Учебно-методический комплекс дисциплины психология семьи Для специальностей

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Изучение дисциплины «Психология семьи» помимо приобретения студентами специальности «Психолог. Преподаватель психологии» , теоретических знаний, предполагает приобретение навыков практической консультатативной деятельности в области семьи и семейных взаимоотношений.

Теоретические занятия проводятся в форме лекций. Практические занятия проводятся в формах – группового и индивидуального решения задач по темам курса, сквозных задач по блокам тем.

По дисциплине осуществляется текущий, промежуточный контроль и итоговый контроль в форме экзамена или зачёта.

Освоение дисциплины на дневном отделении проводится в форме лекций, практических занятий и аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов в течение семестра.

Аудиторная самостоятельная работа осуществляется в форме контрольных работ на занятиях по блоку тем, внеаудиторная самостоятельная работа осуществляется в следующих формах:

  • Подготовка к практическим занятиям

  • Самостоятельное изучение тем дисциплины

  • Подготовка к текущим контрольным мероприятиям (контрольные работы, тестовые опросы, коллоквиум)

  • Выполнение домашних индивидуальных заданий

  • Другие виды работ (составление задач, тестов по темам, блокам тем).

Самостоятельная работа студентов дневного отделения организуется в соответствии с графиком самостоятельной работы

Подготовка к практическим занятиям.

При подготовке к практическим занятиям студент должен изучить теоретический материал по теме занятия, освоить основные понятия и формулы расчета показателей, ответить на контрольные вопросы В течении занятия студенту необходимо решить задания, выданные преподавателем, выполнение которых зачитывается, как текущая работа студента на «зачтено» и «не зачтено».

5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Тема 1. Основные источники оказания психологической помощи по проблемам, связанным с семьей

Результаты научных психологических исследований относительно проблем, связанных с семейной жизнью, и их использование в практике психологического консультирования.

Психотерапия как особая форма общественного сознания людей в XX и XXI столетиях. Психотерапия как источник знаний о семье и использование этого знания в консультативной работе с семьями. История возникновения и основные направления семейной терапии на Западе.

Развитие знаний о семейных проблемах и практике работы с семьями в рамках отечественной науки.

Тема 2. Структурная модель психологического консультирования семьи

История возникновения структурной модели психологического консультирования семьи.

Определение структуры семьи. Элементы системы поддержания структуры семьи:

  • генетическая система поддержания структуры семьи;

  • система комплиментарных (дополняющих друг друга) ролей.

Субсистемы семьи (холоны):

  • субсистема супружеской пары;

  • субсистема родителей;

  • субсистема детей (сиблингов).

Основные задачи, решаемые в рамках каждой из субсистем. Причины нарушения функционирования семьи в рамках каждой из перечисленных выше субсистем.

Понятие границ между субсистемами. Основные виды границ: ригидные, диффузные, четкие и их характеристики.

Понятие о семейных треугольниках. Виды семейных треугольников.

Основные нарушения жизнедеятельности семьи, описанные в рамках структурной модели. Особенности доминирующих аффектов и межличностных контактов в неблагополучных семьях. Черты личности членов неблагополучных семей, особенности организации пространства в неблагополучных семьях.

Тема 3. Цели, методы и последовательность работы с семьей в рамках структурной модели

Цели психологической помощи семье в рамках структурной модели. Основные фазы работы.

Работа по преобразованию коммуникативной системы неблагополучных семей.

Вмешательства, которые меняют границы и иерархию внутри неблагополучных семей.

Работа с доминирующими аффектами в неблагополучных семьях.

Методика детриангуляции Карла Джонсона.

Тема 4. Психодинамическая модель консультирования семьи (модель работы с семьей, основанная на теории семейных систем М. Боуэна)

Два типа личности, формируемые в семье:

  • обособленная, независимая, дифференцированная от семьи;

  • подчиненная, зависимая, сплавленная с семьей.

Черты хорошо дифференцированной личности. Черты недифференцированной личности.

Семьи "Сплава" и особенности общения в них.

Цель психологического консультирования по семейным проблемам в рамках данной модели. Стратегия психологического консультирования семьи.

Методика "Тет-а-тет".

Тема 5. Социометрические техники работы с семьей

Сущность социометрических техник работы с семьей.

Методики: семейная скульптура, семейная хореография, генограмма семьи, методика "Ролевая карточная игра", экокарта семьи, методика "Соломенная башня", методика исследования семейного пространства, методика "Семейная социограмма".

Специфика и примеры использования указанных техник в консультативной работе с семьями.

