Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология личности Для специальностей

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. ПРОБЛЕМА ЛИЧНОСТИ В СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Проблема личности в классической западноевропейской социологии и первых социально-психологических концепциях. Соотношение индивидуального и социального в работах О. Конта и Г. Спенсера. Полемика

Э. Дюрггейма и Г. Тарда. «Психология масс» Г. Лебона. «Психология народов» М. Лацаруса и Т. Штейенталя. Теория инстинктов социального поведения В. Макдугалла.

Феноменологическая социологическая школа (Э. Гуссерль, М. Вебер). Основные положения феноменологического подхода к анализу проблемы личности.

Личность в контексте исследований малой группы. Изучение процессов влияния группы на поведение индивида: ранние социально-психологические эксперименты Н. Триплетта, эксперименты Ф. Олпорта, Р. Зайонца и С. Аша.

Понятия «социальной фасилитации» и «ингибиции». Традиция изучения личности «без личности».

Личность в контексте исследований ролевого поведения, аттитюдов и процессов интеракции. Зарубежные социально-психологические теории личности: представления о личности в рамках необихевиористских теорий

(социально-когнитивная теория личности Бандуры, теория обмена Тибо и Келли, теория элементарного социального поведения Хоманса), когнитивных теорий (теория структурного баланса Ф. Хайдера, теория коммуникативных актов Т. Ньюкома, теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теория

конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума), психоаналитических теорий (теория интерперсонального поведения Шутца, теория группового развития Бенниса и Шепарда), интеракционистских теорий (символический интеракционизм Дж. Мида, теория установок личности на себя Куна и Макпартленда, теория социальной драматургии Гоффмана, теория референтной группы Келли).

Социальная психология личности как самостоятельная предметная область.

Тема 2. СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие социализации: социализация как инкультурация, социализация как интернализация, социализация как адаптация, социализация как конструирование социальности.

Основные направления исследований социализации. Теоретические подходы к анализу социализации: биогенетические теории, социогенетические теории, интеракционные теории, социально-экологический подход, теории социального научения, психоаналитические, когнитивистские теории.

Изменение содержания социализации в условиях социального кризиса.

Тема 3. ЛИЧНОСТЬ И ГРУППА. ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО

ВЛИЯНИЯ

Основные феномены социального влияния: влияние большинства

влияние меньшинства, «свои» – «чужие», влияние формальных авторитетов.

Эксперименты С. Аша: цель, экспериментальная методика, основные результаты. Типология зависимых и независимых испытуемых. Основные результаты. Типология зависимых и независимых испытуемых. Основные факторы независимости и уступчивости личности: характер стимульной ситуации, характер групповых сил, характер индивидуума.

Влияние меньшинства: креативное решение проблем.

Классические эксперименты А. Тэшфела. «Мы» и «они» как основной способ категоризации социального мира. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность.

Эксперименты С. Милграма. Факторы подчинения личности.

Влияние в межличностном взаимодействии. Механизмы и принципы влияния.

Тема 4. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ

Семья как институт социализации. Эмпирические исследования

взаимозависимости структурно-динамических особенностей семьи (состав семьи, сплоченность семьи, качество коммуникации) как малой группы и социального развития ребенка.

Система образования как один их ведущих институтов социализации. Задачи образования. Учитель как профессиональный социализатор. Первичная и вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман).

Социализационное влияние СМИ и новых информационных технологий. Интернет-коммуникации: построение «виртуальной личности». Типология пользователей Интернет.

Тема 5. КУЛЬТУРА КАК КАНАЛ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ

Личность и культура. Личность в историко-культурной перспективе.

Культура и когнитивные процессы, социальное поведение, ценности.

Культура и социализация. Сравнительные исследования процессов

социализации у разных народов. Исследования процессов аккультурации.

Тема 6. РЕГУЛЯЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Понятие социального поведения и его регуляторов. Нормативная регуляция поведения. Факторы возникновения девиантных форм поведения.

