кто опасен всей округе
Знойным днем, в шальную вьюгу?
Кто оставит нас без крова,
Без пальто в мороз суровый! (Пожар)

Учитель: Сегодня мы будем говорить о лесных пожарах.

IV. Знакомство с новым материалом

    1. Пожар, причины его возникновения, наука,

изучающая пожары

Сказка об огне”

Жил-был огонь. Был он очень опасным и задиристым. Гулял, где хотел, никого не щадил, сжигал все подряд и был злейшим врагом всего живого. Повстречал огонь человека:

– Слушай, человек, давай померимся силой.

Тот согласился, вот начался бой. Человек заманил его к реке и сам прыгнул в воду, огонь за ним. Схватил человек мокрой рукой язык пламени и хотел затушить. Взмолился огонь:

– Не туши меня, верой и правдой буду тебе служить.

Пожалел его человек. Вот так и начал служить огонь людям, стал другом. Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица “Дерево с огнем не дружит”. И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда!

– А какая может прийти беда?

– Пожар.

– А что мы называем пожаром?(Объяснение учащихся).

 Пожаром– называется неконтролируемый процесс горения, влекущий за собой уничтожение окружающей среды, ценностей и даже гибели человека.

Учитель: Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины. Часто случайная молния поджигает лес, но гораздо чаще – ЛЕС горит по вине человека. Давайте попробуем назвать причины, из-за которых возникают лесные пожары. (Причины лесных пожаров называют дети, учитель дополняет ответы детей.)

  • брошенная горящая спичка, окурок;

  • непогашенный костер;

  • тлеющие охотничьи пыжи из пакли или бумаги;

  • люди выжигали траву на лесных полянах, прогалинах или стерню на поле около леса;

  • осколок стекла может сфокусировать солнечные лучи как зажигательная линза;

  • хозяйственные работы в лесу ведутся с нарушением правил ТБ. (Корчевка леса взрывами, сжигание мусора, строительство дорог).

  • при сжигании на лесосеках порубочных остатков нерадивыми лесозаготовителями;

  • выжигание сухой прошлогодней травы.

Учитель: Мы назвали самые основные причины, по которым возникают лесные пожары. И кто же виноват, бывает чаще всего? (человек).

Учитель: Наука, изучающая лесные пожары, называется пирология.

Учитель: Когда начинается сезон лесных пожаров? (Ответы детей.)

Учитель: Пожароопасный сезон в лесу начинается, когда сходит снежный покров, и длится до наступления устойчивой дождливой погоды.

Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике страны и окружающей нас природной среде. Лесные пожары бушевали в 1998 году на территории острова Сахалин, который тогда называли «пылающий остров». Эти пожары охватили более 420 тыс. га.

Районы, в которых свирепствуют лесные пожары, обычно объявляются – Зоной бедствия.

– Почему? (Объяснения детей).

Физ минутка.

2. Виды пожаров

Учитель: Пожары бывают низовые, верховые, подземные.

При низовом или беглом – огонь движется по поверхности почвы и сжигает лесную подстилку, траву, мелкие сучья, валежник и подрост, обжигает нижние комлевые части стволов деревьев. Особенно при этом повреждаются ель и пихта, имеющие тонкую кору. Скорость движения огня при низовом пожаре от 40 до 100 м/ч. Это самый распространенный вид лесных пожаров. При низовом пожаре дым светло-серого цвета.

Беглый пожар, особенно в начале, можно остановить захлестыванием ветвями.

При верховом пожаре пламя охватывает кроны деревьев. Море огня движется со скоростью 2-5 км/ч, захватывая большие площади и принося страшные разрушения. Верховые пожары наиболее опасны, и борьба с ними особенно трудна. Дым при верховом пожаре темно-серый. Потушить такой пожар водой невозможно. Для борьбы с ним прорубают разрывные просеки или пускают встречный огонь.

При подземном пожаре горит перегной и торф. Огонь движется со скоростью нескольких метров в сутки, причем часто не выходит на поверхность. Деревья на площади пожара падают, создается сильная захламленность и усиливается общая угроза пожара в дальнейшем. Дым от подземного пожара едкий, с сильным запахом торфа. Кромка пожара не всегда заметна, поэтому есть опасность провалиться в горящий торф.

Учитель: По скорости распространения огня и высоте пламени лесные пожары подразделяются на слабые, средние и сильные.

Слабые пожары – скорость 1 м/мин. и высота пламени не более 1.5 метров.

Средние пожары – скорость до 3 м/мин. и высота пламени 1.5 метров.

Сильные пожары – скорость свыше 3 м/мин. и высота пламени более 1.5 метров.

3. Правила безопасного поведения в лесу

Учитель: Чтобы не навредить лесу и не допустить возникновения пожара, необходимо соблюдать правила поведения в лесу. Какие?

Учащиеся под руководством учителя составляют памятку о правилах безопасного поведения в лесу.