Тема 6. Коммуникационная модель консультирования семьи

Сущность подхода: Работа с искажениями чужих сообщений. Понятие о деноменализации.

Работа с вычеркиваниями и обобщениями.

Понятие конгруэнтности общения. Двойная связь. Причины неконгруэнтных посланий. Работа с неконгруэнтными посланиями.

Тема 7. Основанная на опыте модель консультирования семьи

Сущность подхода: Работа психолога с клиентом должна помочь последнему пережить "здесь и сейчас" новый опыт, помогающий членам семьи стать более гармоничными, интегрированными, творческими личностями, что должно изменить их отношения в семье. Важно, чтобы члены семьи захотели пережить этот опыт еще раз.

Причины внутрисемейных нарушений: Вера дисфункциональной семьи в миф, что "открытый конфликт может нарушить семью". Последствия этого: семья застревает в какой-то точке своего становления и не может далее совершенствоваться. Тезис К. Витакера о том, что семья обладает громадными потенциальными ресурсами для самосохранения.

Цели работы: Переход от ригидного общения к более спонтанному, приобретение опыта подобного общения членами семьи с тем, чтобы они захотели пережить опыт спонтанного общения еще раз.

Методы и принципы работы: Провоцирование членов семьи на конфликт, открытое выражение своих эмоций и чувств. Ориентация на восприятие момента, анализ поведения по принципу "здесь и сейчас", акцент на чувствах других и собственных чувствах, на выражение эмоций, которые в реальной жизни подавлены.

Тема 8. Стратегическая модель работы с семьей

Понятие "Концептуальная структура". Метод работы: вывод семьи из лингвистического плена, новое, необычное для семейной концептуальной структуры, подчас парадоксальное формулирование проблем. Способы изменения семейных отношений через изменения в значениях, новые ритуалы (инвариантное предписание), целенаправленный стресс, директивы, парадокс. Особенности работы Джея Хейли, Клу Маданес, Мары Сельвини Палаззоли, Пэгги Пэпп.

Тема 9. Метод расстановки по Б. Хеллингенру в работе с семьями

Феноменологический метод исследования реальности отношений. Семейно-системные переплетения и их разрешение методом расстановок.

Условия, необходимые для хороших отношений. Совесть как орган, отвечающий за равновесие в отношениях.

Специфика отношений между родителями и детьми с точки зрения данного подхода и возможные нарушения, связанные с этой областью. Работа с ними методом расстановок.

Удачные и неудачные отношения в паре, их коррекция методом расстановок.

Системные конфликты и пути их решения.

Тема 10. Представление об идеальной семье в концепции К. Роджерса. Роль семейного терапевта

Тенденция развития групп в современном европейском обществе - помимо решения узкофункциональных задач становиться группами, где решаются проблемы, связанные с запросом на клиент-центрированную терапию.

Роль семейного терапевта и ее составляющие с точки зрения клиент-центрированной терапии.

Модель идеального родительства в концепции К. Роджерса. Связь успешности человека в роли родителя с его уровнем принятия себя. Методы повышения уровня самопринятия человека. Методы коррекции отношений в семье, использовавшиеся К. Роджерсом.

Тема 11. Работа психолога-консультанта с супружескими конфликтами

Конструктивная и деструктивная функции конфликта в жизни супругов. Цель работы психолога по отношению к супружескому конфликту. Причины усиления деструктивной функции в супружеских конфликтах и работа с этими причинами.

Техники, позволяющие формировать у супругов навыки конструктивного поведения в конфликтной ситуации:

  • Методика "Конструктивная ссора" ("Конструктивный спор") чешского психолога Станислава Кратохвила.

  • Методика "Супружеский договор". Использование графиков освоения навыков решения проблем, дневниковых форм записей в процессе применения этой методики.

  • Техники "Супружеская конференция" и "Семейный совет".

  • Методика психологической диагностики и коррекции конфликтного общения в семье В.А. Смехова.

Использование психодиагностической методики "Реакции супругов на конфликт", разработанной украинским психологом А.С. Качаряном, для диагностики глубинных причин супружеских конфликтов. Работа с этими причинами в случае их обнаружения.

Тема 12. Техники перевода локуса внимания супругов с вопросов о власти и доминировании на вопросы о чувствах

Техники "Воспоминание", "Семейные фотографии", "Семейное кукольное интервью", "Завершение предложения", проективная техника "Если бы я был...". Использование этих техник, а также анализа сновидений для перевода локуса внимания супругов с вопросов о власти и доминировании на вопросы о чувствах.