Теории девиации (теория аномии Э. Дюркгейма, модель Р. Мертона, теория «дифференцированной связи» Э. Сатерленда, теория «конфликтности норм» Т. Селлина и У. Миллера). Ценности и ценностные ориентации личности. Соотношение

личностных и социальных ценностей (Д.А. Леонтьев). Виды социализации личности.

Теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности (В.А. Ядов, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски и др.).

Тема 7. СОЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКА: ПОНЯТИЕ, ФУНКЦИИ, СТРУКТУРА,

ДИНАМИКА

Понятие аттитюда и история его изучения. Структура и функции аттитюда. Подходы к формированию социальных установок: бихевиористский, мотивационный, когнитивистский, структурный, генетический.

Тема 8. ВЗАИМОСВЯЗЬ АТТИТЮДОВ И ПОВЕДЕНИЯ

Дискуссия о взаимосвязи установок и поведения. Эксперименты Р. Лапиера и его интерпретации. Критерии оценки уровня установок (А. Айзен,М. Фишбан). Сила, доступность, способ формирования установки как факторы прогнозирования поведения. Личностные и ситуационные факторы, опосредующие взаимосвязь аттитюдов и поведения. Теория когнитивного опосредования действия. Роль намерений. Диспозиционная концепция

регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.

Влияние поведения на аттитюды: объяснительные схемы (теория самопрезентации, теория когнитивного диссонанса, теория самовосприятия).

Тема 9. СИСТЕМА ОТНОШЕНИЙ КАК РЕЗУЛЬТАТ СОЦИАЛЬНОГО

РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Личность как система отношений (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.А. Бодалев). Элементы системы отношений. Система отношений личности как результат предшествующих взаимоотношений со значимыми другими и миром. Основные измерения отношений личности: дружба – вражда (В.Н. Мясищев); симпатия – антипатия, уважение – неуважение, близость – отдаленность (В.В. Столин); отношения персонификации – отношения персонализации (А.Б. Орлов); доминирование – подчинение, любовь – ненависть (Беннис, Шепард). Факторы динамики отношений личности.

Взаимосвязь отношения к себе с отношением к другим и миру в целом.

Самоотношение и Я-концепция. Структурные компоненты Я-концепции.

Изменчивость и стабильность Я-концепции. Типология личности (контролирующая личность, манипулирующая личность, зависимая личность, авторитарная личность).

Тема 10. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Проблематика идентичности в психологии. Персональная, социальная, гендерная идентичность. Теории идентичности: концепция Э. Эриксона, концепция социальной идентичности А. Тэшфела, теория самокатегоризации Дж. Тернера.

Формирование и развитие социальной идентичности. Исследования идентичности в ситуации социального кризиса.

ТЕМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. УРОВНИ, ФЕНОМЕНЫ И МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО

ВЛИЯНИЯ

Семинар 1. МЕГА - И МАКРОУРОВЕНЬ СОЦИАЛЬНОГО ВЛИЯНИЯ.

1. Культура и религия как факторы социального влияния.

2. Массовые коммуникации, пропаганда, новые информационные

Литература:

1. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект пресс, 2001. – глава 4, 14.

2. Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1996.- глава 6.

3 Социальная психология личности в вопросах и ответах /Под ред. В.А Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – глава 2.

4. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону: Изд-во “Феникс”, 1998.- глава 4

Контрольная работа – тест к семинару 1:

1. Кому принадлежат слова: «Коммуникация есть взаимопроникновение картин мира»? Варианты ответов:

Майерсу, Аронсону, Шибутани, Россу и Нисбетту или Белинской и Тихомандрицкой.

2. Что такое «гендерная социализация»?

3. В чем разница, по Аронсону, обучения и пропаганды?

4. В чем суть теории реактивного сопротивления Джека Брема?

5. В чем заключается «эффект вакцинации» Мак-Гуайра?

6. Перечислите факторы, повышающие эффективность сообщения.

7. Представителем какого подхода западной социальной психологи является Т. Шибутани: бихевиоризма, когнитивизма, психоанализа или интеракционизма?

8. Опишите, в чем заключается эксперимент Бегби по изучению влияния факторов культуры на восприятие зрительных образов.

