Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

Задания для самостоятельной работы

Ниже предлагаются ситуации, связанные с семьей, характерные для работы психолога-консультанта. Студентам предлагается применительно к каждой ситуации продумать план психодиагностических и коррекционных мероприятий на основе тех знаний, которые они получают в процессе изучения курса. Предполагаются проведение групповых дискуссий на практических занятиях относительно каждой из ситуаций с целью выработки наиболее эффективного плана диагностических и коррекционных мероприятий.

Ситуации:

Женщина средних лет, мать-одиночка жалуется на отсутствие психологической близости с дочкой 14 лет, снижение успеваемости у дочери. Дочь требует одежду, которую мать не одобряет, тайком от матери курит. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Муж жалуется на постоянные мелочные придирки к нему супруги. Например, однажды она его спрашивает: "Что ты делаешь в транспорте по дороге на работу?" Муж: "Газету читаю". Супруга: "А, вот если бы ты не газеты читал, а научные статьи по специальности, ты бы уже давно кандидатскую защитил". Муж на это реагирует вспышками гнева, бранью, угрозами развода. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

На "Телефон доверия" звонит девушка 16 лет. Жалуется на то, что родители не одобряют ее выбор молодого человека, не пускают на дискотеки. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

За психологической помощью обратилась молодая супружеская пара. Супруга жалуется на то, что муж не хочет ей помогать по хозяйству, а она очень устает, поскольку целый день вынуждена находиться в квартире одна с маленьким ребенком. Реакция мужа: "Я ей помогаю по мере возможности, но порой мне кажется, что супруга просто хочет меня эксплуатировать". Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

В психологическую консультацию обратились молодые супруги, у которых есть сын 8 месяцев. Интересуются, как правильно воспитывать детей. Волнует, что ребенок очень тревожный, много плачет, не дает по ночам уснуть. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

В психологическую консультацию обратилась молодая женщина по поводу проблем, связанных с воспитанием сына 11 лет. Неожиданно сын заявил, что в школу он больше ходить не будет, т. к. ему дома больше нравится. В течении недели вся семья по очереди вела с мальчиком беседы в надежде убедить его ходить в школу. И не убедила. Учится средне. Конфликтов или напряженности в отношениях со сверстниками не наблюдалось. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

На "Телефон доверия" позвонила молодая супруга. Скоро будет год, как вышла замуж. Чувствует, что муж теряет интерес к ней. Полагает, что пока у него нет женщины на стороне, но предчувствует, что если и дальше все будет также продолжаться, то возможно муж от нее уйдет или найдет на стороне другую женщину. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

За психологической помощью обратилась женщина 30 лет. Не замужем. Живет в одной квартире с отцом и матерью. Замуж выходить она не намерена - не хочет возиться с хозяйством, ребенком. Но мать настаивает на замужестве, причем в форме крика, скандалов. Запрос: "Как мне добиться того, чтобы мать, наконец, оставила меня в покое?". Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

В психологическую консультацию обратилась за помощью молодая женщина. Запрос: с момента появления на свет грудного ребенка муж потерял интерес и к ней, и к ребенку. Ни в чем ей не помогает, домой стал приходить поздно. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

16-летний сын предложил матери инцестовые отношения. Живут вдвоем в одной квартире. Мать не знает, как реагировать. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

В консультацию обратилась молодая супруга 26 лет. Свекровь постоянно настраивает своего сына против нее. Хочет их поссорить. Из-за этого по настоянию клиентки семья переехала в другой город. Но теперь свекровь регулярно звонит ее мужу и начинает разговор: "Ну, как там твоя благоверная? Совсем голодом тебя заморила? Пол, небось, опять не подметает..." и т. д. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

За психологической помощью обратилась молодая девушка. Парень учится на священника. Требует, чтобы она носила только длинные юбки, которые неудобны и делают ее некрасивой. Стал какой-то жесткий, стремится ее контролировать. Запрещает пользоваться косметикой. Сказал: "Я все твои короткие юбки сожгу". Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

За помощью обратилась женщина 36 лет, образованная, умная, красивая. Недавно вышла замуж. Муж ездил в Америку, чтобы заработать денег на квартиру, там стал членом организации "Свидетели Иеговы". Вернулся угрюмым, неразговорчивым. Запирается в туалете и читает там Библию. Любые попытки его переубедить приводят только к увеличению разрыва. Она ходила в группу, членом которой является ее муж. Ей там не понравилось. Она чувствует там какую-то ложь, но донести свои ощущения до мужа не может. Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные методы и способы оказания воздействия.