Пункты памятки выкладываются на доске с помощью рисунков и готового текста.

Не бросайте в сухую траву горящие спички

Не разводите костры в местах с сухой

травой, в хвойных молодняках.



Не зажигайте траву под деревьями,

на лесных полянах, стерню на полях

рядом с лесом.



Не оставляйте в лесу бутылки и осколки стекла.



Не оставляйте в лесу легковоспламеняющийся промасленный обтирочный материал.



Не используйте в лесу автомашину или

мотоцикл с неисправной системой питания.



При необходимости развести в лесу

костер примите меры безопасности,

исключающие попадание искр на сухую траву.

4. Действия при попадании в зону пожара

Учитель: Подумайте, какие нужно предпринять действия, если вы все же оказались в зоне пожара.

Учащиеся под руководством учителя составляют памятку о действиях людей, попавших в зону пожара.

Возникший небольшой низовой пожар

в лесу постарайтесь сбить ветками

или забросать грунтом.

Если вы попали в зону пожара, выходите из опасной зоны перпендикулярно направлению движения огня навстречу ветру.



Если воздух сильно задымлен, дышите

через мокрый платок, шарф.

Помните: у земли задымление меньше.



Нельзя бежать в загоревшейся одежде! Лучше сбросить ее или загасить огонь, катаясь по земле.

5. Кто и как спасает лес от пожара

Учитель: В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01 (номер называют дети), сообщить точно адрес пожара и свою фамилию.

Охрана лесов от пожаров проводится как на земле, так и с воздуха (фотография), а еще для определения точного места и границ пожара используют космические спутники. Хотя Россия занимает первое место в мире по количеству лесов, необходимо ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану. Для этого надо прикладывать, большие усилия и нужна помощь всего населения.



V. Закрепление и проверка полученных знаний

1. Тест.

1. Как называется наука о лесных пожарах?

а) экология;

б) пирология;

в) геология.

2. При каком пожаре горят лесная подстилка, трава, кусты?

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при торфяном.

3. При каком пожаре горят кроны деревьев?

а) при низовом;

б) при верховом;

в) при подземном.

4. Как тушат только что начавшийся пожар?

а) сбивая пламя веником из зеленых веток;

б) накрывая пламя собственной одеждой;

в) задувая пламя.

2. Разгадывание кроссворда.

По горизонтали:

2. Наука о лесных пожарах.

3. Травма, которую может получить человек при небрежном обращении с огнем.

4. Материал, который на солнечном месте фокусирует лучи как зажигательная линза.

По вертикали:

1.Место, где ранее уже разводился и тушился костер.

2. Стихийное распространение огня, вышедшее из-под контроля человека.

5. Время года, когда наиболее часто возникают лесные пожары.

1

2

3

4

5

VI. Итог урока.

– Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

  1. Задачи формирование необходимого уровня речевых умений и способностей развитие коммуникативной компетентности

    Документ
    Развитие и формирование у детей понимания значения в жизни собственных возможностей и их правильного использования для сохранения и укрепления здоровья
  2. Основная образовательная программа начального общего образования (17)

    Основная образовательная программа
    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 13 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ ГОРОДА ЖУКОВСКОГО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
  3. Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «зерек бала»

    Программа
    Программа воспитания и обучения детей младшего дошкольного возраста «Зерек бала» (от 3 до 5 лет) является продолжением комплекта новых программ, соответствующих нынешним требованиям ГОСО РК дошкольного воспитания и обучения.
  4. Основная образовательная программа начального общего образования срок реализации 2011-2015 гг

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 57 города Чебоксары» разработана в соответствии с
  5. Образовательная программа начального общего образования моу «Средняя общеобразовательная школа №21»

    Образовательная программа
    4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;
  6. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы с. Антоновка Ершовского района Саратовской области»

    Основная образовательная программа
    Основная образовательная программа начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы с.Антоновка Ершовского района Саратовской области» разработана в соответствии с Федеральным государственным
  7. Рабочие программы по образовательной системе «Планета знаний» в 1 классе на 2011 2012 учебный год

    Пояснительная записка
    Учебно-методический комплект «Планета Знаний» был разработан в соответствии с государственным образовательным стандартом начального общего образования I поколения и доработан с учётом Стандартов II поколения.
  8. Основная образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №2

    Основная образовательная программа
    Рабочая программа «Экскурсионное бюро «Моя малая родина». Организация экскурсий по станице Ленинградской и муниципальному образованию Ленинградский район
  9. Цели и задачи программы: 4 Информационная справка о школе 6 > Организационно-педагогические условия, способствующие реализации образовательной программы. 7 Раздел III. Дошкольное образование 10 > Образовательные программа дошкольного образования дсп №3 10

    Программа
    Образовательная программа школы – документ, который разработанный школой в соответствии с государственными образовательными стандартами и определяющий:

Другие похожие документы..