9. В чем заключается различие эволюционистского и

культурального подходов к индивидуальным различиям личности?

10. Приведите пример универсальных норм, характерных для каждой культуры, описанных Брауном.

11. Как в теории Элиса Игли описывается механизм взаимодействия между культурой и биологией?

12. В чем отличие теории Макса Вебера и Карла Маркса в объяснении экономического развития общества?

13. Приведите характеристики индивидуалистической и

коллективистической культур.

14. Насколько фундаментальна фундаментальная ошибка атрибуции?

Приведите пример эксперимента при ответе на этот вопрос.

15. Приведите пример влияния на личность и группу людей религиозных факторов.

16. Как Э. Фромм определяет понятие «социальный характер»?

17. Опишите 5 типов социального характера (по Э. Фромму).

18. Приведите характеристики виртуальной личности (мотивационные и поисковые).

Семинар 2. ГРУППОВОЕ И МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЛИЯНИЕ.

1. Основные феномены группового влияния: социальная фасилитация, социальная леность, деиндивидуация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства.

2. Межличностное влияние: способы, механизмы, феномены.

3. Социально-психологический портрет личности, оказывающей влияние.

Литература:

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М., 1990.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М., 2000.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект пресс, 2001. – 301 с.

4. Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1996.-684с.

Тема 2. ОТНОШЕНИЯ ЛИЧНОСТИ КАК ИСТОЧНИК И РЕЗУЛЬТАТ ЕЕ

СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Семинар 1. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОТНОШЕНИЙ

ЛИЧНОСТИ.

1. Концепция отношений личности А.Ф. Лазурского, В.Н. Мясищева. Понятие «порочного круга отношений».

2. Психология эмоциональных отношений Л.Я. Гозмана.

3. Психология значимых отношений А.Кроник, Е. Кроник.

4. «Структурная» теория эмоциональных отношений В.В. Столина.

5. Теория фильтров S.Duck, A. Kerckoff, K.Davis.

6. «Парадоксальная» теория отношений К. Витакера.

Семинар 2. ДИНАМИКА ОТНОШЕНИЙ ЛИЧНОСТИ.

1. Становление и развитие системы отношений личности.

2. Факторы динамики отношений личности.

3. Этапы отношений.

4. Основные измерения отношений личности: дружба – вражда, симпатия – антипатия, уважение – неуважение, близость – отдаленность, любовь – ненависть, доминирование - подчинение.

5. Социально-психологические исследования отношений.

6. Проблема стабилизации и распада отношений. Последствия разрыва отношений для личности.

Литература:

1. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. - 175 с.

2. Социальная психология личности в вопросах и ответах /Под ред. В.А Лабунской. – М.: Гардарики, 1999. – 397 с.

3. Столин В.В., Голосова Н.И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. - 1982. - N 2.- С.62 - 67.

ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. КОНФОРМИЗМ ЛИЧНОСТИ

Задание №1. Определение степени конформности личности (по 16-факторному опроснику Кеттела). Обсуждение полученных результатов.

Задание №2. «Сила социального давления». Это задание предназначено для того, чтобы помочь студентам глубже осознать, какую власть над людьми имеют социальные требования. Инструкция к заданию: «Выберите неявную социальную норму, касающуюся обычного повседневного поведения. Затем выберите поведенческий акт, который каким-либо образом нарушает эту норму или отклоняется от нее. Вам нужно повторить его много

раз и в различных ситуациях. Оцените реакции людей и ваши собственные чувства. При выполнении упражнения не совершайте поступков, которые могли бы причинить вред другим людям или вам самим». Обсуждение результатов выполнения задания.

Тема 2. АФФИЛИАЦИЯ, АТТРАКЦИЯ И ЛЮБОВЬ

Экспериментальные исследования аттрактивного поведения, аффилиативных тенденций, отношений симпатии и любви. Невербальные проявления любви. Упражнение «Власть и любовь» из программы танцевально- экспрессивного тренинга.

Тема 3. ПОДЧИНЕНИЕ И САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ

Факторы подчинения личности. Влияние формальных авторитетов.