В психологическую консультацию за помощью обратилась семья из пяти человек: отец, мать и трое детей. Отец - не родной для всех троих детей (отчим). Родители поженились несколько лет назад. Жалобы на случаи периодического воровства девушки 14 лет. Причины собственного импульсивного воровства девочка объяснить не может. В остальном семья очень благополучная, хорошо обеспеченная материально. Отчетливая ориентация всех членов семьи на культуру, высокие духовные ценности. Отец не может понять: "Чего же ей не хватает? Попросила бы - и так дали. Зачем же ворует?". Разработать программу работы с данным консультативным случаем. Изложить возможные причины воровства, методы и способы оказания воздействия.

Вопросы к контрольной работе по курсу «Психология семьи»

1. Раскройте содержание следующих понятий:

  • Семья

  • Функции семьи

  • Структура семьи

  • Динамика семьи

  • Мотивы вступления в брак в дисфункциональных семьях

  • Стадии супружеских отношений

  • Социально – психологический климат в семье

  • Социализация личности ребенка в семье

  • Основные вопросы семейного консультирования

2. Охарактеризуйте основные типы семейного воспитания и его психологическую коррекцию

3. Проведите психодиагностическое самообследование семьи по следующим методикам:

а. Анализ семейных взаимоотношений

б. Опросник «PARI»

в. Диагностика родительского отношения Варга А.Я., Столина В.В.

4. Представьте результаты психодиагностического обследования следующим образом:

а. Название методики, ее назначение, сфера применения

б. Порядок проведения обследования

в. Результаты обработки текста

г. Психологическое заключение

д. Рекомендации (желательно)

е. Приложения (бланки с ответами)

Темы докладов или контрольных работ

Ниже мы приводим ряд тем для подготовки сообщений на практических занятиях при очной или заочной формах обучения студентов.. В случае, если студент обучается по заочной форме обучения, - это темы для контрольных работ. Сообщения желательны небольшие - 15 - 20 минут. Контрольная работа - 5-6 страниц, не считая титульного листа и списка литературы в конце.

Памятка студенту

"В случае доклада главное обращать внимание на то, чтобы слушатели Вас поняли. В случае контрольной работы - чтобы поняли читатели. Рекомендуется предлагать сочиненный текст нескольким знакомым, и дорабатывать его, пока он не станет для них понятным и интересным. Ваша задача - проработав порой довольно значительное содержание материала, попытаться выразить его в гораздо меньшем объеме, но понятно, доходчиво, систематизировано, обдумано. Подчас необходимо проработать рекомендуемый для подготовки сообщения материал с учетом содержания освоенного курса для того, чтобы Ваше сообщение отвечало поставленной перед Вами цели. В случае доклада, необходимо быть готовыми к тому, что после Вашего сообщения группа будет иметь возможность задавать Вам вопросы, высказать критические замечания. Применительно к каждой теме даны ссылки на рекомендуемую литературу. Это не исключает возможности самостоятельного поиска литературы. Рекомендуемая к каждой теме литература, содержит в себе ссылки на другую литературу, которую тоже можно использовать. Ссылки на литературу мы старались делать в минимальном объеме. Главным критерием того, что литературы, с которой Вы ознакомились, достаточно, должно служить Ваше внутреннее ощущение «проработанности проблемы».

По согласованию с преподавателем, читающим данный курс, студент может подготовить сообщение на самостоятельно предложенную им тему. Несколько студентов, по согласованию с преподавателем, могут разбивать предлагаемые темы на несколько подтем, делая рассмотрение предложенных вопросов более подробным.

Итак, для подготовки сообщений на семинарских занятиях предлагаются следующие темы:

  1. Жизненный цикл семьи (Браун, Кристенсен, 2001, с. 37 - 63; Карабанова, 2004, с. 25 - 49; Шнейдер, 2000, с. 144 - 176; Варга, Драбкина, 2001; Витакер, 1998).

  2. Психология эмоциональных отношений как основа семейной жизни (Елизаров, 2003, с. 183, 187 - 189; Елизаров, 2004, с. 99 - 136; Карабанова, 2004, с. 60 - 79; Шнейдер, 2000, с. 179 - 207; Маданес, 1999; Роджерс, 2002; Хейли, Эриксон, 2001).