Тема 13. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с поиском потенциального брачного партнера

Рекомендации по поводу того, как можно повысить эффективность своего поведения в период поиска потенциального брачного партнера.

Стратегия максимально спонтанного поведения и отсутствия сознательных усилий при поиске потенциального брачного партнера (неосознанная стратегия) как неконструктивная стратегия, работа с ней практического психолога.

Основные этапы работы:

  • определение клиентом своих вкусов, интересов, склонностей, умений, предпочтений;

  • работа с личностными особенностями, затрудняющими поиск потенциального брачного партнера;

  • выработка индивидуализированного образа потенциального брачного партнера с учетом сведений, полученных о себе;

  • обучение клиента психотехнике самостоятельного знакомства;

  • сопровождение последующей активности клиента, направленной на поиск потенциального брачного партнера.

Тема 14. Психологическое консультирование по вопросам, связанным с углублением и расширением межличностных отношений

Фазы, которые проходят потенциальные брачные партнеры после знакомства, в процессе которых они оценивают друг друга на предмет возможного дальнейшего сотрудничества в браке.

Факторы, которые вмешиваются в этот процесс, повышая степень проблемности будущего супружеского союза.

Наиболее часто встречающиеся ошибки в поведении сторон до брака. Действия, облегчающие познание другого и сближение.

Ситуации раздвоения мотивов брачного поведения, приводящие к проблемам будущих супружеских союзов.

Тема 15. Психологическое консультирование по проблемам, связанным с повторным браком

Специфические проблемы, возникающие вследствие повторных браков и работа с ними практического психолога.

Психологическое консультирование ремиссионных семей.

Тема 16. Работа психолога-консультанта с проблемами воспитания детей в семье

Основные виды причин, приводящих к нарушению процесса воспитания ребенка в семье. проблемы воспитания детей в семье: в нарушениях супружеских отношений родителей или в личностных проблемах родителей.

Три основные группы воспитательных методов:

  • Методы, основанные на приоритете силы родителей.

  • Методы, основанные на лишении ребенка родительской любви.

  • Методы, основанные на обмене информации между родителем и ребенком, и на возбуждении в ребенке полезных с точки зрения целей воспитания чувств.

Эффективные и неэффективные методы воспитания ребенка.

Основные нарушения воспитания ребенка в семье (согласно шкалам опросника "Анализ семейного воспитания") и работа с ними.

Тема 17. Работа с семейными причинами детской тревожности и детских страхов

Семейные причины детской тревожности и детских страхов.

Методика работы с детской тревожностью и детскими страхами с помощью рисунков.

Игры, которые используются при работе со страхами и тревожностью: "Пятнашки", "Жмурки", "Прятки", "Кто первый", "Быстрые ответы". Их модификации.

Цикл игр "Противоборство": "Поединок", "Стрельба из лука", "Сражение", "Противоборство с бесчувственными и агрессивными объектами (роботами)".

Игры, которые проводятся с несколькими семьями сразу или членами расширенной семьи, чтобы закрепить полученные результаты в преодолении страхов: "Мяч в кругу", "Проникновение и выход из круга", "Сжатие", "Пролезание", "Автобус", "Коридор", "Футбол" и "Регби", "Кочки", "Восхождение".

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины психология общения Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Психология общения» входит в состав дисциплин специализации по направлению «Социальная психология» основной образовательной программы, учебного плана по специальности «Психология» гуманитарного факультета НФИ КемГУ.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины психология рекламы Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология рекламы» (ДС.
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины психология консультирования Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология консультирования» (ОПД.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины психология политики Для специальностей

    Учебно-методический комплекс
    Политика – непрерывный, постоянный процесс, который оказывает прямое влияние как на жизнь общества, так и на общественно-профессиональную работу выпускника университета.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (1)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ФТД.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (2)

    Учебно-методический комплекс
    3. Учебно-тематические планы, графики организации самостоятельной работы, особенности организации самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины психология труда Для специальностей (3)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине «Психология труда» (ГСЭ.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология мотивации» Для специальности 030301 психология

    Учебно-методический комплекс
    (филиал «Угреша») в 8 семестре. Курс соответствует требованиям государственного образовательного стандарта подготовки психологов в университете. Задачами данного курса являются: выработка у студентов компетенции, знаний и навыков в
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины «психология семьи»

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Психология семьи» является вводным в курс «Основы психотерапии и семейного консультирования» . Курс знакомит студентов с основами психологии семьи.

Другие похожие документы..