Экспериментирование с подчинением и самоопределением в тренинговых ситуациях (Упражнение «Выброси за борт»).

Тема 4. ПОМОГАЮЩЕЕ ПОВЕДЕНИЕ ЛИЧНОСТИ: ПРОБЛЕМА

«ПЕРЕКОСА» ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Определение помогающего поведения. Характеристики личности,

демонстрирующей «помогающий» тип поведения. Диагностика склонности к помогающему поведению с помощью ряда методик (Тест ситуаций, УСК).

Обсуждение результатов.

Тема 5. ЛИЧНОСТЬ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

СМИ – мощный канал влияния на личность. Интерпретативный характер СМИ. СМИ и «Паблик Рилейшнз». PR – технологии: создание имиджа, управление информацией, управление кризисными ситуациями, создание корпоративных отношений. Цели, задачи и технологии разработки PR- проектов.

Случай с «Тайленолом». Задание студентам: разработать стратегию

разрешения конфликтной ситуации, связанной с «Тайленолом», целью которой являлось бы возвращение доверия общественности по отношению к этому лекарству и компании, его выпускающей.

7. Методические рекомендации к освоению содержания дисциплины.

Преподавание курса опирается на знания и навыки, полученные в процессе предшествующего изучения дисциплин.

 Основными видами учебных занятий являются лекции и практические занятия, самостоятельная работа, включающая чтение и анализ рекомендуемой литературы, выполнение домашних заданий, подготовку к практическим занятиям, подготовку к выполнению контрольных работ.

  Лекции составляют основу теоретического обучения и должны давать систематизированные основы научных знаний по курсу, раскрывать состояние и перспективы развития соответствующей области знания, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных и узловых вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность и способствовать формированию творческого мышления.

 Ведущим методом в лекции выступает устное изложение учебного материала, сопровождающееся демонстрацией схем, плакатов. На  лекциях до студентов доводятся современные взгляды по ключевым проблемам темы, сопоставляются альтернативные точки зрения отечественных и зарубежных мыслителей.

 Практические занятия проводятся в целях: выработки практических умений и приобретения навыков анализа психологических проблем, овладение методами научной информации и теоретического прогнозирования  процессов и явлений. Главным их содержанием является практическая работа каждого студента.

  Самостоятельная работа обучаемых  является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, поиск и приобретение новых знаний,  а также выполнение учебных заданий, подготовку к предстоящим занятиям, к зачету.

  На самостоятельную работу студентов по курсу «психология социального познания», в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, отводится 116 часов. Самостоятельная работа под руководством преподавателя предусматривает, как правило, разработку рефератов, написание докладов, и выполнение других творческих заданий в соответствии с учебной программой, в частности, разработку программ исследований, проведение эмпирического исследования и подготовку отчета по его результатам. Основная цель данного вида занятий состоит в обучении  студентов методам самостоятельной работы с учебным материалом.

Самостоятельную работу следует начинать сразу же после первой лекции и получения задания. Для работы студентам необходимо ознакомиться с графиком работы студентов по дисциплине и программой курса. Уяснить для себя, какое количество часов отведено учебным планом в целом на изучение дисциплины, на аудиторную работу (лекционные и семинарские занятия) и выполнение самостоятельной работы.

При возникновении вопросом по видам учебной деятельности студент может обратиться за помощью к преподавателю. По этим разделам студент готовит список вопросов, которые ему не удалось самостоятельно разобрать. После консультации с преподавателем студент обязан возобновить свою деятельность по невыполненным заданиям самостоятельной работы.

 Проверка усвоения учебного материала студентами осуществляется преподавателем в ходе текущего и итогового контроля. Проверка качества усвоения знаний в течение семестра осуществляется при помощи контрольных вопросов и заданий на практических занятиях, а также по результатам самостоятельной работы. Итоговая аттестация по курсу завершается зачетом или экзаменом.

  Текущий контроль предназначен для проверки хода и качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы студентов и совершенствования методики проведения  занятий. Проводится в ходе всех видов занятий в форме, избранной преподавателем или  предусмотренной тематическим планом.   Итоговый  контроль  имеет целью определить  степень достижения  учебных целей по учебной дисциплине.