  3. Психологические особенности супружеских отношений (Елизаров, 2003, с. 169 - 226, 245 - 249; Елизаров, 2004, с. 72 - 243; Карабанова, 2004, с. 59 - 116; Шнейдер, 2000, с. 208 - 258; Варга, Драбкина, 2001; Маданес, 1999).

  4. Психологические особенности детско-родительских отношений (Карабанова, 2004, с. 117 - 244; Елизаров, 2003, с. 182 - 183, 226 - 237; Елизаров, 2004, с. 244 - 342; Спиваковская, 2000, с. 111 - 220; Шнейдер, 2000, с. 259 - 391; Роджерс, 2002; Бретт, 1996).

  5. Процессы распада и дестабилизации семейных отношений (Карабанова, 2004, с. 246 - 279; Елизаров, 2004, с. 368 - 383; Шнейдер, 2000, с. 472 - 484; Варга, Драбкина, 2001; Маданес, 1999; Витакер, 1998; Бретт, 1996).

  6. Нарушения представлений членов семьи о семье и личности друг друга (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 80 - 128; Варга, Драбкина, 2001; Роджерс, 2002; Елизаров, 2004; Бретт, 1996).

  7. Репрезентативные системы и их роль в формировании взаимоотношений в семье (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 129 - 160).

  8. Нарушения межличностной коммуникации в семье (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 160 - 180; Елизаров, 2003, с. 180 - 181, 183 - 186; Карабанова, 2004, с. 93 - 98; Елизаров, 2004).

  9. Нарушения механизмов интеграции семьи (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 180 - 237; Карабанова, 2004, с. 106 - 109; Елизаров, 2003, 172 - 194).

  10. Нарушения структурно-ролевого аспекта жизнедеятельности семьи (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 238 - 278; Карабанова, 2004, с. 79 - 88; Елизаров, 2003, с. 203 - 204; Елизаров, 2004).

  11. Семья с психически больным человеком и формы помощи этой семье (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 469 - 547).

  12. Трансгенерационная модель работы с семейными проблемами (Браун, Кристенсен, 2000, с. 130 - 153; Варга, Драбкина, 2001; Елизаров, 2003, с. 194 - 209).

  13. Постмодернистские теоретические модели работы с семейными проблемами (Браун, Кристенсен, 2000, с. 248 - 273).

  14. Интегративная модель работы с семьей Джозефа Брауна и Даны Кристенсен (Браун, Кристенсен, 2000, с. 277 - 298).

  15. Практика оказания помощи семье в социокультурном контексте (Браун, Кристенсен, 2000, с. 300 - 321).

  16. Методы работы с семьей в рамках структурной модели (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 354 - 378; Шерман, Фредман, 1997, с. 138 - 160; Браун, Кристенсен, 2001, с. 66 - 96; Минухин, Фишман, 1998; Елизаров, 2003, с. 183 - 194).

  17. Основанная на опыте модель работы с семьей (Елизаров, 2003, с. 245 - 247; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 425 - 443; Браун, Кристенсен, 2001, с. 155 - 170; Витакер, 1998; Витакер, 1997).

  18. Стратегическая модель работы с семьей (Браун, Кристенсен, 2001, с. 98 - 127; Маданес, 1999; Хейли, Эриксон, 2001; Елизаров, 2003, с. 247 - 249).

  19. Поведенческая модель работы с семьей (Браун, Кристенсен, 2001, с. 172 - 214; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с.449 - 465).

  20. Работа с семьей при наркомании и алкоголизме (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999, с. 537 - 547; Елизаров, 2004, с. 226 - 238; Маданес, 1999).

  21. Работа с семьей в рамках системного подхода Берта Хеллингера (расстановки по Хеллингеру) (Хеллингер, 2001; Вебер, 2002).

  22. Интегративная модель диагностики семьи А.В. Черникова (Черников, 2001).

Лист-вкладка рабочей программы учебной дисциплины

«Психология семьи», федеральный, ОПД ____________

название дисциплины, цикл, компонент

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология мотивации» Для специальности 030301 психология

    Учебно-методический комплекс
    (филиал «Угреша») в 8 семестре. Курс соответствует требованиям государственного образовательного стандарта подготовки психологов в университете. Задачами данного курса являются: выработка у студентов компетенции, знаний и навыков в
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Психология семьи» является вводным в курс «Основы психотерапии и семейного консультирования» . Курс знакомит студентов с основами психологии семьи.

Другие похожие документы..