    1. Методические указания по проведению практических занятий.

Для эффективного использования отведенного времени на практические занятия студентам необходимо иметь навыки работы с литературными источниками. Приступая к изучению литературы, студент должен иметь минимум общее представление по вопросам семинара, максимум четко владеть информацией в рамках темы семинара для возможной дискуссии по предложенной проблеме. При работе с литературными источниками надо делать выписки, а не переписывать полностью весь материал с книги, постепенно, таким образом, накапливая информацию, относящуюся к вопросам семинара. При конспектировании необходимо указывать исходные библиографические данные (Ф.И.О. автора, название источника, издание, год и страницы) для того, чтобы при необходимости (утере информации, недостаточном изложении материала, пробелах в знаниях) можно было легко вновь обнаружить данную книгу.

В результате работы с литературой студент должен подготовить доклад в доступной для сокурсников форме изложения, хорошо владеть материалом и ясно его излагать. После обсуждения проблемы студент должен уметь правильно построить ответ на заданные ему вопросы по докладу.

Практические занятия по курсу «Психологии социального познания» требуют от студентов хорошей теоретической подготовки, использования при выступлениях специализированной терминологии. Для этого студентам необходимо систематически готовиться к практическим занятиям.

Семинарские занятия основаны на активном участии студентов в дискуссии по предложенной преподавателем теме, к которой студент готовиться самостоятельно. Выступления с докладом должны носить краткий логический выстроенный, доступный и научно подтвержденный характер. Сообщение студента публично обсуждается в группе. В ходе дискуссии выступающий должен дать ответы на интересующие по его проблеме вопросы членом группы, что подтверждает владение информацией студентом по представленному докладу и влияет на оценку преподавателем.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЁТУ.

1. Проблема личности в классической западноевропейской социологии и первых социально-психологических концепциях.

2. Представления о личности в контексте исследований малой группы.

3. Социальная психология личности как самостоятельная предметная область.

4. Понятие социализации.

5. Социализация как инкультурация.

6. Социализация как интернализация.

7. Социализация как адаптация.

8. Социализация как конструирование социальности.

9. Основные направления исследований социализации.

10. Основные феномены группового влияния.

11. Эксперименты С. Аша: цель, экспериментальная методика, основные результаты.

12. Классические эксперименты А. Тэшфела. «Мы» и «они» как основной способ категоризации социального мира. Ингрупповой фаворитизм и аутгрупповая враждебность.

13. Эксперименты С. Милграма. Факторы подчинения личности.

14. Влияние в межличностном взаимодействии. Механизмы и принципы

влияния.

15. Семья как институт социализации.

16. Система образования как один их ведущих институтов социализации. Задачи образования. Учитель как профессиональный социализатор.

17. Первичная и вторичная социализация (П. Бергер, Т. Лукман).

18. Социализационное влияние СМИ и новых информационных технологий.

19. Культура и религия как канал социального влияния.

20. Регуляторы социального поведения личности.

21. Факторы возникновения девиантных форм поведения. Теории девиации (теория аномии Э. Дюркгейма, модель Р. Мертона, теория «дифференцированной связи» Э. Сатерленда, теория «конфликтности норм» Т. Селлина и У. Миллера).

22. Ценности и ценностные ориентации личности. Соотношение личностных и социальных ценностей.

23. Теории и подходы к рассмотрению иерархической структуры ценностей личности (В.А. Ядов, А.И. Донцов, М. Рокич, Ш. Шварц и У. Билски и др.).

24. Понятие аттитюда и история его изучения. Структура и функции аттитюда.

25. Подходы к формированию социальных установок: бихевиористский, мотивационный, когнитивистский, структурный, генетический.

26. Взаимосвязь установок и поведения. Личностные и ситуационные факторы, опосредующие взаимосвязь аттитюдов и поведения.

27. Диспозиционная концепция регуляции социального поведения личности В.А. Ядова.

28. Влияние поведения на аттитюды: объяснительные схемы (теория

самопрезентации, теория когнитивного диссонанса, теория самовосприятия).

29. Личность как система отношений.

30. Социально-психологические теории отношений личности.

31. Структурный и динамический подходы к изучению отношений личности.

32. Становление и развитие системы отношений личности.

33. Факторы динамики отношений личности.

34. Основные измерения отношений личности.

35. Этапы отношений. Проблема стабилизации и распада отношений.

Последствия разрыва отношений для личности.

36. Самоотношение и Я-концепция.

37. Типологии личности.

38. Проблематика идентичности в психологии. Персональная, социальная, гендерная идентичность.

39. Теории идентичности: концепция Э. Эриксона, концепция социальной идентичности А. Тэшфела, теория самокатегоризации Дж. Тернера.

40. Формирование и развитие социальной идентичности.

41. Исследования идентичности в ситуации социального кризиса.

42. Социальное конструирование реальности (Бергер П., Лукман Т.).

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1. Средство массовой информации — социально-психологическая характеристика.
2. Отчуждение и одиночество.
3. Социализация студента.
4. Установки молодежи и референтная группа.
5. Проблемы социальной типологии личности в России в конце XX в.
6. Формирование самосознание современной молодежи.
7. Динамика общественного настроения и общественного мнения.
8. Проблема толпы в конце XX в.
9. Психология русской нации.
10. Социально-психологические проблемы взаимоотношения поколений.
11. Проблемы психологического здоровья.
12. Политическая психология социальных групп и личностей.
13. Психология молодого специалиста в научном коллективе.
14. Многообразие стилей руководства.
15. Анализ литературы /монографий, журнально-периодической и др./.
16. Прикладное значение различных проблем социальной психологии.
17. Заражение, подражание, слухи, мода в конце XX в.
18. Социально-психологическая природа человеческих конфликтов.
19. Социальные свойства личности как продукт социализации.
20. Социально-психологические аспекты культуры и культурности

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ОСНОВНАЯ):

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М., 2000.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М., 2000.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. – М.: Аспект пресс, 2001. – 301 с.

4. Майерс Д. Социальная психология – СПб.: Питер, 1996.-684 с.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ):

1. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995

2. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. - 175 с.

3. Столин В.В., Голосова Н.И. Факторная структура эмоционального отношения человека к человеку // Психологический журнал. - 1982. - N 2. - С.62 - 67.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) – СПб.: Питер, 1997. – 608 с.

5. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону.: Изд-во “Феникс”, 1998.-544

  1. Учебно методический комплекс дисциплины «Основы педагогического мастерства» для специальности Физика

    Учебно-методический комплекс
    Современное образование характеризуется вариативностью и многообразием как в содержании, так и в технологиях, используемых в воспитательно-образовательном процессе.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. Менеджмент для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Экономика и социология управления персоналом и формирование человеческого капитала. Личность ме­неджера. Лидерство и стиль управления. Власть и партнерство.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины организация психологической службы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина «Организация психологической службы» предусматривается учебными планами для специальности «Психолог. Преподаватель психологии» в качестве одной из специализаций и читается в 6 семестре для студентов, выбравших специализацию
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины этика делового общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Этика делового общения» (ЕН.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. Логика Для специальности

    Учебно-методический комплекс
    Уровень логической культуры человека характеризуется совокупностью логических средств (логических приемов, способов рассуждения), которыми он владеет.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология для студентов исторического факультета Специальность, квалификация специалиста

    Учебно-методический комплекс
    Курс “Социальная психология” разработан на основе государственного стандарта и предназначен для изучения студентами исторического факультета и включает в себя изучение таких разделов как “Введение в социальную психологию”, “ Личность
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Управление персоналом для специальности 080502 Экономика и управление на предприятии (промышленность)

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина “Управление персоналом” предусматривается государственным стандартом специальности 061100 “Менеджмент организации” в цикле специальных дисциплин.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Социальная психология» (ОПД.
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины социальная психология Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Социальная психология» входит в состав федерального компонента цикла общепрофессиональных дисциплин (ОПД) государственного образовательного стандарта, основной образовательной программы, учебного плана по специальности

Другие похожие документы..